Только народ – источник надежды,



Истину скажет именно он,

Главное – это опыт народа,

Правда всегда и всюду за ним,

Слово народа неоспоримо.

Правду он защищает, отец,

От недругов правду свято хранит,

Я лишь дитя родного народа,

Буду с народом, пока я дышу.

Бог Вас создал,

Но дал ли он опыт?

Все в этом мире мы смертны,

И гузы тоже подвержены смерти.

Все это известно каганам, отец,

И родословную вспомни, отец.

Если ты вспомнишь, но не поймешь,

Я объясню, коли не оскорбишься

И весь народ не проклянешь.

Каждый каган от рожденья правитель,

Полон мечтаний о славе в веках,

Кто преуспел, того мы запомним,

О плохих правителях промолчим,

Пусть наши потомки судят по правде,

Судят царей по делам их, отец,

А не по пышным надгробьям каганов,

По эпитафьям притворных молитв.

Из века в век рождались каганы,

Праведно править их свыше судьба.

Не я говорю это – опыт народный,

Не мне говорит, отец, а тебе,

Не для меня говорит, для тебя.

Вижу, каган излишней ждет дани,

Чтобы народ свою кровь проливал,

А ничего для народа не сделал,

Этот каган, обладатель богатств,

Разбогатевший по праву наследства.

И вот я явилась без приглашенья,

Чтобы при всех здесь вот это сказать:

Хочет народ уваженья кагана!

Ага Мамабет пир готовит горою,

В жертву себя он готов принести,

Уже сочиняют ему ему эпитафью,

Но и каган назад не вернется,

Встанет народ у него на пути».

Как видим, эта просветительница Яриа ниса Сисинний жила в 880-х годах.

Мавзолей же Яриа нисы Сисиннии находится в селе Максютово Кугарчинского района, которое раньше называли «Койо\\Мавзолей».

Даем прорисовку реконструкции мавзолея и современное музейное построение над ним

Удивительно, но стихотворные строки из творческого наследия Ярии нисы Сисиннии прочтены и записаны буддийским монахом Дхармачандра на тохарском «Б» языке:

«Arae srukalune

Pontas skukulyne

Sarai ni palsko

Twenke kalatarn

Cisa nta ksama praskau

Kanis sesketan praskau

Cisa praskau pon prekenne

Apis warnai nreyentane».

Звучание на башкирском языке:

Ир hорай улынан

Ботоноhо шикеле

hораузы белhэк

Тегене калдырhак

Кисендэ кисемдэн оркhэм

Гани сэскэнэн оркhэм

Буш булар ул нирван тэнем».

Перевод:

«Отец спрашивает сына:

Если бы мы, как Бог,

Знали ответы на все вопросы,

То избегли бы смерти?

Если б я боялся ночи и сна,

Боялся бы самой жизни,

Ни к чему тогда мне тело».

 

Приблизительно в 863-880 годах была написана книга Габдельтагира аль-Бурджани «Нэгу\\Услышь». Книга арабоязычна. По всей видимости написана в древней столице хазарских мусульман когда то расположенной на месте кладбища села Мрясево (Кубаир)Ток-Соранского междуречья Оренбургской области. Сохранилься каменный указатель об этом факте, датированный 880 годом (194 год хиджры).

Транскрипция: «194 (сэнэ). Мхмдэ мркб».

Звучание на башкирском языке: «194 (hижри сэнэ). Мохэмэдэ мораккаб».

Перевод на русский язык: «194-ый год хиджра. Столица приверженцев Мухамада (мусульман).

Книга Габдельтагира аль-Бурджани прекрасный источник по истории ислама и манихеизма, поэтому, в целях ее сохранения для наших потомков, размещаю и сканы ее страниц по своей книге «Сулпылар\\Утерянные ценности (Исянгулово, «Гилем», 2008 год)».

 

 

 

 

Книга примечательна тем, что в ней Яриа-ниса-Сисинний (Бандабика) названа автором золотого правила риторики.

Полное имя этого башкирского философа Габдельтагир аль-Бурджани ибн Габделрахман ибн Зубаир аль Хулани, он является внуком Зубаира аль-Хулани, одного из двух муфтиев, оставленных Марваном в 733 году для хазарского кагана. Габдельтагир известен по единственной копии своей книги «Нэгу», переписанной муллой села Имангулово Оренбургского уезда Юнусом сыном Исхака в 1843 году. Книга эта была найдена среди экспонатов Исянгулово историко-краеведческого музея. Переписанный экземпляр книги внесен муллой Исхаком в состав собственной работы «Фикх\\Основы исламского правоведения». Я насчитал пятьдесят три страницы книги «Нэгу» в рукописи Исхака.

864-865 годы. Сведениями не располагаем.

В год 6374 (866). Пошли Аскаль-Дадир войной на греков и пришли к ним в 14-й год царствования Михаила.

В 867 г. Вениамин каган воевал против коалиции четырёх соседствующих с Хазарией народов: печенегов, гузов, буртасов (?) и чёрных булгар (?). Союз организовала и возглавила Византия, отказавшись от традиционной политики сотрудничества с каганатом после принятия хазарами иудаизма. Вениамин одержал победу благодаря военной помощи, полученной от царя Кавказской Алании. Святополк, удельный князь Нитрани, восстановил власть Шими каганата.

868 год. Прибыв в Рим по требованию главы церкви, Кирилл и Мефодий нашли здесь нового папу, Адриана II. Братья передали ему мощи святого Климента, и тот утвердил богослужение на славянском языке (Глаголический обряд), и переведённые книги приказал положить в римских церквях.

Таким образом, первые глаголические книги могут храниться и в Ватикане. Кто знает, может среди них есть и книги на тюркских языках?!

869 год. Скончался Кирилл, постригшись передь смертью монашество и монашеское имя «Кирилл». В этом же 869 году Людовик Немецкий предпринял новый поход, и в 870 г. основные владения Шими каганата стали провинцией Восточно Франкского королевства.

870 год. Уйгуры, жившие в коридоре Хеши, создали государство со столицей в городе Ганьчжоу (современный город Чжанье).

871 год. В Гурзуфе, в Крыму изготовили саблю, которая в последующем стала саблей Петра I. Сейчас экспонат Оружейной палаты.

Транскрипция: «Надтаж 156 снэ устхн Гарзаф».

Звучание на башкирском: «Эш) нэтижэhе 156 сэнэлэге остаханаhынынг Гурзуфтынг».

Перевод на русский язык: «Продукция 156 года хиджры мастерских Гурзуфа».

872 год. Основание Ужгорода в соответствии с текстами Шимона Кезаи. Родился Абу Наср Мухаммед ибн Мухаммед ибн Тархан ибн Узлаг аль-Фараби ат-Тюрки, употребительное сокращение имени — аль-Фараби (в латинизированной форме — Alpharabius).

873, 874, 875, 876, 877 годы. Сведениями не располагаем.

878 год. Родился Жагир-текин (Игорь).

879 год. Умер Шими-каган, прозванный посмертно «Рюрик\\Король поляков» и передал княжение своё Улугу (имя неизвестно) — родичу своему, отдав ему на руки сына Жагир-текина (Игоря), ибо был тот ещё очень мал.

В 880 г. Чубеки-каган Борис-хан крестился по Византийскому обряду и принял имя Михаил. Так Чубеки каганы перестали быть вассалами Авари ганваса и образовалось самостоятельное Болгарское царство, первым царем которой и был Михаил (бывший Борис-хан).

В 880–921годах, приблизительно, правил Манахем-каган. Сохранились монеты, чеканенные от его имени.

Письмо таласско-сирийское, читается справа налево. Язык тюркский (башкирский).

Транскрипция: «А)л шлиг гн мнугм гк гтh гус».

Звучание на башкирском: «Шаhилык. Каган Манугим. Куктенг котло косо».

Перевод на русский язык: «Шеляга. Манахем каган. (Он) благословленная сила небес».

881 - 883 годах была составлена Карта мира арабского географа Ал Мамуна.

Около 882 года печенеги достигли Крыма. Тогда же печенеги вступают в конфликт с князьями Киева Аск аль-Дадиром (875 год — это столкновение описано в поздних летописях и оспаривается историками).

883 год. Сведениями не располагаем.

884 год от воплощения господа, как написано в летописях – «семь старейшин, которые называются Хетумогер, двинулись со скифской земли к западу, среди них был предводитель Алмуш сын Угека из рода короля Магога, муж доброй памяти, господин и советник их, со. своей женой и сыном своим Арпадом... вместе с великим множеством союзных народов... перешли реку Этил на бурдюках по способу языческому и не нашли никаких городов или населенных мест... пока не. пришли в Русцию, которая называется Сусудал ...».

885 год. Шимми-каган Святополк (польский) в этом 885 г. крестился по католическому обряду, и Шими каганат отпал от Авари ганваса. В этом же году Халифат и Византия признали независимость Армянского царства, которое являлось самым большим и мощным феодальным государством древней Армении.

Варяги, что переводится в значении (переселенцы, воины Рюрика\\Тихого торговца «Трувор» и его родные «Синеус» взимали дань с чуди, и со словен, и с мери, и с кривичей. А Улуг каганы хазар брали дань с полян, и с северян, и с вятичей по серебряной монете и по белке с дыма)

29 августа 886 года Василий I Македонянин погиб на охоте, сказав на смертном одре, что пал жертвой заговора.

887-888 годы. Сведениями не располагаем.

