Государственность - это не совокупность институтов, а прежде всего сознание.



Примечания.     4

1. Периодизация истории древнеегипетского государства. Общественный и государственный строй Древнего Египта.  5

2. Основные черты правовой культуры Древнего Египта. Источники права. Правовое регулирование брачно-семейных и имущественных отношений.       18

3. Понятие преступления и наказания в религиозном мировоззрении и праве Древнего Египта. 21

4. Распад Шумеро-Аккадской империи и возникновение Вавилонского государства. Особенности общественного и государственного строя  Древнего Вавилона.         22

5. Общая характеристика «Законов Хаммурапи». Правовое положение основных групп населения. 25

6. Правовое регулирование брачно-семейных отношений по «Законам Хаммурапи».       28

7. Правовое регулирование имущественных отношений по «Законам Хаммурапи».          29

8. Преступления и наказания в «Законах Хаммурапи».              30

9. Общественный и государственный строй в Древней Индии. Империя Маурьев. 31

10. Источники права в Древней Индии. Общая характеристика «Законов Ману» и Артхашастры Каутильи.  34

11. Правовое положение основных групп населения по «Законам Ману» и Артхашастре Каутильи.

37

12. Правовое регулирование брачно-семейных отношений по «Законам Ману» и Артхашастре Каутильи   38

13. Правовое регулирование имущественных отношений в «Законах Ману» и Артхашастре Каутильи   40

14. Преступления и наказания в «Законах Ману» и Артхашастре Каутильи               41

15. Периодизация истории древнекитайской государственности. Реформы Шан Яна. Циньская и Ханьская Империи. 43

16. Возникновение государств в античном мире. Сущность античного полиса.     47

17. Эволюция государственного строя Афин в VI веке до н.э. Реформы Солона. Тирания Писистрата. Реформы Клисфена.           49

18. Развитие государственного стоя Афин в V веке до н.э. Реформы Эфиальта и Перикла. Основные черты «афинской демократии».      52

19. Особенности общественного и государственного строя Спарты. 55

20. Общественный и государственный строй Рима в царский период. Реформы Сервия Туллия. 59

21. Общественный и государственный строй Рима в период Республики. 63

22. Реформы Октавиана Августа. Развитие общественного и государственного стоя Рима в период принципата. 66

23. Реформы Диоклетиана и Константина. Развитие общественного и государственного строя Древнего Рима в период домината.        68


24. Основные черты римского права древнейшего периода. Институты вещного и обязательственного права по законам XII таблиц.      71

25. Преступление и наказание, суд и судебный процесс в Законах XII таблиц.      76

26. Основные черты римского права классического периода. Источники права. Институции Гая. 77

27. Правовой статус физических лиц по Институциям Гая и Дигестам Юстиниана.          79

28. Институты брачно-семейного права по Институциям Гая и Дигестам Юстиниана.     82

29. Институты вещного и обязательственного права в Институциях Гая и Дигестах Юстиниана. 83

Вопрос 30: Эволюция римского права в постклассический период. Систематизация римского права при императоре Юстиниане.        87

Вопрос 31: Эволюция государственного строя Византии.      89

Вопрос 32: Источники византийского права. Эклога как памятник византийского права.                  92

Вопрос 33: Правовое регулирование брачно-семейных и имущественных отношений в Эклоге. 93

Вопрос 34: Институты уголовного права в Эклоге.    96

Вопрос 35: Основные черты феодального общественного и государственного строя в западноевропейских странах.     98

Вопрос 36: Основные черты феодальной правовой культуры в Западной Европе. О сущности явления, называемого «рецепцией римского права». Глоссаторы. Комментаторы. Гуманисты. 102

Вопрос 37: Возникновение и развитие государства у франков. Империя Карла Великого.           105

Вопрос 38: Правовое положение основных групп населения и правовое регулирование имущественных отношений по Салической правде.    108

