Аппарата, а жреческие должности входили в категорию государственных должностей.



Местные правители собирали вооруженные отряды и предоставляли их в распоряжение верховной власти

Направления государственной деятельности:

 

1. Финансовое направление – организация сбора налогов и надзор за поступлением в казну доходов из царского хозяйства, а также контроль за расходованием казенных средств для обеспечения жизнедеятельности монарха и его семьи, сановников царского двора, служащих государственного аппарата

 

2. Экономическое направление – руководство царским хозяйством, обеспечение добычи материалов для строительства и других полезных ископаемых, ведение торговли как на территории страны, так и за ее пределами, организация общественных работ для строительства каналов, дорог, зданий, городских стен

3. Военное направление – меры по обеспечению охраны границ страны, защиты ее населения от нападения иностранных государств. Также принимались меры по подготовке армии к военным походам за пределы страны с целью захвата материальных ресурсов или же пленных для обращения их в работников

4. Идеологическое направление – обеспечение отправления религиозного культа, проведение торжественных церемоний, праздничных или погребальных, призванных внушать почтение к главе государства

5. Социальное направление – меры по поддержке населения во времена стихийных бедствий, неурожаев. Чиновники бесплатно раздавали зерно, масло и другие продукты, был создан банк зерна

6. Судебная функция – осуществлялась царем, тжати, должностными лицами гос.управления (в т.ч. жрецами). В эпоху «Старого царства» суд выступал как религиозная церемония, тжати мог вести процесс единолично или с группой помощников. В период «Нового царства» суд вершился, как правило, коллегиями или советами чиновников (кенбетами). Смешение судебной функции с административной исключало появление профессиональных судей.

 

Названий государственных органов не было вообще, а использовались лишь наименования должностей: «хранитель печати», «контролер писцов царской казны»

Вершину государственного аппарата Древнего Египта образовывал двор монарха. В него входили должностные лица, приближенные к главе государства, среди которых высшим был тжати (визирь). Дворцовые должности были по своей сущности лишь царскими поручениями. Должности государственных служащих переходили по наследству, а для обеспечения материального содержания своих чиновников монарх передавал им земельные участки, работников и скот. Все это имущество было привязано к должности и наследовалось вместе с нею. При этом наследовались, помимо должностей гос.управленцев, жречества, еще и военные должности и чины (но не самопроизвольно, а путем назначения наследника на место монархом)


Древнеегипетский государственный аппарат в эпоху «Среднего царства»

Одной из главных частей государственного аппарата была постоянная армия. Она обеспечила подавление местных правителей, ставших в период анархии самостоятельными государями.

Военачальники вошли в состав царского двора, в ближайшее окружение монарха, заняли должности в центральном и местном управлении

В период правления Сенусерта III была осуществлена административная реформа, которая ослабила власть местных правителей. Суть реформы заключалась в разделении регионов на Северную и Южную части. Управлялись обе части государственным органом «Варет», в штате которого находились:

1) «Докладчик» - руководитель Варета, который докладывал тжати или императору о состоянии дел в части

2) «Второй докладчик» - заместитель первого

 

3) Рядовые чиновники

 

4) Писцы

 

В составе варета также находился совет (суд) для разрешения споров

 

Северный и Южный вареты были органами центрального государственного управления, сфера деятельности которых была ограничена определенными территориями. Равно как и почти все остальные органы древнеегипетского государственного аппарата распространяли свои административные полномочия на определенную территорию.

Единственным должностным лицом центрального управления, пространством деятельности которого была вся страна, был Джати (визирь) [В эпоху «Нового царства» у тжати появилось 2 сановника – для Северной и Южной части соответственно].

ДЖАТИ

Джати был носителем главной после фараона государственной должности в древнеегипетском государственном аппарате (эта должность уникальна, и ей нет аналогов ни в одном другом государстве мира в любой исторической эпохе).

Должность тжати была как назначаемой, так и наследственной (в эпоху «Старого царства»). Тжати в период «Старого царства» был фактическим соправителем монарха: он руководил деятельностью государственных органов, считался начальником всех должностных лиц Египта, распоряжался всеми материальными ресурсами Египта, получал ВСЮ информацию о состоянии египетской экономики, государственной казны. Без печати тжати ни один государственный документ не был действительным, а также тжати был верховным судьей (последней судебной инстанцией), ближайшим советником царя по всем государственным делам. [Монарх при этом был фигурой церемониальной, формальной, использовалась для поддержания авторитета государства].

Действовала следующая схема: монарх царствовал, но не управлял – тжати управлял, но не царствовал.


Должность тжати (визиря) была главной в государственном аппарате. Тжати управлял, но не царствовал, в то время как фараон царствовал, но не управлял. Тжати происходил обычно из семьи фараона. Его должность была и своего рода защитой, если наследник не был способен к управлению. Так, фараон редко выходил к народу и был лишь символом власти, в то время как тжати был реальным правителем. Он считался начальником всех должностных лиц, распоряжался всеми материальными ресурсами. Он был верховным судьей и ближайшим советником фараона.

Остальные должности в центральном аппарате образовались из функций тжати. Например, надзиратели за всеми зернохранилищами, надзиратели за писцами царских документов, хранители царской сокровищницы.

