Объединение или освобождение арабов



Предположение, будто Мухаммад ﷺ написал Коран с целью объединения и освобождения арабов, очень трудно обосновать по следующим причинам:

Во-первых, если бы это было так, то в Коране был бы сделан сильный акцент на этом положении. Но во всем Коране нет, ни одного аята, призывающего к объединению или освобождению арабской нации. Если кто-то предполагает, что Мухаммад ﷺ был автором Корана, то объединение арабов не могло быть поводом для этого уже потому, что это совершенно не отражено в Коране.

Во-вторых, кораническая концепция наций и народов выступает против любого проявления националистических наклонностей. Каждый, кто принимает идеологию ислама, становится членом мусульманской общины независимо от национальности, расы, цвета кожи и даже кровных уз. Иногда это становится даже причиной отдаления отца от сына[6] (9:23; 11:45-46; 2:124; 66:10-11). Объединение, которое проповедовал Коран и которое преобладало в Аравии после триумфа ислама, было идеологическим (61:4, 3:103).

В-третьих, если бы объединение арабов было целью Мухаммада ﷺ, он мог бы принять сделанное ему язычниками предложение стать королем арабов и затем использовать власть и влияние для построения единой Аравии.

В-четвертых, в Коране есть аяты, опровергающие идею о том, что целью Мухаммада ﷺ был арабский национализм. Один их этих аятов гласит: «И вот сказали ангелы: "О Марьям! Воистину, Аллах избрал тебя, очистил и возвысил над женщинами миров"» (3:42). Приведенный аят обращен к Марии, матери Иисуса, мир ему. Мухаммад ﷺ был арабом и был послан в среду арабов. Нравилось им это или нет, Аллах сказал им, что Мария, мать Иисуса, была лучшей женщиной всех народов. Не мать Мухаммада ﷺ и не другая арабская женщина. Почему Пророк ﷺ, если он хотел содействовать арабскому национализму, выступил против проповеди превосходства арабской нации, чествуя такими благородными словами женщину, родственную его оппозиции – мединским евреям, которые относились к враждебной народности и презирали арабов как низшую? Это утверждение вряд ли будет способно объяснить и следующий аят: «О сыны Израилевы! Помните о милости, которую я оказал вам, а также о том, что Я возвысил вас над народами мира» (2:47).

Реформа морали

Некоторые исследователи считают, что к составлению Корана Мухаммада ﷺ подтолкнула необходимость моральных перемен. Мнение о таком реформаторстве имеет несколько слабых моментов. Моральные реформы являются благородной целью, которая могла быть достигнута без использования таких безнравственных приемов, как ложь и обман. Причины, по которым для построения нравственного общества выбираются безнравственные средства, неясны и сторонниками этого мнения не устанавливаются.

Вторая проблема состоит в том, что Коран определяет ложь о Господе как один из наиболее отвратительных грехов: «Есть ли кто несправедливее тех, кто измышляет на Аллаха ложь или говорит: Мне дано откровение, хотя никакого откровения ему не дано» (6:93). «Если бы он приписал Нам какие-либо речи, то Мы схватили бы его за правую руку. Потом Мы перерезали бы ему аорту» (69:44-46; см. также: 42:24; 16:105). Приведенные аяты предупреждают о наиболее унизительных наказаниях для лжецов подобного рода. Будучи автором Корана и выдумав, что он ниспослан от Аллаха, Мухаммад ﷺ вряд ли стал бы описывать себя как самого безнравственного человека. Опасаясь, что его подлог будет однажды раскрыт, он мог бы изменить предыдущие аяты на что-нибудь вроде того, что «нет вины на том, кто был вынужден солгать ради Аллаха».

Фактически, даже предположение о том, что Коран сосредоточен на моральной реформе, неверно. Ведь моральные предписания – это лишь часть откровений. Коран же охватывает все сферы человеческой жизни. В нем есть, например, повеления изучать и исследовать Вселенную: «Скажи: ступайте по земле и посмотрите, как Он создал творение в первый раз» (29:20; см. также: 12:105; 2:29; 38:27; 7:158).

Предположение, будто Мухаммад ﷺ сознательно подделал Коран, не соответствует его прекрасному нраву. Даже до начала его пророческой миссии он был известен в своем народе как правдивый, надежный человек (Амин). За ним никогда не была замечена ложь, и этот факт был известен даже его врагам. После веления Божьего вести открытую проповедь, он собрал всех курейшитов у холма ас-Сафа. Собравшиеся спросили: «Что это значит?» Он ответил: «Представьте: если я скажу вам, что за этим холмом стоит армия, ожидающая удобного момента для нападения на вас, поверите ли вы мне?» Они сказали: «Да, на тебе нет ни одного пятна, и мы не знаем, чтобы ты когда-либо солгал».