Вопрос 39: Преступления и наказания по  Салической правде.          110

Вопрос 40: Суд и судебный процесс по Салической правде. 111

Вопрос 41: Государственный строй Франции в X-XIII веках. Развитие королевского аппарата управления. Реформы Филиппа II (Августа) и Людовика IX (Святого).       112

Вопрос 42: Государственный строй Франции XIV-XVI вв. Возникновение Генеральных штатов. Великий Мартовский ордонанс 1357 года.       116

Вопрос 43: Государственный строй Франции в XVII-XVIII вв. Понятие абсолютной монархии. Реформы Ришелье и Людовика XIV.      119

Вопрос 44: Основные черты права средневековой Франции. Источники права. «Кутюмы Бовези» Филиппа де Реми де Бомануара. Систематизация королевского законодательства во второй половине XVII века.        123

Вопрос 45: Нормандское завоевание и его воздействие на развитие государственного строя Англии. Реформы Вильгельма I (Завоевателя).            127

Вопрос 46: Английское государство в XII веке. Реформы английского короля Генриха II.

Королевские приказы (writs).      131

Вопрос 47: Великая Хартия Вольностей 1215 года и ее политико-правовое значение для развития английской государственности. 134


Вопрос 48: Возникновение парламента в Англии. Государственный строй английской сословно- представительной монархии. Королевская власть и парламент в XIV - первой половине XV вв.

138

Вопрос 49: Развитие государственного строя Англии в XVI в. Церковная реформа Генриха VIII.

Особенности английской абсолютной монархии.        142

Вопрос 50: Возникновение и развитие «common law», «equity» и статутного права в средневековой Англии.     146

Вопрос 51: Правовое регулирование имущественных отношений в  средневековой Англии.         149

Вопрос 52: Уголовное право в средневековой Англии. Классификация преступлений. Понятие государственной измены (high treason). 151

Вопрос 53: Раннефеодальная монархия в Германии. Возникновение Священной Римской империи.

152

Вопрос 54: Особенности сословно-представительной монархии в средневековой Германии. Золотая Булла 1356 года. 155

Вопрос 56: Источники права в средневековой Германии.      160

Вопрос 57: Правовой статус основных групп населения и правовое регулирование имущественных отношений по «Саксонскому зерцалу». 161

Вопрос 58: Преступление и наказание, суд и процесс по «Саксонскому зерцалу».           163

Вопрос 59: Уголовное и уголовно-процессуальное уложение Карла V (Каролина) 1532 года. Институты уголовного права в Каролине.        164

Вопрос 60: Основные принципы и стадии инквизиционного процесса по Каролине 1532 года.                                                                                                                                                                165 61-90. Экспресс вопросы. 166


0. Примечания.

Состав: лекции и конспекты семинаров г-на Томсинова, составленные билеты из архивов добрых людей, учебник “Всеобщая история государства и права” под редакцией великого и могучего, методичка той-кого-нельзя-называть-при-Томсинове (Крашенинниковой), методичка самого Томсинова, его же статьи с сайта.

Прим. отв. ред.: курсивом выделены полезные куски из лекций и семинаров Томсинова, позволяющие хоть как-то уловить логику Владимира Алексеевича, если это вообще можно сделать.

Прим. отв. ред. ещё раз: ответственный редактор и составитель не претендует на авторство примерно половины того, что здесь можно найти, - здесь благодарность добрым людям, когда скинувшим эти материалы. Остальная половина, что за авторством ответственного редактора, - записанные слово в слово семинары и лекции.

Отв. ред. и сост.: Галкина Анастасия, 101 группа, 13 января 2k17 года


1. Периодизация истории древнеегипетского государства.

Общественный и государственный строй Древнего Египта.

Историю древнеегипетского государства можно разделить на следующие периоды:

 

1) Зарождение государства (3600 – 3100 гг до н. э.)

 

2) Раннее царство (3100 – 2750 гг до н.э.)

