Есть ли в исламе духовенство? Чем алимы отличаются от христианских священников?



Вопрос. Есть ли в исламе духовенство? Почему ваши имамы и муфтии не могут отлучить от ислама террористов?

Ответ. Иногда приходится слышать и от некоторых мусульман об «исламском духовенстве», о каких-то параллелях с христианским духовенством. Муфтиев сравнивают с епископами, патриархами. В связи с этим необходимо внести ясность в понимание термина «мусульманское духовенство» и в понятие «духовенство» вообще.

Откуда взялось жречество

Еще в древнем Шумере ослепленный духовным невежеством человек, поклонявшийся множеству придуманных им самим богов, пришел к мысли, что невозможно совместить постоянное угождение всем богам с необходимостью работать, воевать, вести семейную жизнь и прочее. И тогда он решил создать свои собственные каменные изображения, написать на них свои имена и выставить их в храме, чтобы они были полномочными посредниками, как бы ритуальной заменой их хозяев.

Нетрудно представить, как развивалась потом эта система отношений: место каменных «предстоятелей за народ» и посредников в общении с богами заняли живые «предстоятели за народ» – профессиональные жрецы (по-русски – священники, «те, кто освящают жертвы»), заверявшие, что с этой-то ролью они справятся, – проверить невидимое очень трудно. Чтобы верующие доверяли им общение с богами, был установлен особый ритуал – обряд посвящения в сан жреца, целью которого являлось подтверждение общиной получения этим священнослужителем как бы свыше особых полномочий быть эксклюзивным, незаменимым посредником во всех взаимоотношениях богов с людьми и людей с богами.

Как писал Макс Вебер, «откровение и меч... вводили новые отношения. Однако после смерти пророка или военного предводителя возникал вопрос о преемнике. Решался ли этот вопрос посредством... избрания по харизме, посредством назначения наследника рукоположением или по наследственной харизме, с этого момента всегда начиналось в том или ином виде господство правил... начинается процесс господства традиционализма... окружающие харизматического властителя ученики, апостолы, последователи становятся священниками, вассалами, прежде всего – должностными лицами».

Избранничество Богом, не зависящее от людей, подменяется человеческими правилами и человеческим же избранием на постоянную, по сути – профессиональную должность. А там, где есть профессиональная должность, появляется свой профессинальный клан, корпорация, имеющая свой клановый интерес. Широко известны и сейчас кланы жрецов Осириса и Исиды, Орфея и Аттиса, Митры, Ваала, Зевса и т. д. Для руководства отправлением культа они создавали сословия, или касты, в которые принимали только «посвященных». Для воздействия на массы жрецы применяли различные эффекты гипнотического характера и магию. Жреческие касты обладали несметными богатствами и политическим весом.

«Можно определять священнослужителей и как функционеров регулярно действующего, организованного предприятия по оказанию влияния на богов, в отличие от индивидуальных действий колдунов, происходящих от случая к случаю. Между крайними типами этой противоположности существует скользящая шкала переходов, но в своих "чистых" типах... признаком священства можно считать наличие каких-либо постоянных мест культа в сочетании с определенным аппаратом культа. Решающим для понятия священнослужителя можно считать то, что эти функционеры состоят... на службе обобществленного социального объединения, следовательно, являются его служащими и действуют исключительно в интересах его членов, а не как колдуны, свободные в своих действиях» (Макс Вебер) (Вебер М. Избранное: Образ общества. М., 1994. С. 69, 99.).

Жреческая каста, как бы облеченная эксклюзивными полномочиями на особые контакты с Небесами, стала «от имени Небес» претендовать на особый статус в обществе, на высшие судейские полномочия в оценках всей жизни общества. Тем самым жреческая каста, в силу своего кланового интереса, пытается регулировать поведение всего общества, ссылаясь на реальность присутствия Божества в предметах и существах этого мира. По этой же причине жреческая каста во все века противилась процессам просвещения и образования широких масс населения, особенно развитию гуманитарных наук. Запрет под угрозой смерти на развитие наук о душе – например психологии, психоанализа – закреплял иллюзию незаменимости жреческой касты во всем, что касалось души человека, и политическая власть, особенно деспотическая, монархическая, заинтересованная в оправдании своей диктатуры над большинством населения, вынужденно соглашалась с этим, тормозя развитие науки на века и тысячелетия.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 182; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!