Есть ли духовенство в исламе?



В исламе только а́лимы (или иначе уле́мы, носители подлинных знаний, ведущие благочестивую жизнь) являются наследниками пророков, но они не несут, как пророки, новой вести от Аллаха всем людям, а только доводят до каждой отдельной личности в доступной для нее форме и более детально ту волю Аллаха, которая уже выражена в общем виде в Коране и Сунне.

Однако проблема клерикализма[35] появилась и в исламе. Слишком велик был соблазн монополизировать религию в руках правителей, жаждущих завоеваний и богатств, присвоить себе право на эксклюзивное толкование Корана, «закрыв» умме «врата иджтихада», использовать ислам в корыстных интересах. Внутриисламский клерикализм шел по двум крайним путям: традиционалистскому и джихадистскому. Традиционалистский путь в народе часто называют «муллократией». В различных областях появились муллы (эта должность чаще называется «имам-хатыб») и даже административная иерархия служителей мечетей.

Негативную роль в этом сыграли и власти, как в мусульманских странах, так и в немусульманских, например в Российском империи, стремившиеся как можно сильнее подчинить себе волю мусульман. Так, в XVIII-XIX вв. были созданы «духовные управления мусульман» по примеру отчасти православных и отчасти лютеранских епархий Германии, с тем, чтобы обеспечивать контроль государства над верующими через посредство МВД, которое с 1802 г. назначало муфтиев и мулл. Однако ни власти, ни их назначенцы не учитывали принципиальную разницу в вероучении двух религий.

В христианстве священники – носители культовой должности в храме имеют право отлучать верующих от церкви за непослушание, и именно на этом основана посредническая роль духовенства, без которого доступ человека к Богу как бы закрыт. Однако в исламе правом на закрытие задвижки в контактах человека с Аллахом (правом «отлучения от ислама») никакая структура не обладает и в принципе не может обладать. От ислама человек может отлучить только сам себя, намеренно отвергая основные постулаты религии.

Человек, признающий эти постулаты, остается мусульманином, хотя бы он и совершал грехи и даже серьезные преступления – за грехи и преступления его ждут наказания в обеих жизнях, но отказать ему в праве верить в Единственного Бога никто не может, и пока человек жив, у него еще есть надежда исправиться.

Муфтий не является «мусульманским патриархом» или кардиналом, или епископом. Понятия «муфтий», «шейх уль-ислам» и т. д. означают лишь степень духовной учености людей (это как «профессор» или «академик») в религиозных знаниях, дающую право на вынесение богословско-правовых заключений по актуальным вопросам мусульманской жизни. Чем выше богословский уровень и степень благочестия мусульманской элиты, тем спокойнее и благочестивее жизнь простых мусульман. Если есть где-то уважаемый имам или муфтий, имеющий знания и личный авторитет, его лично, за его личные знания, но не за должность, будут слушать и за его призывами пойдут, если же имам нечестив и безграмотен, никто за ним не пойдет и никто его не послушает.

Вследствие механического переноса христианской модели из одной системы координат в качественно иную в царской России должности в умме стали давать не всегда за знания и благочестие, но по принципу: кто ближе к МВД. А в советский период атеистические власти целенаправленно старались продвигать на должности служителей всех религий самых скомпрометированных людей, чтобы «держать их на крючке». Нередкими стали доносы имамов на своих верующих, поэтому многие штатные имамы, муллы стали объектом осуждения верующих и острого юмора, типа анекдотов про муллу Насреддина.

Противоестественность для уммы насаждаемой извне структуры стала одной из причин появления альтернативного клерикализма, заявляющего о своей «шариатской чистоте» и о необходимости вести повсеместный «джихад с неверными». Ведь за советами богословско-правового характера верующий вправе обращаться к любому алиму, если свой имам безграмотен, а с остальными вопросами – вообще к любому знающему правоверному. И что мешает этому советчику оказаться джихадистом, который ведет очень строгую жизнь по религиозным предписаниям?

Из этого следует, что административная вертикаль в исламе не может работать аналогично тому, как она работает, например, в христианстве. Во многом недостатки механически перенесенной в умму извне вертикали корректируются естественной самоорганизацией мусульман. Реальной традиционной структурой самоорганизации мусульман остаются шейхи и устады. На Северном Кавказе верующие, поспорившие между собой, обращаются к старцу, который лучше знает шариат, и он разрешает их спор на Коране. Шейхи и устазы получают сами и передают другим свой духовный опыт, полученный по цепочке преемственности – сильсиля.

Сама по себе разумная субординация – административная вертикаль – в сочетании с присущей исламу координацией и нужна и полезна для уммы, ибо выполняет важные представительские функции перед немусульманскими властями, может консолидировать умму в целом и объединять мусульман вокруг значимых проектов, координировать даʼват (призыв), благотворительность, выполнять правозащитные функции. Гармония между координацией братьев в исламе и субординацией между знающими, учащимися и незнающими – главный щит против клерикализма.

Второй, «альтернативной» и крайней ветвью внутриисламского клерикализма стало движение такфиристов и джихадистов (независимо от того, какое название они используют для своих группировок). Такфи́р – это выведение кого-либо из ислама на основании действий самого человека, несовместимых с пребыванием в исламе.[36]

Однако ряд неоклерикальных группировок, возведших военный джихад на уровень религиозного поклонения и воспроизводящих практику заблудшей секты хариджитов, стали неправомерно расширять границы такфира. Они стали объявлять по своему усмотрению вне Ислама (как христиане вне церкви) всех мусульман, отказывающихся следовать примитивно-буквалистским трактовкам Корана (искажающим его смысл), а также тех, кто отказывается подчиняться приказам неоязыческих жрецов, которых они именуют амирами и которые по своим функциям ничем не отличаются от папы римского и инквизиторов. Уместно приложить к такфиристам и джихадистам хадис Пророка ﷺ, разъясняющий аят Корана:

«Они взяли своих священников и монахов и Ису, сына Марьям, себе за господ вместо Бога. Хотя им было приказано поклоняться Единому Богу» (9:31). Когда принявший ислам христианин Ади ибн Хатим спросил у Пророка ﷺ о значении этого аята, тот уточнил: «Считаете ли вы запретным то, что они вам запрещают, и позволяете ли вы себе то, что они вам позволяют?» Ади ибн Хатим ответил: «Да». Тогда Посланник Аллаха сказал: «Это и означает, что вы почитаете их вместо Бога» (Бухари, Муслим).

Именно эти секты неоязыческих клерикалов, взявших себе в качестве господ самозваных «амиров», кощунственно приписывающих себе некую «чистоту первоначального ислама», более всего и дискредитируют ислам, затрудняют исламский призыв, а также более всего используются спецслужбами Запада в провокациях против реальных мусульман.

Таким образом, в исламе понятия «священства» нет, оно введено в подражание другим религиям в более поздний период его истории. Ведущую роль в исламе играют алимы – благочестивые ученые, которые, независимо от занимаемых должностей или совсем без них, научают истинам Корана и Сунны верующих, следующих за ними по принципу таклида как в богословии, в молитве, так и в жизни.

Али Вячеслав Полосин, Айдын Али-заде


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 199; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!