Тюркская история 751-919 годов после Рождества Христова.



 

751 год. Союз Хазарского каганата и Хорезма, объединение двух государств. В этом же 751 году две армии, арабская и китайская, встретились у реки Талас. Ожесточённая битва продолжалась пять дней и закончилась победой арабов. Китайцы были изгнаны из Семиречья, но и арабы были вынуждены отступить из-за постоянных восстаний в покорённом Согде. В 751 г. произошло возглавленное Шариком восстание 30 тыс. крестьян Бухарского оазиса против Халифата, с трудом подавленное халифскими войсками.

752; 753; 754 гг. Сведениями не располагаем.

В 755 году Византия отказалась платить дани Чубеки каганам. Чубеки каган – это не титул, а должность хана булгар. Карательный поход Тервел-хана был безрезультатным.

В 756 году была война между кара- и сары-тюргешами возобновилась и окончательно обескровила каганат. В этом году власть в Семиречье перешла к другому тюркскому племени — карлукам. В 756 году умер последний тюргешский каган, каганат прекратил существование год.

758 год. Сведениями не располагаем.

759 год. В войнах 759–760 годов Чубеки каганы потеряли все свои владения к югу от Карпатского хребта.

В Булгарах найдена уйгурописьменная печатка-перстень Чубеки каганов.

Текст: «Гн л Чбк\\Хан Чюбик» – «Чубеки каган».

760-761гг. Сведениями не располагаем.

В 762 году хазары собрали огромное войско и вошли во владения арабов через дербентские ворота. В этом же 762 году в Чубеки каганате произошел государственный переворот, и новым Чубеки каганом стал Телес-хан из рода Угани. Он в 763 году отправился в поход на Византию, но был разбит.

К власти в 763 году пришел Чюбеки каган Сабин-хан. Был никчемным правителем. Болгары убили своих правителей и поставили ханом Телеца. Телец напал на ромейские города и крепости. Константин послал к Дунаю флот из 800 судов с войском. Константин повел другое войско к Анхиалу и разбил болгар. Болгары убили Телеца и запросили мира. Константин для вида примирился с ними. Болгары сняли охрану горных проходов. Константин внезапно вторгся в Болгарию и страшно разорил страну.

764 год. Сведениями не располагаем.

765 год. Начало замятни в Дунайской Болгарии.

В 766 году состоялся курултай, который сверг Сабин-хана с престола и Чюбеки каганом был избран Паган-хан, который правил до 768 года.

766—775г.г.  Карлуки завоевали Кашгарию, чтобы отвести угрозу со стороны Китая и тем самым расширить свои владения

767 год. Сведениями не располагаем.

768 год. Чюбеки-каган Паган-хан заключил с Византией перемирие, но византийцы нарушили ее, Паган-хана свергли с престола. В 768-777 годах правил Чюбеки каган Телериг-хан.

769-773 гг. Сведениями не располагаем.

774—775 — Восстание крестьян и горожан в Армении.

775—780г.г. Время правления императора Византии Льва IV Хазара (750, 25.1-780, 8.9). Прекращает гонения на иконы.

776—783 — Восстание согдийских крестьян под руководством хуррамита Хашима ибн Хакима (Муканны) против арабов в Мавераннахре. Некоторые дехканы из ненависти к владычеству Халифата сначала также примкнули к восстанию. Но когда выяснилось, что оно направлено не только против завоевателей, но и против местных крупных землевладельцев, дехканы покинули ряды восставших. Во главе движения стал хуррамит Хашим ибн Хаким, прозванный Муканна (по-арабски — «покрытый», т. е. «закрывавший лицо покрывалом»), родом из окрестностей Мерва, белилыцик тканей. Участник восстания Абу Муслима и последующих движений в Хорасане против Арабского халифата, Муканна около 15 лет просидел в халифской тюрьме. Бежав оттуда, Муканна перебрался в Мавераннахр, где началось восстание, и возглавил его. Восставшие хотели полностью освободить Среднюю Азию и Хорасан от владычества Аббасидского халифата. Хуррамиты стремились отобрать земли у крупных земельных собственников, как арабских, так и местных, и передать их сельским общинам, установив социальное равенство. Восстание это в источниках носит название движения «людей в белых одеждах», первоначально оно имело большой успех. «Люди в белых одеждах» захватили ряд городов и укреплённых пунктов и подошли к Самарканду. В борьбе с арабскими войсками, которые теперь были поддержаны отрядами согдийской знати, на стороне Муканны принимали участие тюркские кочевые племена из Семиречья: тюргеши и карлуки. Подавить это движение халифу Махди удалось только после упорной и долгой борьбы.

