Тюркская и башкирская история 978-1016 годов после Рождества Христова, эпоха Башкурт-хана.



 

978 год. Братание Ярополка и Башкурт-хана.

973 год. Печенежский князь Илдея поступил на службу к Ярополку. В Киев пришли послы из Константинополя и из Рима

974 год. Ярополк посадил в Новгороде своих посадников.

975 год. Крещение Кинадар-кагана, князя Венгрии - Гезы.

976 год. В Волжской Булгарии чеканили монету Муъмин ибн Талиба.

977 год. Караханиды и газневиды разделили Саманидов государство между собой.

970-1016 годы. Правление в Волжской Булгарии Ибрагима ибн Муъмин-хана.

978 год. 11 июня — Башкорт-хан убивает своего побратима Ярополка и захватывает власть в Киеве.

979 год. Империя Сун покоряет государство тюрок-шато Бэй-Хань.

980 год. В Волжской Булгарии чеканили монету эмира Муъмина ибн Хасана.

В это же время, по всей видимости, уже существовал город Минуска (Мину, т.е. современный Минск). Сохранилась серебряная хазарская монета-чечуйка Минского чекана. (Пришита к накоснику музея города Благовещенска вБашкортостане). Письмо юнанское, читается слева направо.

 

Транскрипция: «Кипр фмину глhа».

Звучание на башкирском языке: «Кибар фи Мину кэлгэhе».

Перевод на русский язык: «Великий из города Мину».

Примечание: Хазарский каганат - 639-1016 годы после рождества Христова. Мы думаем под названием «Мину» упомянут средневековый город «Минуска» (современный Минск). Сохранились в этом музее и другие хазарские монеты рассматриваемого времени.

Транскрипция текста первой монеты: «…Кссг эрмог(н)…».

Звучание на башкирском языке: «…Кесе эрмэгэн…»

Перевод на русский язык: «…малый дар…» или «…малая дань…».

Транскрипция текста второй монеты: «Нсепир ттиг шеш кон».

Звучание на башкирском языке: «Насыйбар татлык. Алты кун».

Перевод на русский язык: «Назначающее согласие. Шесть кун».

Примечание: Монета, по нашему мнению, также принадлежит Хазарскому каганату (639-1016 годы после рождества Христова). Хазарское слово «шеш» соответствует русскому названию числа «шесть». «Кун» — штраф за убийство (вира) у хазар. Монеты имеют левостороннее юнанское письмо.

981-1010 годы. В Волжской Булгарии правил Мухамед-Амин хан.

В 981 году Башкорт-хан воевал с польским князем Мешко I за приграничную Червенскую Русь. Завоевание Червена и Перемышля.

В 981—982 годах Башкорт-хан обложил данью вятичей.

В 983 году Башкорт-хан покорил балто-литовское племя ятвягов и установил контроль над Судовией.

В 984 году Башкорт-хан окончательно покорил радимичей, когда местное войско было разбито уже сторожевым киевским отрядом (радимичи Волчья Хвоста бегают).

В 985 году Башкорт-хан в союзе с торками воевал против болгар. Одержав победу, заключил с булгарами мир на выгодных для Руси условиях.

В том же 985 году он обложил данью Хазарию. Митрополит Илларион величал Башкорт-хана (правда, под именем Владимир) хазарским титулом каган. Хазарию, вскоре, в этом же году, завоевывает эмир Ургенча Мамун ибн Мухаммед.

985 год. Вождь тюрков-сельджуков Сельджук принял ислам и перешел на службу саманидам.

985—986 Сельджук собрал всех людей своего племени Кынык, и с сотней всадников, переселился под предлогом поиска новых пастбищ из Турана, страны огузов, и разбило лагерь на правом берегу Сырдарьи, на территории, подконтрольной саманидам, или в близком соседстве с ними, а если быть точнее, в Джанде. Предводителем племени был некий Сельджук, отец которого был на службе у хазарского принца. Сведения о его происхождении есть в «Малик-намэ» («Книге царей»), ныне утраченной, но часто упоминаемой историками прежних эпох. В различных вариантах "Малик-наме" Сарчык-Тугаг выступает в роли влиятельной и знатной персоны. Однако рассказы о Тугаге, приведенные в этих источниках, отличаются большой противоречивостью. Ибн Хассул (493, с. 39), Абу-л-Фарадж (586, с. 292) и Мирхонд (692, с. 1) говорят, что Сарчык-Тугаг служил при дворе хазарского царя. Ибн ал-Асир (613, IX, с. 321), Садр ад-Дин Хусейни (727, с. 1) и Мехмед Нешри (699, с. 8) сообщают, что он находился на службе у тюркского правителя.

