В 9 – 8 веке до н.э. шло формирование полисов – основная форма государственной организации Греции и Древнего Рима.



Тесей осуществил реформы, которые привели к появлению Афинского полиса.

Черты полиса из лекции:

1. Синойкизм - возникновение полиса в результате объединения общин, и полисная организация противостоит общинной организации, что носит государственный характер. публичная власть тесно связана с властью родовой. Гражданство есть проявление рода.

2. Автократия - замкнутость. Защита от завоевателей проявляется в создании государственного образования. В полисе также могут селиться чужаки, но они не будут полноправными.

3. Материальная основа - особая форма собственности - античная сосбственность. Община сохраняет контроль над участками в собственности членов общины, граждан полиса.

4. в полисе нет бюрократии - все должности не имеют оплаты, срочные и избираемых на народном собрании.

Знатные семьи сразу готовили своих детей к управлению. Слово “знать” здесь используется с точки зрения почёта и достоинства, оно не связано с имущественным достатком.

Самыми богатыми были незнатные люди (например, плебеи в Риме)

5. Компактность и малочисленность полиса

6. строгое деление на “своих” и “чужих”


Народное собрание осуществляло контроль отношений общины. Г-н Томсинов полагает, что народные собрания были фактически военными ополчениями, именно поэтому на них не допускались женщины. Но при этом на нём выбирали должностных лиц.

Черты античного полиса:

 

1. Небольшая численность населения и небольшие размеры территории (30-40 тысяч граждан, но много рабов). Если население росло, росла и территория – полисная организация ослабевала и рушилась. Во избежание прибегали к колонизации, куда отправляли избыточное население.

2. Это было важно потому, что главным органом было народное собрание, куда входили все мужчины, способные носить оружие такое собрание было эффективно при относительно небольшой численности.

3. Народное собрание избирало всех должностных лиц, которые не получали плату за отправление функций, потому должности занимали богатые. Это обеспечивало отсутствие бюрократии. Хотя и было самоуправление, из состава полисного населения выделялись управленцы.

4. Народное собрание было еще и народным ополчением, потому что там присутствовали вооруженные мужчины. Античная демократия – власть вооруженного народа.

5. Народное собрание было органом верховного распоряжения землей. Это выражало важную черт полиса – вся земля была в общинной собственности, потому полис можно назвать государственным образом организованной общиной или общинным образом организованное государство. Отдельные семьи обладали только правом владения и пользования.

6. Государство-община на социалистических принципах. Каждый гражданин – землевладелец, каждый землевладелец – гражданин. Механизмы перераспределения и ограничения роста богатства, чтобы не было обездоленных

7. Не было равенства между гражданами: полноправные, неполноправные и бесправные. Только полноправные могли занимать высшие должности.

Суд совпадал с народным собранием.

 

9. Полисы могли объединяться в союзы для борьбы с врагами, тогда они передавали власть органам союза.

Разрушение полиса происходило в случае:

 

1. Нарушение баланса сил

 

2. Расслоение населения

 

3. Расширение территории и увеличения численности населения


Эволюция государственного строя Афин в VI веке до н.э.

Реформы Солона. Тирания Писистрата. Реформы Клисфена.

Реформы Солона

Солон стал архонтом в 594 году, когда общество раздирало противоречиями. Солон постарался эти противоречия сгладить, примирить враждующие социальные группы, что было сложной задачей. Реформы Солона - идеальный пример того, как нужно проводить реформы.

Он:

- отменил домовое рабство, отменил личную ответственность за долги, оставил только имущественную

- отменил вообще все долги, лежавшие на земельных участках

Эти меры отвечали интересам беднейших слоёв, но ущемляли богатых. Поэтому Солон юридически и политически признал классовое деление (ранее делилось по функциональному имуществу), дав тем самым богатым власть. Теперь критерием стало имущество, объём собранного урожая:

1. 500 медин сыпучих тел. "Пента косио медин"

2. всадники - 300 медин

3. 200 зевгиты (тяжеловооружённые воины)

4. феты меньше всего (феты - легковооружённые воины)

Реформа носила военный характер; избираться на должности могли только первые три категории.

Солон признавал трибы; представители триб выбирались в "буле" - совет 400 человек, избранных от трёх триб (первая триба – объединение латинских родов, вторая сабинские рода и породнившихся с ними греков,

третья - этрусские племена - это относится вообще к Риму, но чёрт его знает, это же

Томсинов)*

внизу говорится, что было деление на четыре филы, а не на три трибы. Ну, филы так филы, а про грибы - “хозяйке на заметку”

Общество также делилось по ещё одному признаку. В обществе всегда были профессиональные управляющие.

Архонты - управляющие, судьи - дикатос. Авторитетные судьи образовывали особую категорию населения. Ареопаг, состоявший из представителей знатных родов, был и судом. Законы Драконта запрещали вынесение решение на основе обычай.

Солон создал ещё один суд из простых граждан - гелиэю.

В учебнике сказано, что гелиэя - суд присяжных. В его состав допускались члены всех четырёх разрядов.