Примером его верности может также служить тот факт, что в ночь переселения в Медину, перед тем как покинуть дом, он приказал своему двоюродному брату Али возвратить всем немусульманам то, что они доверили ему для сохранения (аманаты).

Бессознательная подделка

Это мнение, возможно, основано на следующих двух хадисах из «ас-Сахих» имама аль-Бухари, описавшего состояние Мухаммада ﷺ во время откровений.

Аиша, да убдет доволен ею Аллах, рассказывала, что аль-Харис ибн Хишам спросил Мухаммада ﷺ: «О Посланник Божий ﷺ, как Божественное Откровение ниспосылается тебе?» Он ответил: «Иногда это похоже на звон колокола. Это – самая тяжелая для меня форма. Это состояние проходит после того, как я уразумею все, что мне внушается. Иногда ангел приходит в человеческом обличий и говорит со мной, и я понимаю, что он мне говорит». Аиша добавила: «Во время ниспослания Откровения в очень холодный день я замечала капли пота на его лбу».

Аиша рассказывала также: «Вначале Посланник Аллаха ﷺ получал Откровения в виде прекрасных видений во сне, которые являлись ему в образе утренней зари. Затем у него появилась тяга к уединению. Он уединялся в пещере горы Хира, где проводил в поклонении Единому Аллаху несколько дней перед тем, как снова увидеть свою семью. Обычно он брал с собой немного еды. Затем он возвращался к Хадидже, чтобы запастись едой, и снова уходил, пока истина не снисходила на него. Когда он был в пещере Хира, к нему пришел ангел и велел ему читать. Мухаммад ﷺ ответил: "Я не умею читать"».[7]

Филипп Хитти в своей книге «Ислам и Запад: историческое обозрение» писал, что Пророк ﷺ, получая Откровение, испытывал состояние экстаза. Этим Хитти пытался подкрепить обвинение в том, что «он был эпилептиком».

В книге «Ислам и Запад: действительность и выдумки» Норман Дэниел цитирует несколько взглядов: «По некоторым версиям, Мухаммад убедил Хадиджу в своем «скрытом превосходстве в искусстве магии». Иные считают, что он выдвинул идею Откровения после его первого эпилептического удара». Описывая позицию Марка, Норман Дэниел пишет: «Кроме эпилептической теории существует так называемая теория религиозных иллюзий. В соответствии с ней, глубоко религиозный человек может иметь видения, приводящие его к мысли, что все его мысли от Бога, в то время как это не так».

Д. М. Родвелл говорит: «Мухаммад ﷺ в течение всего жизненного пути был в большей или меньшей степени жертвой самообмана. Мать его была довольно нервозной женщиной, поэтом он мог быть подвержен болезненным и фантастическим галлюцинациям, а чередование возбуждения и депрессий убеждало невежественных людей в истинности его утверждений».

Брайан С. Тарнер пишет: «Традиционные описания жизни Мухаммада утверждают, что он либо был психически здоров, но выдумывал, что является посланником Аллаха, либо был психически нездоров и был уверен в своей миссии пророка».

Точка зрения признанного атеиста Робинсона такова, что Мухаммад ﷺ не был лицемером и был здоров. Он считает Коран продуктом подсознания Мухаммада ﷺ и утверждает, что Коран – это не Божественное Откровение, а лишь бессознательное воспроизведение знаний и опыта Мухаммада ﷺ, ошибочно приписываемое Богу.

Описывая, в общем, теорию бессознательного создания Корана, можно выделить три главных пути ее развития: это версии о создании Корана как продукта эпилептического воображения, религиозных иллюзий и о создании подсознательном. Их роднит предположение о том, что Мухаммад ﷺ создал Коран сам и создал его вопреки себе самому.

Теория религиозных иллюзий

Версии о религиозных иллюзиях, как и о бессознательном создании, предполагают, что Коран действительно был сочинен Мухаммадом ﷺ благодаря его знаниям, воображению, опыту и окружающей обстановке, хотя он сам и не знал этого. Но в Коране есть многочисленные утверждения, которые не могли быть продуктами ни сознания Мухаммада ﷺ, ни его подсознания. Мы приведем примеры, связанные с историческими фактами и событиями будущего. Один из них описан в 18-й суре Корана, ниспосланной в ответ на три вопроса язычников, которые, посоветовавшись с обладателями Писания, то есть христианами и иудеями, задали святому Пророку ﷺ вопросы, чтобы проверить его правдивость. Они спросили его:

Кем были «спящие в пещере»? 2) Какова подлинная история праведника по имени Хидр? 3) Что ты знаешь о Зулькарнайне?