Отдельную категорию составляли жрецы, самым почетным жрецом был сам фараон. Их главная функция – обеспечить культ определенного бога.

Звание писца имело двойной смысл: оно могло свидетельствовать о грамотности и чистоте, как титул, и непосредственного обозначало должностных лиц на службе.

По сути служебная карьера должностного лица в Древнем Египте представляла собой накопление должностей, нанизывание одной на другую. Он собирал должности и копил их, как собирают и копят богатство.

 

Должность в период «Старого царства» была не просто совокупностью полномочий, но и должностью-рангом – местом в государственной иерархии.

В эпоху «Среднего царства» статус тжати был идентичен статусу тжати в эпоху «Старого царства». В условиях слишком частой и хаотичной смены монархов, непостоянства института верховной власти, должность тжати являлась важнейшим фактором сохранения стабильности государственной организации Древнего Египта.

Иногда случалось и так, что тжати занимали царский трон

 

В эпоху «Нового царства» статус должности оставался таким же, как и в предыдущие эпохи, даже несмотря на расширение территории Древнего Египта. Даже наоборот, тжати упорядочивал деятельность государственного аппарата в условиях большой империи.

Вместе с тем, тжати все чаще начал конкурировать с монархом за власть. Складывались ситуации, когда фараон действовал как тжати, а тжати – как фараон.

Чуть позже в периоде «Среднего царства» Древний Египет разделился на Южную и Северную части, в результате чего страной начали управлять 2 тжати (для южной и северной части соответственно). Это послужило поводом сформировать в стране легальным путем второй государственный центр.


2. Основные черты правовой культуры Древнего Египта.

Источники права. Правовое регулирование брачно-семейных и имущественных отношений.

Закон занимал достаточно большую роль, но им не предавалось такое значение как в Месопотамии. В Египте нет сборников законов, но сохранилась обширная судебная практика. Основное понятие правопорядка - МААТ.

МААТ - невозможно перевести, похож на китайский ДАО, на русский термин ПРАВДА. Но Маат шире правды. Это некая норма, некое правило, которое дается человеческому обществу космосом. Оно отражает не только земной правопорядок, но и космической.

Если правопорядок создается людьми, то он носит шаткий порядок.

Правопорядок рассматривался в качестве части порядка, существующего во Вселенной, который был пронизан духом разумом и справедливости. Он персонализировался и изображался в виде женщины с пером (Маат). Маат (дочь Осириса, Ра, а значит духовная сестра каждого фараона; она замужем за Богом Тотом, который покровительствовал писцам) – это право, порядок, подразумевающий и законы Вселенной. Египетское право можно рассматривать как религиозное, так как правопорядок считался вселенским явлением, и он обожествлялся. Источник права – это источник информации о правовых нормах.

право вмешивается в брак, когда супруги не могут решить, не могут договориться без заключения договора с юридическими последствии. до черты брак - частное дело, за определённой чертой - юридическое отношение, возникающее, когда появляются отклонения.

правовые нормы вступает в силу, когда нарушается обычай

Право Египта поступательно развивалось на протяжении трех тысячелетий, ни одно право не имело такой истории. Соблюдение права осознавалось как признак нормального состояния общества, пренебрежение рассматривалось как переживаемая обществом катастрофа. Правопорядок мыслился неотъемлемой частью порядка во Вселенной, который считался творением божественного духа разумности и справедливости. Его персональным воплощением была богиня Маат.

Религиозно-правовая идеология Египта исходила из того, что действия государства должны соответствовать маат, а законы должны отражать сущность маат.

В Древнем Египте имелось понятие закона – «хеп». Но значение могло быть шире, так, этот термин обозначал и порядок, правосудие, субъективное право, иногда обычай. Хотя египтяне отличали обычай от закона. Обычаи регулировали орошение земли и тоже должны были соответствовать маат. Источником права были и судебные решения, которые обязательно хранились в залах, где осуществлялось правосудие. Договоры тоже были, хотя составляли незначительную часть. Они регулировали имущественные отношения, часто являлись единственным источником права для индивидов, когда отношения не регулировались законом. /Статья: “От закона (хеп) древние египтяне отличали обычай. Последний обозначался в ряде текстов термином, звучавшим


примерно как слово «нета». Об этом свидетельствует содержание Указа Хо- ремхеба. Обычай, как и закон, по египетским представлениям, должен был также соответствовать маат. Помимо законов древнеегипетские монархи издавали акты, имевшие форму инструкций, наказов, наставлений. Для их обо- значения существовал даже специальный термин из четырех со- гласных букв — «тп-рд (tp - rd)», который появился, скорее всего, лишь во времена «Среднего царства”/

 

 

Главным источником права было правосознание. Государство – духовное поле, которое заставляет население повиноваться власти и так в обществе вырабатывается соответствующее потребностям власти правосознание и идеология. Власть подает пример как организатор всей жизни, организатор всеобщего порядка. Люди понимали, что без сильной власти общество не сможет существовать и не сможет защитить их, тем самым они сохранял справедливость и соблюдали обычаи.

Экономическое положение женщин и мужчин практически не различалось.

Женщины могли держать землю, подавать иски и самостоятельно нести ответственность по сделкам.