В 777–792 гг. в Дунайской Болгарии правил Чубеки каган Кардам-хан.

778-779гг. Сведениями не располагаем.

780 год. Хазары помогли абхазскому правителю Леону II (умер в 806 году), у которого мать была дочерью хазарского кагана, освободиться от власти Византии.

В Билярском пасехате в 780–850 годах правил Чилка-Ата Второй, сын Чилки-Аты Первого.

Византийский император Лев Хазар возобновляет преследование иконопочитателей. Лето — Он обнаружил у Ирины иконы и прогнал её из дворца. Казнь нескольких вельмож. Смерть Льва. 780—797 — Император Византии Константин VI (771, 14.1-ок.800). Власть в Византии сосредоточилась в руках Ирины, вдовы Льва VI, и евнуха Ставрикия. Октябрь — Заговор против Ирины с целью сделать императором кесаря Никифора, брата Льва. Заговорщики пострижены и сосланы. Братья Льва пострижены.

781; 782; 783 гг. Сведениями не располагаем.

В 784-786 годах Готия вошла в состав Хазарского каганата. Известны хазарские монеты указанного времени. В Благовещенском историко-краеведческом музее Башкортостана имеется хазарская монета Керченского чекана. Серебряная монета-чешуйка пришита к украшению «сасмау\\накосник (автор фотографий М.Микрюкова)».

 

Транскрипция: «Нремус гивинуг Гирш».

Звучание на башкирском языке: «Нэримус каванинге Керчтенг».

Перевод на русский язык: «Наримус правовед Керчи».

Примечание: Хазарский каганат - 639-1016 годы после рождества Христова. В VIII веке Крым попадает в сферу влияния Хазарского каганата и древний город Боспор получает хазарское (тюркское) название Кирс, или Гирш, что в переводе с тюркского означает «поселение».

785-786гг. Сведениями не располагаем.

В 787 году хазары подавили восстание в Готии (область Горного Крыма), посадив его зачинщика, местного епископа Иоанна, в тюрьму.

Была выпущена памятная монета о Саклабском сражении с арабским полководцем Марваном. Тексты на монете выполнены левосторонним юнанским письмом, язык тюркский.  

 

Транскрипция: «Пдгкэ эhбр! 100+60+9 угт».

Звучание на башкирском языке: «Бадияга эhибэр. 169 (hижри) вакыт».

Перевод на русский язык: «Даруемый (О)бадии. 169 год хиджры».

Примечание: 169 год хиджры соответствует 786 году после Рождества Христова. Монета выпущена для казны кагана Обадии спустя 50 лет после поражения у реки Саклава от арабов (поход Марвана) в 737 году.

787 год, с сентября — II Никейский собор. Осудил иконоборчество и решения Константинопольского собора 754 года. Утвердил почитание икон. Временное восстановление иконопочитания в Византии. Легаты папы Адриана соглашаются с этими решениями.

В 788 г. баварскому герцогу Тассилону III удалось заключить с вассалами хазаров аварами союз против франков. Так на очень короткое время Баварское королевство оказалось в составе Авари ганваса. Однако в том же году их войско было разбито, и Бавария входит в состав Франкского государства. Тогда Карл Великий разработал план окончательной расправы с аварами. Это положило начало длительной борьбе между франками и каганатом.

788-789 годах калуки и тюрки манихейцы вторглись в район Бейтеня, основателем, основателем нового государства стал Илитмиш Бильге-каган.