Эти три вопроса связаны с историей христиан и иудеев, которая не была известна в Хиджазе, где жил Пророк ﷺ. Выбор этих вопросов был продиктован желанием узнать, связан ли Пророк ﷺ с каким-либо источником знаний о сокровенных и неизвестных вещах.

Когда они задали эти вопросы, Мухаммад ﷺ произнес: «Завтра я расскажу вам». Однако он забыл сказать слова: «Если так будет угодно Аллаху» (ин ша-а Ллах). Когда люди пришли к нему за ответом, он отложил встречу, и так продолжалось день за днем, пока, наконец, в пятнадцатую ночь не пришло Откровение.

Мекканцы насмехались над ним, а он терзался и печалился из-за того, что не получил помощь, на которую так надеялся. Но Джибриль (мир ему) принес ему Откровение, упрекающее его за его терзания и дающее ответы на вопросы. Причина его долгого ожидания объясняется в аятах 23 и 24 суры «Аль-Кяхф»: «И ни о чем никогда не говори: я непременно сделаю это завтра, не добавив: "Если так хотел Аллах". Если же ты забыл об этом, то помяни Господа своего и скажи: "Быть может, Господь мой направит меня короче к прямому пути, чем тот путь, что я задумал"».

Обсуждая значение этой достаточно долгой задержки, Мартин Линде пишет: «Хотя промедление с откровением и было мучительным для Пророка и его последователей, но в действительности оно лишь добавило им силы. Его худшие враги отказались от каких-либо заключений, но для курайшитов, у которых было два вида мнений, это было мощным подтверждением его претензий и доказательством того, что откровения приходят к нему с небес. Это отрицало его участие и какой-либо контроль за откровениями с его стороны».

Можно ли понять этот шаг? Если Мухаммад ﷺ выдумал ранние Откровения, он не стал бы медлить и в этот раз, ведь риск был столь велик.

Отметим, что Мухаммада ﷺ спрашивали о необычных событиях. Трудно объяснить, как религиозные иллюзии могли бы помочь ему правильно ответить на вопросы, заставляющие молчать его критиков. Коран говорит о спящих в пещере: «Они провели в пещере триста лет и еще девять» (18:25). У этих слов есть свой смысл. В аяте не говорится «триста девять лет», а используется совсем иная, на первый взгляд кажущаяся громоздкой, форма: «триста лет и еще девять». Почему надо прибавить 9 лет? А потому, что по солнечному календарю этот промежуток составляет 300 лет, а по лунному – 309 лет, так как лунный год на одиннадцать дней короче, и за 300 лет разница составила 9 лет. Предположения о том, что эта изумительная точность вычислений имеет своим источником подсознание Мухаммада ﷺ или, более того, галлюцинации, не кажутся убедительными.

Другой пример описан в 89-й суре, в которой с 6-го по 8-й аяты упоминается древний город Ирам: «Неужели ты не думал о том, как поступил твой Господь с племенем ̒Ад – жителями Ирама, воздвигшими величественные строения, подобных которым не было создано в какой-либо стране?»

Помимо коранических, других сведений об этом городе со времен Пророка ﷺ не было. Это породило множество спекулятивных заявлений о его возможном географическом местонахождении. Поиски исследователей, опубликованные в официальных журналах национального географического общества Америки в декабре 1978 г., показали, что город Ирам действительно существовал. В 1975 г. доктор Римского университета Паоло Маттиэ, директор итальянской археологической миссии в Сирии, на руинах дворца, разрушенного примерно в XXIII в. до н. э., нашел величайший из когда-либо найденных архивов. Было обнаружено более 15 000 табличек с надписями, из которых и стало известно об обширных связях сирийского города Эбла с некогда известным городом Ирам.

Согласно словарю современного английского языка, подсознание – это «скрытый уровень разума и мыслей за пределами знаний сознания человека». Трудно вообразить, что подсознание или религиозные иллюзии могли помочь Мухаммаду ﷺ дать в Коране архитектурную характеристику города, разрушенного за 3 тыс. лет до его рождения! Более того, Коран в нескольких местах утверждает, что ни Мухаммад ﷺ, ни другие люди не знали этих историй до их ниспослания: «Все это – вести о сокровенном, и Мы ниспосылаем их тебе как Откровение. Ни ты, ни твой народ не ведали о них прежде. Так будь же терпелив, ибо [счастливый] исход уготован богобоязненным!» (11:49).