В 889 г. Чудь-словены-меря-кривичи изгнали потомков Шими каганов за море. Правителем у этих народов и вассалом Улуг кагана, по всей видимости, стал Аск аль Дадир. Приставка имени «Аль Дадир» переводится в значении «осуществляющий правду Бога и претворяющий ее в жизнь». Среди граффити Софийского собора в Киеве сохранилась и текст, написанный Аск аль-Дадиром используя тюркские руны на тюркском языке.

Транскрипция: «Разнт. Блтэ Шам Айык лтык Алтк айэк. Ээч сма гайчк паск Эскт».

Звучание на башкирском языке: «Рэзэнэт. Бэлэд Шам (унынг) Яйыктан Алтай ягынаса (яткан) йойэгендэге. Асты соммэ гайсик пэсеh Аск-т».

Перевод на русский язык: «Это важно. Город этот Шама, владения которого простирается от Яика до Алтая. Построил позже для приверженцев Иисуса наместник Аск-т(ат)».

890-891 годы. Сведениями не располагаем.

893-940 годы. Времена совместного правления Базир Арслан-хана (893-920) и Огулчак Арслан-хана (893—940).

894 год. В 894 году, после смерти Святополка I, Моймир II унаследовал власть над Великой Моравией; его младший брат Святополк II получил как апанаж Нитранское княжество. Византийский император Лев VI начал войну с болгарским царём Симеоном I и потерпел поражение. В 894 году Лев VI пригласил мадьяр напасть на болгар с севера, но в решающей битве при Булгарофиге был разбит, и ему пришлось возобновить выплату ежегодной дани Болгарии.

В 895 г. Кинадар каган Арпад приступил к своим обязанностям по усмирению от имени Авари ганваса племен и народов.

В 896 г. началось «обретение Родины» войсками Кинадар кагана Арпад-хана.

896 год. Умер неизвестный башкир мусульманин. Об этом факте зафиксировано в арабописьменном тексте эпитафии 283 года хиджры из кладбища Улуг зиарат Баймакского района.

Транскрипция: «283 бки ил».

Звучание на башкирском: «283 (нсе хижри) бакый йылы».

Перевод на русский язык: «В 283 году хиджры приобрел вечный покой).

В 896 году войска Алмоша взяли город Ужгород.

По 897, 898, 899 годам сведениями не располагаем.

900 год. Предполагаемое время начала правления кагана хазарского Аарона I. Правил в 900-930 годах.

901 год. Набег хазарского царя Аарона II (правнук Аарона I) в союзе с местными дагестанскими объединениями совершили поход на Дербент.

902 год.

903 год. Впервые упоминается в русских летописях город Псков, где первым градоначальником стал Игорь. Лаврентьевская летопись сообщает – « В лѣт ҂s҃ . у҃ . аı҃ . [903 год] Игореви же възрастъшю. и хожаше по Ѡлзѣ и слоушаша єг̑ . и приведоша ємү женоу ѿ Пьскова . именемъ Ѡленү (В год 6411 (903 год) Когда Игорь вырос, то сопровождал Олега и слушал его, и привели ему жену из Пскова, именем Ольга)». Сохранилась хазарская монета псковского чекана. Письмо текста монеты левостороннее, юнанское.

Транскрипция: «10+60 шкл «=»Мр л+пс кhуа.

Звучание на башкирском языке: «70 шэкел. Эмир Эл Бискау».

Перевод на русский язык: «70 шекелей мэра (города) Пскова».

Примечание: Письма хазарские и кхароштхи. Язык хазарский (тюркский). Читаются справа налево. По всей видимости вХазарском каганате правители поселений и территорий имели право на чеканку собственных монет.

 В 904–907 гг. Кинадар-каган Арпад хан единолично правил мадьярами в междуречье Днестра и Прута.

905 год. 905—906 — Победа венгров над Великоморавским государством и захват Словакии. Распад Великоморавии.

В 906 г. Кинадар каган Арпад-хан разгромил Великоморавскую державу и переселил мадъяр на земли между Тисой и Дунаем.

В этом же году жители Далмации изъявили желание принять подданство Кинадар каганата, и началась война с Генрихом Первым Птицеловом. В 907 г. Арпад-хан переселил часть славян в Чешскую долину, остальные остались под властью его вассалов Пржемысловичей.

5 июля 907 г. Арпад-хан под Братиславой нанес поражение баварскому войску, от власти франков были полностью освобождена «Восточная марка» (так франки назвали земли Авари каганата).

В 907 г. умер Кинадар каган Арпад-хан. Русские летописи пишут об этом событии так: «…возвратилось Улугу (буквальное занчение «Великий», титул воспитателей наследников престола у тюрков) войско многое, варяги, чудь, словени, меря, весь, кривичи, и приде к Симубуле (Смоленску) с кривичами…и взя Любец и посади муж свои…И придя к горам Шамбатовским (Киевским) и поведаши Улуг, яко Аск аль-Дадир княжат, и спрятал воинов в лодъях, а другие назади оставив, а сам приде, нося Жагир-текина (испорченная калька будет «Игорь-текин», курсив мой). Да придите к нам родам своим». Аск аль-Дадир пришли и выскочили все прочее из лодъей, и рече Улуг Аск аль-Дадиру, «Вы инсанат князя, ни рода князя, но аз есмь и вынесоша Жагир-текина. А сее сын Шими кагана». И убиша Аск аль Дадира.

907 год. Кидани создали государство Ляо. 907-1125 годы. Время существования государства Ляо.

908 год. Поча Улуг воевати древлян, и побив, имел на них дани «беччерни кун\\по одному мальчику».

909 год. Иде Улуг на северян, и победи северяне, и возложи на них дань «ляик кун\\причитающийся этому округу дань». В этом же году хазары в союзе с местными племенами совершили поход на Дербент.

В этом же 909 году, согласно тюркским легендам родился Сельджук сын Токака. Сельджук прожил 100 лет и умер в 1009 году.

910 год. Битва немцев с венграми на р. Лех. Победа венгров. Разграбление венграми южной Германии. Мир с условием выплаты ежегодной дани.

В этом же году Улуг посла к родимичам река – «Кому дань дадите?!...Не давайте козарам, но мне дайте». И выдали родимичи Улугу по шеляге, так же и хазарам давали. И овладел Улуг полян, древлян, северян, радимичей, а с уличей и тиверцев имел рать.

911-912 годы. Улуг отправил посольство в Византию для подписания мира.

Транскрипция: «В лѣт ҂s҃.у҃.к҃.[6420 (912)] Пусла мужи свуи уулегъ . пуструити мира . и пулужити рад межю руию и грекы . и пусла равну другагу свещания . бывша при тех же цр҃ехе . лва . и александра . мыууродарус . карлы . инегелде . hарлуд . веремуид . руале . гоуды руил̑аде. карне . hрелаве . руале . актеву . труане . лидул̑и hусте . стемди . иже пуслани уу уулга велику кн҃заруика . и уу всех ижеуи под руикую е светлых и великих кн҃зе . и невеликих буяре . к вам лвуви и александруви . и костантину . великим уу бозе самодержецем . цр҃ме греческым . на уидержание . и на извещение уу мнугих лет . меж хрестианы и руию бывешюю любувь . пахутенем наших великих кн҃зе . и пу пувелению . уу всех иже суит пуд руикую его суищих руиен. Наша светлусте боле нмеж хоташихе еже уу бзеуидержати известити такую любуве бывшуи межи хрестеяны и руию . мнугажды пра…  ».

Перевод на современный русский язык: «…в год 912 (от сотворения мира) посыла(л) мужи свои Улуг («Великий», курсив мой) построить мир и положить рэд («положить конец плохому», курсив мой) между раввия («страной последовательницей раввинов», курсив мой) и грек(ами) и посла(л) раввина («расказчика», курсив мой) другого совещания бывшего при тех же царях Льве и Александре мордвинов Карлы, Инегелди, hарлуда, Веремуида, Руала, Гоуда, Карна, hрелава, Руала, Актюбу, Труана, Лидула hушти («людей сознательных», курсив мой). С теми же посланы у Улуга великого князя равиги («последователи раввинов», курсив мой) и у всех и ижаби («устраивающим всех», курсив мой) под равигкою («раввинством», курсив мой) ея светлых и великих князей и невиликих бояр к вам Львову и Александру, и Константину великим от Бога самодержцам царям греческим на содержание и извещение на многие годы меж христиан и раввией бывшую любовь. По хотелию наших великих князей и по велению у всех же сэвит («равенства», курсив мой) под рукою его сэвищих раввин («правильных раввинов», курсив мой). Нашей светлости более номаж («славному», курсив мой) хотящего же вэ баз («И открыто», курсив мой) удержать и известить такую любовь бывшую меж христианами и раввиею («страной раввинов, т.е. с Хазарией», курсив мой) множество раз…».

Примечания: В тюркско-хазарских языках выделенные курсивом слова имеют следующие значения: «Улуг\\Великий», «рэд\\отвержение; отказ; плохой», «раввия\\страна раввинов», «раввин\\расказчик», « h ушти\\разумный; сознательный», «равиги\\раввинский», «ижаби\\положительный; позитивный; устраивающий всех», «сэвит\\равенство; ровно; беспрерывно; правильно», «сэвищих раввин\\правильных раввинов», «номаж\\развитие; славный; имеющий репутацию», «вэ баз\\ и открытый; и игрок; и снова». То есть в летописи идет речь о о посольтве хазар византийским императорам.