986 год. Приезд посольства хазарских иудеев к Башкорт-хану с предложением принять иудаизм.

987 год. Башкурт-хан собирает совет из своих бояр и городских старейшин, на котором обсуждается вопрос принятия новой веры

В 988 году князь Башкорт-хан осадил Корсунь в Крыму.

По Повести временных лет город сдался после длительной осады, когда осаждающие перекопали трубы, по которым в город поступала вода из колодцев. Затем византийские императоры прислали свою сестру Анну замуж за Башкорт-хана, после чего он вернул город Византии и по возвращении в Шамкирс и задумался о вере.

В 989 году войска Башкорт-хана участвовали в подавлении мятежа дунайских болгар и византийского военачальника Варды Фоки. Строительство первого христианского храма в Киеве.

990-996 годы. Правление в Караханидов государстве Богра хана Гаруна ибн Мусы. 990—991 — Хан печенегов Кучуг принял православие. Другие печенежские ханы воюют с Русью.

991 год. Приблизительное начало правления хазарского кагана Георгия из родо Дулу, более известного как каган Гергий Цулла. Его правление длилось до 1016 года.

992 год. Богра хан Гарун ибн Муса завоевал Бухару.

В 992 году был проведён поход в прикарпатские земли против белых хорватов, впервые включивший их в состав Древнерусского государства. Византия запретила венецианцам перевозить еврейские товары.

993 год. 15 июля — В Европе «замерзли все озера». Нашествие киданей на государство Корё (Корея), отражённое полководцем Со Хи.

994 год. Захват Себук-Тегином (Газневидом) Хорасана.

995 год. На берегах реки Стугны близ Треполя произошло сражение между дружиной киевского князя Владимира и войском печенегов. Башкорт-хан вышел на бой с малой дружиной и потерпел жестокое поражение. Во время бегства князь укрылся под мостом и благодаря этому спасся от плена. После этого Владимир отправился в Новгород за новым войском, а печенеги получили возможность почти беспрепятственно грабить южные районы Руси.

В 995 году последний хорезмийский правитель афригид Абу-Абдаллах Мухаммад был взят в плен и убит эмиром Гургана Мамуном ибн-Мухаммадом. Хорезм был объединён под властью Гургана. «Гурган» ест предтеча современного города Кургана на Урале, а не «Куня Ургенч» как думают многие.

996 год. Объединение Гургана и Кята, где правил хорезмшах, и Ургенча, где правил арабский эмир, в единое Хорезмское государство эмиром Мамуном ибн Мухамадом.

996—998 — Время правления правителя Ма’муна I.

996-999 годы. Время правления в Караханидов государстве Богра хана Нассира Первого. В труде Абулгази хана упоминается как Айслы-текин.

997 год. Белгород выдержал осаду печенегов.

998 год. По сообщению Марвази - Кидане изгнали от своих границ всех кунов (половцев) – христиан-несторианцев. Махмуд Газневи становится султаном государства Газневидов.

999-1033. Время правления Махмуд-хана в государстве Газневидов.

999 год. Караханиды разгромили Саманидское государство. Газневиды договорились с ханом Караханидов Насром о разделе государства Саманидов. Караханиды занимают Бухару и весь Мавераннахр. Конец государства Саманидов. Земли на юг и запад от Амударьи получают Газневиды.

999-1069 годы. Правление в Караханидов государстве Арслан-хана. Арслан-хан завоевал и присоединил Сувар.

1000 год. Каракитайцы приняли несторианскую религию. В 1000 году 6 тыс. русов участвовали в византийском походе в Армению, а сам Башкорт-хан — в походе на Дунайскую Болгарию. Ляо обложило данью Империю Сун.

1001 год. Вторжение сельджуков и гузов в Хорасан. Начало походов Махмуда Газневи в Индию.

1002 год. Сведениями не располагаем.

1003 год. На берегу реки Касмарт, у нынешнего села Юнай в Зианчуринском районе установили уйгурописьменный каменный столб неизвестного назначения.

Транскрипция: «Кр куми. 392».

Звучание на башкирском языке: «Корт кэуеме. 392».

