Эмоциональные св-ва личности.



К эмоциональным свойствам личности относятся впечатлитель-ность, отзывчивость, а также те эмоциональные качества и их сово-купность, которые накладывают свой отпечаток на многие проявления личности и даже на весь ее психиче-ский облик.Отзывчивость — одно из особо важных, социально значимых эмоциональных качеств человека. Отзывчив тот, кто откликается на радость и горе других людей, как на свое собственное. Отзывчивость предполагает понимание переживаний другого человека, так как сочув-ствовать другому можно, только понимая его переживания.

Качество, противоположное отзывчи-вости, — черствость. Черствый чело-век глух и безразличен к людям. Он живет только своей собственной жизнью, тем самым духовно обедняя и себя. Высшая степень проявления черствости — бесчеловечность и жестокость.Впечатлительность пред-ставляет собой своеобразное прояв-ление личности. Впечатлительность — эмоциональное качество, обуслов-ленное всем складом личности, и прежде всего ее познавательным отношением к предметному миру и окружающим людям, ее интеллекту-альным развитием.

16. Развитие представлений об эмоциях в истории психологии. Декарт. Рационалистическое учение о страстях. Природа страстей:они включают телесный компонент и мысль о предмете. Телесное начало придает страстям непроизвольный характер, а связь с мыслью позволяет управлять и вос-питывать страсти. Причиной страстей является движение духов, под влиянием которых в теле происходят большие физиологические изменения (описание телесных, физиологических проявлений страстей). Источник страстей – воздействия внешних предметов. Чувства предметны, в этом их главная особенность.Учение об аффектах Спинозы. Панпсихизм. Душу имеет каждое явление. Два начала: физическое и психическое сосуществуют (две грани одного и того же). В душе два вида образований: а) идеи – образы вещей (познавательные образы) – то, что отражает внешнюю действительность; б) аффекты – состояния тела, которые увеличивают или уменьшают способность самого тела к действию, благоприятствует ей или ограничива-ют ее. Три первичных аффекта: удовольствие (радость) – состоя-ние, через которое душа приходит к большему совершенству; неудоволь-ствие (печаль) – состояние, через которое душа переходит к меньшему совершенству; желание – выражает нашу мотивацию, влечение с созна-нием его. Из удовольствия следует желание сохранить это состояние. Из неудовольствия – избавиться. Аффекты относятся и к душе и к телу: удовольствие – приятность и весе-лость, неудовольствие – боль и меланхолия.Ассоционисты. Детерминирующая тенденция – бессознательный прин-цип, который направляет сознатель-ный процесс по заранее заданному руслу к решению задачи. И детерми-нирующая тенденция и сознательные процессы, ею направляемые, оказа-лись непредставимы в терминах ощущений и образов. Для этих смут-ных ускользающих содержаний со-знания Аху пришлось ввести термин «осознанность», а испытуемые научились описывать свое состояние в терминах ненаглядных переживаний сознания.Вундт, как и всякий структуралист, искал инварианты психического, что привело к выделению двух видов далее неразложимых "психических элементов", сочетающихся в более сложные образования - это ощущения и чувства. Чувства дополняют ощущения и все когнитивные процес-сы, все, что человек отражает, сопро-вождается определенным чувством (субъективные впечатления). Высшей ступенью взаимодействия чувств и развивающихся из них аффектов являются волевые процес-сы. Чувствам присущи свойства качества и интенсивности. Разномо-дальные чувства Вундт нарёк диспаратными. По качеству чувства выделялся длинный ряд переходных форм, который был представлен трехмерным простран-ством (удовольствие-неудовольствие, напряжение- разрядка и возбуждение-успокоение). Любое чувство может быть представлено точкой в этом пространстве. Аффект - форма течения чувств в этом самом пространстве, однако только сильных чувств, слабые, что показательно, к аффектам не приводят. Динамика - в каждый момент времени у человека имеется множество чувств - точек в пространстве, и их положение постоянно меняется. Близкие чувства объединяются в более сложные, а те в свою очередь в процессе некой суммации и дают цельное ситуативное чувство. Многие чувства человеком не осознаются, однако профессионал может их распознать. Принципы слияния чувств: 1) целое чувство может качественно отличаться от его составляющих. 2) некоторые составляющие одного сложного чувства могут господствовать над другими. 3) общее чувство характеризуется специфической ценностью и своеобразием. Вундт: тесная связь эмоций и воли. Эмоция – готовность действовать – начало воли.Когнитивисты. 1. Двухфакторная теория Шехтера. Эмоция определяется физиологическими и когнитивными компонентами, связанными между собой. Физиологический компонент выполняет энергетическую функцию, а когнитивный предает эмоциональную окраску (содержание), направленность.Лазарус исследовал овладение стрессовыми или угрожающими ситуациями. Испытуемым демонстрировались фильмы неприятного содержания. Наблюдались два типа реакций: 1) Отрицание: "Чего бояться - это же просто фильм". 2) Интеллектуальная реакция - установка на отстраненное наблюдение. В качестве индикатора эмоционального уровня испытуемых регистрировалось КГР. По сравнению с неподготовленной группой, группа, у которой было время выработать определенную модель восприятия 1 или 2 - показала заметно более низкие нейровегетативные реакции (особенно 2).2. Теория когнитивного диссонанса Фестингера. Когнитивный диссонанс - негативное состояние, которое возни-кает, если, по крайней мере, два представления ("знания") не могут быть согласованы друг с другом.