В 913/914 хазарский царь пропустил в Каспийское море русов, которые подвергли грабежу побережье. Царь получил от вернувшегося войска половину добычи, но затем хазарская гвардия, состоящая из мусульман, потребовала у царя права отомстить за гибель единоверцев, и он не стал препятствовать. Ослабленное русское войско было почти полностью уничтожено. В этом же году хазары и огузы одержали победу над печенегами, которые жили на Яике и Эмбе и контролировали отрезок караванного пути из Итиля в Китай, бой произошел в междуречье Яика (Урала) и Волги.В этом же, 913 – ом, году началось восстание баварцев против венгров.

914 год. В 914 году Жагир-текин (Игорь) завоевал древлян и возложил на них дань больше установленный Улугом.

915 год. Первый приход печенегов на Киевскую Русь. Заключение с ними мира. Появились печенеги под Киевом двигаясь на помощь Византии против болгар. Игорь предпочёл не препятствовать им.

916 год. Хазары в союзе с местными дагестанскими объединениями совершили поход на Дербент. В этом же году Амбагянь провозглашает себя правителем киданей, уничтожив всех других претендентов. Елюй Амбагань объявил благоволение к буддизму как к некитайской религии. Появление «третьей силы» на Дальнем Востоке. Созданное им государство существовало в 916—926г.г. Кидани присоединяют племена Западной Маньчжурии (лесные и степные), уйгуров, разбивают тангутов.

В этом году аланы кавказа заново принимают христианство от Византии.

917 год. Умер неизвестный мусульманин-башкир села Ауш Учалинского района. На фото эпитафия кладбища на горе Ауштау Учалинского района.

Транскрпиция: «306нчи».

Звучание на башкирском языке: «306-нсы (hижри йыл)».

Перевод на русский язык: «В 306-ом году хиджры (умер)».

918-919 годы. Сведениями не располагаем.

§57. Тюркская история 920-… годов после Рождества Христова, эпоха Сатук-алба.

 

920 год. Родился, по нашему мнению, ябгу племени ягма Сатук. При рождении он был наречен мусульманским именем Абд ал-Карим. Согласно оттоманскому историку Мунаджиму-баши, он был первым тюрком, который стал мусульманином. Согласно традиционным источникам, в свои двенадцать лет Сатук был мальчиком «совершенной красоты, природного ума, чистоты помыслов, здравого разумения и понимания, чего не было у царевичей до него»

Я думаю, и князь «Святославь» и Сатук-карахан это один и тот же человек. Русские летописи о Святославе упоминают именно как о «Стог+лав»-е! «Стог+лав», по моему мнению, это испорченная калька тюркского слова «Сатук-алб».

Транскрипция: «Кому даете дань…регоша козаром по шлаг от ра дае»… «В лето 6473 иде Стог лаве на козары. Слышавши же…».

Перевод на современный русский язык: «Кому плотите дань? ...сказали –хазарам, по шеляге от рода даем»… «В 6473 году от сотворения мира пошел войной Сатук-алб на хазар. Услышав же…».

Сатук Богра-хан (920—955) — легендарный тюркский правитель из рода Караханов О легендарном кагане у Джамала Карши сказано: «Сатук Бугра-хан ал Муджахид Абд ал Карим ибн Базир Арслан-хан ибн Тангла [Билга] Бахур [Нахур] Кадр-хан из рода Афрасиаба ибн Пушанг ибн Алп ибн Рисиман», «он был первым среди тюркских хаканов, кто принял ислам в пределах Кашгара и Фарганы в правление правоверных в государстве ал-амир ар-Рашид Абд ал-Малика ибн Нуха ас-Самани». На фото монеты саманидского правителя Габд-ал-малика ибн Нуха.

Транскрипция центрального текста аверса: «Алh. Мхмд рсулалаh. Гбдалhмлг бн Нух».

Звучание на башкирском языке: «Аллаh. Мохэмэт рэсул Аллаh. Гэбделмэлик ибн Нух».

Перевод на русский язык: «Всевышний. Мухамед посланник Бога. (Г)абдельмалик ибн Нух».

920-922 годы – время составления Карты мира Абу Зайд Ахмадом ибн Сахл ал-Бадхи.

921-922 гг.: Дирхем Волжской Болгарии, Алмыш Ал-Амир Балтавар. Полтава, Украина. Volga Bulgars AR dirham, Almis, al-Amîr Yaltawâr. From Poltava reg., Ukraine.

922 год. Царь Хазарии в ответ на разрушение синагоги в одной из исламских стран приказал разрушить минарет при столичной мечети и казнить муэдзинов. Неизвестный башкир мусульманин провел исламскую экспедицию Ахмада ибн Фадлана в Волжскую Булгарию. Прибытие в Волжскую Болгарию посольства Багдадского халифа Джафара аль-Муктадира к царю волжских болгар Алмушу сыну Шилки-элтабару. Секретарём посольства был Ибн-Фадлан, оставивший дневниковые записи о своём путешествии. Принятие ислама суннитского толка булгарами.

922-924 годы. В Волжской Булгарии работала миссия Ахмада ибн Фадлана.

923 год. Вождь (о)гузов принял ислам, но под угрозой смещения отрекся.

В этот 923 год «идоша угре мимо Киав и пришедша к Днепру стали вежами.

924-925 годы. Сведениями не располагаем.

926 год. Кидани завоевали царство Бохай. Создание киданьской империи.

В 927-955 годах в государстве карлуков правил каган принявший ислам и исламское имя «Вагыйз Габделькарим Садыйк Карый хан». Испорченная калька этого имени звучит как «Угуз Габделкарим Сатук Карахан». Время правления Сатука (Абд ал-Карима) Богра-хана в караханидском государстве. Народы, которые были под его властью мы знаем по книге «Дивани луга тат турки», где указаны тамги всех этих народов.

928-929 годы. Сведениями не располагаем.

930 год. В период правления Ааро́на II, Византии удалось натравить на Хазарию Алан— второе по силе государство на Северном Кавказе, ранее являвшееся традиционным союзником хазар и спасшее Хазарию от поражения в войне против коалиции кочевых народов при отце Аарона Вениамине. Аланский царь напал на Хазарию, но Аарон нанял против него вождя «турок» (какого-то кочевого племени). Аланы были разбиты, а их царь пленён. Аарон, не желая превращать соседа в постоянного врага, не стал его наказывать, а оказал почётный приём и взял его дочь в жёны своему наследнику Иосифу. После этого аланы временно вернулись в орбиту хазарского влияния.

930-933 годы время составления Карты мира Абу Исхаком ибн Мухамад ал-Фариси ал-Истахри.

Версия карты выглядит так:

930-950 годы. В Волжской Булгарии правил пасех Ахмад ибн Ягфар. Это его суннитское имя. Шиитское его имя звучало так – «Алмуш ибн Чилка». По запискам секретаря арабской миссии Ибн Фадлана в Волжскую Булгарию, к вассалу Авари ганваса, мы знаем, что Алмуш, приняв ислам суннитского толка, изменил свое имя с Алмуша на Ахмад, а имя своего отца – с Чилки на Ягфар. Что подтверждается и текстом перстня-печатки из городища Болгар.

Транскрипция: «Игфр Алаг (а)гнз Члгата».

Перевод на русский язык: «Ягфар (он) помазанник божий князь Чилка-ата». (Чилка-ата – имя отца Алмуш-хана. Богослов экспедиции Ибн Фадлана дал ему новое имя Ягфар. В соответствии с записью в шэжэрэ башкир-юрматинцев могила Чилка-аты находится у речки Каран-Елга в долине реки Мензеля).

930-960 годы. Время правления Хазарского кагана Ио́сифа (ивр. ‏יוסף‏‎) Йосеф, Иосиф бен Аарон из династии Буланидов. Единственный хазарский правитель, о личности и политической деятельности которого имеется относительно подробная информация. Сведения происходят из комплекса документов т. н. Еврейско-хазарской переписки, проводившейся по инициативе сановника Кордовского халифата Хасдая ибн Шапрута. На фото «Письмо Иосифа Хасдаю».

Краткое содержание данного письма таково:

«…Ты спрашиваешь меня в своем письме: «Из какого народ, какого рода и племени ты?». Я сообщаю тебе, что я происхожу от сынов Иафета, из потомства Тогармы. Так я нашел в шэжэрэ моих предков, что у Тогарма дыло десять сыновей: вот их имена: первенец – авийор, второй –турис, третий – аваз, четвертый – угуз, пятый – биз-л, шестой – т-р, седьмой хазар, восьмой –йану, девятый - б-лгр, десятый – савир. Я происхожу от сыновей хазара…».

Далее каган Иосиф продолжает.

«В стране в которой я живу ранее жили в-н-н-тры. Наши предки хазары воевали с ними…Они оставили свою страну и бежали, а те преследовали их, пока не настигли их на реке «Дуна(й) и поблизости от Кустандины. После того утекло много покалений, пока не явился царь, которого имя было Булан… Он удалил из страны гадателей и идолопоклонников, и искал защиты и покровительства у Бога».

Из истории мы уже знаем, что именно Булан в 733 году ввел в каганате ислам, после поражения от войск Марвана. Монеты его, как исламского правителя, найдены и в Стерлитамакских (Левашовских) курганах.

Иосиф продолжает свое письмо так:

«…Я тебе сообщаю, что я живу у реки Итиль (Волга)…Начало этой реки обращено к востоку на протяжении четырех месяцев пути. (Каган имеет в виду истоки современной реки «Агидель\\Белая», истоки кототорой на карте мира Аль Идриси, действительно названы как «…\\Истоки Итиля (Волги)). У этой реки расположены многочисленные народы в селах и городах, некоторые в открытых местностях, а другие в укрепленных городах. Вот их имена: Бур-т-с, Бул-г-р, С-вар, Арису, Ц-р-мис, В-н-н-тит, С-в-р, С-л-виюн….Все они мне служат и платять дань….».

