Развитие государственного стоя Афин в V веке до н.э.



Реформы Эфиальта и Перикла. Основные черты «афинскойдемократии».

В 462 году (до нашей эры, ессесна) вождь Эфиальт проводит реформу, ограничивающую власть ареопага только делами религиозными и укрепляя демос. В это время полисы вели войну с персами, в этой войне огромную роль играл демос, составлявший огромную часть ополчения, а потому игравший уже более важную роль.

Перикл в Афинах опирался на народное собрание, ввёл плату за посещение народного собрания, при нем Афины достигают расцвета; двигаясь против имперских тенденций, гражданином Афин мог быть только ребёнок, рождённый от афинянина и афинянки.

После смерти Перикла начались раздоры в Афинах. К этому добавились противоречия между Афинами и Спартой. Спарта одержала победу в Пелопонесской войне, однако победу не смогла удержать; победа разложила Спартанское общество

На этот период приходится расцвет Афинского полиса. Это произошло вследствие опасности войны с Персией, но персы были разгромлены в битве при Марафоне. Полисы начинают объединяться под властью Афин в морской союз. Образуется общая казна для всех полисов, афиняне пользуется этой казной. Демос имел большое значение, потому что он фактически вел войну с Персией: война была морская, а, чтобы стать моряком тогда, не нужно было особенных навыков.

Развитие государственного строя в V веке.

Благодаря проведенным реформам центр политической жизни переместился в народное собрание, воплощавшего принцип верховенства народа. Его компетенция включала законодательные права, издание постановлений по частным вопросам, избрание и контроль должностных лиц, решение вопросов войны и мира, процедура остракизма и т.д. Правом на участие в народных собраниях обладали все полноправные граждане мужского пола, достигшие 20-летнего возраста. Народное собрание являлось центром политической жизни. Собиралось 40 раз в год. Каждый гражданин обладал правом обсуждения предлагаемых решений, правом законодательной инициативы. Поэтому для политической жизни Афин характерно существование большого количества партий, возглавляемых демагогами.

Функции государственного управления сосредоточивались в Совете пятисот. В его ведении находились внешняя политика, управление финансами, регулирование торговли, контроль над должностными лицами, предварительное обсуждение законопроектов, выносимых на рассмотрение народного собрания.

Гелиэя являлась высшим судебным органом, апелляционной инстанцией по гражданским и уголовным делам, а также дела о государственных преступлениях и злоупотреблениях должностных лиц. Решения, принятые народным собранием,


становились законами лишь после одобрения их в гелиэе. Гелиэя делилась на 10 коллегий по 500 судей и 100 запасных. Коллегии приступали к своим обязанностям по жребию.

Коллегия 10 стратегов (логистов) в V в. до н. э. представляла собой государственный орган с административно-военными полномочиями. Стратеги обладали правом инициировать созыв Совета пятисот и народных собраний; распоряжались финансами, отпущенными на содержание армии и флота; заключали перемирие и принимали капитуляцию противника; в чрезвычайных обстоятельствах получали всю власть в государстве. В эпоху расцвета демократии должность стратега стала комбинироваться с положением демагога.

Пританами назывались члены комиссии, осуществлявшей контроль в Совете пятисот одну десятую часть года (Совет был очень большой, поэтому он делился на 10 комисси по 50 человек. Вот эти десят комиссии поочерёдно стояли у власти). Пританы выбирали председателя на один день - эпистата.

Таким образом, в основу государственного управления были положены следующие демократические принципы:

1) фактического разделения властей (каждый государственный орган обладал четко очерченными полномочиями, не допускалось совмещение должностей);

2) выборности (замещение должностей происходило по результатам открытого голосования, позднее по жребию);

3) срочности (срок полномочий должностного лица устанавливался в 1 год, запрещалось принимать одну должность 2 срока подряд);

4) коллегиальности (все решения принимались коллективно при равноправии голосов);

 

5) ответственности должностных лиц перед народным собранием, Советом пятисот, или гелиэей.

Реформы Эфиальта и Перикла, их значение для утверждениярабовладельческой демократии.