 

Ареопаг состоял из наиболее знатных и богатых семей. Совет собирался на Ареевом холме, откуда и пошло его название. С появлением архонтов ареопаг начинает заполняться бывшими архонтами.

Также существовало деление на наукарии - округа, выделявшие средства на строительство и снаряжение корабля для защиты этого округа. Во главе такого округа стоял притон наукарии


Афинское государство с формировалось в 9 – 8 веке до н.э. ПО преданию основателем был Тесей, он провел реформы и учредил там центральное управление близлежащих общин и поделили все население на три части, категории:

1. Евпатриды – высшие должности

 

2. Геоморы – земледельцы

 

3. Демиурги – ремесленники

Но такое деление скорее всего сложилось спонтанно, как и объединение общин - синойкизм. Такой синойкизм создал новую организацию населения, помимо традиционной.

Во главе Афин стоял царь, затем при царе появился полемарх – военных полководец, руководил вооруженными ополчениями. Он ослабил царскую власть. Царская власть исчезла в 6 веке до н.э., в главе государства уже стоят архонты – высшие должностные лица, которые поделили функции царя и полемарха. При архонтах был совет старейшин, он существовал и при царе. Появляется народное собрание, но существует и магистратура – администрация. Должности там занимали в основном евпатриды. Они использовали должности своих интересах, что приводит к борьбе народа против евпатридов. Афинский полис оказывается на грани распада.

В это время верховным архонтом становится Солон. Все реформы были юридически оформлены и проведены через народное собрание. Его реформы поменяли устройство Афин:

1. Сисахфия – освобождения от бремени долгов простых афинян, которых евпатриды закабалили. За долги моги и продать в другое государство.

2. Оформил законом запрет обращать свободных в рабство за долги.

 

3. Установил новое деление населения по имущественному признаку, по количеству зерна или вина:

a. 500 медимнов в год – пентакосиомедимны (пятисотники), были и тяжело вооруженные воины

b. Боле 300 мер – всадники, могли содержать коня, всадники

 

c. 200 мер – зевгиты, простые земледельцы, легкое вооружение

 

d. Меньше 200 – феты, малоимущие, вспомогательный состав

 

4. Только представители первых трех разрядов могли занимать должности, а архонтами были обычно пентакосиомедимны. Признал и прежнее деление на 4 филы и создал Совет Буле, куда входили про 100 представителей от каждой филы. Этот совет готовил решения народного собрания, был его вспомогательным органом. Его состав обновлялся каждый год.


В 560 году в результате переворота устанавливается тирания. Тирания, по мнению г-на Томсинова, нужна для того, чтобы конституировать простой народ. Гипий и Гипах показали, что есть тирания, что она - личная власть, а потому во много зависит от личности самого тирана. Тирания - власть, которая служит народу и ограничивается совестью самого правителя. “У них ни совести, ни ума не было”(с), потому их безрассудное поведение сформировало определённый образ Тирана.

Римский полис сначала не придавал значение гражданству, не как Афины или

Спарта. Они были более космополитичны.

 

Солон дал много власти простому народу, который был вынужден самоорганизовываться и объединяться в группировки. Во главе этих группировок стояли своего рода политические лидеры. В группировке, которая опиралась на простой народ, лидер Писистрат стремился установить единоличную власть в Афинах, опираясь на народ. Солон открыто выступил против такой тирании, но его выступление не помогло избежать тирании. Эпоха тирании продолжалась почти 50 лет, весь общественный строй изменился. Хотя тирания тогда не предполагала правление без законов, как это понимается сейчас. Писистрат правил, опираясь на законы и стремился удовлетворять нужды простых людей, но тирания была опасной именно для аристократии, которая составляет более влиятельную, хотя и малочисленную группу.

В 509 году до н.э. закончилась тирания, которая была не обременительной для населения, Писистрат пользовался поддержкой. Его сыновья стали настоящими тиранами, они в конце концов потеряли поддержку простого народа. В результате переворота к власти пришел Клисфен:

1. Новое деление населения на 10 территориальных фил вместо 4-х, это положило начало перехода к территориальной организации вместо родоплеменной: Афинский полис поделил на три части: прибрежная, городская и пригородная, и равнинная. Часть каждой земли вошла в каждую филу. Каждую мило Клисфен разделил на три трети (триттии). Распределение триттий по филам было осуществлено таким образом, что в одну филу входило две трети городского населения и одна треть - сельского, что наносило урон деревне. Триттии делились на демы. Во главе Демы стоял демарх.

2. Суд черепков – остракизм. Мера против попыток установить тиранию. Этот суд решал судьбу политических деятелей. (не называя имени спрашивали, нет ли кого в Афинах, кого бы стоило изгнать для обеспечения мира. вслед за этим проводилось закрытое голосование черепками, которое определяло имя лица, подлежащего изгнанию)

3. Создание «Совета 500 (вместо четырёхсот)», по 50 представителей от каждой филы, этот совет тоже заменял народное собрание, когда оно не собиралось.

Клисфен не затронул организацию власти, но при нем увеличился состав магистратуры.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 285; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!