Деление на отрасли весьма условное, так как его в Древнем Египте не существовало. Существовали институты семьи, брака, развода, отношения между супругами и детьми, наследования. В Древнем Египте представляли собой очень интересное явление брачно-семейные отношения, так как это было сочетание современных черт и архаичных. Правовое положение женщины отличалось целым рядом особенностей, и только в Древнем Египте женщина была уравнена в правах с мужчинами. На это указывает, что богиня правосудия Маат занимала высокое место в пантеоне богов.

Брак - это частное явление, а не государственный институт, государство редко вмешивалось. Брак - это сделка частного характера между мужчиной и женщиной об имущественных правах. Заранее составлялся договор о разводе, в котором описывалось, какое имущество отойдет при разделе имущества. Были заготовленные формулы (скорее литературные). При разводе муж обеспечивал жене безбедное существование. При смерти супруга женщина получала то имущество, которое она принесла в дом, и 1/3 совместно нажитого имущества, остальное – детям. Если они прожили мало и не успели нажить имущества, то если были дети, на время жизни вдовы оно (имущество) оставалось за ней до совершеннолетия детей. Главная функция брака – нажить детей и гарантировать супруги средства к существованию (женщина не участвовала в общественной жизни).

Юридическая фикция – жена становится дочерью.

Допускалась полигамия, но она осуждалась (если основная супруга не может родить детей, брали вторую для рождения детей, но муж должен обеспечить всех своих жен). История зафиксировала случаи женитьбы между братом и сестрой (брак был юридический, но не фактический, так как дети рождались от нормальных браков).

Впервые заключил такой брак Птолемей Второй, основатель династии Птолемеев

(сохранение власти в пределах одного рода).


Рождение детей – обеспечение преемственности рода, семьи, имущества. Наследственное имущество – имущество, призванное обеспечить культ умерших предков, поэтому очень рано появилось наследование по завещанию.

По сути брак считался явлением частной жизни, а не публичной, потому семейного права не существовало по сути. Брак в Древнем Египте являлся, по правилу, моногамным. Но допускалась и полигамия, хотя она являлась скорее исключением. Иметь несколько жен могли позволить себе только состоятельные египтяне, занимавшие высокие посты в государстве. В большинстве случаев «дополнительных» жен брали, когда первая жена не могла родить. Жене давали приданое, перед вступлением в брак четко регламентировалось её содержание и права в случае развода. Классически, брак рассматривался как хозяйственный союз, но главной ценностью были дети. Имущество супругов делилось на совместное, наследство мужа от родителей и наследство жены от родителей.

Правовое регулирование имущественных отношений.

Первые упоминанию об имущественных отношениях относят еще к Старому Царству (были сделки купли-продажи). В Древнем Египте была очень развита частная собственность на землю. Но земледелие отличалось рядом особенностей: земледелие осуществлялось на участках по разливу Нила, но очевидно, что размеры участка постоянно менялись, поэтому развитие частной собственности на землю очень сдерживалось, так как не было четко определенной территории. Поэтому чаще всего земля просто арендовалась. Понятие «владение» и «права собственности» совпадали. Государство старалась закрепить определенную землю за семьями, чтобы было легче собирать налоги. Документы Старого Царства зафиксировали все основные сделки, характерные для гражданского процесса. Клятвопреступление было страшным правонарушением и каралось смертной казнью, так как все сделки были устными. Ряд сделок совершался в храме перед оракулом. Договорное право было довольно развито в Древнем Египте, так как четко перечислялись различные способы сделки (что будет в случае, если какая-то сторона нарушит обязательства – институт компенсации). В случае неисполнения договора можно было отдать в кабалу членов своих семьи, но фараон Бахорис отменил это. Наиболее развитая форма письменных сделок была в Птолемейском Царстве.

Наследование было по закону и по завещанию, наследство открывалось только после погребения. Завещание представляло запись монолога перед судьями. Они понимали завещание и как переход по наследству должности вместе с привязанным к ней имуществом, и как обеспечение существования своих детей. По закону старший сын становился распорядителем имущества.

Земельные отношения регулировались в основном обычаями и сильно зависели от разливов Нила. Поэтому существовавший институт права собственности был неопределенным, земли мало продавались и почти не закреплялись за владельцами. Это происходило потому, что Нил разливался по-разному и это ставило постоянные вопросы перераспределения земель.


Купля-продажа была устной и письменной, для заключения применялись формулы.

Были статьи про условия договора и про гарантии соблюдения (посредничество храма, хранение текста договора у третьего лица). Покупатель приобретал право собственности.

Договор найма заключался устно при свидетелях. Предметом соглашения о найме рабов были не сами рабы, а дни их работы. Предметом могли быть и животные.

Договор займа изначально заключался в письменной форме, фиксировалось количество предаваемых денег или товаров, количество возвращаемого, которое всегда было больше взятого. Гарантиями соблюдения были клятва, свидетели. Заем мог быть натуральным и денежным. Не было личной ответственности по долгам.

 

3. Понятие преступления и наказания в религиозном мировоззрении и праве Древнего Египта.