 

17. Трехмерная теория эмоций В.Вундта. В. Вундт выдвинул теорию, согласно которой структура эмоции характеризуются тремя измерениями:

удовольствием — неудовольстви-ем;

возбуждением — успокоением;

напряжением — разрешением;

Согласно В.Вундту эмоциональные переживания характеризуются одним, двумя или всеми тремя из указанных полярных измерений. Так, чистые формы удовольствия или неудоволь-ствия возникают, согласно Вундту, в связи с обонятельными и вкусовыми ощущениями, а также ощущением боли. Но уже ощущение красного цвета, помимо достовляемого им удовольствия или неудовольствия, вызывает эмоциональное состояние возбуждения, ощущение же голубого цвета действует успокаивающе. В большей степени напряжение обна-руживается в связи с процессами внимания, связанными с ожиданием какого-либо события, а разрешение наступает тогда, когда ожидаемое событие свершилось.Благодаря тому, что эмоции по своей психологической структуре являются многообразием трёх измерений, из которых каждое может непрерывно и в широких пределах изменяться и во временном континууме, и по степени своей интенсивности, получается бесконечное разнообразие эмоцио-нальных состояний и их оттенков.

 

18. Эволюционные теории эмоций (Ч.Дарвин, Р.Плутчик).Эволюционная теория эмоций Ч. Дарвина.Основная идея представле-ний Дарвина заключается в том, что большинство эмоциональных реакций человека являются либо полезными (способствующими адаптации), либо представляют собой остатки (руди-менты) целесообразных реакций, выработанных в процессе эволюции в борьбе за выживание. Три основных принципа направляли эволюционное развитие эмоций:

1) принцип ассоциации - сочетание эмоций с соответствующими, полезными для организма адаптационными реакциями привело в процессе эво-люции к образованию определенных ассоциаций, благодаря чему эти реакции при переживании данных эмоций стали появляться автоматически, даже если в них нет никакой необходимости. Так, разгневанный человек краснеет, тяжело дышит и сжимает кулаки потому, что в первобытной своей истории всякий гнев был связан с борьбой или нападением, а это требовало энергичных мышечных сокращений и, следовательно, усиленного дыхания и крово-обращения, обеспечивающих мы-шечную работу. Потение рук при страхе означает, что у обезьянопо-добных предков человека эта реакция при опасности облегчала схватывание за ветки деревьев и т.п.;

2) принцип антитезы - противоположные по знаку эмоции вызывают противоположные поведенческие реакции;

3) принцип прямого влияния нервного возбуждения на организм. Эта теория была первой, обратившей внимание на возможность характеристики эмоций по их соматическому выражению.