Перевод на русский язык: «Народ волков. 392 (год хиджры)».

По всей видимости, именно с этим временем и нужно связывать и уйгурописменные бронзовые браслеты, найденные в Зианчуринском районе.

Экспонат «белэзек\\браслет» из фонда Зианчуринского историко краеведческого музея.

Транскрипция: «Вмдг бг».

Звучание на башкирском языке: «(Ошо) мэдег бектеке».

Перевод на русский язык: «Это принадлежит беку».

Такой же экспонат из фонда школьного музея села Утягулово Зианчуринского района.

Транскрипция: « h с жз мбркн».

Звучание на башкирском языке: «Хис агза h ылыр мобэрэклектенг».

Перевод на русский язык: «Чувства неотъемлемые части душевного совершенства».

1003 год. Начало правления Башкорт хана в Шамкирсе.

В этом же 1003 году тангуты захватили сев.-вост. Тибет (княжество Силянфу).

1004 год. Башкорт хан пошел войной к ляхам и завоевал город Премышль, Червынь и другие. В этом же году победил вятичей и наложил на них дань. В этом же году Башкорт хан вместе с Туглай ханом начал войну против варяжской Руси - Новгорода.

1005 год. Было неудачное восстание вятичей.

1006 год. Башкорт хан взял землю ятвягскую. Торговый договор между Русью и Волжско-Камской Болгарией.

1007 год. Поход Башкорт хана против родимичей. Приём князем Владимиром в Киеве Бруно Кверфуртского (будущего святого Бонифация), который проезжает через Киев и принимает участие в крещении печенегов.

1008 год. Неудачный поход Башкорт хана в Болгары и заключение мира. Махмуд Газневи разбил караханидов. Миссионер Бруно в степи крестит печенегов. Война тангутов с уйгурами.

В этом же году была составлена Карта мира Абу ал Хасан Али ибн Аби Саид ибн Йунус ас-Садафи ал Мисри.

1008—1016 — эмир Хорезма Ма’мун II.

1009 год. Умер Сельджук. Крещение кераитов в несторианство.

1009 год. Пришли в Шамкирс булгарские (исламские) послы для агитации Башкорт хана к принятию ислама. Эти были послы правителя Хазарии и Хорезма Мамуна ибн Мухамада.

Ал-Мамун ибн-Мухаммед предложил Башкурт-хану, правителю Киева, принять ислам, но тот отказал, сказав: «Руси есть веселие пити, не можем без этого быти».

Шамкирсе проходил курултай по вопросу веры.

Были и греки у Башкорт-хана.

Агитировали его и хазары.

Решение было в пользу принятия христианства Византийского толка.

1010 год. Башкорт хан роздал уделы детям. Мстиславу отдал Тмутаракань. Войска киданей переправились через реку Амноккан (Ялу) и вторглись в Корею.

1010-1110 годы. Совместное правление в Волжской Булгарии Саид-хана и его сына Айдар-хана.

1011 год. Башкорт-хан крестился и принял христианское имя Владимир.

В этом же году Махмуд Газневи покорил Гур.

1011-1017 годы. Митрофан ибн Московит написал философский труд «Тажрибель уммам\\Опыть общественной жизни».

По описанию Тажетдина Ялчигулова, автора книги «Тарих нама и Булгар», родословная Ибн Московита такова: Туглай хан, его сын Маскав, его сын Митрофан (в исламе Ахмад). У Митрофана поэтому лакаб «Ибне Московит». Митрофан ибн Московит (полное мусульманское имя которого Ахмад ибн Махмад аль Казбани), умер в конце 1030 году. Он сначала исповедовал несторианство, был политическим изгнанником, пиратствовал на Каспийском море, принял ислам и стал везиром в государстве Буидов. Творил на арабском и фарси языках. За рубежом известны его труды:

1). «Рисала фл-л-лазати ва-л-'алами» (буквально: «Трактат об удовольствиях и страданиях» — самым высшим наслаждением Ибн Московит называет «познание Великого Аллаха, который есть Абсолютное Добро»); 2). «Китаб 'адаб ад-дунйа ва-д-дин» (буквально: «Книга об этике мирской жизни и [об этике] религии», в которой рассматриваются различия между этикой философской и религиозной); 3). «Рисала фи джавхари-н-нафс» (буквально: «Трактат о сущности души»); 4). «Микала фи-н-нафс ва-л-'акл» (буквально: «Статья о душе и разуме») и пр. 5). «Тахзиб ал-ахлак ва тат-хир ал-а’рак» (буквально: «Воспитание нрава и очищение корней»).