Кроме того, в Коране содержатся определенные утверждения о событиях будущего. Об этом свидетельствует следующий пример.

Первые семь аятов 30-й суры были ниспосланы в 615 г. В них ясно утверждается, что Римская империя (Византия), которая незадолго до этого потерпела поражение от персов, в ближайшее время победит их. Здесь используется арабское слово бидъ, обозначающее период от 3 до 9 лет. Через 7 лет после этого пророчества византийцы действительно победили персов. Что же может быть изумительнее того, что пророчество говорит: «И в тот день возликуют верующие» (30:4)? Как пишет Хингора в книге «Ниспослание Священного Корана», «пророчество исполнилось точно: в 624 году Ираклий в решающем сражении победил персов, и в тот же год мусульмане одержали победу над язычниками Мекки при Бадре. Верующие в тот день ликовали, как это и было предсказано в Коране».

Другой пример можно найти в 111-й суре, где утверждается, что дядя Пророка ﷺ Абу Ляхаб умрет неверным. Описывая Абу Ляхаба, Томас Патрик Хадес пишет: «Он был наиболее озлобленным врагом Пророка и изо всех сил препятствовал распространению ислама. Когда Мухаммад получил приказ увещать близких, он собрал их всех вместе и сообщил им о послании, предостерегающем их от адских мук. Абу Ляхаб отверг его миссию и закричал: «Да сгинешь ты! Неужели ты позвал нас сюда лишь ради этого?» – и поднял камень, чтобы бросить его в Мухаммада ﷺ».

Абу Ляхаб умер спустя одиннадцать лет после начала проповеди Мухаммада ﷺ. Зная, что он был злейшим врагом Мухаммада ﷺ, было бы неблагоразумно делать такие заявления, ведь Абу Ляхабу могло быть очень легко попытаться унизить Коран, стоило ему уверовать[8]. Почему Абу Ляхаб отверг этот превосходный шанс? Что дало Мухаммаду ﷺ такую уверенность в том, что Абу Ляхаб не использует эту соблазнительную возможность в течение десяти лет? В любом случае, опыт человека не может включать знания о будущем.

Существуют и другие моменты, ослабляющие версию о подсознательном создании Корана. В Коране нет обвинений в адрес других людей и выражения непотребных чувств, но есть назидания самому Пророку ﷺ. К примеру, первые десять аятов 80-й суры упрекают Пророка ﷺ за неприветливое обхождение с Абдуллой ибн Умм Мактумом. Пророк ﷺ знакомил с исламом нескольких знатных людей из числа курейшитов, когда к нему подошел Абдулла ибн Умм Мактум, бедный слепой человек. Не зная, что Пророк ﷺ беседует с другими людьми, слепец попросил научить его аятам Корана. Пророк ﷺ нахмурился и отвернулся от слепого старца. С осуждения этого поступка и начинается 80-я сура.

В 67-м и 68-м аятах суры «Добыча» Коран также осуждает Пророка ﷺ за решение о судьбе 70 пленников, взятых в бою при Бадре. На этом подобные примеры не кончаются. Невероятно, чтобы порицания были продуктом подсознания самого Мухаммада ﷺ. Аяты Корана не перестают доказывать это.

Однажды лицемеры стали распространять злобную клевету, подвергая сомнению целомудренность и верность жены Пророка ﷺ Аиши. Пророк ﷺ был очень огорчен этим. В течение месяца он терпел, ни разу не высказав своего мнения по этому поводу. Потом было ниспослано Откровение, вошедшее в суру «ан-Нур», которое разоблачило мерзкие цели лицемеров и оправдало Аишу. Кораническое Откровение не могло бы утешить Пророка ﷺ, если бы он сам был его автором. К тому же, если бы Коран был продуктом его подсознания, его творение не заняло бы так много времени.

Другой трудностью, которая не может быть решена в рамках теории о подсознании, является тот факт, что Мухаммад ﷺ открыл людям много сокровенных сообщений, не вошедших в Коран. Очень важно и то, что сам он видел большое различие между ними, и они действительно несравнимы. Если Коран содержит вызов человечеству создать нечто похожее, то в хадисах – высказываниях самого Пророка ﷺ – этого нет. Хотя они и очень красноречивы, но подобное им все, же можно воспроизвести.

Мы попытались показать, что первое логическое предположение, рассматривающее Мухаммада ﷺ как создателя Корана, несостоятельно, хотят того противники ислама или нет. Теперь перейдем ко второму логическому предположению – о том, что Мухаммад ﷺ не был автором Корана, а просто списал его из книг других авторов.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 219; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!