Психоэволюционная теория эмо-ций Р. Плутчика. В 1958 году американский психолог Р. Плутчик впервые публикует основные идеи предлагае-мой им теории эмоции. Последующая ее разработка позволила сформулировать шесть фундаментальных положений, согласно которым эмоции: 1) являются механизмами ком-муникации и выживания, основанными на эволюционной адаптации; 2) имеют генетическую основу; 3) являются гипотетическими построениями, основанными на очевидных явлениях различных классов; 4) представляют собой цепи событий со стабилизирующими обратными связями, которые создают некий тип поведенческого гомеостаза; 5) соотносятся между собой по трем основным измерениям – интенсивности, сходству и полярно-сти; 6) соотносятся с рядом производных концептуальных областей.

 

19. Физиологические теории эмоций (периферическая теория Джемса Ланге). . Гербарта наиболее четко сформулированы интеллектуалистические идеи так называемой «классической» теории эмоций.Фундаментальным психическим фактом является представление. Чувства соответствуют тем связям, которые устанавливаются между представлениями. Эмоции же являются нарушениями, вызываемыми рассогласованием представлений: образ умершего отца, сравниваемый с образом живого, порождает печаль. «Периферическая» теория эмоций У. Джемса — К. Ланге. Согласно их взглядам, первичными являются вызываемые внешними и внутренними раздражениями телесные процессы а уже затем возникают эмоциональные психические переживания Бихевиористская теория эмоций. Основатель бихевиоризма Дж. Уотсон По его мнению, эмоции представляют собой специфический вид реакций, проявляющихся в трех основных формах: страха, ярости и любви. Эти формы имеют характерные врожденные особенности своего выражения в поведении, подвергаясь при жизни вместе с тем многочисленным изменениям. Таким образом, согласно бихевиористской концепции, эмоции – врожденные реакции организма, предполагающие глубокие изменения всего «телесного механизма». Модифицированная «периферическая» теория эмоций Э. Клапареда. «чувства», рассматривая их как особый класс эмоциональных явлений, позволяющих определить ценность, жизненное значение событий, к которым человек должен приспособиться. При этом, чувства в нашем поведении полезны, тогда как эмоции целесообразными не являются и с функциональной точки зрения представляют собой регрессию поведения (проявлением примитивных способов реагирования).«Таламическая» теория эмоций У. Кеннона — П. Барда. Согласно этой теории, центры эмоций расположены в подкорке. Возбуждение этих центров придает деятельности коры эмоциональный компонент, так как за организацию эмоциональных реакций отвечает именно таламус. Активационная теория эмоций Д. Линдсли. Согласно Линдсли, активация - это нейронное возбуждение ретикулярной формации ствола мозга с сопутствующими изменениями электроэнцефалографических показателей коры. Эмоциогенные стимулы возбуждают импульсы, активирующие ствол мозга, который, в свою очередь, посылает импульсы к таламусу и к коре больших полушарий. Анатомо-физиологическая теория эмоций Дж. Грэя. Грэй выделяет три мозговые системы, которые определяют появление трех основных групп эмоций: тревожности, радости—счастья и ужаса—гнева.Биологическая теория эмоций П. К. Анохина. Согласно этой теории, эмоции представляют собой «физиологические состояния организма, имеющие ярко выраженную субъективную окраску и охватывающие все виды чувствований и переживаний человека – от глубоко травмирующих страданий до высоких форм радости и социального жизнеощущения»

 