 

3) Старое царство (2750 – 2150 гг до н.э.) – распалось ввиду климатических факторов (обмеление Нила) и изменений в социальной базе

4) Период анархии (2150 – 2050 гг до н.э.)

 

5) Среднее царство (2050 – 1700 гг до н.э.) – погибло в результате внутренних процессов (потеря верховными правителями контроля над северными и южными территориями) и климатических факторов (обмеление Нила) ¼ Местные правители начали превращаться в монархов, а подвластные им административно-территориальные образования – в самостоятельные государства. Единое «Среднее царство» раскололось на 3 самостоятельных государства.

6) Правление гиксосов (1700 – 1600 гг до н.э.) – правили в северной и центральной части Египта, продолжали традицию исконной египетской государственности

7) Новое царство (1600 – 1050 гг до н.э.) – в этот период Египетское государство превратилось в империю

8) Новейшее царство (1050 – 750 гг до н.э.) – распалось на несколько самостоятельных государственных образований

9) Правление эфиопской династии (750 – 650 гг до н.э.) – Египет оставался в состоянии государственной раздробленности и пребывал под властью клановых объединений местной знати

10)Египетская власть (Позднее царство) (650 – 525 гг до н.э.) – единство поддерживалось договорами фараонов с местными правителями и кланами местной знати

11) Персидское владычество (525 – 404 гг до н.э.) – Египет стал шестой сатрапией

(округом) персидской державы

 

12)Позднейшее царство (404 – 343 гг до н.э.) – Египет сдался под натиском персов

 

13)2-й период персидской власти (343 – 332 гг до н.э.)

 

14)Эллинистическое государство (332 – 323 гг до н.э.) – Александр Македонский разбил армию персов и стал фараоном Древнего Египта

15)Правление династии Птолемеев (323 – 30е годы гг до н.э.) – Птолемей был

диадохом (македонским военачальником) империи Александра Македонского, и


ему в управление был передан Древний Египет. Птолемей же принял титул басилевса и египетского фараона и основал в Египте свою династию (Птолемеев)

16)Провинция Римской Империи (30е – 600е гг н.э.) – Египтом управляли от имени Октавиана назначавшиеся им префекты

 

 

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ

Общественный строй - совокупность общественных  групп,  классов,  сословий. В развитом обществе все соц группы равны оп своему статусу.

В  Древнем  Египте общественный строй  -  понятие  условное. В  Древнем  Египте группы не социальные, а политические.

Древнеегипетская аристократия формировалась особым путем. Она представляла правящая сословие: фараон и его семья, тжати, высшие сановники. Без этих должностей - нет аристократии. Невозможно занимать высокий статус, не занимая высокую должность.

Жречество - это тоже часть государственного аппарата. Сам фараон являлся верховным жрецом бога. Жрецы состояли на государственной службе. Жречество превратится в касту только в новом времени. Суд оракула - жреческий суд.

Фактически совпадает с государственным строем. Прочен тот государственный строй,

который одновременно опирается на людские общности. Не может быть верховной государственная власть, если нет политической элиты.

Писцы - это середина пирамиды власти. Грамотные люди, составлявшие документы.

Писцом мог стать выходец из зажиточного сословия. Их профессия требовала замкнутости, значит, знания передавались по наследству. Они обеспечивали весь государственный  аппарат. 1356 - мощное землетрясение, уничтожившее глиняные дощечки писцов. Но те надписи, которые сохранились, доказывают, что эти надписи, - литературные произведения. Они создавали идеологию, занимались мифологией.

Производители. Земледеледелие требовало особого искусства и массы навыков.

Надо было знать когда сеять, где и как. Это так же передавалось по наследству. Земледелие - основа соц строя древнего египта, которым занимались свободные люди.