Иосиф перечисляет следующие города на границе своего государства, как: Хваризм, Г-р-ган, С-м-н-др, Т-д-л-у, Баб-ал –Абваб (Дербент) и других.

931 год. В Волжской Булгарии чеканились монеты Нассира ибн Ахмада.

931—932 — Хазарский царь Иосиф «низверг множество необрезанных» внутри Хазарии.

 932 год. Аланы Кавказа отреклись от христианства, изгнав греческого епископа и священников, возможно приняв религию Хазарского каганата.

933 год. Кинадар-каган организовал набег в Саксонию за неуплату ясака, но потерпел поражение, и Саксония отпала от Авари Ганваса.

934 год. Умер картограф Аль Истархи. В качестве примера его деятельности и роли его трудов в истории наших народов показываю "Готскую карту Каспийского моря" выполненной Абу Исхак Ибрахим ибн Мухаммад аль-Истахри (около 850—934) — арабским географом. Данная карта дошла до наших дней только в арабской копии. Самое позднее время датировки подлинника карты 350 год нашей эры, год завоевания Баламир каганом Готского королевства.

Переводы транскрипций слов карты.

1. "Дэhри Гззр" - Море Хазарское,

2. "Сиакун" - название горной цепи в Прикаспийских степях,

3. "Блад ал гузиа" - владения гузов (огузов),

4. "Ал мшрик" - восток,

5. "Ал Шимал" - север,

6. "Хэзирэ Сиакун" - остров Сиакун,

7. "Хэзирэ Баб"- остров Ворота,

8. "Жржан" - город Гурган,

9. "Асрабад" - город Асрабад,

10. "Ал Сокур" - город Сокур,

11. "Мhран" - город Мигран,

12. "Гартун" - город Гартун,

13. "Амл" - город Амул,

14. "Салус" - город Салус,

15. "Гебел ал Дилм" - горы Дилма,

16. "Ал гнуб" - юг,

17. "Гебель ал Каф" - горы Кафказа,

18. "Ал мгриб" - запад,

19. "Баку" - город Баку,

20. "Слдан" - город Слдан,

21. "Баб ал абваб" - город Дербент,

22 "Самандр" - город Самандар,

23. "Арз ал суар" - земли народа сувар,

24. "Адл" - название реки и города Атил, столицы в последующем Хазарского каганата.

В своих трудах Истахри говорит о башкирах так: «…от Бажгирд до внутренних булгар 25 остановок».

В этом же 934 году печенеги и венгры воюют против Византии.

935 год. Сведениями не располагаем.

936 год. Казни христиан в Хазарии. Война Хазарии с Византией.

937 год. Шимми-каган Жагир-текин начал править в Лодзе. В этом же году умер Улуг и древляне отпали от Шимми-каганата.

938 год. Сведениями не располагаем.

939 год. В этот год один из вождей русов — Хельг по подстрекательству Византии напал на хазарскую заставу Самкерц (нынешний Киев). Хазарское войско под командованием полководца Песаха разбило русов и разграбило византийские владения в Крыму. А Жагир-текин иде на древлянь…В этот год пришли печенеги впервые.

940 год. Печенеги заключили мир с Киевом. Название этого народа мы произносим под манер западных языков, я думаю, правильное, тюркское произношение слова было «биш жнг\\биш кнг», или «пять кангских родов» и возглавлял их знатный огуз Токак ибн Лукман из племени Кынык, который перешел вместе с подчиненными ему людьми на службу Хазарскому каганату. Этот Токак упоминается в шэжэрэ башкир-усерганцев под именем «Дады» вместе со своим братом «Кули».

Транскрипция: «…табгинлар Ак Сунг Ака Аидлгэ куиган иринэ икин аики кмсинэ ...шларнинг бри Дади брси Кули димклэ мшhур бр тугмалардур, хан нсабндан. У башкрт у мишар хлкларинэ дин гбдт аугратуб аhл аслам аиладилар.....Ирак захлдур Аилбакти Ауразбакти аугли табгиндандур…».

Звучание на башкирском языке: «…табигыйнлар Ак- h ыузынг Ага Изелгэ койган еренэ якын ике кемсэ h енэ…шуларзынг бере Дади бере h е Кули тийелгэн мэш h ур бер тугмаларзыр, хан нэсэбенэн. Вэ башкорт, вэ мишэр халыкларына дин-гибэдэт ойрэтеп ислам э h елдэре (итеп) эйлэнелэр…. Йырак зэ h елдер, Илбакты Ауразбакты улы табигыйдарзандыр…».

Перевод на русский язык: «(эти) последователи около места слияния Белой в Волгу двум своим людям…из них одного звали Дади второго Кули известные единородные братья, из рода ханов. И башкир, и народ мишар уча религии и молитвам превратили их всех в истинно верующих…Из далеких забытых Илбакты сын Уразбакты (тоже) из последователей».

В русских летописях о приходе печенегов сообщено таким образом.

Транскрипция: «В лете…Приидоша печенези первое на роуускоиу землиу. И сотворивше мире са Игоре и пвоидоша к дамаиу…»

Перевод на современный русский язык: «В год…(от сотворения мира) пришли печенеги впервые на русскую землю. И сотворив мир с Игорем и вошли в (состав) юрта…».

В книге Махмуда Кашгари «Дивани луга тат турки» приведены тамги племен, которые зависили от караханидов государства. Среди них автор не только приводит тамги племен «печенег» и «кай (род половцев)», но и общепринятую у тюрков тамги для женщин. Такие женские тамги встречаются во всех тюркских документах ЗАГС Российской империи и использовались ими вместо подписи. Часто использовали эту тамгу наши башкирские женщины и как орнамент в своих головных повязках – хараусах.

Тамги для женщин .

Тамга племени кай .

Тамга племени печенг .

Тамги для женщин зафиксированы и во многих башкирских правовых документах и девичьих налобных повязках времен Российской империи.

1.Шерт или публичный договор женщины по имени Салима из села Бикбердино 1888 года (современная деревня Бурагул Зианчуринского района).

Транскрипция: ««1888 илдэ 3нчи мртдэ.

Бкбрди аулнн бн хатн гши Слимэ Гбдлрфик кзи

Аулмзда мла Шрфдн Сбхнгул аугли аилэ карлрдэ

…аушбу кгз hм кнги битндэ …бнм аузмэ тиган

…ауглм Физуаллаh …

hибэ килмаига сатмаска hм тлаф килмаска диб

аушбу кгиз hм дурслгинэ хтн гиши Слимэ Гбд(л)рахиб

кзи хатнларга мхсус глмт слдум (Тамга).

Мжлсдэ аулган картлар: …Мбрк аугли (Подпись), Мхмдкрим Риазмхмд аугли (Тамга), Нгман Аислмгли а(у)гли (Тамга), Мрзгли Бhаутдин аугли (Тамга), Слтангли Кутлигилди аугли (Тамга), Аулкман Гбдлрафик аугли (Тамга), Мантурэ (Подпись), Рхмталла Шбалла аугли тмгам салдм (Тамга).

Аушбу кагздэ курнгн шартларгэ ариза аулуб бн Гзтулла аугли тмгам слам (Тамга).

Аушбу тиб кгзинг дурслгнэ ауказ(нуи) мла Шрфтдин Сбханкул ауги (Подпись) кулм куидм.

Аушбу кгзгэ бнм мhурмди лэ …Чубанаиски слски астаршинэ Сифуалла …6нчи мартдэ (Печать) бастум».

Перевод: «3-го марта 188-го года. Я Салима Габделрафикова дочь из деревни Бикбердино перед муллой нашего села Шарафетдина Субхангулова сына и перед стариками села этим письменным актом полагающиеся мне самой имущество, (до совершеннолетия) моего сына Файзуллы (обещая) ни дарить, ни продавать, не использовать на непотребное прилагаю полагающую для женщин официальную тамгу (тамга). Присутствующие на событии старики села: …Мубараков сын (подпись), Мухамедкарим Риазмухаметов сын (тамга), Нугман Исламгалин сын (тамга), Мирзагали Багаутдинов сын (тамга), Султангали Кутлугилдин сын (тамга), Улукман Габдрафиков сын (тамга), Мантуря (подпись), Рахматулла Шибалин сын тамгу приложил (тамга). Соглашаясь с условиями описанными в этом документе я сын Гизатуллы тамгу приложил (тамга). Удостоверяя достоверность данного листа документа я указной мулла Шарафетдин Субханкулов сын руку приложил (подпись). Этот документ моей печатью. Старщина Чупановского сельского (сообщества) Сайфулла…6 марта печать приложил».

2. Инаныснама или представительская доверенность женщины по имени Гульнур муллы Тагировны дочери из села Соран.

А. Доверенность на представление интересов в шариатском суде.