С точки зрения египтян, преступление – это нарушение космического порядка, жизненных устоев в обществе. Оно считалось злом, преступник – сошедший с ума человек. Но оно считалось нормальным жизненным явлением (Всед – бог преступления, но он в пантеоне богов; был презираем). Добро, по их мнению, существует потому, что есть зло. Они делили (мир?) на противоположности: черный – красный. Наказание мыслилось не как компенсация, а как действие, восстанавливавшее порядок. В их понимании превалировало религиозное сознание, поэтому самые страшные преступления – мятеж против властителя, разграбление могил и пирамид, осквернение и разрушение храмов, убийство и нарушение клятвы. За них была смертная казнь, которая предполагала уничтожение тела (сожжение или утопление). Это было наказание души. Преступление – это деяние, показывающее разрушение души, поэтому она и наказывается. Прелюбодеяние могло наказываться только в том случае, если кто-то из сторон требовал наказания.

Понятие преступления имеет прежде всего религиозно-моральное содержание. В этом понимании преступление мыслилось как зло вселенского масштаба, то есть деяние, вносящее в мир хаос, несправедливость и ложь – состояние, противоположное маат (порядок, справедливость и правда). Преступник понимался как человек, поднявший восстание против маат, его обозначал термин мятежника.

Зло оценивалось как ненормально явление, преступник – как неадекватный человек, впавший в психическую болезнь. Но, при этом, преступление, как и любое зло, необходимым феноменом для существования Вселенной, а преступник – неотъемлемой частью общества. Считалось, что явление существует потому, что была противоположность ему. Поэтому силы зла обожествлялись, как и силы добра.

В целом, преступление рассматривалось не как грех, а как деяние, которое, хотя и нарушает границы нормального, разрушает нормальное устройство мира и течение жизни, является необходимым условием для существования мира.


Потому и наказание не могло мыслиться просто как возмездие за причиненное зло

– оно должно было восстанавливать прежнее устройство мира. Наказание было мерой, которая воздействовало не только на преступника, но и на мир в целом. Наказание могло быть и мерой уничтожения зла, нарушающего порядок. Так, смертная казнь за мятеж против царя путем сожжения не давала телу покоиться в могиле, лишая душу её обители. Злую душу губили вместе с телом.

Существовала доктрина «посмертного суда», которая объясняла еще и неотвратимость наказания. Душу человека судили в другом мире на основании земных поступков, так, не получая наказания на Земле, душа в любом случае наказывалась. Душа преступника обрекалась на смерть и не допускалась к вечной жизни. Этот суд вершила сама Маат при помощи своего пера, взвешивая душу человека.

Существующие нормы оказывали влияние на правосознание и, как следствие, на правовые нормы о преступлениях и наказаниях за них. Смертная казнь применялась осторожно, ее назначал не сам фараон. Преступления – преступления души, а не тела, потому и наказать нужно было еще и душу.

Смертная казнь назначалась за мятеж против фараона, разграбление могил, убийство, кражу священных предметов. Она осуществлялась путем сожжения или утопления, так как ритуальная казнь помогала восстановить маат, как жертвоприношение преступника.

Возмещение убытков было в двойном или тройном размере, лишение преступника имени сопутствовало смертной казни. Иногда преступников называли именем противника бога Ра, чтобы усилить наказание. Самые страшные преступники лишались имени и могилы, потому что душа не могла существовать без них.

В качестве наказания применялось и причинение боли раскаянием, когда родители за убийство своих детей приговаривались к тому, что должны были в течение трех дней и ночей пребывать рядом с трупом и обнимать его. Считалось, что душе причиняется достаточно боли для искупления. Назначались и телесные наказания, и общественные работы в каменоломнях.

 

 

4. Распад Шумеро-Аккадской империи и возникновение Вавилонского государства. Особенности общественного и государственного строя Древнего Вавилона.

Вавилон в XVIII вв. до н.э. был самым могущественным государством Месопотамии. Его территория охватывала всю территорию Месопотамии. Государство, нами рассмотренное, - это старовавилонское государство, именно там созданы законы Хаммурапи. До возникновения Вавилона существовала Шумеро-Аккадская империя, она распалась в XXI - XX вв. до н.э., и на этой территории образовались мелкие государственные объединения. Династия Вавилонская возникла в XVIII вв. до н.э.


Шестой царь привел Вавилон к могуществу. Источники сохранили, как Хаммурапи расширял свою территорию, конторы государственного устройства. Хаммурапи, расширяю свою империю, сохранял государственное устройство покоренных народов. В вавилонской империи сложился центральный государственный аппарат (царский двор, дворцовые служащие, должностные лица центрального управление). Местное управление было отдано Хаммурапи в распоряжение покоренных народов, но источники сохранили, когда на места прибывали слуги Хаммурапи для контроля за сбором налогов. Чиновники центрального управление вели четкий учет за деятельностью на местах, на основании этих записей и делались расчеты на налоги.

Это было военизированное государство. Об этом свидетельствует пролог законов Хаммураппи. Он выступает в этом прологе в качестве воинствующего властителя, который управляет силой. Структура общества обычна для восточных стран: вершина (правители и их родственники, высшие должностные лица государственного управления). Торговля была очень развита - государственные агенты (тамкары или шамаллу) вели торговлю. Существовал слой жречества, но из-за быстроты формирования империи оно не в ходило в государственный аппарат. Жрецы выполняли важные функции в экономической жизни страны: они по звездам определяли сезоны дождей, воду которых использовали для орошения. Они также были противовесом государственной власти, и властитель не обожествлялся. В законах Хаммурапи нет идеологии, определяющей существования общества. Хаммурапи представляет себя в виде царя правды и старается придать своей власти религиозный характер, но это ему плохо удается, так как жречество было разрозненно, поэтому его законы – светский правовой памятник.

