Мифологическая и реалистическая.



Государственный аппарат формируется в период старого царства. Он исполнял финансовые функции, военные функции, административная, социальная, идеологическая (это цели следовали и жрецы, и сановники). Самые распространенные должности - контролеры, надзиратели. Должности не продавались, но считались объектом собственности семьи. Каждая должность предоставлялась вместе с набором каких-от материальных благ. Джати обладали наивысшей властью во времена среднего царства. Когда Египет стал империей, то появилась необходимость в нескольких джати. Гос аппарат развился до такой степени, что стал представлять собой общность, которая поддерживает единство государства.

Закон занимал достаточно большую роль, но им не предавалось такое значение как в Месопотамии. В египте нет сборников законов, но сохранилась обширная судебная практика. Основное понятие правопорядка - МААТ.

МААТ - невозможно перевести, похож на китайский ДАО, на русский термин ПРАВДА. Но Маат шире правды. Это некая норма, некое правило, которое дается человеческому обществу космосом. Оно отражает не только земной правопорядок, но и космической.

Если правопорядок создается людьми, то он носит шаткий порядок.

Главные идеи государственности Древнего Египта:

1) Государство направляет свое внимание на поддержание своего авторитета

2) Организация гос аппарата не по ведомостям, а по функциям

3) Государство служит не узкому кругу лиц, а всему народу

Древнеегипетское государство можно назвать монархическим, однако нужно иметь в виду, что это была крайне необычная монархия (ее нельзя было назвать ни деспотической, ни абсолютной, ни ограниченной или неограниченной, ни конституционной, ни даже теократической).

 

Носителем верховной власти в Египте был один человек (фараон), но он был не только главой государства, но и его основанием (существование государства без монарха было немыслимым). Древнеегипетский монарх представлялся и как физическое лицо, и как политический институт, и как представитель могущественныхсил, управляющих Вселенной. Фараон – проводник, через который космическая духовная энергия входила в общественный и государственный организм, придавая ему соответствующий законам Вселенной порядок – «маат». Считалось, что царская душа («Ка») соединялась с царским телом во время обряда коронации, тем самым придавая царю божественность и нечеловеческую силу. Поэтому правители народов, покорявших Египет, были вынуждены принимать титул фараона и все обряды и традиции, с ним связанные - только тогда такая власть признавалась обществом. Фараон по религиозно- политической традиции был сыном бога Аммона, но и сын Аммона всегда был фараоном. Так, он мыслился ответственным не только за Египет, но и за все народы, за всю землю и весь Космос. При этом гибель царя представлялась гибелью только тела, но не души.

Египтяне верили, что душа монарха продолжала жить в новом помещении (в пирамидах).


Фигуре монарха поклонялись, в её честь совершали ритуалы, сооружали постройки, её превозносили.

Особое место занимал дом фараона: власть переходила часто от отца к сыну старшей дочери. Такая семья становилась политической структурой – они замещали государственные должности по родству. Значение семьи фараона установила династия Птолемеев. Они женились на своих сестрах, но такой брак был политический, исключительно чтобы предотвратить государственные перевороты. Дети рождались от нормальных браков.

Одной из основных функций древнеегипетского государства было творение и культивирование мифов о государственной власти. Поддержание таких мифов требовало огромных материальных средств (на постройку пирамид, храмов, дворцов), которые черпались из налогов, военных завоеваний, собственного хозяйства монарха. [Важно отметить, что верховные властители «Раннего», «Старого», «Среднего», «Нового» царств не имели титулы «фараон» - этот термин появился чуть позже и был впервые использован применительно к Шешонку I (ливиец)].

Государственный аппарат Древнего Египта

 

Государственный аппарат формируется в период старого царства. Он исполнял финансовые функции, военные функции, а также административную, социальую, идеологическую (это цели следовали и жрецы, и сановники). Самые распространенные должности - контролеры, надзиратели. Должности не продавались, но считались объектом собственности семьи. Каждая должность предоставлялась вместе с набором каких-то материальных благ.

Тжати обладали наивысшей властью во времена среднего царства. Когда Египет стал империей, то появилась необходимость в нескольких джати. Гос аппарат развился до такой степени, что стал представлять собой общность, которая поддерживает единство государства.

Создание единого для всей страны государственного аппарата было достижением, которое можно поставить в ряд великих культурных достижений Древнего Египта. Его существование создавало условия для мирной жизни населения, обеспечивало порядок в обществе, развитие экономики.

Итак, государственный аппарат сложился в Древнем Египте в процессе формирования

здесь единого государства (XXXIII-XXXI вв. до н.э.). Он был несущей конструкцией государства. Первоначально круг лиц, осуществлявших гос.управление, ограничивался членами семьи верховного правителя и другими его родственниками. Служебная иерархия в таком случае строилась на основе родственных отношений (чем ближе по родству к монарху – тем выше должность). Постепенно (с расширением территории Египта) в сферу государственного управления начали привлекаться люди, не связанные кровным родством с монархом.

В эпоху «Старого царства» гос.аппарат превратился в обширный бюрократический механизм. Одним из главных сторон государственной деятельности было отправление религиозного культа. Храмовые корпорации были частью государственного


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 215; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!