«Кара Иукуб аскуи вулсдэ Сран аулинг хатун Глнур мла Таhр кзиндан укиллк кэгзи. Шул хсусдэ км игни Клаш аулинг Гшман Уилдан аугли аилэ нзаг мнафрт тушуб хлуж аутнуб алмаки аучун ули укил аитуб уирдум аткам мла Таhир мла Ахмадиар ауглина. Раслуни хатунлрга мхсус тамгэ (Тамга) салдум. Мзкурэнг укиллк кэгзи аткасинэ уиргэн уктдэ шаhдлр: Аууал Улиахмд Нзаматдин аугли, аикнчи Шихатдин Мхмдшаh аугли . Мнг дэ тукз иузнчи илдэ 1900 снэ 25нчи фибралдэ. Ушбу укиллк кагзуни шаhдин хзурндэ кбул клуб алдум Сран аулиндэ ауказнуи амам мла Таhр мла Ахмадиар (Подпись «Мустафиуф»). Кубус иаздум Клаш аулиндэ аикнчи мсжд жамг хзурндэ амам мла Таhр бн Глман Хлилуф».

Перевод на русский язык: « От жительницы бывшей Кара-Якупской волости деревни Сурановой женщина Гульнур муллы Тагирова дочери представительский акт. Данный акт выдана мной моему отцу мулле Тагиру сыну муллы Ахмадиара на представление моих интересов в бракоразводном процессе с жителем села Кляшево Гошманом Уилдановым сыном. Подтверждаю приложением специальной тамги для женщин (Тамга). Свидетели выдочи дочерью представительской доверенности своему отцу: Первый - Валиахмед Низаметдинов сын, второй – Шайхетдин Мухамедшахов сын. В тысяча девятисотом 1900 году 25 февраля. Эту представительскую доверенность получил при сведителях указной мулла имам Таhир мулла Ахмадиаров сын (Подпись- «Мустафиев»). Увиденное и услышанное записал имам и мулла второй мечети села Кляшево Таhир Гилманов сын Халилов».

Встречаются аналогичные тамги и на башкирских налобных повязках-хараусах для девочек. Они выполнены в различных стилях.

Вариант №1.

Вариант №2.

Вариант №3.

Вариант №4.

Вариант №5.

Вариант №6.

Вариант №7.

Вариант №8.

Вариант №9.

Вариант №10.

Вариант №11.

Вариант №12.

Вариант №13.

Вариант №14.

Вариант №15.

Вариант №16.

Вариант №17.

Вариант №18.

Вариант №19.

Вариант №20.

Вариант №21.

Вариант №22.

Вариант №23.

Что же может означать само слово «hараус»?

По моему мнению это слово состоит из трех частей «h(и)+ арыу+(гы)с» со значением «женщина+здоровая+определительное окончание имен существительных».

Действительно, в книге «Дивани луга тат турки» зафиксирована древнетюркская пословица.

Транскрипция: «Гиз гиши сави иуригли булмас».

Переводы: «Кыз кеше hауы йокло булмас»\\ «Здоровая девушка не может быть беременной».

Еще какие доказательства в пользу хараусов как документов ЗАГС можно привести то!?

Разбирая фонд «hарауыс»-ов Нестеровского музея мы увидели вышитые или написанные химическим карандашом тексты. Тексты написаны или вышиты разными видами письменностей, которых использовали башкиры древности. Постижение истины — это честь для каждого, следовательно, наши любознательные читатели не должны оставаться на стороне от этого процесса познания истины. Предлагаем к их вниманию тексты на хараусах.

*Латинописьменный текст:

«Гэфифэ улгэн\\Гафифа померла».

*Арабописьменный текст:

Транскрипция:

«Кз аидди».

Глоссарий:

«Кыз утте\\Девочка созрела».

*Уйгурописьменный текст:

Транскрипция:

«Мин гиз киаши».

Глоссарий:

«Мин кыз кеше».

Перевод:

«Я еще девочка (старая дева)».

Рунописьменный текст.

Транскрипция:

«Гз».

Глоссарий:

«Кыз».

Перевод:

«Девчина».

Действительно, сравнительно поздние в отношении вышитых орнаментов тексты подтверждают наши догадки. Но сами орнаменты, может тоже стилизованные тексты, которые говорят о том же?

*Первый элемент орнамента (письмо брахми):

Транскрипция:

«Катангhаиуда».

Глоссарий:

«Катынлыкка кыз уза».

Перевод:

«Женщиной девочка становится».

* Второй элемент орнамента (уйгурика):

Транскрипция:

«Агзги».

Глоссарий:

«А кызги».

Перевод:

«Принадлежащий (знак) девственности».

 

*Третий элемент орнамента (уйгурика):

Транскрипция:

«Гзу».

Глоссарий:

«Кыззыккы»

Перевод:

«Принадлежащий девочке (знак)».

Все это я пишу, чтоб акцентрировать ваше внимание на комплексные (что и есть научность в исследованиях) подходы в изучении истории.

В этом же 940 году Юсуф Баласагуни закончил свое произведение «Кут адгу билиг».

Строки из этой книги не утеряли своей актуальности и сегодня:

"Вот суть человека: к богатству влеком,

Он с думой о смысле богатств незнаком.

Копил, богател, и желанное - с ним,

А смерть уже здесь - подокралась тайком!"

Не радуйся, бек, мимолетным усладам:

Все ладное кончится полным разладом.

Не трать свою жизнь на мирские услады,

Они быстротечны и мстят без пощады.

На шелке и бархате нежишь ты тело,

А ляжешь ты в черной земле омертвело.

С любезными сердцу ты нынче в веселье,

А путь твой - под землю, во мрак подземелья!

Ты спешишься скоро с коня-быстрохода,

Конем без седла тебе станет колодаIV.

Попомни о смерти, все это обдумай -

Не каяться б завтра в могиле угрюмой!

В делах своих помощи жди лишь от бога:

Даст силы творец - подоспеет подмога.

Что рок ни пошлет тебе - доброго, злого, -

Смирись, но скажи лишь правдивое слово.

Захочешь два мира объять своей властью -

Отвергни пять зол, будешь близок ко счастью.

Не льстись на запретное, силой не действуй,

Врагу не отмщай, не прибегни к злодейству.

Не пей, не поддайся соблазну разврата -

Все это утратою власти чревато.

Чтоб вечно крепить свою власть год за годом,

Закон, а не силу поставь над народом.

Элик, ты стоишь над народом главою -

Блюди и храни его думой живою.

Элик, ты связал себя ношей немалой -

Будь зорок, достойный, и доброе жалуй.

Нам любо тащиться за прихотью следом -

Опомнись, не дай одолеть себя бедам!

Промчались, как ветер, все дни твои скоро,

А те, что остались, - какая опора?

Не будь нерадивым в последние сроки,

Сумей одолеть все грехи и пороки.

Неверен сей мир, он во всем ненадежен,

Бери в нем лишь нужное, будь осторожен

Сказал некий праведник, вот его слово,

А праведный муж - всему миру основа:

"Сей мир - лишь стоянка, а ты - караван,

Надолго ли отдых идущему дан?

Он - место для выгодных сделок в пути,

Но как ни доходно - а надо идти!

А если уж в путь собираться пришлось,

Возьми только нужное, лишнее брось!"

Вот я ухожу, и тебе уж пора ведь

Подумать, как доброе имя оставить.

Послушай, что молвил один умиравший,

На смертном одре наставленья дававший,

Живущих учил он, уже обреченный,

Вбери себе в душу совет умудренный!

Изрек он: "Подумай о зле неминучем -

Годами лежу я, раскаяньем мучим!"

И помни, элик: долго правит умелый,

Вот что ты свершай, вот чего ты не делай:

Для блага закон, а не сила угодней,

В молитве пади перед дверью господней.

Второе: будь крепок и телом, и духом -

Тогда не поддашься нежданным порухам!

И дел не тяни - делай быстрым свершеньем,

И гнев прогони - стисни зубы с терпеньем.

Блюди сей совет мой - и все будет споро,

И будет тверда твоей власти опора.

Достойных возвысь, им наград не жалея,

Закон укрепляй - и все бедствия канут,

И поясом счастья ты будешь затянут.

Внемли, что сказал нам мудрец знаменитый,

Воспользуйся мудростью, в слове сокрытой:

"Законы вводящий! Карай справедливо!

Законы крушащий - для смерти пожива.

Правитель, не пестуй порядок неправый:

Неправый не справится с трудной управой!

А кто утверждает порядок неправый,

По смерти дурною покроется славой.

Кто добрых держался законов и правил,

Тот доброе имя надолго оставил!"

Собою, элик, не прельщайся обманно,

О сути своей помышляй неустанно.

Дурное в себе не упрочь, о всевластный,

Два мира доймут тебя карой ужасной.

Ты руку простер над народом высоко -

Смотри, как бы жизнь не промчалась без прока!

Сей мир преходящ - свыкнись с думой об этом,

И смерть уже близко - подумай об этом!

Взгляни в назиданье: судьба моя слезна,

Покайся при жизни, потом будет поздно!

От мертвых посланье живым - завещанье,

Мое завещанье - вот это посланье.

Элик, для меня был ты другом любезным,

Молю: да пребудет завет мой полезным!

Заветное слово всегда благодатно,

А примешь совет - польза будет стократна.

Одна только правда в послании этом -

Попомни меня, не гнушайся советом!

И сколько бы лет ты ни прожил, а все же

Тебе уготовано смертное ложе.

Приходит ко всем миг смертельного срока

И души живых забирает жестоко.

Внять голос, призывно зовущий, готовьсяV,

И к дальней дороге грядущей готовься.

Нет места, где смерти присуща пощада,

Ты к смерти готовься - сбирай все, что надо.

Внемли, что сказал муж:, немало познавший,

Уже перед смертью, к нему подступавшей:

"Приблизится смерть, и велит она: ляг,

К кончине готовься направить свой шаг.

И хоть ты серебряный пояс носи,

А смерть подошла - и порвался кушак!"