Законы Хаммурапи отразили социальную структуру общества: должностные лица имеют особый статус, они обладают имуществом, которое принадлежит их должности. Должностные лица предполагали наделение определенными материальными благами.

Существовали формы собственности: государственная, индивидуальная, семейная, коллективная (общинная). Служилое землевладение (инку) предполагало, что лицо, им обладающее, могло пользоваться этим имуществом, но не имело права им распоряжаться (давалось за службу и наследовалось только при наличии службы). Имелось наследование по закону и завещанию (всегда появляется позднее). Субъектом правоотношения мыслилась чаще всего семья.

Распад.Царь Саргон I объединил под своей властью два города-государства - Шумер и Аккад при господствующем положении Аккада (2750-2500 года до н. э.). Однако растущее обогащение верхушки и всё более широкое применение рабского труда приводили к разорению свободных крестьян, которые составляли основу армии.

Крестьянин был уже не в состоянии приобрести оружие для того чтобы пойти служить.

 

Около 2500 года до н. э. на аккадском царство нападают гутеи, которые будут господствовать на протяжении последующих 100 лет. Гутеи разгромили всю страну, прежде чем царь города Урука возглавил освободительную борьбу, сокрушив завоевателей. Гегемония переходит к городу Ару, патеси которого объединил под своей властью всю Шумеру.


Господство III династии Ура продолжалось с 2420 по 2300 годы до н. э. Оно сопровождалось расцветом культуры Двуречья. Царь Шульги подобно царям аккадской династии принимает титул “царя четырёх стран” и при жизни объявляет себя богом.

Однако в 2300 году происходит вторжение эламитян, царь Ура был взят в плен и уведён в горы Элама. Так кончился период Урской династии.

Разгром Ура Эламом приводит к распаду государства на части; на севере устанавливается гегемония города Исина, на юге - города Ларса. При этом правители Исины и Ларсы именуют себя одинаково - царями Шумеры и Аккады.

На территории распавшейся Шумеро-Аккадской империи возникло множество небольших городов-государств, среди которых в XIX веке до н.э. выделяется Вавилон. Он был заселен племенем амореев. С этого момента и на достаточное количество времени Вавилон сохраняет значение центра Южной Месопотамии. Уже первые цари Вавилона подчинили себе Аккад, скоро их власть начинает распространяться и на город Шумера.

Вавилон имел большое преимущество перед другими городами, потому что со всех сторон был окружен водой, реками: это обеспечивало защиту и способствовало развитию земледелия. Вавилонский царь Хаммурапи объединил всю страну под власть вновь возвысившегося центра Вавилона, разбив близлежащие города-государства. Так как господство Вавилона было обеспечено в основном военным могуществом, он ослаб и распался примерно через 50 лет.

Государственный строй. Основной идеологией в Вавилоне было представление о государстве как о защитнике слабых против сильных, поддерживающем справедливость: государство было силой, получившей свою власть от богов. Хотя здесь власти придавалось религиозное значение, она не обожествлялась так, как в Древнем Египте.

Во главе древних шумерских городов стоял наместник богов на земле – патеси. Ему присваивался титул лугаля, когда его господство начинало простираться помимо одного города на значительную часть страны. Но уже с аккадской династии цари перестают именовать себя наместниками бога на земле, они объявляют самих себя богами, предписывая себе особую магическую силу. В Законах Хаммурапи говориться, что назначил его править Вавилоном бог, как своего сына и наследника. Хаммурапи называют в законах «солнцем Вавилона», как бы сближая его с богом солнца, которому он поручил правосудие.

Существовала должность правителя дворца – нубанды. Он ведал организацией работ, которые были связаны с повинностями населения. Руководил строительством храмов, каналов, укреплений, дворцов, ведением войны. Существовали писцы, жрецы, судьи, хранители.

Общественный строй. Необходимость создания и поддержания в порядке системы ирригационных сооружение провоцирует раннее возникновение классового общества в Вавилоне. Классы здесь формируются при ещё неизжитых формах матриархата, слабом развитии частной собственности. Таким образом, в Вавилоне при наличии классового общества сохраняется коллективная (государственная, храмовая, общинная) форма


собственности на рабов и землю.

В вавилонском обществе наблюдается постепенное развитие товарно-денежных отношений. Деньги появились в конце IV тысячелетия до н. э.

Свободными были авилумы, переводится как «человек». Представителями этой категории были высшая знать и крупные землевладельцы. Они имели право на охрану жизни и здоровья, охрану от клеветы и оскорбления. Их частная собственность охранялась, они имели рабов и землю в собственности. Могли заключать различные договоры и продавать членов семьи в долговую кабалу. По сути авилум – вельможи, чей статус был основан на богатстве.

Мушкенум – «царский человек», «падающий ниц», обращался к царю с просьбой принятия его на службу. Это были покоренные шумеры и изгнанные из общины. Они имели меньше прав: охрану прав частной собственности, иметь рабов, их жизнь и здоровье охранялись в меньшем размере. Они занимали менее высокое и состоятельное положение, чем авилум.