Книга «Тажрибель умам» посвящена всемирной истории до 369 года хиджры, то есть 979—980 годам. Здесь определены причины исторических событий периода до 340 года хиджры, описанных известным историком и правоведом Абу Джа’фа-ром ат-Табари, собраны сведения о великих личностях. Большей частью Ибн Московит повествует о событиях после 340 года хиджры, очевидцем которых он был. Для историков России особый интерес представляет рассказ Ибн-Московита о походе русов в Бердаа в 943—944 годах. Наибольший интерес для нас представляет еще один лакаб философа — «ал-му`аллим ас-салис» (Третий Учитель). Это высокое звание — самый яркий пример значимости того вклада, который Ибн Московит внёс в развитие арабо-мусульманской философии. Известно, что в мусульманском мире Аристотель почитается как «ал-му’аллим ал-аввал» (Первый Учитель). Ал-Фараби (ок. 873—950) за отличное знание философских трудов Аристотеля получил имя «ал-му’аллим ас-сани» (Второй Учитель).

В одной из рукописей Ибн Московит описывает войну с русами.

«В этом году (332) отправилось войско народа, известного под именем Русов к Азербейджану. Устремились они к Бердаа, овладели им и полонили жителей его.

Известия о (походе) Русии и о том, как кончилось дело их.

Народ этот могущественный, телосложение у них крупное, мужество большое, не знают они бегства, не убегает ни один из них, пока не убьет или не будет убит. В обычае у них, чтобы всякий носил оружие. Привешивают они на себя большую часть орудий ремесленника, состоящих из топора, пилы и молотка и того, что похоже на них. Сражаются они копьями и щитами, опоясываются мечом и привешивают дубину и орудие подобное кинжалу. И сражаются они пешими, особенно же эти прибывшие (на судах). Они (Русы) проехали море, которое соприкасается со страной их, пересекли его до большой реки, известной под именем Куры, несущей воды свои из гор Азербейджана и Армении и втекающей в море. Река эта есть река города Бердаа и ее сравнивают с Тигром. Когда они достигли Куры, вышел против них представитель Марзубана и заместитель его по управлению Бердаа. Было с ним триста человек из дейлемитов и приблизительно такое же число бродяг и курдов. Простой народ убежал от страху. Вышло тогда вместе с ними (войско) из добровольцев около 5.000 человек на борьбу за веру. Были они (добровольцы) беспечны, не знали силы их (Русов) и считали их на одном уровне с армянами и ромейцами. После того, как они начали сражение, не прошло и часу, как Русы пошли на них сокрушающей атакой. Побежало регулярное войско, а вслед за ним все добровольцы и остальное войско, кроме Дейлемитов. Поистине, они устояли некоторое время, однако все были перебиты, кроме тех среди них, кто был верхом. (Русы) преследовали бегущих до города (Бердаа). Убежали все, у кого было вьючное животное, которое могло увезти его, как военные, так и гражданские люди и оставили город. Вступили в него Русы и овладели им.

Рассказали мне Абу-Аббас-ибн-Нудар, а также некоторые из исследовавших, что люди эти (Русы) вошли в город, сделали в нем объявление, успокаивали жителей его и говорили им так: «Нет между нами и вами разногласия в вере. Единственно чего мы желаем, это власти. На нас лежит обязанность хорошо относиться к вам, а на вас — хорошо повиноваться нам». Подступили со всех окрестных земель к ним (Русам) мусульманские войска. Русы выходили против них и обращали их в бегство. И бывало не раз так вслед за ними (Русами) выходили и жители Бердаа и, когда мусульмане нападали на Русов, они кричали «Аллах велик» и бросали в них камни. Тогда Русы обратились к ним и сказали, чтобы они заботились только о самих себе и не вмешивались бы в отношения между властью и ими (Русами). И приняли это во внимание люди желающие безопасности, главным образом это была знать. Что же касается простого народа и большей части черни то они не заботились о себе, а обнаруживали то, что у них в душах их и препятствовали Русам, когда на них вели нападение сторонники (войска) власти. После того как это продолжалось некоторое время, возвестил глашатай Русов: «Не должен оставаться в городе ни один из жителей его». Дали мусульманам отсрочку на три дня от дня этого объявления. И вышли все, у кого только было вьючное животное, которое могло увезти его, жену и детей его. Таких ушедших было немного. Пришел четвертый день и большая часть жителей осталась. Тогда Русы пустили в ход мечи свои и убили много людей, не сосчитать числа их. Когда убийство было закончено, захватили они в плен больше 10.000 мужчин и юношей вместе с женами, женщинами и дочерьми.

