Кто автор Корана? Об источниках ислама



Вопрос. Источники Корана – земные. Вы слепо верите, что Бог – единственный источник Ислама, а значит, отрицаете наличие других – человеческих источников. Вы согласны с тем, что если нам удастся доказать земное происхождение любой части Корана или доказать наличие в нем заимствований из других, предшествующих религиозных систем, то автором Корана нужно будет признать не Бога, а Магомета со всеми его человеческими представлениями?

Ответ. Вам не удастся доказать человеческое происхождение даже десяти аятов Священного Корана. А утверждения, будто Мухаммад ﷺ «списал» идею единобожия из Библии, просто смешны – это все равно, что обвинить пророков Исаию и Иеремию (мир им) в том, что они списали идею единобожия у Моисея (мир ему). Приводим отрывок из работы Мустафы Хамзы Ниязи «Источники Корана» (пер. Айдына Али-заде).

Кто является автором Корана? По этому поводу многие исследователи ведут друг с другом споры. Авторы этой работы попытаются, взяв на вооружение логические аргументы, исторические сведения, текстовый анализ и научные данные критически рассмотреть большинство их теорий. Возможно, единственное заключение о Коране, в котором сходятся все, это то, что впервые он был произнесен человеком по имени Мухаммад ﷺ, родившимся в VI в. в городе Мекка в Аравии. Мнения о происхождении Корана можно условно объединить в три основные группы:

1. Мухаммад ﷺ сам является автором.

2. Мухаммад ﷺ не является автором, но узнал Коран от других людей, сочинивших его.

3. Коран – это Слово, ниспосланное Мухаммад ﷺ от Бога.

Мог ли Мухаммад ﷺ быть автором Корана?

Мы начинаем с рассмотрения аргументов тех исследователей, которые считают Мухаммада ﷺ автором Корана. Оценивая эту позицию, очень важно обратиться к тому, что говорится по этому поводу в самом Коране. Он гласит: «Воистину, Коран – послание Господа миров, с которым снизошел верный Дух (Джибриль)» (26:192-193). Сходные утверждения присутствуют и в других местах (3:3, 4:105, 16:44, 15:9, 25:1). Более того, сам стиль обращения оставляет впечатление послания Творца творениям. Все суры Корана, за исключением суры 9 «Покаяние», начинаются словами «Во имя Аллаха (хвала Ему, Всевышнему), Милостивого, Милосердного». Обращения идут от первого лица, и во многих местах Аллах (хвала Ему, Всевышнему) повелевает Мухаммаду ﷺ: «Скажи». Это повеление повторяется в Коране 332 раза. Также используются и другие повеления, как, например, «возвести» (15:49), «поминай» (76:25), «прочти» (18:27) и многие другие. Положение о том, что Коран является Божественным Откровением, подразумевающее отрицание участия в его создании человека, находит много подтверждающих его высказываний, в частности такое: «Скажи: "Если бы объединили, усилия люди и джинны, чтобы сочинить нечто, подобное Корану, это бы им не удалось, даже если бы они и помогали друг другу"» (17:88).[5]

Но имеющиеся в Коране утверждения его Божественного происхождения не являются лишь эмоциональным отрицанием человеческого авторства. Для подвергающих это сомнению приведены и различные доказательства: «Если же вы сомневаетесь в [истинности] того, что Мы ниспослали рабу Нашему, то явите суру, подобную суре Корана, и призовите своих свидетелей помимо Аллаха (хвала Ему, Всевышнему), если вы правдивы. Если же вы этого не сделаете, – а вам ни за что не удастся это, то страшитесь Адского огня, в котором горят, люди и камни и который уготован неверующим» (2:23-24).