789 год. Сведениями не располагаем.

790 год. Хазары оказали помощь абхазскому правителю Леону II, провозгласившему независимость от Византии. Восстание Иоанна Готского в Крыму, подавленное хазарами. Окончание эпохи правления хазарского кагана Обадии. Вторжение тибетцев в Восточный Туркестан.

790-802 гг. Ориентировочное время правления хазарского кагана Езикии ибн Обадии, равная одному Мосалу или 12 годам.

В 791 г. франки напали на аваров, в нападении участвовали и славянские отряды, в том числе карантанцы (предположительно, одни из предков словенцев и хорватов). Войска под руководством Карла Великого овладели пограничными аварскими укреплениями в низовьях реки Раба. Войска, возглавляемые сыном Карла – Пипином, двинулись из Фриульской низменности и, достигнув верховьев реки Савы, захватили здесь аварский хринг (укрепленный населенный пункт).

В этом же 791 году карлуки обратно включили Таримский оазис в состав своего государства.

792 г. Кардам-хан разгромил византийцев, и Византия вынуждена была возобновить плату дани.

794 год. Сведениями не располагаем.

В 795 г. Тудун (от тюркского «тутук\\наместник») пытался заключить мир с франками, приняв христианство. Ринг (лагерь) аварского хана разграблен маркграфом Эриком Фриульским. Но в 796 г. Ринг аваров полностью уничтожен Пипином, сыном Карла. Авары послали в Ахен представителей, которые заключили мир и приняли христианство. К аварам послан епископ Арн из Зальцбурга. Авари каганат пал.Почти вся аварская знать погибла. Авары долго не смирялись с поражением.

В 797 г. авары восстали, и франки вынуждены были повторить поход, вновь увенчавшийся успехом. В конце 797 г. аварские послы опять присягнули на верность Карлу Великому.

В 798/799 году, очередной каган выдал свою дочь Суб-т (или С-бу-т) за арабского наместника в Закавказье (который, кстати, приходился молочным братом знаменитому Харун ар-Рашиду). Девушка умерла, не успев доехать до места, и ее отцу доложили, что она была убита. И тогда разъяренный каган отправился в Закавказье с огромным войском.

В 799 г. было восстание авар против владычества франков.

800-801гг. Сведениями не располагаем.

802-814 гг. Ориентировочное время правления хазарского кагана Манассии ибн Езикии, равная одному Мосалу или 12 годам.

В 802 г. аварами были убиты франкские должностные лица. Отдельные выступления аваров против франков имели место вплоть до 803 г.

В 802–814 гг. Чубеки каганом был Крум-хан.

Он включился в войну против франков и напал на них. В 803–804 гг. Крум-хан освободил все аварские земли до Среднего Дуная. Но Чубеки каган и не думал о восстановлении Авари каганата. К 805 г. Болгария завладела восточной частью каганата, немногим ранее западную часть каганата заняли франки. Новая граница между франками и болгарами прошла по среднему Дунаю.

После разгрома Авари каганов в 805 году франкским Догобертом I на первый план вышли Шими каганы.

В 806—810 гг. в Средней Азии произошло новое большое восстание против арабского владычества, охватившее огромный район от Хорезма до Памира. Халиф Мамун справился с ним не столько в результате военных действий против повстанцев, сколько путём переговоров с их вождём Рафи ибн Ляйсом и зажиточной частью участников движения, которые, получив от халифа разные привилегии, награды и земельные пожалования, изменили движению.

В 807 г. Византия вторглась во владения Чубеки каганов.

В 808 г. Крум-хан взял Средец.

809-810 годы. Сведениями не располагаем.

В 811 г. Византия вновь вторглась во владения Чубеки каганов, но их армия была разбита, а император Никофор был убит.

 В 812–813 гг. Крум-хан взял города Девельд, Мисимврия, штурмом овладел Андрианополем и дошел до Константинополя.

814-826 гг. Ориентировочное время правления хазарского кагана Ханукки ибн Булана, равная одному Мосалу или 12 годам.