20. Мотивациоы тории эмоций Психоаналитическая теория эмоций. 3. Фрейд основывал свое понимание аффекта на теории о влечениях и по сути отождествлял и аффект, и влечение с мотивацией. При этом, и Фрейд и его последователи рассматривали преимущественно негативные переживания, возникающие в результате конфликта влечений или основных подструктур личности («Оно», «Я» и «Сверх-Я»). Аффект, согласно психоаналитической теории, включает три аспекта: 1) энергетический компонент инстинктивного влечения («заряд» аффекта); 2) процесс «разрядки»; 3) восприятие окончательной разрядки (ощущение, или переживание эмоции). Заслугой психоанализа в развитии теории эмоций является и разработка феномена «амбивалентности» эмоциональных переживаний. «Гормическая» теория эмоций У. Мак-Дауголла. По мнению Мак-Дауголла, главным регулятором целенаправленного поведения животных и людей являются инстинкты.Поведение животных целенаправленно источником явл. сила-горме кот представляет собой цели обусловленные вражденными интинктами. Каждый инстинкт состоит из трех компонентов: 1)предрасположен ности к восприятию некоторых раздражителей; 2) эмоции3)предрасположенности. Побуждающая сила инстинкта заключена именно в среднем звене — в эмоции.Теория дифференци альных эмоций К. Изарда. Согласно К. Изарду, эмоции являются детерминантами поведения в широчайшем диапазоне его проявлений. В основе теории лежат пять ключевых тезисов:1) основную мотивационную систему человеческого существования образуют 10 базовых эмоций: радость, печаль, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина, удивление, интерес;2) каждая базовая эмоция обладает уникальными мотивационными функциями и подразумевает специфическую форму переживания;3) фундаментальные эмоции переживаются по-разному и по-разному влияют на когнитивную сферу и на поведение человека;4) эмоциональные процессы взаимодействуют с драйвами, с гомеостатическими, перцептивными, когнитивными и моторными процессами и оказывают на них влияние;5) в свою очередь, драйвы, гомеостатические, перцептивные, когнитивные и моторные процессы влияют на протекание эмоционального процесса. В целом, автор определяет эмоции как сложный феномен, включающий нейрофизиологический, двигательно-экспрессивный и чувственно-переживательный компоненты. Источниками эмоций являются нейронные и нервно-мышечные аффективные и когнитивные активаторы.Изард называет следующие основные признаки базовых эмоций: 1) они всегда имеют отчетливые и специфические нервные субстраты; 2) проявляют себя при помощи выразительной и специфической конфигурации мышечных движений лица (мимики); 3) сопровождаются отчетливым и специфическим переживанием, осознаваемым человеком; 4) возникли в результате эволюционно-биологических процессов; 5) оказывают организующее и мотивирующее влияние на человека, служат его адаптации.

 

21.Когнитивистические теории эмоций (теория С.Шехтера и Дж. Сингера, познавательная теория М.Арнольд-Р.Лазаруса, теория когнитивного диссонанса Л.Фестингера, Я-теория). Теория «атрибуции возбуждения» С. Шехтера и Дж. Сингера.По мнению С. Шехтера , эмоции — это результат взаимодействия двух компонентов: 1) неспецифического: физио-логического возбуждения (активация, arousal); 2) специфического: интерпретации человеком причин своего возбуждения в контексте целостной ситуации, в которой оно появилось (атрибуция).Теория эмоций Шехтера – Сингера.Двухфакторная теория эмоций Шехтера – Сингера была разработана в 1952 году Джеромом Сингером и Стэнли Шехтером. Она представляет собой пример когнитивного подхода к эмоциям. Согласно этой теории, на первом этапе формирования эмоции происходит физиологическая активация (возбуждение), возникающая в ответ на переживаемое событие. Человеку же необходимо найти причину этой активации, и только потом он сможет охарактеризовать пережитый опыт и «маркировать» его как эмоцию. Например, внезапно услышав за спиной шаги, женщина, идущая ночью по пустынной улице, скорее всего, почувствует дрожь в теле, напряжение мышц и учащенное сердцебиение. Отметив физиологическую реакцию своего организма, она осознает, что в случае опасности ее некому защитить, и, убедив себя в том, что ей грозит опасность, испытает страх.Арнольд считает, что как только человек непосредственным и интуитивным способом придет к выводу, что тем или иным предметом стоит овладеть, он сразу ощущает привлекательность этого предмета. Как только человек интуитивно заключает, что нечто угрожает ему, он сразу чувствует, что оно приобрело отталкивающий характер и что его нужно избежать. Возникающая тенденция действовать и переживается как эмоция.Два положения являются главными в данной концепции: 1) каждая эмоциональная реакция, независимо от ее содержания, есть функция особого рода познания, или оценки; 2) эмоциональный ответ представляет собой некий синдром, включающий три основные группы симптомов — ●субъективные переживания,● физиологические сдвиги и ● моторные реакции.По мнению Лазаруса, можно выделить два основных типа оценки ситуации:1) угрожающей; )благоприятствующей.Центральным понятием концепции Лазаруса является понятие «угрозы», понимаемой как оценка ситуации на основе предвосхищения будущего столкновения (конфронтации) с вредом. Как только некоторый стимул оценивается как угрожающий, тут же приводятся в действие процессы, направленные на устранение или уменьшение вреда, т.е. процессы преодоления угрозы.