Заключили Русы женщин, и детей в крепость внутри города, которая была шахристаном этих людей (Русов), где они поместились, разбили лагерем свои войска и укрепились. Потом собрали мужчин в мечети соборной, поставили к дверям стражу и сказали им: «Выкупайте себя».

Рассказ о разумном плане, который был предложен одним из них (жителей Бердаа). Не приняли они его, вследствие чего были все убиты и разграблено было имущество их и семьи их.

Был в городе христианский писец, человек большой мудрости, по имени Ибн-Сам'ун; поспешил он с посредничеством между ними. Сошелся он с Русами на том, что каждый мужчина из них (жителей Бердаа) выкупит себя за двадцать дирхемов. Согласно этому условию выкупили себя наиболее разумные из мусульман, остальные отказались и сказали: «Единственно чего желает Ибн-Сам'ун это уравнять мусульман с христианами в уплате джизьи».

Уклонился Ибн-Самун (от переговоров), отсрочили Русы убийство этих людей (жителей Бердаа), только по причине жадности к тем немногим ценностям, которые они рассчитывали получить с мусульман. После того, как не выпало на долю Русов ничего, подвергли они мечу и убили всех до последнего человека, кроме небольшого числа, кто убежал по узкому каналу, по которому проходила вода к соборной мечети, и кроме тех, кто выкупил себя с помощью богатств, принадлежащих ему. И часто случалось, что кто-нибудь из мусульман заключал сделку с Русом относительно той суммы, которою он выкупал себя. Тогда Рус шел вместе с ним в его дом или его лавку. Когда хозяин извлекал свое сокровище и его было больше, чем на условленную сумму, то не мог он оставаться владельцем его, хотя бы сокровище было в несколько раз больше того, на чем они сговорились. Он (Рус) склонялся к взысканию денег, пока не разорял совершенно. А когда он (Рус) убеждался, что у мусульманина не осталось ни золотых, ни серебряных монет, ни драгоценностей, ни ковров, ни одежды, он оставлял его и давал ему кусок глины с печатью, которая была ему гарантией от других.

Таким образом скопилось у Русов в городе Бердаа большое богатство, стоимость и достоинство которого были велики. Овладели они женщинами и юношами, прелюбодействовали с теми и другими и поработили их.