В Египте существовало мощное местное самоуправление. Первоначально Египет

представлял собой совокупность мелких государственных образований. Когда возникло 1 государство, они не растворились, а вошли в состав. Внутренняя жизнь в этих государственных образованиях (номы) организовывалась местными управителями (номархами). Каждое государственное образование имело религиозный центр, был культ какого- то Бога. Структура управления повторяла структуру центра, только не было тжати. Его функции в некоторых вопросах были шире, чем у центрального аппарата.

Общественный строй был не просто пирамидой. Пирамида состояла из многих других пирамид.

Различия классового характера в Египте начали развиваться с появлением небольших государственных образований. Господствующий класс представляли кланы вождей, а


класс имущественно богатых людей почти полностью совпадал с кругом родственников правителей.

Общественный строй эпохи «Раннего царства» представлял собой пирамиду, вершину которой занимали:

· Монарх и члены его семьи

· Государственные чиновники Ступенькой ниже стояли:

· Кланы вождей бывших государственных образований (наместники верховных

властителей)

 

Средний слой общества составляли:

· Должностные лица среднего ранга в центральном управлении

· Писцы, жрецы, искусные мастера
Основание социальной пирамиды составляли:

· Общинники-землевладельцы

· Ремесленники

· Простые работники

· Слуги

 

[Писцы – профессия, которой мог заниматься человек любого происхождения. Они служили сборщиками налогов, казначеями, помощниками фараонов и высших должностных лиц в администрации или жрецов в храмах]

В эпоху «Раннего царства» в зачаточном состоянии существовало постоянное войско. Они участвовали в военных операциях против вождей Низовья, охраняли торговые пути как на суше, так и на воде.

Профессиональная группа лодочников занималась перевозкой товаров и работников, освоением новых земель. Лодочники позволяли верховному властителю контролировать процессы, которые происходили на территории государства.

В эпоху «Старого царства» высокое место в социальной иерархии определялось высокой должностью в государственном управлении. Должности занимались в зависимости от родственных отношений египтянина с монархом или должностными лицами и от степени близости по родству. Звания и должности передавались по наследству

Класс имущественно богатых людей формировался из тех, кто занимал высокие должности в государственном управлении. Вельможи в период «Старого царства» завели обширные хозяйства, в которых трудились земледельцы, ремесленники, рыбаки и т.д. Эти хозяйственные комплексы обеспечивали работой и необходимыми средствами


существования все население. Они также обеспечивали единство Египта, так как их хозяева находились в полной зависимости от монарха.

Жрецы занимали важное место в социальной иерархии. Они делились на корпорации служителей определенному божеству. Божества привязывались к определенному месту, на котором строился храм в его честь. В храмах проводились обряды поклонения божеству, а также хранились священные тексты, летописи, различные сакральные предметы. Храм также являлся центром хозяйства. Влияние храмов на общество также имело идеологическую и эстетическую стороны. Жречество было открыто для пополнения людьми из любой группы, жрецы должны были являться примером благочестия, образцом нравственности и физической чистоты

В общественном строе древнеегипетского государства эпохи «Старого царства»

возросла численность среднего класса.

 

Низший класс состоял из простых земледельцев, работников, ремесленников. Дно социальной пирамиды составляли категории зависимых производителей, слуги и рабы

Торговой деятельностью в Египте занимались государственные служащие

 

В эпоху «Среднего царства» структура правящего класса стала более сложной: значительную часть составляли наследственные сановники, самостоятельную группу в этом классе составляла жреческая знать (высшие жреческие должности совмещались с высшими должностями центрального управления).

 

Наиболее влиятельной группой сделались военачальники различного рода, так как военные гарнизоны обеспечивали верховным властителям сохранение контроля над всей территорией страны. Кланы местных правителей стали обладать большей самостоятельностью, именно через них шел сбор налогов в общегосударственную казну, именно они ведали набором войсковых отрядов для египетской армии.

Средний слой древнеегипетского общества составляли чиновники, занимавшие невысокие должности в центральной администрации, основная масса жречества, искусные мастера, разбогатевшие земледельцы, скотоводы, ремесленники.