Теория Фестингера когнитивного дисонанса. Когнитивный диссонанс – это необходимость находить решение одной ситуации среди множества вариантов, которые есть у человека на основе его опыта, а также которые предлагаются обществом, отдельными лицами и даже законом. Здесь человек должен выбирать порой среди вариантов, которые не соответствуют его желаниям, привычным действиям. Леон Фестингер выдвигал такие теории когнитивного диссонанса: Индивид будет пытаться избавиться от когнитивного диссонанса, когда он будет возникать. Человек будет избегать всех ситуаций, которые будут вводить его в когнитивный диссонанс. В процессе когнитивного диссонанса, когда теряется связь между идеями или отсутствует согласованность между действиями и мыслями, участвуют интеллект и аффект – реакция человека на те раздражители, которые присутствуют в ситуации. Когнитивный диссонанс может проявляться в том, что человек начинает раскаиваться или сомневаться в принятом решении. Это может произойти со временем. Действие уже совершено. Результат достигнут, однако он не удовлетворяет желаниям самого человека. И со временем он начинает раскаиваться, испытывать угрызения совести, в последующем в подобных ситуациях принимая другие решения.

Близкой к когнитивистским представ-лениям о природе эмоций является и «Я-теория» эмоций (К. Роджерс, 1951). Центральным понятием этой теории является понятие «Я-концепции» (обобщенное представление человека о самом себе). Чем глубже восприятие или познание человеком самого себя, чем больше они связаны с ядром его личности, с его самостью, тем в большей степени они включают в себя чувства, эмоции. Угроза «Я-концепции» вызывает у человека страх. Когда же «Я-концепция» подтверждается и одобряется, у него появляются положительные эмоции.

Как отмечает Е. П. Ильин, некоторые эмоциональные реакции не требуют участия коры головного мозга и процессов осо-знанной переработки информации. Так, все переживания, связанные с эмоциональным тоном ощущений протекают без участия когнитивных процессов: мы сначала ощущаем, переживаем ощущение, и только потом узнаем и понимаем то, что мы переживаем.

 

 