Неверующие изначально считали Мухаммада ﷺ автором Корана, но Господь повелел ему следующее: «Те, которые при возвещении им Наших ясных аятов надеются на то, что не предстанут перед Нами, говорят: ''Представь нам другой Коран или замени его!" Ответь им: «Не пристало мне заменять его по своему усмотрению. Я лишь следую тому, что внушено мне в Откровении, и боюсь, что если я ослушаюсь Господа моего, то меня постигнет наказание в Судный день». Скажи: "Если бы Аллах (хвала Ему, Всевышнему) пожелал, то я не стал бы возвещать вам Коран и Он не стал бы учить вас ему. Я ведь целую жизнь провел среди вас до этого. Неужели вы не уразумеете?"» (10:15-16).

Критикам Мухаммада ﷺ предлагается поразмышлять над таким фактом. Он жил среди своего народа в течение сорока лет не только без каких-либо признаков великого учения, но и без тяги к поэзии, фактически неграмотный. И вот теперь он проповедует Коран, ни с чем несравнимый по своей красоте и возвышенности. Как они объяснят этот факт? В подтверждение Божественного происхождения Писания Коран гласит: «Ты до него не читал какого-либо Писания, и ты не переписывал его своей десницей, иначе пришли бы в сомнение считающие Коран ложью» (29:48).

О неграмотности Мухаммада ﷺ Коран говорит: «Так веруйте же в Аллаха и в Его Посланника, неграмотного Пророка, который верует в Аллаха и в Его Слово» (7:158).

Кроме того, сам Мухаммад ﷺ неоднократно высказывался о том, что он не был автором Корана. Но, тем не менее, некоторые исследователи продолжают подвергать эти утверждения сомнению. Они считают ложью его заявления о том, что Коран был ниспослан ему от Аллаха. Они даже приписывают его, «явному обману» различные мотивы, такие как экономическая выгода, стремление к власти, попытки реформы морали, политическое освобождение арабов. Но все они несостоятельны. Позвольте начать их рассмотрение с обсуждения материальной выгоды.

Материальная прибыль

Каждый может привести аргумент в пользу того, что самый простой путь не всегда бывает лучшим. И, может быть, поэтому появилось предположение, что Мухаммад ﷺ, приписывая Коран Аллаху, вел большую игру с целью извлечения материальной выгоды.

Эта гипотеза не согласуется с историческими фактами. Финансовое положение Мухаммада ﷺ до начала его пророческой деятельности было намного лучше, чем стало после. В возрасте двадцати пяти лет, за пятнадцать лет до пророчества, он женился на Хадидже, которая была богатой женщиной, успешно занимавшейся торговлей.

Урва рассказывал о том, что третья жена Пророка Мухаммада ﷺ, Аиша, как-то сказала ему: «Клянусь Аллахом, племянник, бывало, в течение двух месяцев мы трижды встречали новолуние, и за это время ни в одном доме Посланника Аллаха ﷺ не разжигался огонь». Он спросил ее: «А как же вы жили?» Она ответила: «На финиках и воде. Разве что соседи Посланника Божьего ﷺ в Медине, у которых были верблюдицы и козы, посылали ему молоко, и мы пили его» (этот хадис передали аль-Бухари и Муслим). Мартин Линге в книге «Мухаммад и его жизнь по первоисточникам» пишет: «Пророк ﷺ жил предельно бедно. Аиша говорила, что до покорения Хайбара она не знала, что значит поесть фиников досыта. Такая бедность окружала его всегда».

Это не была только временная жертва, это был образ его жизни. И все это время Мухаммад ﷺ мог бы жить, как король, стоило ему только захотеть этого. Он слышал даже слова недовольства их бедной жизнью, в то время как они могли купаться в роскоши. Пророк ﷺ был расстроен этими словами, и Господь повелел ему предложить своим женам выбрать между Аллахом и Его Посланником ﷺ и преходящим блеском этого мира, сказав: «О Пророк ﷺ , скажи своим женам: "Если вы хотите этой жизни и ее украшений, то придите: я одарю вас и отпущу с миром. А если вы жаждете благоволения Аллаха (хвала Ему, Всевышнему) и Его Посланника ﷺ и будущей жизни, то, воистину, Аллах (хвала Ему, Всевышнему) уготовил тем из вас, кто творит добро, великое воздаяние"» (33:28-29).