Низший общественный слой в эпоху «Среднего царства» составляли различные категории зависимых работников, слуги и рабы. Они делились на тех, кто принадлежал верховному властителю, храмам и местным администрациям, и тех, кто находился в распоряжении отдельных лиц. Среди зависимых работников встречались земледельцы, скотоводы и ремесленники.

В эпоху «Нового царства» расширение территории Египетского государства повлекло за собой увеличение численности должностных лиц местной администрации. Местная знать стала в эпоху «Нового царства» одной из самых богатых и влиятельных группировок в политической элите страны.

Египтяне-солдаты профессионалы выделились в самостоятельную социальную группу среднего класса древнеегипетского общества. Данная группа не имела кастового характера.


Возросла численность жреческого сословия, усилилось и политическое влияние жречества. Жреческие коллегии при храмах объединились в единую для всей страны организацию во главе с верховным жрецом храма Аммона в Фивах. Многие храмы превратились в крупные хозяйственные предприятия, сосредоточившие в своем распоряжении огромные по площади земельные угодья и большое количество скота.

В данный период существенно возросло число рабов за счет иностранных пленных. Это и удешевило рабский труд, вследствие чего рабами начали владеть люди незнатные, обладавшие скромным достатком. Однако некоторые захваченные в плен знатные иностранцы зачислялись на государственную службу.

 

В эпоху «Нового царства» существовала социальная группа торговцев, однако ее положение было низким, ввиду того, что крупномасштабная торговля велась представителями египетской знати.

В эпоху «Новейшего царства» знатные египтяне уступили ведущие позиции в государстве ливийским сановникам, а ядром новой политической элиты Египта стали военачальники-ливийцы. В это время прежние египетские сановники стали жрецами, что привело к слиянию светской и жреческой знати в единое сословие.

Поменялось отношение к рабам у свободных людей, ввиду того, что появилась возможность покупать рабов.

В период «Позднего царства» кланы прежних сановников снова поднялись на вершину общественной пирамиды. Жречество упрочило свое общественное влияние, оно позволяло его представителям иметь повышенный социальный статус и высокое материальное состояние. Распространенной сделалась практика продажи жреческих должностей.

Общественный строй потерял прежнюю мобильность: переход из одной группы в другую стал более трудным. Слабость государственной власти (ввиду ее упования на религиозное единство, а не поддержку армии) заставляла египтян создавать корпорации для совместной защиты своих интересов. Причем объединение осуществлялось, прежде всего, по профессиональному признаку, а наследственность профессий придавала этим объединениям закрытый характер.

 

В дальнейшие периоды правящая элита оказалась неспособной к управлению государством. А во времена Эллинистического государства Египет приобрел черты эллинистической социальной системы, правящий слой состоял из македонцев и греков, а местные политические элиты были преимущественно египетскими по этническому признаку.

 

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ

Все элементы общественной жизни и государства существовали в Древнем Египте.

Тем не менее,   Египетская цивилизация - альтернативный путь развития общества. Это государственность, которая существовала 4 тысячи лет и сохраняла преемственность. Династия Птолемеев воспроизводила свойства Старого Царства. Как им удавалось их


сохранять, хоть государство ни раз терпело крушение и возрождение? Древний Египет не был уничтожен или покорен, он просто исчез (хоть и вошел в состав Римской Империи, но сохранял себя и свой строй жизни). Египет разрушил не Рим, а христианство и ислам.

Настоящее крушение государства происходит не со сменой институтов власти, а со сменой духовного восприятия мира людей. Письменность египтян существовала более 4 тысячи лет, а на заре новой эры начала исчезать. Потом её прошлось восстанавливать, что смог сделать Томас Юнг.