22. Основные подходы к рассмотрению потребностей.Потре́бность — это вид функцио-нальной или психологической нужды, это движущая сила человеческой деятельности, поведения. В то же время существует большой разброс в понимании сущности потребностей – от биологической трактовки до соци-ально-экономической. Рассмотрим наиболее распространенные среди них.Потребность как нужда – это состояние индивида, создаваемое испыты-ваемой им нуждой в объективных условиях, предметах, объектах, без которых невозможно развитие и существование живых организмов (С. Л. Рубинштейн, Д. Н. Узнадзе, А. Пьерон, В. И. Ковалев, В. А. Ядов, Л. И. Божович). Однако потребностное состояние у человека возможно и при избытке чего-либо, в связи с чем появляется потребность избавиться от этого избытка. Близким к этому стоит понимание потребности как отражение нужды в сознании человека. Потребность как зависимость – это состояние организма, выражающее его зависимость от конкретных условий существования (В. А. Василенко, Б. И. Додонов). Однако зависимость показывает лишь, какие отношения существуют между организмом и внешней средой, но не отражает сущности потребностей. Потребность как отношение. В этом случае потребность понимается как отношение между субъектом и миром (Д. А. Леонтьев). Это скорее фило-софский подход к пониманию потреб-ностей, чем психологический. Потребность как отсутствие блага. Состояние отсутствия блага – это и есть потребность (В. С. Магун). Предметом потребности при этом является отсутствующее благо. Подход в этом случае – социально-экономический. Потребность как отклонение от уровня адаптации. Потребность определяется как отклонение некоторой реальности, внутренней или внешней, от сложившихся ожиданий относительно этой реальности (Д. К. Мак-Клелланд). Человек, например, привык к определенному общению или получает удовольствие от данного вида еды, или определенной обстановки. Отклонение от этого привычного для человека уровня вызывает у него потребность в вос-становлении ожидаемого состояния. Другие примеры: привычная обстановка вызывает скуку, которая пере-живается как потребность в новизне. Достигнутый результат перестает удовлетворять человека, что активи-зирует потребность в достижении. Потребность как состояние (И. А, Джидарьян, В. Н. Мясищев, К. Обу-ховский). Переживание нужды свидетельствует об изменениях в состоянии организма и личности. Другое дело, является ли это состояние единственным выра-жением потребности. Само по себе потребностное состояние лишь сигнализирует о том, что удовлетворение потребности натолк-нулось на трудности. Поэтому потребностное состояние заставляет человека лишь искать причину страдания. Потребность как динамическое состояние (К. Левин). Курт Левин понимал под потребностью динамическое состояние (активность), которое возникает у человека при осу-ществлении какого-либо намерения, действия. Очевидно, что всякая потребность стремится к удовлетворению. Процесс удовлетворения состоит в разрядке динамического напряжения. Таким образом, потребность, это некая напряженная система (намерение), которая возникает в определенной ситуации, обеспечивает деятельность человека и стремится к разрядке (удовлетворению). Отсюда вытекает, что динамическое состояние, напряжение, является решающим фактором, детерминирующим поведение человека. Анализ приведенных определений потребностей показывает, что все они содержат в себе факты, которые необходимо учитывать для понимания сути потребностей.

 

 