В 814 г. Крум-хан скончался под стенами Константинополя.

Чубеки каганом в 814–831 гг. был Омуртаг-хан. Во времена Омуртаг-хана христианство правящим классом Болгарии воспринималось как религия врага, Византийской империи, и подвергалось гонениям. Во время преследований погибло более 370 видных христиан, среди которых особенно выделялись епископ Никейский Леонтий, клирики Гавриил и Сионий, чьи головы усекли мечом, священник Парод, побитый камнями, и воевода Иоанн.

Наследник престола Енравота, старший сын хана Омуртага, из-за симпатий к христианам был лишен трона. Позднее он был осужден и казнен уже после смерти Омуртага, став первым болгарским мучеником

Разгром франками Авари кагата не прошло без последствий. В сложившейся ситуации хазарский каган назначает хана волжских булгар Алмуша Кинадар каганом с целью восстановления суверенитета Хазарского каганата на бывших землях Авари каганата.

Сохранилась Эпитафия села Москово Учалинского района датируемая этим же годом.Письмо арабика, читается справа налево.

Транскрипция: «198 снэ. Марг h а 68».

Звучание на башкирском языке: «198 сэнэ. Мэрккэ (китте), 68 (йэшендэ)».

Перевод на русский язык: «198 год (хиджра). Заснул вечным сном, 68 лет от роду».

815 год. Омортаг-хан заключил с Византией 30-ти летний мирный договор. На фото монета Омуртаг-хана.

С 816 по 819 годы сведениями не располагаем.

820-840 гг. Война кыргызов с уйгурами, разгром кыргызами Уйгурского каганата и возникновение Кыргызского каганата в Туве.

821, 822, 823, 824, 825 годы. Сведениями не располагаем.

826 год. Родился Святой Мифодий.

826-838 гг. Ориентировочное время правления хазарского кагана Исаака ибн Ханукки, равная одному Мосалу или 12 годам.

В 827 г. Омуртаг-хан начал боевые действия против франкского императора Людовика.

827-839 годы. В Булгарах правили Айдар хан и его регент визир Браз (Браж; Б(а)рак). Этот визирь Барак у Абулгази-хана Хивинского упоминается как «Аит Барак-хан\\Собачий сын – Барак хан», от которого Огуз-хан потерпел поражение.

Транскрипция: « h ндстан брлан Хтаининг арасинда мхит тнгизининг икасинда булур танкутнинг киш булганда гун тгуши у иаи булганда тушлукнда булур хтаининг нари иузинда тнгиз икасинда Брк тагларининг аичинда губ аил бар аирди. Анинг падша h ининг атини Аит Брак хан дирлар. Анинг аустина атланиб барди. Ауршдилар. Аит Брак хан галб клди, Аугуз хан качти. Аурушкан иринин бари иузинда авиб баратурган аики аулуг су бар аирди. Аул аики сунинг араснда бр нчэ гун туруб качган лшкринг алдин артин игди».

Перевод на русский язык: «…внутри гор Борейских (Уралских) была большая страна. Царя этого государства звали Собачий Барак-хан. На него напали. Было сражение. Собачий Барак-хан победил, Огуз-хан в панике отступил. В пути, по которой шел воевать были две большие реки. Находясь несколько суток в междуречье этих рек, Огуз-хан собрал и авангард, и арьергард своего разбежавшегося войска».

Историк Хисамуддин ибн Шараф(атдин) Аль Булгари в своей книге «Рисала-и Таварих-и Булгария» тоже упоминает Айдар хана и его визира Барака. Его сведения повторяет и Тажетдин Ялчигулов, автор книги «Тарих намэ и Булгар».

«Кыйсса. В один из дней у дочери Айдар хана Туйбики

случился паралич. Разнообразные методы лечения

не увенчались успехом. У Айдар хана был визирь по

имени Барадж. Обратившись к своему повелителю,

он сказал: «О мой хан, да будут долгими твои года! У

нас в городе находятся три табиба из страны арабов.