И знай, о элик, тебе правдой служил я,

И честно вложил в услуженье весь пыл я.

Господь да пошлет тебе радость-отраду -

В еде и в одежде благую награду,

И тысячи лет в благоденствии здравствуй,

Без бед и невзгод над народами властвуй!

И правит любовь моим преданным словом,

О, будь, ясноликий, живым и здоровым!

Достойный элик! Я прощусь с этим миром,

Боль сердца - мой сын здесь останется сирым.

Молю я: да будет храним он всесущим

В огне сей юдоли, все сущее жгущем!

Блюди его зорко - вот суть моей просьбы,

Будь с ним, чтоб ему пропадать не пришлось бы!

Господь - всего сущего суть и основа,

Он волен над всем, что есть доброго, злого.

А мать и отец - назиданье их чадам,

Как жить им - дурным или добрым укладом.

Отец я, но я перед смертной чертою,

И сыну - без матери - быть сиротою.

И если я стою отплаты, хоть малой,

Направь его верной стезею и жалуй.

Пригрей, обучи его доблести строгой.

Обученный, станет он людям подмогой.

И он благонравным и честным да будет!

А с пользой послужит - свое он добудет.

Будь строгим, суровым, неволь его властью,

Суровый надзор приведет его к счастью.

И сказано старцем, как лунь поседелым,

Он это изрек с разумением зрелым:

"Внушай сыну с детства благие науки,

Кто с детства учен, все дано ему в руки.

Хлыстом поучай своих чад, не жалея,

Кто розог попробовал, тот и умнее!

Ведь то, что в младенчестве познано, дети

Не смогут забыть, пока живы на свете!"

И, кончив письмо свое, взял он тесьму,

Связал его, сыну отдал своему.

"О сын мой, - сказал он, - смотри, не утрать,

Элику завет мой сумей передать.

Пусть это прочтет он, поймет мой совет

И, к смерти готовясь, блюдет мой завет".

940 год. Сатук умерщвляет родного отца – Огулчак Арслан-хана. После его умерщвления Сатук воцаряется в Кашгаре, открыто заявляет о своих правах на верховную власть и принимает титул «хан».

В этом же 940 году хазарский полководец Песах взял три города в Крыму и осаждал Херсонес.

941 год. Хазарский военачальник Хелг ходил походом на Византию.

942 год. Хазары в союзе с Хорезмом.

В этом же 942 году захватив столицу Карлукского каганата Баласагун, Сатук объявил себя каганом, основав Караханидское государство.

В Стерлитамакских (Левашовских) курганах Башкортостана нашлась монета Кари Бакра хана.

Транслитерация:

Транскрипция: «…вэ кгн трк збт Бкри кн вэ ср…».

Звучание на башкирском языке: «…вэ каганы тороктэрзенг (улар тураhында) забыт итеусе Бэкра каган вэ сар…».

Перевод на русский язык: «…и каган тюрков, заботящийся о них Богра-хан и царь…» (Богра-хан имел титулы и «каган», и «царь»).

Транслитерация:

Транскрипция: «Ла алh ала алh мхмд рслh ла сд слh…».

Звучание на башкирском языке: «Ля илаhи ила Аллаh Мохэмэт рэсул Аллаh ля саид Саллаhи…».

Перевод на русский язык: «Нет Бога кроме Бога, Мухамад посланник, и нет никого выше него…».

Транслитерация:

Транскрипция: «…кари гаган бз ал мсилмн…».

Звучание на башкирском языке: «…Кари каган без (инде) мосолман…».

Перевод на русский язык: «…я, Кари каган, и мои народы уже мусульмане…».

Транслитерация (уйгурское письмо):

Транскрипция: «Гт табг бсл Тамга».

Звучание на башкирском языке: «Котло языулы басылды Тамга».

Перевод на русский язык: «Благословенная приложена Тамга».

943 год. Хазарский военачальник Хелг был переброшен на завоевание Азербайджана. В 943–967 гг. правил Улуг каган Иосиф ибн Виниамин.

944 год. Заключение договора с Византией.

Транскрипция: «В лето…ПрислаРуман . иКустантине . и Стеhане . пуслы коИгуреве . пустройтимирапервагу . Игорежегласмими уу мире . ПуслайИгоремуижсвойкРуману . Руманеже сузвабуары . исанувники . иприведушараикнапуслы нвелешагати . нписати уубоихречимахоуратеиу . равнудругагу свешаниа . бывшагоприцреРумане . иКустантине истайне хрестулиубвыхвлдке .мыууродаруискагу . пуслегостие . ивересуле Игуреве . великуг кнзаруикаг . иуубшийпуслы . hуиевасте Стославе . смаИгурева . искосебиууагикмегни . слуигеИгореве . Метнй . Игурева . аилебеВулудиславле . камецареПредславине . Шигуберне . Сhайндре . женыуилебузы . турудуви . набиаре . hастуве . турудувн . набиаре . hастуве . гримегhирекуве . прастеме . иакуне . метий . игуреве . карыстудекув . каршеве . туидуруве . егриермнскуве . веискуве . икуве . иструаминдуве . иатваге . гуимареве . шибрине . алдане . кулеклекуве . стеггнетумуве .сhирка . алвад . гуидуве . hруидитуилбуве . мутуре . аитим . куипеце .адуине . адулбе . амтивлад . аилебе . hруитане . гумуле . куициемиг . туирубрид . hуирестене . брумыалде . гуинастре . hрастене . ийгелде . туирибене . муны . руиалде . свенстире . алдане . тилей апуибкаре . свеме . вуизелеве . исинукубириче . пусланиеуувеликугукнзаруикагоигура . иуувсех . кнзейруиких . иуувсехлюдируискиаземле . иуутехзпуведануйибнубитиветхийзамире . йнемавидашагудубра . ивраждулиутцадеавула . разуритиуумнуголе .уитвердитилиубуве . межыгрскуийруисииу . великийкнзенашейгуре . инзиибуарее . клюдвсируисткй . пуслашамыкруману . истеhнуи .».

Перевод на современный русский язык: «В лето…Прислали и Роман, и Константин, и Степан послов к Жагир-текину (Игорю) о построении мира первого. Жагир-текин (Игорь) же калас («калас\\осуществил разговор», курсив мой) ими о мире. Посылает Жагир-текин (Игорь) мужей своих к Роману. Романовские же сузвабуры («суз вэ бавари\\правильные и отважные», курсив мой) и сановники. И привели раикна («раигна\\уважаемые», курсив мой) послы невеле («нэвали\\дары», курсив мой) шгат («шаккат\\трудный; тяжелый; утомительный» курсив мой) и у обоих сторон речи были уратеуи («варидуи\\по прибытию; по поступлению», курсив мой). (Также) равно другого совещания бывшего при царях Романе и Константине и (в) стайне («стан\\урда; ставка», курсив мой) христолюбивых владык. Мы рода руискаго («рауи, равви\\раввин, богослов иудейского вероисповедания» курсив мой), послы (и) гости и вересуле («вэ рэсуле\\и посланники», курсив мой) Жагир-тэкина (Игоря) великого князя руикаг(и) («равикаги\\персказывающие, представители», курсив мой) и общие послы. hуиевасте (« хэвэсте\\аристократия», курсив мой) Стук-алба (Сто(г)лав) сма («соммэ\\затем; после; а также», курсив мой) Жагир-текина (Игорева) из косеби («кесе би\\младший князь», курсив мой) ууагикмегни («вагги кумаге\\рабы все», курсив мой) слуги Жагир-текина (Игоревы), мы тени Жагир-текина (Игорева): аилебе («аил абы\\старший эля», курсив мой) из Владиславля, камецаре («кэма саре\\младшие цари», курсив мой) из Предеславны-Шейхбуруна (Шигеуберне). Сфайндр же ныу иле бузы («нау ил баши\\новый илбази; новый глава эля», курсив мой), туру («турэ\\законник», курсив мой) Дуви, набиаре («нэбирэ\\внуки», курсив мой) hастуве («hэстеу\\имеющиеся», курсив мой) грим («кэрим\\почтенный; великий; уважаемый; дорогой», курсив мой) егhире «егэр\\перуспевающий; успешный», курсив мой) куве («кави\\сильный; могущественный», курсив мой) прасте («пэрэст\\поклоняюшийся», курсив мой) метий («мотыйг\\покоренный; подчиняющийся», курсив мой) Жагир-текина (Игореве) – Карыс Тудекув сын, Каршав Туидуров сын, егриер («Жагир ере\\земли Жагир-текина», курсив мой) Минской (древнетюрский город «Минуска\\Минск», курсив мой), веискуве («висак\\договор; соглашение», здесь «договоренный», курсив мой) и истр («жэсур\\дерзкие», курсив мой) вэ («вэ\\союз «и», курсив мой) амину («сохранный; существующий», курсив мой) дуве (от «тубэ\\родовое подразделение», курсив мой) ятвягов, гуимареве («кэвэи мариве\\сильных марийцев», курсив мой), шибрине («шбара\\сибиряки», курсив мой), алдане («аль-дане\\божественных», курсив мой) кулеклекуве («кувэлекле куве\\сильнейшие из сильных», курсив мой) стеггнетумуве («сатхи гыйнати\\кажущиеся упрямыми», курсив мой) сhирка («шираэги\\торговый народ», курсив мой), алвад . гуидуве («аль-вади кавий дубе\\живущие по долинам рек сильный народ дубо», курсив мой), hруи («hариби\\беглые», курсив мой) дит («диять\\убивцы», курсив мой) уилбуве (вэйл ба вэ вэ\\горестно упоминаемые (тут) и другие, и прочие», курсив мой) мутуре («мэвэттэри\\любящие дружбу», курсив мой) аитим («ятим\\живущие одни», курсив мой) купцы, а («а-» приставка «от», курсив мой) двинов, от дулебов, амти («амти\\далее», курсив мой) влад (вэлад\\их отпрысков; их детей», курсив мой) жулебы, хорвитяне, чумулы, куи (кэви\\сильные», курсив мой) циемиг («суомские народы», курсив мой), твери и бритты, hуирестене («hэваирстан\\кичливые страны», курсив мой) Брумеалда (имеется в виду страна лангобардов), гунов Истра, Хорасана, Ягельдов (непонятный народ), турибенов (по всей видимости турки), мунов, руиалде «руги иле\\страна поляков», курсив мой), свенстиров, алданов, теле абвибкаров (не смог перевести), свемов, вазилеве (по всей видимости название греков живущих в подчинении хазарам), исинкобиричей (непонятный народ)» посланные у великого князя руикаго («раввики\\раввинского», курсив мой) Жагир-тэкина (Игореве) и у всех князей руиких («раввики\\раввинского», курсив мой) и у людей руискиа(«раввики\\раввинского», курсив мой) земли, и у тех заповедь б(и)ну («бина\\основа; остов», курсив мой) быти вечный (и) ветхий мир».