Юриспруденция не имеет истории - она всегда актуальна, так как состоит из методик решения проблем. Правовое мышление египтян было достаточно развитым и в каких-то смыслах более развито, чем у современного человека. Пример Египта показывает, что эволюция человека происходит в обратном порядке: от цивилизации к дикости. Правопорядок должен строиться вне зависимости от государственной власти, так как гос власть может в любое время изменить Конституцию и тд. В современном мире нет устойчивости в правопорядке, а египтянам удалось это сделать. В чем причина долговременности Египта?

Самые процветающие страны - это страны-паразиты, которые обогащаются за счет других стран и живут ради получения прибыли. Египет не существовал по такому принципу.

Предполагается наличие родоплеменных образований, но подобных свидетельств никогда не находили, сразу есть свидетельства государственности. Г-н Томсинов считает это основанием предполагать, что  Египет - осколок древней цивилизации, о которой есть упоминание в “Диалогах” Платона.

Развитие государства начинается в верховьях Нила (город Накада), Плано распространяясь в низовья. Египетское благоденствие зависело от орошения, ирригационных систем. Ирригации в свою очередь были дополнением к тому, что Нил регулярно разливался и сам орошал территории.

Постоянными должностями в Египте были должности хранителей зернохранилищ. Периоды упадка в свою очередь совпадают с периодами засухи, из чего можно сделать вывод о том, что государственность связана с тем, какими были разливы Нила.

Естественно, такая зависимость от природы повлекла за собой создание особого запасного фонда, которым и распоряжалась образовавшаяся верхушка, для этого она и возникла.

Также периодически проводились раздачи зерна из запасов во время катаклизмов.

Зерно, в свою очередь, в закрома родины попадала путём сбора налогов, - значит, есть налоговые чиновники.

Торговля может осуществляться только при избытке продуктов и если торговля охраняется государством. Мимхем, Нахада (Накада?), Мемфис становились центрами Египетского государство, так как были торговыми центрами, находясь на торговых путях. Египет торговал со всеми близлежащими странами, особенно с Месопотамией. Египет не был замкнутым обществом, поскольку невозможно развивать экономику в рамках одного общества: производство потребительских товаров неизбежно находит свой предел насыщенности, если не выходит за свои рамки (именно поэтому современная экономика


придумала моду). В древности все производственные процессы находились в естественном, натуральном состоянии. В современном мире все создано искусственно, искажая ценности. Империя - это необходимость, так как создает экономическое пространство для развития экономики.

Каждое государство возникает своим путем, но каждое имеет свои закономерности, выражающиеся в мифах и легендах. Один миф восприняли буквально: якобы существовали два государства в Верхнем и Нижнем Ниле и якобы правитель Юга победил правителя Севера и объединил два государства, став верховным властителем Египта и приняв две короны. Но никаких следов завоевания археологи так и не нашли.

Есть доказательства, что верховный правитель Египетского государства ещё на ранних стадиях уже носит две короны. На самом деле вся фишка в титулах: эти правители назывались правителями Неба и Земли, Осоки и Пчелы, Нижнего и Верхнего Египта и етс, етс, етс - и везде парные сочетания! - поэтому Властитель Верхнего и Нижнего Египта означает власть над всем Египтом. Восшествие на престол сопровождалось ритуалом соединения двух миров. Египетское государство распространялось постепенно с юга на север и при этом отсутствовала борьба. Этот ритуал отражал объединительную функцию всего. Поддержание этого единства диктовалось потребностью в земледелии, наличии страхового фонда и единства государства. Этот страховой фонд перераспределял полученные блага, смягчая различия между регионами разной плодородности и социального уровня.

В  Египте  государственность так долго сохранялась, так как без государства невозможно было существовать. Государство - компенсация капризности Нила.

Настоящее государство - не орудие в руках господствующего класса, а помощь для всего народа. Это такое достижение культуры общества, как и все остальные культурные явления.

Чтобы государство действовало, необходим аппарат власти, который служит всему обществу. Необходимо такое сознание, где охраняются общие интересы. Государство предполагает мощную духовную культуру и общие святынь. Не может существовать публичная власть, распространяющаяся на всю территорию, если эта территория не имеет общих духовных ценностей. Общий интерес защищается облачением его в правовую форму. Государство предполагает очень высокий уровень культуры.