Их религия непохожа на нашу, но нет им подобных

в мастерстве исцеления от болезней».

По всей видимости визир Барак был регентом Айдар-хана в его младенчестве и именовался «хан», и выпускал от своего имени монеты. Серебряная, уйгурописьменная монета найдена в Швеции.

Транскрипция: «Бразгн. Туркук».

Звучание на башкирском: «Б(а)р(а)к хан. Туре кук(тенг)».

Перевод на русский язык: «Барак хан. По закону Всевышнего».

Монеты выступают надежными источниками при описании истории тех или иных территорий, тех или иных народов. Монеты, найденные в Башкортостане и проясняющие историю рассматриваемого периода мы уже тщательно рассмотрели в предыдущих публикациях.

Ранее мы опубликовали монету «мордовку» хазарского кагана Менахема (по-тюркски «Мунэгим», правил, приблизительно, в 860(?)-880 годах) имеющую текст таласско-сирийским письмом. По всей видимости, существование двух хазарских монет с этим письмом указывают на это, таласско-сирийское письмо, наряду с хазарским письмом (местная разновидность иврита) было официальным письмом при буланидах.

828, 829, 830 годы. Сведениями не располагаем.

831 год. Башкиры соорудили открытую каменную мечеть в деревне Якупово Караидельского района Башкортостана. Древние тексты документов села выполнены используя хазарские и уйгурские алфавиты, с летосчислением по хиджре. Текст выполнен используя хазарские числа и уйгурское письмо.

Транскрипция: «215 снжм».

Звучание на башкирском языке: «215(нсе h ижри йыл) сэнжем».

Перевод на русский язык: «В 215 году хиджры возвел я».

В 831–836 гг. правил Чубеки каган Баламир-хан сын Омуртаг-хана.

832 год. Сведениями не располагаем.

В 833 г. началось правление Шими кагана Маймир-хана Первого, известного в классической истории как «правитель Великоморавского государства».

834-837 годы. Время строительства хазарской крепости Саркел. На фото кирпичи строений города и тамги на них. В Башкортостане такими же кирпичами сложены стены мавзолея «Бунда-бикэ» в селе «Койо(Максютово)» в Кугарчинском районе.

Император Константин Багрянородный в своем трактате "Об управлении империей" (Глава 41) пишет - «Саркел» же означает у них «Белый дом»; он был построен спафарокандидатом (придворный византийский титул) Петроной, по прозванию Каматир, так как хазары просили василевса Феофила построить им эту крепость. Ибо известно, что хаган и пех Хазарии, отправив послов к этому василевсу Феофилу, просили воздвигнуть для них крепость Саркел. Василевс, склонясь к их просьбе, послал им ранее названного спафарокандидата Петрону с хеландиями (вид парусного судна) из царских судов и хеландии катепана Пафлагонии. Итак, сей Петрона, достигнув Херсона, оставил хеландии в Херсоне; посадив людей на транспортные корабли, он отправился к месту на реке Танаис, в котором должен был строить крепость. Поскольку же на месте не было подходящих для строительства крепости камней, соорудив печи и обжегши в них кирпич, он сделал из них здание крепости, изготовив известь из мелких речных ракушек».

835 годом, зафиксировано самоназвание нашего народа «башкорт» в шэжэрэ племени балякай-кудей.

Фрагмент (шапка) текста шэжэрэ.

Прорисовка текста фрагмента из шэжэрэ.

Шэжэрэ башкир бэлякай-кудейцев.

Транскрипция текста фрагмента: «200 икрмнчи ил башкуртларнг мунда бу жиргэ килуб урнлашлри».

Звучание на башкирском языке: «Ике йоз зэ егерменсе йыл башкорттарзынг («башкиры балякай-кудейцы», курсив мой) мында, был ергэ килеб урынлашыузары».

Перевод на русский язык: «Двести двадцатым годом хиджры датируется заселение тут башкир, на этих землях».