Зависимые. рабы. они рассматриваются как объект права, их можно было покупать. Но они могли быть и субъектами, но только в семейных и наследственных отношениях, они имели свое жилище и семью.

Дети авилума были немногим выше рабов, могли быть проданы отцом в долговую кабалу для отработки долга. Находились под полной властью отца. Их честь охранялась меньше, чем честь авилума. Могли быть объектом права, когда их могли убить в случае со строительством дома.

Тамкары были условно зависимые: торговцы, кредиторы, занимавшиеся ростовщичеством от дворца. Они были зависимые от дворца и должны были отчислять в казну часть своих доходов.

Среди групп населения выделяются жрецы, которые одновременно были социальной и профессиональной группой. Жрецы считались носителями культурных ценностей. Жречество не было обособленной общественной группой, так как в храмовую администрацию и царские служащие.

Следует выделить профессиональную группу воинов (редум и баирум), они имели право на защиту государственного имущества, данного им за службу, и в то же время были обязаны лично выступить поход.

 

 

5. Общая характеристика «Законов Хаммурапи». Правовое положение основных групп населения.

Главный источник права – обычай. Это все нормы, в которых говорится о талионе. Также источники права – указы царей и судебные решения. Право имело казуистический характер. Цари в своих указах исходили из судебной практики. Часто использовались ордалии, для того чтобы найти способ разрешения конфликтов в ситуации, когда нет другого способа.


Понятие преступление смешивалось с понятием нанесения вреда, то есть уголовное право смешивалось с гражданским, то есть можно говорить о правовых институтах. Глиняные таблички, найденные рядом, зафиксировали множество статей, которых не было в законах Хаммурапи.

Законы Хаммурапи отразили социальную структуру общества: должностные лица имеют особый статус, они обладают имуществом, которое принадлежит их должности.

Должностные лица предполагали наделение определенными материальными благами. Существовали формы собственности: государственная, индивидуальная, семейная, коллективная (общинная). Служилое землевладение (инку) предполагало, что лицо, им обладающее, могло пользоваться этим имуществом, но не имело права им распоряжаться (давалось за службу и наследовалось только при наличии службы).

Имелось наследование по закону и завещанию (всегда появляется позднее). Субъектом правоотношения мыслилась чаще всего семья. Особенность правового мышления выражалась в признании субъектом права семьи, а не одного человека.

Принцип талиона – способ назначения наказания, когда преступник несет ответственность согласно его преступлению (золотое правило нравственности; наказание без участия судьи - государства). Принцип справедливости пронизывает все законы Хаммурапи.

“Судебник”, “наставление справедливости” - правильно называть этот памятник. Обычно к несовременным правовым памятникам исследователи относятся скептически, но не для законов Хаммурапи. 14 статья законов Хаммурапи дает за кражу ребенка смертную казнь. Здравое правовое сознание в этих памятников. Содержание памятника показывает, что он следовал задаче защитить слабого от сильного (если жена заболела, то муж может взять другую жену, но должен содержать первую). В этом памятники можно встретить многие элементы развитого правового сознания (250, 251 статья про быка). Особенность заключается в том, что нормы написаны таким образом, чтобы наносящий вред человек не ушел от ответственности. Поэтому принцип талиона представляется как возмездие, а не лишение, как в современном мире.

Если жена не может иметь детей, муж взять другую женщину, но их статусы не равны по законам Хаммурапи (они выполняют разные функции). Женщина, чтобы получить содержание идет к другому мужчине, и рождаются дети, но они отходят отцу. К ордалии прибегают тогда, когда спор остается неразрешенным. Срок давности на недвижимость тоже был.

Историки считают предшественником «Законов Хаммурапи» «Законы Эшнунны», они составлены по похожей структуре: пролог и основная часть.

Законы представляют собой часть традиции правовой культуры. Они состоят из пролога, основного текста и эпилога, пролог и эпилог важны потому, что в них обосновывается божественное подкрепление силы этих законов, так как правитель получает власть от божества. Царь по законам – не только правитель, он еще и хранитель морали, ценностей, он обеспечивает существование этого общества.

В прологе к своим “Законам” Хаммурапи даёт оценку себе как властителю, широко используя мифологические образы и эпитеты. После этого стоит смотреть эпилог, поскольку в нём развиваются идеи, обозначенные в прологе. Здесь же Хаммурапи даёт


характеристику своим “Законам” а также обосновывает, почему он эти законы создал, в чём и сущность и предназначение - “чтобы оказать справедливость”. Здесь необходимо вспомнить пассаж с семинара. Воля и справедливость объективно существуют в этом мире. Выражение согласия и согласие - разные вещи. ЗХ - письменная форма выражения истинной справедливости (сам закон - выражение истинной справедливости).

Справедливость - судебная деятельность. И она же - способ разрешения конфликтов, то есть все конфликты должны разрешаться по справедливости. Таким образом, ЗХ - наставления о способах достижения справедливости. Также справедливость - то, что существует в действиях людей(?); применение “равн. масшт.(?)” (равного масштаба?) к неравным людям - несправедливость, поэтому законы разделены, но принципы - одинаковые(?)