Уже на ранних этапах развития Египта формируется государственное сознание.

Историки считают первым правителем Египетского государства властителя Нормера.

Государственность - это не совокупность институтов, а прежде всего сознание.

Момент возникновения Египетского государства - когда в титуле верховного властителя появилось имя Хор (бог). Бог - есть способ возвышения общих интересов, он нейтрален по отношению ко всем. Правитель возвышался над всеми и охранял всеобщие интересы. Правитель должным быть внешним по отношению к обществу и не выделять частные интересы. Перед государством, как и перед религией все равны.

Постепенно формируется титулатура. Появляется пантеон богов. Появляется общая идеология.


Так же был разнообразным, как и общественный строй. Власть на востоке не была деспотичной. Тирания была как раз в Греции, где была власть, ориентированная на население (например, диктатура пролетариата). В древнем обществе невозможно установить тиранию или деспотию, которая управляла бы всеми сферами жизни. В Египте поклонялись не личности, а титулу, соблюдая традиционный ритуал. Высшие должности поддерживали свое положение мифологией.

Деспотия, единоличное правление было невозможно. Всегда управляет какая-то группа, в которой фараон, царь, монарх - представитель этой группы.

Верховный властитель - человек. Каждый верховный властитель имеет перечень имен. В титулатуру  включалась территория распространения. Бывали периоды, когда правило несколько фараонов. Параллельные династии: появление династий гиксосов Египетское государство во время неблагоприятных условий умело быстро трансформироваться из централизованного государства в отдельные государства. Чтобы сохранять свой авторитет, фараон должен был только царствовать, но не править.

Фараон выступает как лицо, поддерживающее правопорядок. В период Нового царства, завоевания новых территорий фараон превращается из бога в управляющего и военноначальника. Верховность власти постепенно утрачивается и будут появляться попытки захвата власти. Фараон считался властителем не только над Египтом, но и над всем миром.

Верховная государственная власть была раздроблена для эффективности на две части: сохранение авторитета государства (фараон), повседневное управление страной (тжати - глава аппарата, верховный судья). [Королевские суды в Англии. Король не был судьей, но суды считались продолжением его власти].

В период раннего, старого царства на должность тжати заступал старший сын фараона. В Египте очень рано сложилась система наследования верховной государственной власти. Наследником верховной власти редко был старший сын. Чаще всего это был сын старшей дочери, или сын сестры. “Ка” - душа, способности для верховного властителя. Это космическая энергия, передающаяся через женщину, так как она лучше впитывает эту энергию. Смерть верховного властителя считалась не исчезновением его, а отделением “Ка” от тела. Это отделение считалось временным, так как “Ка” отдыхает от тела, чтобы потом вернуться. Значит тело надо сохранять - так появлялись пирамиды и мумии. Надписи на пирамидах доказывают это. Отверстие в пирамидах было направлено в сторону Сириуса. Осирис - верховный бог, судья. Душа предстает перед ним и отчитывается за свои деяния. Она не может вернуться, если не прошла суд. Фараон никогда не умирает. Новый фараон продолжает политику старого, он заботится о пирамидах. Власть ограничивалась духовными ценностями. Фараон не свободен, а ограничен религиозными нормами. Фараон не зависит от общества, а зависит от высшего существа.

Позже, на должность тжати назначались люди не из семьи фараона. Тжати подготавливались для управления. Эта должность передавалась по наследству. Тжати сосредоточивал в своих руках несколько десятков должностей, таким образом это не должность, а ранг. Он не исполнял эти должности, а раздавал.

Подчинение фараону оправдывалось подчинению космической энергии.

Подчинение тжати оправдывалось прагматичностью, так как он давал часть своей власти


другим должностным лицам. Такая конструкция составляла две системы власти -


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 232; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!