23. Потребности организма и лично-сти. Различные точки зрения на феномен потребности содержат ряд умозаключений, которые необходимо учитывать при рссмотрении проблем мотивации.Первое – состоит в том, что потребность тесно связана с нуждой, пони-маемой в широком плане как нужность, желанность чего-то, а не только как дефицит чего-то. Однако прямая аналогия потребности с нуждой недопустима вследствие того, что нужда организма отражает объективное состояние, а потребность личности связана с осознанием и пониманием нужды, т. е. имеет и субъективную сторону.Второе положение состоит в том, что из потребности личности нельзя исключить потребностное состояние, отражающее возникновение нужды и служащее сигналом для человека о необходимости удовлетворения возникшего желания. Это состояние является реакцией организма и личности на воздействия внешней и внутренней среды, приобретающие для человека (в силу необходимости, привлекательности, валентности) личную значимость. Третье – состоит в том, что возникневение потребности личности является механизмом, запускающим активность человека на поиск и достижение цели (предмета или объекта), которая может удовлетворить эту потребность. Таким образом, потребность является необходимым звеном в процессе самосохранения и развития организма и личности. Четвертое положение состоит в необходимости разделения понятий ʼʼпотребность организмаʼʼ и ʼʼпотребность личностиʼʼ. Это важное обстоятельство обусловлено следующими закономерностями˸ Ø не всякая нужда организма (орга-ническая потребность, дефицит) осознается человеком и превращается в побуждение – поэтому часть нужд организма (которые не отражаются в сознании) могут не превращаться в потребность личности. Ø осознаваемые органические по-требности (часто называемые биоло-гическими) отражаются в сознании человека не только в виде ощущений, но и как переживание напряжения в виде желания разрядить это напря-жение, а порой и усилить, в случае если оно связано с положительными эмоциями. Поэтому потребность личности — это не просто осознание нужды в виде ощущения, это чаще всего трансформированная в пере-живание и желание нужда. Человек испытывает нужду не в белках, жирах и углеводах, а в пище, притом приго-товленной определенным способом, не в кислороде, а в воздухе, во вдохе и т. д. Акцентируя внимание на рассмотре-нии потребности личности как состо-янии, важно иметь в виду две её стороны, выступающие в единстве, — физиологическую (биологическую) и психологическую. С физиологической стороны потреб-ность, как уже отмечалось, является реакцией организма и личности на воздействие как внутренних раздра-жителей — эндогенные потребности, так и внешних (как приятных, так и неприятных, угрожающих) — экзоген-ные потребности. При этом пережи-ваемое личностью актуальное по-требностное состояние не всегда воспринимается как дискомфортное, но должна быть и положительно эмоционально окрашенным, пережи-ваемым как удовольствие, как пред-вкушение приятного (сладкая истома, сладостное томление).

 

24. Стадии формироваия и реализа-ции потребностей. Последовательное углубление отра-жения в сознании нужды (от возник-новения ощущения до понимания его причины) свидетельствует о том, что образование потребности — это стадиальный процесс. Наиболее отчетливо это показано в работе В. М. и И. В. Ривиных (1978) на примере развития у мужчин полового влечения как потребности. Авторы пишут, что возникновение половой потребности обычно связывается с моментом ее осознания в качестве специфического влечения. Предшествующий же этап ее развития (как органической потребности) выпадает из поля зрения исследователей, так как пока потребность неощутима и неосознаваема, она как бы не существует вообще и не влияет на психическую деятельность. Безосновательность подобных представлений, пишут авторы, видна даже из того, что у испытуемых, уже через полчаса после появления андрогенов, повышается чувстви-тельность специфичных для данной потребности рецепторных зон и наблюдается уменьшение чувствительности всех остальных (отсюда ясно, что потребность развивается по механизму доминанты), хотя нет еще никаких осознанных переживаний. В связи с этим авторы выделяют латентную стадию развитая мотивации (читай — формирования потребности личности), в течение которой проис-ходит специфическая «настройка» чувствительности к внешним раздражителям. Вторая стадия формирования потребности — неосознаваемая мо-дальность нужды (мотивации). Она характеризуется не как половое влечение, а как ощущение какого-то нового состояния. Испытуемые отме-чали усиливающееся чувство непо-нятной тревоги, двигательное беспокойство или, напротив, вялость, которая описывалась как «приятная истома»; у некоторых проявлялись сосудистые реакции на коже лица и шее. Все это соответствовало первой стадии стресса — тревоге, описанной Г. Селье. На этой стадии энергия мотивации настолько неспецифична, что может стимулировать поведение другой модальности. Испытуемые не могли усидеть на месте, становились общительнее (неспецифическая разрядка).

Третья стадия — стадия осознания потребности. Она характеризуется появлением сексуального влечения. Отчеты испытуемых свидетельство-вали о возникновении приятных ощущений в области таза и генита-лий, мечтаний и планов сексуального характера, положительных эмоцио-нальных переживаний. Очевидно, при социальных потребно-стях вегетативные сдвиги и эмоцио-нальные реакции менее выражены. Возможно, и стадиальность форми-рования этих потребностей будет отличаться от вышеописанной. К сожалению, вопрос этот практически не изучен.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 212; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!