Название не правильное, по своей сути это не законы, а описание набора способов разрешения конфликта. По сути это и является главной задачей правовых норм – обеспечить разрешение конфликта, даже если это не обеспечивает его справедливое в нашем понимании разрешение. Поэтому есть много норм, основанных на принципе талиона, который представлял собой золотое правило морали и позволял самому преступнику по сути назначать себе наказание.

Правовое положение населения

Свободными были авилум, переводится как «человек». Представителями этой категории были высшая знать и крупные землевладельцы. Хотя термин употребляется в трёх значениях: свободный общинник и владелец земли, физическое лицо и обозначает категорию населения, противоположную мушкенуму. Они имели право на охрану жизни и здоровья, охрану от клеветы и оскорбления. Их частная собственность охранялась, они имели рабов и землю в собственности. Могли заключать различные договоры и продавать членов семьи в долговую кабалу. По сути авилум – вельможи, чей статус был основан на богатстве.

Мушкенум – «царский человек», «падающий ниц», обращался к царю с просьбой принятия его на службу. Это были покоренные шумеры и изгнанные из общины. Они имели меньше прав: охрану прав частной собственности, иметь рабов, их жизнь и здоровье охранялись в меньшем размере. Они занимали менее высокое и состоятельное положение, чем авилум.

Зависимые были рабы, они рассматриваются как объект права, их можно было покупать. Но они могли быть и субъектами, но только в семейных и наследственных отношениях, они имели свое жилище и семью. Источники рабства:

1) военный плен

 

2) Рождение от рабыни

3) Должник, который не может выплатить долг

 

4) Долговая кабала

 

5) Продажа детей


Дети авилума были немногим выше рабов, могли быть проданы отцом в долговую кабалу для отработки долга. Находились под полной властью отца. Их честь охранялась меньше, чем честь авилума. Могли быть объектом права, когда их могли убить в случае со строительством дома.

Тамкары были условно зависимые: торговцы, кредиторы, занимавшиеся ростовщичеством от дворца. Они были зависимые от дворца и должны были отчислять в казну часть своих доходов.

Среди групп населения выделяются жрецы, которые одновременно были социальной и профессиональной группой. Жрецы считались носителями культурных ценностей. Жречество не было обособленной общественной группой, так как в храмовую администрацию и царские служащие.

Следует выделить профессиональную группу воинов (редум и баирум), они имели право на защиту государственного имущества, данного им за службу, и в то же время были обязаны лично выступить поход.

 

 

6. Правовое регулирование брачно-семейных отношений по

«Законам Хаммурапи».

Если жена не может иметь детей, поэтому может муж взять другую женщину, но их статусы не равны по законам Хаммурапи (они выполняют разные функции). Женщина, чтобы получить содержание идет к другому мужчине, и рождаются дети, но они отходят отцу.

Способом заключения брака являлся договор, но сам брак не представлял собой договорные отношения. Он был лишь призван обеспечить регулирование отношений между супругами, так как семейного законодательства не существовало, и нужно было урегулировать индивидуальные случаи: оговорить имущественные отношения между супругами.

Препятствием для заключения брака не являлось:

 

1. Ранний возраст невесты

2. Отсутствие согласия невесты

 

3. Различный социальный статус

 

Жених при вступлении в брак платил отцу невесты выкупную плату и свадебный подарок, дочь получала от отца приданое, которое потом передавалось жениху. В случае, если жених потом отказывался от брака, он терял выкупную плату и предсвадебный подарок, которые по сути являлись способами обеспечения заключения брака. Если отказ был со стороны невесты – ее отец выплачивал все в двойном размере. Приданое оставалось у девушки, и потом переходило по наследству ее детям, а если их не было – отцу. Случай, когда приданое оставалось у мужа – развод из-за недостойного поведения жены.


Брак был моногамный, случаи, когда мужчина мог брать другую девушку, не следует считать полигамным браком. В этих случаях девушка выполняла функции суррогатной матери, но она не приобретала статус, равный статусу первой жены:

1. Женщина была бездетна или не в состоянии родить сыновей. Закон прямо указывает на то, что она не могла становиться в равное положение с женой

2. Жена была тяжело больна, например, проказой, муж не мог от нее отказаться на этом основании

3. Женой была жрица, которой запрещалось иметь детей. В этом случае родившиеся от наложницы дети считались детьми жрицы

Женщина в браке занимает высокое положение и обладает многими правами. У мужа была обязанность обеспечивать жену, иначе она могла уйти в дом другого мужчины. Она могла самостоятельно завещать своей имущество детям, могла завещать и имущество умершего мужа, заниматься ремеслом и торговлей. В этом случае супруги не отвечали по обязательствам друг друга. Для жены было запрещено многомужество, это каралось смертной казнью, потому что могло создать проблемы с наследованием, если имущество уходило незаконно в другой род.

Существовал институт усыновления. Усыновленные считались наравне с родными детьми, могли наследовать вместе с ними. За непочтение усыновителей она наказывались. Если усыновители обращались с детьми, не как с родными, дети могли уйти обратно в свой родительский дом, за это им еще и выплачивалась определенная сумма денег.

Так, брак представляет собой хозяйственный союз с целю рождения детей, многие уголовные нормы были направлены на сохранение семьи.

 

 

7. Правовое регулирование имущественных отношений по

«Законам Хаммурапи».