После того, как размеры бедствия стали большими, и мусульмане в различных странах прослышали о нем, обратились они к военному призыву. Собрал Марзубан-ибн-Мухаммед войско свое, воззвал к населению с призывом, и пришли к нему со всех окрестных земель добровольцы. Пошел он (Марзубан) во главе 30.000 человек, но не мог сопротивляться Русам, несмотря на большое число собранных им сил, не мог произвести на них даже сильного впечатления. Утром и вечером он начинал сражение и возвращался разбитым. Продолжалась война таким способом много дней и всегда мусульмане были побеждены. Когда дело мусульман утомило их, и Марзубан понял создавшееся положение, обратился он к уловкам и военной хитрости. Случилось ему (на пользу), что Русы после того как завладели Мерагой 5, набросились на плоды, которых было много сортов, и заболели. Началась среди них эпидемия, ибо в стране Русов очень холодно и не растет там никакого дерева, только привозят к ним небольшое количество плодов из стран, отдаленных от них. После того, как большое число их погибло, а Марзубан размышлял о военной хитрости, пришло ему на ум, что сможет устроить засаду ночью. Он сговорился с войском своим, что они первые сделают нападение. Когда же Русы пойдут в контратаку, то он (Марзубан) обратится в бегство, а вместе с ними побегут и они (мусульмане) и этим возбудят надежду у Русов на победу над регулярными войсками и мусульманами. Когда же бегущие пройдут мимо засады, то Марзубан и войско его нападут на них (Русов) и закричат условленный знак засаде. Когда Русы окажутся в середине (между двумя мусульманскими отрядами) можно будет разбить их. После того, как они приступили к выполнению этой хитрости, Марзубан и его войска выступили вперед. Вышли и Русы, начальник их сидел на осле; вышли и воины его и построились для битвы. В начале все шло как обычно. Побежал Марзубан, побежали и мусульмане, и Русы стали преследовать их, пока не прошли места засады; однако, воины Марзубана все продолжали бежать. Марзубан после рассказывал, что, когда он увидел своих людей в таком состоянии, он закричал и всячески убеждал их вернуться к битве. Но не сделали они этого, ибо страх овладел их сердцами. Тогда он понял, что если мусульмане будут продолжать свое бегство и дальше, то Русы возвратятся и не скроется от них место засады и погибнет тогда она. Сказал Марзубан: «Возвратился я одни с теми, кто последовал за мной: с моим братом, приближенными недугами моими, и решил я умереть мучеником за веру. Тогда устыдилась большая часть дейлемитов и они возвратились, мы снова напали на Русов и закричали (условленный знак) засаде. Вышли тогда те, кто был сзади Русов, мы устояли в битве с ними и убили из них 700 человек. Среди убитых был и начальник их. Оставшиеся (в живых) ушли в крепость, где они поселились и куда свезли в большом количестве пищу и много запасок и где поместили они своих пленников и свое имущество». В то время как Марзубан находился с Русами в состоянии войны и не мог взять их военной хитростью, а только осадой, пришло к нему известие о выступлении Абу-Абдуллаха Хусейн ибн-Са'ида ибн-Хамдана в Азербейджан, о прибытии его в Сальмас и о соединении его с Джафаром ибн-Шакуией Курдом, который был во главе хадаянитских отрядов. Марзубан вынужден был оставить против Русов одного из своих военачальников во главе 500 дейлемитов, 1500 курдских всадников и 2000 добровольцев, а сам отправился в Авран, где и встретил Абу-Абдуллаха ...

Не прекращали войска Марзубана войны с Русами и осады до тех пор, пока последние не были окончательно утомлены. Случилось, что и эпидемия усилилась. Когда умирал один из них, хоронили его, а вместе с ним его оружие, платье и орудия, и жену или кого-нибудь другого из женщин, и слугу, его если он любил его, согласно их обычаю.

После того как дело Русов погибло, потревожили мусульмане могилы их и извлекли оттуда мечи их, которые имеют большой спрос и в наши дни, по причине своей остроты и своего превосходства.

Когда уменьшилось число Русов, вышли они однажды ночью из крепости, в которой они пребывали, положили на свои спины все что могли из своего имущества, драгоценностей и прекрасного платья, остальное сожгли. Угнали женщин, юношей и девушек столько, сколько хотели, и направились к Куре. Там стояли наготове суда, на которых они приехали из своей страны; на судах матросы и 300 человек Русов, с которыми поделились они частью своей добычи и уехали. Бог спас мусульман от дела их.

Слышал я от людей, которые были свидетелями этих Русов, удивительные рассказы о храбрости их и о пренебрежительном их отношении к собранным против них мусульманам. Один из этих рассказов был распространен в этой местности, и слышал я от многих, что пять людей Русов собрались в одном из садов Бердаа; среди них был безбородый юноша, чистый лицом, сын одного из их начальников, а с ними несколько женщин-пленниц. Узнав об их присутствии, мусульмане окружили сад. Собралось большое число дейлемитов и других, чтобы сразиться с этими пятью людьми.

Они старались получить хотя бы одного пленного из них, но не было к нему подступа, ибо не сдавался ни один из них. И до тех пор не могли они быть убиты, пока не убили в несколько раз большее число мусульман.

Безбородый юноша был последним, оставшимся в живых. Когда он заметил, что будет взят в плен, он влез на дерево, которое было близко от него и наносил сам себе удары кинжалом своим в смертельные места до тех пор, пока не упал мертвым».

1012 год. Сведениями не располагаем.

1013 год. «Неверные» тюрки напали на Яркенд, но отражены карлуками.

1014 год. Владимир заложил город Ак-Кирман (Белгород).

1014 год. Манихейские тюркские ученые предложили китайскому императору провести всеобщую прививку населения против болезни. Восстание амурских племён против киданей. Вторжение киданей в Семиречье и их разгром бухарским правителем. Подчинение Хорезма Махмудом Газневи.