Думаю, самоназвание башкир-кудейцев «Кудей\\Катай» идет от самоназвания поданных государства Ляо, прозванной тюрками «Кара Китай». Википедия сообщает, что киданьское государство возникло в 907 году. Мы думаем, что при образовании этого государства шла борьба за гегемонию между тюркскими и монгольскими племенами, в котором верх одержали монголоязычные племена, которые и переняли этноним тюрков «кудей\\катай»-цев в форме «кидан». А тюркские племена катай и кудей, влившиеся в состав башкир, и в дальнейшем принявшие этот этноним, появились на Урале именно в 835 году.

836 год. Разгром арабским полководцем Афшиной восставшего Бабека, встреча Бабека с Сахлом ибн Снбатяном (в то время владетелем земель вдоль Аракса был Сахл ибн Сунба) и его арест последним. Мовсес Каганкатваци с удовлетворением пишет: «И в том же году тот же князь Сахли, сын Смбата, взял в плен истребляющего людей и опустошителя стран смутьяна Бабана, зверя кровожадного, и отдал его в руки амирмумина. А за услуги он получил от двора доброе вознаграждение: право царской властью управлять Арменией, Иверией и Алуанком».

В 837–856 гг. правил Чубеки каган Пресиан-хан.

837 год. В 737–780 годах в связи с малолетством Чилки-Ата II регенствовал Аск(т) хаттад.

Надо думать, что правителю Авари Ганваса (официальное название Хазарского каганата, упомянутое в письме кагана Иосифа) тогда приходилось вести войну и в Европе, и в Азии. Как видно из труда Абулгази-хана Хивинского, если каган и сумел отразить нападение Кари Бакра Уагыйз хана на востоке, то по описаниям Ибн Асама аль Куфи мы видим, что поход Марвана с юга он не смог остановить.

838 год. Родился Али ат-Табари, на которого есть ссылка в труде Тажетдина Ялчигулова «Тарих нама и Булгар»..

838-850 гг. Ориентировочное время правления хазарского кагана Завулона ибн Исаака, равная одному Мосалу или 12 годам.

839 год. Этим годом зафиксирован титул «Хакан русов» в византийских и германских архивах. Хронист императора Людовика I Благочестивого сообщает – «Misit etiam cum eis quosdam, qui se, id est gentem suam, Rhos vocari dicebant, quos rex illorum chacanus vocabulo ad se amicitiae, sicut asserebant, causa direxerat, petens per memoratam epistolam, quatenus benignitata imperatoris redeundi facultatem atque auxilium per imperium suum toto habere possent, quoniam itinera, per quae ad illum Constantinopolim venerant, inter barbaras et miniae feritatis gentes inmanissimas habuerant, quibus eos, ne forte periculum inciderent, redire noluit. Quorum adventus causam imperator diligentius investigans, comperint, eos gentis esse Sueonum. Exploratores potius regni illius nostrique quam amicitiae petitores ratus, penes se eo usque retinendos iudicavit, quoad veraciter inveniri posset, utrum fideliter eo necne pervenerint; idque Theophilo per memoratos legatos suos atque epistolam intimare non distulit, et quod eos illius amore libenter susceperit, ac, si fideles invenirentur, et facultas absque illorum periculo in patriam remeandi daretur, cum auxilio remittendos; sin alias, una cum missis nostris ad eius praesentiam dirigendos, ut, quid de tulibus fieri deberet, ipse decernendo efticeret».

Перевод Викитекста таков: «С ними [послами] он [Феофил] прислал ещё неких [людей], утверждавших, что они, то есть народ (gens) их, называются рос (Rhos) и что король (rex) их, именуемый хаканом (chacanus), направил их к нему, как они уверяли, ради дружбы. В упомянутом послании он [Феофил] просил, чтобы по милости императора и с его помощью они получили возможность через его империю безопасно вернуться, так как путь, которым они прибыли к нему в Константинополь, пролегал по землям варварских и в своей чрезвычайной дикости исключительно свирепых народов, и он не желал, чтобы они возвращались этим путём, дабы не подвергались при случае какой-либо опасности. Тщательно расследовав [цель] их прибытия, император [Людовик] узнал, что они из народа свеев (Sueones), и, сочтя их скорее разведчиками и в той стране, и в нашей, чем послами дружбы, решил про себя задержать их до тех пор, пока не удастся доподлинно выяснить, явились ли они с честными намерениями или нет».