945-961 гг. — примерное время доставки письма из Кордовы в Итиль.

946 год. Кидани взяли Кайфын, прервав тем самым торговлю шелком.

947 год. Государство киданей принимает название Ляо. Захват части провинций Шаньси и Хэбэй. В этом же 947 г. Кинадар каган Геза принял крещение по католическому обряду, и его владения стали самостоятельным Венгерским королевством. Это был последний вассал, отпавший от Авари ганваса.

948 год. Кидани выгнаны из Китая, но Пекин остался у них. Умер император Китая Гао-цзу, трон унаследовал его малолетний сын Лю Чэнъю (император Инь-ди).

948-952 годы. Константин в своем труде также описывает страну печенегов.

Печенеги в составе Караханидов государства.

Общая карта расселения печенегов.

948-949 годы. В Волжской Булгарии чеканились монеты эмира Талиба.

338 г.х.(949-950)Волжские Булгары. Место чекана: Сувар. Описание: Амир:Талиб б.Ахмад Халиф: ал-Мустакфи биллах Внутренняя круговая легенда: Во имя Аллаха отчеканен этот дирхам в Суваре году 8 и 30 и 300.

Трехстрочная легенда в поле л.с.: Нет Бога кроме Аллаха/Единого. Нет/ему сотоварища. Легенда в поле о.с.: Аллах/Мухаммад/посланник Аллаха/ал-Мустакфи биллах/Талиб б.Ахмад. Материал: серебро.

950 год. Туркмены приняли ислам. В этом же году была составлена Карта Света неизвестного автора.

 

950-970 годы. В Волжской Булгарии правил пасех Муъмин ибн Талиб.

950 год. Ибн Хаукаль закончил свою карту мира, где наряду с башкирами упоминаются печенеги, болгары, русы и народы яджуд и маджуд.

В книге-пояснении к карте Ибн Хаукаль сообщает:

«От печенегов внутренних к области башкирдов - десять дней, а от башкирдов к булгарам - двадцать пять переходов. На карте мира из труда Ибн Хаукала к юго-востоку от башджиртов указаны печенеги, а к северо-западу - булгары. Этот автор также отмечает, что гузы, живущие между Хазарским (Каспийским) морем и Хорезмским (Аральским) озером, соседят на севере с народом башкард».

950-990 годы. Время правления Богра хана Муса ибн Сатук-хана. Началась «исламизация» караханидов государства. Из арабского языка был заимствован верховный титул правителя — султан ас-салатин (то есть султан над султанами). Но тем не менее, такие тюркские титулы, как каган, илек и тегин не потеряли своего значения.

951 год. Го Вэй осуществил успешный переворот и провозгласил себя императором новой династии Поздняя Чжоу в первый день нового 951 г. Китаец Го Вэй, занимал высокую военно-административную должность при дворе династии Поздняя Хань, основанной тюрками-шато.

951- 954 годы. Время правления императора Го Вэй.

955 год. Кинадар-каган потерпел поражение под Аугсбургом (Битва на Лехе).

С этого 955 года основатель Караханидов государства Габделкарим Сатук перестает упоминаться в истории караханидов. По всей видимости, из-за желания детей, отомстить ему за смерть деда, вынужден был эмигрировать в Хазарию. В русских летописях в это же время появляется «Сатуг-алб\\Стоглаб», имя которого во всех официальных учебниках истории отечества изменили в Святослава. Заслуживает внимания личная печать и тамга Сатуг-алба.

Заслуживают внимания дела этого, общепризнанного великого предка русского народа. Тем более по тексту его личной печати, написанного используя письмо брахми и хазарское письмо, утверждается что он сын кагана и предводитель езитов.

Транскрипция брахмиписменного текста: «Й h ад h ана г h агана у улада дака. Тамга».

Транскрипция хазарописменного текста: «Й h еейз h кн рдд. Тамга».

Звучание на башкирском языке: «Йэ h уд каганы бала h ы тамга h ы. Тамга» и «Езид хаканы дэрэжэлеге. Тамга».

Перевод на русский язык: «Кагана иудеев и его наследника тамга. Тамга» и «Хакана езитов знак достоинства. Тамга».

На фото костяная накладка, найденная в историческом городе Саркеле, с тамгой Стог-(а)лава.

955 год. Часть гузов (асов; огузов) во главе со своим вождем Сельджуком сыном Токака поселились в Дженде на Сыр-Дарье. Внуками этого Сельджука были Тогрул-бек и Чагры бек.

956 год. Угры завоевали всю болгарскую землю, и кинадар-каган заключил мир с Византийским императором Леоном.

957 год. Сведениями не располагаем.

958-970 годы. Время правления брата Мусы, Сулеймана ибн Абд ал-Карима, который принял титул Арслан-хан, всё население государства было обращено в ислам. Согласно арабским историкам Ибн Мискавейху и Ибн ал-Асиру в 960 году «200 000 шатров неверных (тюрков — А. Б.) приняли ислам». Предположительно, под словом «тюрки» подразумевались Караханиды.

959 год. Сведениями не располагаем.

960 год. Обращение карлуков в ислам. Столицей государства карлуков становится город Койлык.

961 год. Сведениями не располагаем.

962 год. Тюркские гулямы овладели Газной, порвав с Саманидами возникновение государства газневидов. Покорение чжурдженей киданями

963 год. Иде Жагир-текин в греки…

964 год. Стог+(а)лб (по-русски «Святослав») становится правителем Шамкирса (Киева).

Очень интересны и другие граффити, найденные в Повольжье и относящиеся к деятельности Сатук-хана, он же Стог-лав (Сатук-(а)лб), и к его времени.

На фото, присланная моим интернет-другом Анатолием Бабковым, найденная в Волгоградской области, перстень-печатка с текстом хазарским письмом.

Транскрипция: «Аулуг взиави».

Звучание на башкирском языке: «Оло вазифа».

Перевод на русский язык: «Великая должность».

965 год. Арслан-хан, воссев на престол своего отца Сатука, сделался великим ханом. [С ним] стал враждовать иль Сораджык (Страна народа «сир» они же «сувар»). Арслан выступил [с войском], разбил сораджыкский иль, а оставшихся [в живых] подчинил себе. Но властвовал недолго. Хотя и успел чеканить монеты от своего имени «Микаель».

10 век. Нишапур. Надпись на булгарской монете Ми'каил б.Джа'фар- булгарский правитель, предположительно, сын Алмуша.

Датировка:10 в. Год:"3х8 г.х.". Материал: серебро.

Повесть временных лет сообщает: - «В лето 6473 (965) пошёл Стог-лав на хазар. Услышав же, хазары вышли навстречу ему со своим князем каганом и сошлись биться, и в битве одолел Стог-лав хазар, и град их и Белую Вежу взял. И победил ясов и касогов».