На 2 половину V в. до н.э. приходится заключительный цикл политико-правовых реформ. Инициаторы Эфиальт и Перикл. Цель реформ (462 г. до н.э.): усовершенствование уже сложившегося государственного механизма Афин; дальнейшая демократизация общественного и государственного строя. Полномочия ареопага: остались только религиозные преступления и узкий круг уголовных дел.

Эфиальт проводит новые реформы, которые усиливают власть демоса в Афинах. Он окончательно отстранил аристократию от власти.

В ареопаг входили бывшие архонты, это орган знати, который вершил суд по всем делам и мог влиять на решения народного собрания. Но Эфиальт провел через народное собрание закон, который урезал компетенцию ареопага до суда по религиозным делам. В результате усилилась власть народного собрания.

Распределение побывших полномочий ареопага по другим органам:


- наблюдение за деятельностью должностных лиц и правового привлечение к ответственности переходит совету 500 и народному собранию

- право вето на решение народного собрания передается Гелиэе

 

- ограничение подсудности.

 

Реформы Перикла:

Придали завершенный вид государству (демократической республике).

1) отмена деления населения на имущественные разряды. Обеспечение доступа всем гражданам к участию в управление государством

2) введена оплата должностей членов народного собрания, членов Совета 500,

исключение - коллегия 10 стратегов.

 

3) норикон – денежная сумма, выделяемая гражданам на посещение театра

4) увеличивает роль народного собрания в политической жизни гос-ва, практикует бесплатную раздачу хлеба неимущим гражданам.

5) предоставил всем малоимущим работу.

 

6) ввел закон о гражданстве (афинянин тот, чьи отец и мать граждане Афин)

 

Перикл он ввел еще одну важную меру: теперь за посещение народного собрания полагалась плата. Таким образом он привлек к участию простых людей, которые все свое время посвящали земледелию и обычно не могли себе позволить участвовать. Он даже ввел плату за отправление некоторых должностей. Он нарушил принцип полистной организации, но теперь на должности могли прийти люди бедные.

В это время при Перикле шел рост населения, и была нехватка земли. Начинается соперничество полисов за территорию, основная борьба Спарты и Афин: Пелопонесская война. Победа Спарты знаменовала ее главенствующую роль среди полисов, но объединение под ее власть было невозможно, а Афины пали. Тогда начинает возвышаться Рим, он и объединил остатки полисов.

Афинское государство представляет собой первый в истории человечества опыт демократической республики. Эта демократия имела ограниченный характер. Она обеспечивала полноправие только свободного населения. И распространялась на тех, у кого родители были афиняне, предупреждая проникновение в ряды афинских граждан чужаков. Но и среди тех, кто имел статус афинского гражданина, не все пользовались правом голоса и принимали активное участие в политической жизни. Весьма консервативными были крестьяне, которым сложно было добираться в Афины из горных районов. Из 43 тысяч полноправных граждан на собрания являлись 2-3 тыс. Управление обществом осуществлялось партиями и их вождями - демагогами. К V в. до н. э вместо прежних партий сложились две: олигархическая партия, представлявшая интересы землевладельческой аристократии и богатого купечества, и демократическая, опиравшаяся на мелких дельцов, наемных работников, моряков.


При всех недостатках афинской демократии она имела для своего времени самое передовое государственное устройство, изучение которого имеет большое историческое значение.

Черты афинской демократии в отличие от современной:

 

1. В Афинах была непосредственная демократия, население само принимало участие в народном собрании, в то время, как сейчас демократия представительная, что по сути уже и не демократия.

2. Демократия в Афинах не предполагала равенство среди граждан. Более того, помимо власти народного собрания были еще и должностные лица, должности которых занимали в основном богатые. Управленцы существовали несмотря на «власть народа»

3. Власть была не просто народа, а именно вооруженного народа, потому что народное собрание составляло народное ополчение. В него входили мужчины, которые могли носить оружие.

4. При Афинской демократии само население непосредственно принимает участие в законодательном процессе, сейчас же население само не участвует, а лишь выбирает ту малую часть, которая принимает законы.

 

 


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 683; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!