Как-то Умар ибн аль-Хаттаб, придя к Пророку ﷺ, увидел, что он лежит на циновке безо всякой подстилки, положив голову на подушку, набитую волокнами. У его ног были сложены листья акации, а возле головы висел кожаный бурдюк. Увидев след циновки на его боку, Умар заплакал, и Пророк ﷺ спросил: «Отчего ты плачешь?» Он ответил: «О Посланник Аллаха ﷺ, хосрой и кесарь пребывают в роскоши, а ты, будучи Посланником Аллаха...» В ответ Мухаммад ﷺ сказал: «Разве ты не доволен тем, что они получат свой удел в ближней жизни, а мы – в будущей?» (аль-Бухари).

Когда Аишу спросили о постельных принадлежностях Пророка ﷺ, она сказала: «Это была кожа, наполненная корой финиковой пальмы». Всякий раз, как Пророк ﷺ получал подарок (однажды он получил в подарок от вождя племени Фидак четырех нагруженных верблюдов), он распределял все между бедными и отказывался оставить что-либо для себя. Он говорил: «Если бы у меня было столько золота, сколько вместит гора Ухуд, то я раздал бы его целиком в течение трех дней, оставив у себя, лишь то, что выделил бы на нужды моей религии» (аль-Бухари).

Умирая, Мухаммад ﷺ был неимущим. Все его богатство состояло из семи динаров, но и их он за несколько дней до смерти раздал нуждающимся. Кроме того, вопреки всем победам и достижениям, Мухаммад ﷺ к моменту смерти был в долгу, и после его смерти мусульмане выкупили его кольчугу, оставленную им в залог у иудея.

Можно рассказать о множестве других ситуаций, показывающих, что Мухаммад ﷺ с начала пророчества и до самой смерти жил очень бедно, поэтому предположение, будто он преследовал материальную выгоду, несостоятельно, оно противоречит историческим фактам. О том же говорится в «Новой католической энциклопедии»: «Тот довод, что простые экономические предпосылки были поводом для религиозной революции Мухаммада ﷺ, несостоятелен и не соответствует фактам» (Т. 9. С. 1001).

Жажда власти и славы

Предположение, что Мухаммад ﷺ написал Коран, желая власти и славы, также не выдерживает никакой критики. Во-первых, Мухаммад, как всем известно, и без того был одним из самых удачливых лидеров в истории человечества. Человек с его качествами мог достичь власти и лидерства даже без претензий на пророчество. Фактически, это было бы даже легче. Во-вторых, Коран заявляет предельно ясно, что никто, включая Мухаммада ﷺ, не может создать что-либо подобное этому Писанию. Если бы Мухаммад ﷺ желал власти и славы, то претендовал бы и на авторство Корана, красота и величие которого ставят его выше любого произведения. В-третьих, поведение Мухаммада ﷺ показывало, что он не был ни властолюбцем, ни искателем славы. Жажда славы, как правило, выражается в пристрастии к великолепным местам времяпровождения, модным одеждам, прекрасным вещам, склонности к восхвалению, лести, тщеславию и т. п. Мухаммад ﷺ  же был изумительным примером скромности.

Несмотря на его высочайшее общественное положение и большую ответственность государственного деятеля, Мухаммад ﷺ сам латал свою одежду, сам чинил обувь и доил козу. Он разговаривал с людьми и терпеливо выслушивал каждого, кто обращался к нему. Когда однажды мусульмане, приветствуя его в одном из селений, встали в знак уважения, он запретил им делать это.