Арслан-хан же, отступая из пределов Хазарии захватил в плен и привез с собою годовалого ребенка; он дал ему имя Сувар, и сам воспитал его. Это был умный и благородный человек, искусный стрелок, мудрый и талантливый человек, знающий, куда и какой дорогой следует идти. Абулгази-хан так рассказывает историю Сувара: - «Сувар стал инаком у хана. Все приближенные хана (aшiк халкы) из зависти плохо относились к нему. Они не знали, как оклеветать Сувара перед ханом. Однажды при народе хан что-то говорил на ухо Сувару, и его борода коснулась лица хана. После того как Сувар ушел, хан, взглянув на своих беков, сказал: “Сувара-воспитанника поцеловать можно!”. Беки сказали: “О том, что он совершил, мы скажем наедине”. Оставшись наедине, они сказали: “Тогда-то такому-то вашему имуществу он нанес ущерб, такую-то вашу тайну разгласил народу. Вы взяли его из [среды] врагов, [вот] он и тянет к своему корню. Мы должны рассказать о некоторых из содеянных им злодеяниях. Худшим из всех его дел является то, что он состоит в [преступной] связи с вашей женой”. Арслан-хан сказал: “Я послал Сувара в Йангикент по делам. По возвращении я передаю [его] вам; вы сами прекрасно знаете, как вам убить [его]”. И еще сказал: “В таком-то месте очень много, говорят, диких козлов; я и сам думал поехать, да со вчерашнего дня все тело у меня болит. Вы же отправляйтесь во главе народа и устройте охоту: бедные и неимущие добудут [себе] припасы на зиму”. Беки собрали народ и отправились на охоту. Хан, сговорившись с ханшей, слег больным. Спустя несколько дней, когда он стал [якобы] совсем плох, оставшиеся дома беки послали за ушедшими на охоту беками и за Суваром: пусть поспешат повидаться — “Хан — плох”. В тот день, когда беки должны были прибыть с охоты, хан умер. Когда они прибыли, то увидели, что хан умер. Беки устроили совет; забрали все неживое и живое имущество, принадлежавшее хану. В то время вернулся и Сувар. Они сказали Сувару: “Ты с ханшей знаешь, когда выносить останки хана, в каком месте предать [их земле], ты [знаешь] все обряды поминовения, так ты и делай. И так как при его жизни вы оба занимались всеми делами, то и [теперь], когда он умер, вы же и займитесь [всем этим]”. Так сказали, к покойнику не пошли, оставили [его] и ушли. Сувар, [стоя] у ног хана, обрезал себе бороду, взял камень и принялся бить себя по голове и груди, и всего себя изранил. Он говорил, стеная: “Не было меня, когда ты умирал, я не мог подать [тебе] кружки воды, я и не прислуживал [тебе]. Теперь я здесь, чтобы предать тебя земле. После этого без тебя не жить мне на этом свете. Я сам себя убью и лягу у ног твоих”. Он [так] говорил и плакал. Вдруг хан поднялся со своего места, обнял Сувара, поцеловал его в лицо и сказал: “Я притворился мертвым, чтобы узнать правду о тебе и о беках, которые дурно отзываются о тебе!”.

Услышав, что хан жив, пришел весь народ. Беков, которые захватили добро хана и которые бросили [все] и ушли, [даже] не взглянув на покойника, схватили, ослепили и отрубили им руки. Арслан-хан, процарствовав семьдесят лет, скончался».

966 год. Сток-лав подчинил хазарам вятичей.

Правитель лухов (поляков) Ляшко Первый, из династии Пястов, принял крещение по католическому обряду, и поляки отпали от Авари Ганваса.

967 год. Была составлена карта анонимного автора. (источник https://atner.livejournal.com/286348.html).

968 год. Ибн Хаукаль сообщает – «Булгар — город небольшой, нет в нём многочисленных округов, и был известен тем, что был портом для упомянутых выше государств, и опустошили его русы и пришли на Хазаран, Самандар и Итиль в году 358 (968/969) и отправились тотчас же после к стране Рум и Андалус… И ал-Хазар — сторона, и есть в ней город, называемый Самандар, и он в пространстве между ней и Баб ал-Абвабом, и были в нём многочисленные сады…, но вот пришли туда русы, и не осталось в городе том ни винограда, ни изюма». Тем самым подтверждает недолгое правление там Арслан-хана. В этом же году византийский император Никифор Фока отправил в Хазарию посольство. Главе посольства Калокиру было передано около 455 килограммов золота, чтобы направить Стог-лава в набег на Дунайскую Болгарию. Стог-лав вторгся в Болгарию, разбил болгар в битве под Доростолом, взял множество городов и обосновался в устье Дуная, в Переяславце, куда к нему была выслана «дань с греков».

Боясь усиления своего отца Стог-лава, Арслан-хан направил в Хазарию, на Шамкирс, печенегов. В 968 печенеги осадили Киев.

В этом же году в битве с древлянами был убит Жагир-текин.

969 год. Стог-лав с конной дружиной возвратился на защиту Шамкирса и отогнал печенегов в степь.

Транскрипция: «и сожалиса уубывше уу печенеге собра вои и прогна печенеги в поле…»

Перевод на современный русский язык: «и сожалев об убытии своем против (в рукописи «уу\\в») печенегов собрал войска и прогнал печенегов в степь…».

Была освобождена и Итиль – столица каганата и заключен мир.

После этого он вернулся в Дунайскую Болгарию. Повесть временных лет передает нам следующие его слова: «Не любо мне сидеть в Киеве (Шамкирсе), хочу жить в Переяславце на Дунае — ибо там середина земли моей, туда стекаются все блага: из Греческой земли золото, паволоки, вина, различные плоды; из Чехии и из Венгрии серебро и кони; из Руси же меха и воск, мёд и рабы».

«…и жгоша гс имиениа не мало, ууо бою страноу взяша\\...и сожгли силой (тюркизм «гс\\сила») имений много боем взяли страну (их)».

И стали греки приносить дары ему.

970 год. Печенеги участвовали в битве под Аркадиополем на стороне киевского князя Стог-(а)лава.

971 год. Печенеги заключили мир с Византией, отказались дать обещание пропустить войско Святослава в Киев. Стог-лав потерпел поражение от войск Византийской империи.

Стог-лав (Святослав) вынужден был заключить мир с Византией.

Транскрипция: «Пуслале пшие муиж коцрвиу и приидуша ве Дерстре («дом на Истре; земля на Истре; страна на Истре», курсив мой) и поведаша црвн цре же мауитииа («муфтия\\главного судью», курсив мой) призваиа и рецре даглт («призвали», курсив мой). Послы руиет («риваят\\расказы», курсив мой) нй(«нэги\\слушали», курсив мой) уу нжи («вэ нэги\\и слушая», курсив мой) реша таку глте («калты\\сказал», курсив мой) кнзе наше хочиу имети лиубуве со црме грецким свершемуиу пручаавеа лета. Цре же рад бывей пувеле писциу писати всар Стоглава на хуратеиу(«хэварити\\помошнике», курсив мой)  начагате («нэсэгэт\\в тотчас», курсив мой) посоле всаречи нача писец писатиу гласнце равну другагу свешвнииа бывшаго при Стоглаве велицем ензи руистем и при Свеналде писано при h иуу h иле синкле («Феофиле синклитике, члене константинопольского сената (синклита), учреждения, объединявшего главным образом чиновников и военных, действительных и находившихся в отставке , курсив мой) кои ууно нарицаемому Цемскниу цриу грецкуму в Дерзстре.

В лето …Азе Стуглаве кнзе руискый иако же клхаса («кэллэ хасс\\главный государственный муж», курсив мой) нуи («нэвэха\\административная еденица) вериу («вэраэю\\соратникам, курсив мой) твержаиу на свещаней семеро тои свуиа хочи аймет сен («ысын\\действительный», курсив мой) мир и свержемуия лиубуве со всаким великим црем грецким и с Василием и Костантином небгу дхуму вемны («нэбие токомоваманы\\наместник рода предохраняющий», курсив мой). Ми цры и со всеми людми башклан («Баш колин\\без исключения», курсив мой) и же суи пул муиу раус буиаре и прочий до кунца века иако николн («нэ калэн\\не произносят», курсив мой) же пумышлиу на страну и влшиу ни субираиу воиный мниа зыканого («зыяг\\пропащий», курсив мой) приведу на странуи вашиу ну елику ел под властеиу грецкуиу…»

Перевод на современный русский язык: «Послали пеших мужей к кесарю и (те) придя в дом (страну его) на Истре и поведали царевне. Царь же главного судью призвал, и рыцарей призвали. Послы рассказы слушали и слушая сказали так: « Княз наш хочет иметь любовь с царями грецкими (как и) совершаемые (в) прошлые годы. Царь же обрадовавшись велел писцу писать царю Сатук-албу (Стог-(а)лаву) помошнику (своему) в тотчас (же). Послы все говорили. Начал писец грамоту гласную, равноправную со слов бывшего при Сатук-албе (Стоглаве) великим князе раввистком и при Свенельде написано, и при Фиофиле синклитике, который (был) при именуемом Цимесхине царе грецком в Даростре.

В лето …Сам же (я) Сатук-алб (Стоглав) князь раввиский как главный государственный муж административной еденицы (Хазарии, или страны раввинов) утверждаю на благочестивых семерых тех своих (представителей) – Хочу иметь действителный (святой) мир несвержимую любовь со всяким великим царем грецким, и с Василием, и Константином наместником (Бога) предахраняющим наш род, (и с) Египтом и со всеми людьми. И пусть это мое слово раввинской страны бояре и прочие до конца века пусть не промолвять же на страну и (о) повелении собирать воинов. Мне пропасть (на месте, если) приведу на страну вашу (войско), если только не под власть грецкую…».  

И заключив мир после личных переговоров с императором Цимисхием (миниатюра из Мадридской рукописи) Стог - лав решил вернуться в Шамкирс.

 

Но на Днепровских порогах его ожидали бывшие союзники по набегу, чтоб разделить добычу. Об этих событиях Лев Диакон сообщает следующее – «Сфендослав (Стог-лав) оставил Дористол, вернул согласно договору пленных и отплыл с оставшимися соратниками, направив свой путь на родину. По пути им устроили засаду пацинаки — многочисленное кочевое племя, которое пожирает вшей, возит с собою жилища и большую часть жизни проводит в повозках. Они перебили почти всех [росов], убили вместе с прочими Сфендослава (Стог-лав), так что лишь немногие из огромного войска росов вернулись невредимыми в родные места».

Иллюстрация изМадридской рукописи об убиении Стог-лава печенгами.

Русские летописи так описывают факт убийства Стог-лава печенегами .

972 год. Посадил Стог-лав Ярополка княжить в Киеве (Ярополк княжил до 978 года).


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 627; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!