Собственность могла быть частной, а могла быть титульной. Помимо частной собственности была государственная и общинная.

Государственные земли считались собственностью дворца. Часть такой земли приходила должностным лицам, воинам. Общинные земли разделялись между селениями, они могла переходить в частную собственность: уступалась или за вознаграждение, или бесплатно. Земля могла передавать в частную собственность от государства по документам (кудурру) и тогда становилась наследственным землевладением, но собственник нес некоторые повинности. Земля могла быть и предметом просто купли-продажи. Собственник получал защиту и мог истребовать свою вещь из чужого незаконного владения.

Служебное или условное землевладение называлось илку, оно предоставлялось государством на условиях несения особых повинностей в его пользу. Воину


представлялись за службу участки, которые переходили по наследству его сыновьям, если они служили. Такую землю нельзя продать*, купить или завещать. Обладатель должен был лично выполнять военную службу в пользу государства. Была обязанность обрабатывать такие земли. Если владелец в течение трех лет не обрабатывал такую землю, а это делал кто-то другой – он получает право на нее.

*два обстоятельства, когда можно продать илку: 1) продажа тамкарам 2) продажа другому обладателю илку

Обязательства возникали в основном из деликтов, лишь небольшая часть возникала из договоров.

Купля-продажа и мена могли совершаться как с движимыми, так и с недвижимыми вещами. Существенным условием, помимо предмета, являлась цена. Цены законодательно не нормировались. Платеж мог быть и отсрочен, и рассрочен. В отношении продажи раба предусмотрена возможность расторгнуть договор в случае некачественности товара. В отдельных случаях установлены запрещения на совершения таких сделок.

Договор аренды был краткосрочным, обычно на год. Арендной платой могли быть деньги или часть урожая. Если арендатор не использовал полезные свойства земли, он не освобождался от уплаты арендной платы.

Личный наем был распространен наряду с трудом рабов. Наниматель как бы нанимал у работника его самого, как нанимались рабы у рабовладельца. Договор найма не мог быть досрочно расторгнут, тогда наймит терял право на вознаграждение, которое обычно выплачивалось лишь по окончанию срока.

Заем был распространенным договором. Законы Хаммурапи ограничивали произвол ростовщиков, должник не становился пожизненно рабом, а был установлен трехлетний срок для отработки долга. Таких закон защищает от жесткого обращения кредитора.

Заем мог обеспечиваться залогом, предметом которого были рабы, сады.

Хранение должно было заключаться при свидетелях, иначе поклажедатель лишался права подать иск в суд. Хранитель отвечал перед собственником за пропажу вещи, даже если она произошла по причине воровства и даже если вместе были украдены и вещи хозяина.

Договор товарищества предусматривал равное распределение расходов и прибыли.

Предметом договора тамкара с шамаллумом (торговым агентом) могли быть и деньги, данные для путешествия с торговыми целями, и товары, тоже данные непосредственно для продажи.

 

 

8. Преступления и наказания в «Законах Хаммурапи».


В Законах иногда устанавливается одинаковое возмещение за обязательства из причинения вреда, то есть за гражданские правонарушения, и за преступления. Для понимания преступления его следует отличать от гражданского правонарушения. В преступлении объект посягательства шире, нежели в деликте, так, в деликте нарушаются только частные интересы, а в то время как при преступлении вред наносился общественному строю и публичным интересам.

Законы Хаммурапи предназначены прежде всего для разрешения конфликта в обществе и устранение противоречий, сам Хаммурапи называет задачей защиту справедливости и улучшение положения людей. Основополагающий принцип назначения наказания – это принцип талиона, он обозначал несколько основных принципов:

1. Он был отражением золотого правила морали

 

2. Преступления были индивидуализированы, и субъектами права были индивиды

 

3. Наказание назначалось соразмерно, следовательно, по сути, самим преступником

 

4. Существовала презумпция виновности

 

Объектам посягательств были:

1. Личность (убийство, клевета, телесные повреждения)

 

2. Собственность (кража, разбой)

 

3. Семья (изнасилование, прелюбодеяние – все такие преступления наказывались смертной казнью)

4. Против правосудия (изменение судьей вынесенного решения по делу)

Наказания: смертная казнь, членовредительские наказания и штрафы. Они носили классовый характер, причем как со стороны преступника, так и со стороны потерпевшего. Преступник, который не мог заплатить огромный штраф, подлежал казни. В то же время наказание за причинение вреда дифференцировалось в зависимости от статуса потерпевшего. Это считалось справедливым в том обществе, так как все понимали свое место и не оспаривали это, это было заложено в общественном сознании и не воспринималось как что-то неправильное.

 

 

9. Общественный и государственный строй в Древней Индии. Империя Маурьев.

В третьем и втором веке (какого тысячелетелия? Хер его знает.) в Индии не могло возникнуть централизованное мощное государство, предполагающее денежное жалование; а ведь давались земли, что открывало возможность стать независимыми от государя. по тексту видно, что различные общины сохраняли свою власть общины. это,


Фактически, конгломерат корпораций и территорий, а царь - дипломат, который договаривается со всеми правителями, он добивается своего путём переговоров. это государство предполагало священный авторитет правительства.

Варновая система препятствовала созданию единого государства, так как это особый вид построения государтсвенности.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 469; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!