Есть еще много примеров его скромности. О некоторых из них шейх Джамаль аль-Бадави писал: «Однажды он путешествовал вместе с несколькими сподвижниками. Когда они собрались приготовить немного еды, то разделили работу между собой, и Мухаммад ﷺ вызвался принести дрова. Его спутники сказали, что они могут сделать это вместо него. Мухаммад ﷺ ответил: «Я знаю, что вы можете сделать это за меня, но мне не нравится, когда я имею перед вами хоть какие-то привилегии». Однажды к нему пришел незнакомец, трепеща от уважения. Мухаммад ﷺ попросил его подойти ближе и, сострадательно похлопывая мужчину по плечу, сказал: «Расслабься, брат, я ведь только сын женщины, которая ела засохший хлеб».

Однажды некие люди обратились к нему: «О Посланник Аллаха! О лучший из нас и сын лучшего из нас! Господин наш и сын нашего господина!», – Пророк ﷺ ответил им: «О люди, говорите слова ваши, но остерегайтесь обольщения шайтана! Я – Мухаммад, раб Аллаха и Его Посланник. Мне не нравится, что вы превозносите меня выше места, дарованного мне Всевышним и Всемогущим Аллахом» (передал Ахмад).

Смерть Ибрахима, самого любимого из сыновей Пророка ﷺ, совпала с затмением солнца, и люди расценили это как чудо, будто природа оплакивает смерть мальчика. Пророк ﷺ рассердился и сказал: «Солнце и луна – это два знамения Аллаха, и их затмения не происходят из-за чьей-либо смерти. Поэтому когда наступает затмение, совершайте намаз и взывайте к Аллаху с мольбой, пока оно не прекратится» (аль-Бухари).

Изумительным примером его скромности может быть характер его властвования. Его последователи были готовы повиноваться ему, но он продолжал утверждать, что повиноваться слудет лишь Богу, а не ему лично.

Он четко разграничивал Откровения, получаемые от Аллаха, и другие области знаний, открытые для человеческого суждения. Вопросы, касающиеся второй категории, обсуждались, и Мухаммад ﷺ считался с мнением других. В бою при Бадре, к примеру, Пророк ﷺ прислушался к совету Набиба ибн Аль-Мунзира, признав свое собственное решение неудовлетворительным. В сражении у Рва он принял предложение Салмана аль-Фариси вырыть ров в окрестностях Медины, чтобы остановить врагов.

Мухаммад ﷺ запретил делать свою могилу местом совершения богослужений: «Не устраивайте на моей могиле празднеств» (Ахмад), а также сказал: «О Аллах, не позволяй, чтобы мою могилу сделали идолом для поклонения! Поистине, силен гнев Аллаха на людей, которые превращают могилы своих пророков в мечети» (Малик). Он категорически предостерегал мусульман от чрезмерного восхваления его. Имам аль-Бухари передал его слова: «Не превозносите меня так, как христиане превозносят сына Марйам, ибо я всего лишь раб. Говорите обо мне: "Раб Аллаха (хвала Ему, Всевышнему) и Его Посланник ﷺ "». Коран также предостерегает людей от самовосхваления. Всевышний сказал: «Не выдавайте себя за чистых помыслами, ибо Он лучше знает тех, кто богобоязнен» (53:32).

Добавим, что есть еще несколько доводов, делающих совершенно несостоятельнми домыслы о том, что Коран выдуман Мухаммадом ﷺ лишь для утоления своей любви к власти и славе.

Во-первых, у Мухаммада ﷺ была возможность не доводить до людей те стихи Корана, которые могли быть неудобны для его честолюбия. Но он не делал этого.

Если бы Мухаммадом ﷺ в процессе сознательного создания Корана управляло желание власти или славы, то он вряд ли написал бы книгу, приказывающую ему провозгласить людям, что он безвластен и не знает сокровенного (7:188), что он не только пришел не с новым учением, но даже не мог знать, что такая книга будет ниспослана ему (46:9; 28:86), что он всего лишь простой человек, похожий на других людей (18:110; 6:50).

Во-вторых, реакция Мухаммада ﷺ после получения им первого откровения показывает, что он не имел тайных устремлений к власти. После Откровения в пещере горы Хира он прибежал к своей жене, переполненный страхом и дрожа, как в лихорадке.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 254; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!