1015 год. Владимир воевал с хорватами. Заложил город «Пари слау (Переславль)». В этом же году Новгородский князь Ярослав отказавшись союза со степняками вместе с варягами начали войну с целью захвата Киевского престола. Ему противостоял князь Святополк во главе печенегов и киевлян. Перед сражением расположение войск противников было такими. Ярослав расположил свои войска в два ряда, на первом ряду варяги, на втором новгородцы (обрусевшие варяги). Святополк расместил свои три полка между Днепром и озером, а печенеги разместились в тылу, за озером.

Сражение начали варяги. Потеряв свой центральный полк, Святополк и киевляне соединились с печенегами и заняли новые позиции. Однако, не выдержав ударов варягов и новгородцев по флангам, вынуждены были отступить.

В этом же 1015 году войска кифчаков - конфедератов караханидов государства, вторглись на земли Хазарского каганата, смяли печенегов и вышли на оперативные просторы.

Сохранились две башкирские эпитафии, условно датируемые указанным годом.

А. Эпитафия села Байгускарово Хайбуллинского района.

Письменности хазаро-башкирское и уйгурское (даты поставлены хазарским письмом), читаются оба письма справа налево.

Транскрипция: «Жил 405. Тамга. Л мзан».

Звучание на башкирском языке: «Йыл 405. Тамга. Аль мэзин».

Перевод на русский язык: «Год 405 (хиджра, соответствует 1015 году после рождества Христова). Тамга. (Место захоронения) муадзина».

Б. Эпитафия села Ахмерово Ток-Соранского междуречья Оренбургской области.

Письмо нагари, читается слева направо.

Транскрипция: «Тауж h ага».

Звучание на башкирском языке: «Тузак».

Перевод на русский язык: «антропоним «Тузак», герой башкирского предания «Узак и Тузак осколки печенегов малых»».

1016 год. Сын Башкорт хана Мстислав вместе с армянским полководцем Андроником в Крыму разгромил последнего Хазарского кагана Якова Цанцаллы. Начало независимости Волжской Булгарии после разгрома князем Мстиславом (в русских историях князь назван именем Мстислав, хотя в византийских источниках ведется речь о Сфенге, брате Башкур-хана) и последнего Хазарского кагана Георгия Цуллы.

Встречный бой произошел в Крыму. Идущий со своим войском во главе походной колонны Мстислав сразу же бросил свою конницу в обход войск кагана с флангов, тем самым лишив кагана Георгия возможности развернуть войска в боевой порядок.Византийский полководец Андроник атаковал войска кагана в лоб. Окруженное войско хазар было уничтожено, каган был взят в плен.

Хазарский каганат перестал существовать. Владения каганата были были разделены между Византией, Башкорт-ханом и объявившим себя самостоятельным правителем кипчакским ханом Кобяком (Кипчаком).

Найдены печати и бирки кагана Георгия Цулы.

«Господи-помоги твоему рабу Георгию-протоспафарию и стратигу Херсонеса» - русские исследователи так переводят этот текст.

Найдена и вислая печать Георгия Победоносца (Георгия Дуло), последнего хазарского кагана, из Крыма.

Транскрипция: «Cагhада hу тhала».

Звучание на башкирском языке: «С(а»гд hо(даи) тэгэллэ».

Перевод на русский: «Эпоха Всевышнего Бога».

Текст на оборотной стороне написан юнанским (греческим) письмом. Читается слева направо.

Транскрипция: «Хкhон Гhургоро порпh(е)к снокл».

Звучание на башкирском языке: «Каган Григорий бер(нсе) бэк (ы)сын уг(ы)л».

Перевод на русский: «Каган Георгий первый (главный) князь истинный наследник».

К сожалению, вся информация о кагане Георгие Цуле сводится к пассажу из хроники Иоанна Скилицы, и преподношению читателю этого события как мятежа византийского чиновника. Иоан Скилица пишет: «Возвратясь в Константинополь, василевс в январе 6524 г. посылает флот в Хазарию, имеющий в качестве экзарха Монга, сына Андроника Лида, и совместно со Сфенгом, братом Владимира, зятем василевса, он подчинил страну, когда ее архонт Георгий Цула был пленен в первом же столкновении».

После разгрома и пленения последнего хазарского кагана Гергия Цулы на бывших землях каганата появились такие самостоятельные государства как Киевская Русь, Дешти-Кипчак (государство половцев), Волжская Булгария.

 


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 809; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!