Можно сколько угодно спорить по этому факту, но сохранилось письмо Людовика II, от 871 года, где он сообщает византийскому императору свое мнение об этом титуле – «Chaganum vero nos prelatum Avarum non Gazanorum aut Nortmannorum nuncupari repperimus neque principem Vulgarum sed regem vel dominum Vulgarum\\ Хаганом же мы называем государя авар, а не хазар или норманнов, а [правитель] болгар называется не государем, а королём или господином».

840 год. После разгрома Уйгурского каганата, выходец из знатного рода Эдгиш, который составлял часть племени чигилей, карлукский ябгу и правитель Исфиджаба Бильге-Кюль, который имел прозвище «Кара\\Черный», открыто заявил о своих правах на верховную власть и принял титул «хан». Возможно, с этого момента берёт своё начало род Караханидов.

841-893 годы. Времена правления Кадыра Арслан-хана.

842 –846 годы. Продолжение правления в государстве Караханидов Кадыр Арслан-хана.

В 843 г. король Людовик Немецкий свергнул Шими кагана Маймир-хана Первого.

844-845 годы. Сведениями не располагаем.

846 год. Людовик Немецкий возвел на трон племянника Шими кагана Маймира-Ростислава, который правил в 846–870 гг.

847 год. Богослов Игнатий, в миру Никита избран патриархом. Находился в этом посту до 877 года. Википедия сообщает: «Сын императора Михаила I и Прокопии, дочери императора Никифора I. Лев V приказывает кастрировать царевича Никиту (Лицевой летописный свод, 16 век). Когда Лев V провозгласил себя императором в 813 году, Михаил I вместе с семьёй были сосланы в монастырь. Никите в этот момент было около 15 лет; его оскопили. При постриге он получил имя Игнатий. Был рукоположен во иерея Василием Парийским. Большую часть жизни провёл в монастыре, достигнув сана игумена. Пользовался уважением в монашеских кругах. После смерти патриарха Мефодия I, в 48-летнем возрасте, при содействии императрицы Феодоры Игнатий был избран на патриарший престол в Константинополе в период царствования Михаила III. После вступления Игнатия на патриарший престол в высших церковных кругах наметился раскол на сторонников и противников нового иерарха. В то же время, брат императрицы Феодоры, кесарь Варда, быстро сделавший карьеру после того, как Феодора стала женой императора Феофила всё больше расширял свою светскую власть, в особенности после смерти императора. Варда вошёл в тесные сношения с противниками патриарха Игнатия. Отношения кесаря Варды и Игнатия особенно обострились после того, как Варда развёлся с женой и вступил в связь с вдовой своего сына. Игнатий выражал недовольство этим и во время праздника Богоявления отказал Варде в причастии. Вскоре, императрица Феодора, по указанию Варды и своего сына, Михаила III, была насильно пострижена в монахини вместе с дочерьми. Для Игнатия это означало окончательную потерю власти, и, 23 ноября 857 года, по распоряжению царя Михаила III, он был сослан на остров Теревинф в Мраморном море. Место патриарха при поддержке Варды занял Фотий — профессор философии и богословия, проведённый ради избрания по всем ступеням церковной иерархии за 6 дней и ставший впоследствии одним из самых сильных и могущественных патриархов. Игнатий в ссылке не признавал себя лишённым патриаршего достоинства. Его сторонники предали Фотия анафеме. В свою очередь, собор 861 года в Константинополе в присутствии Варды, Михаила III и Фотия подтвердил законное избрание Фотия и низложил Игнатия. Лишившись патриаршества, Игнатий обратился за помощью к римскому папе. Николай I сначала старался остаться в стороне от конфликта, но в конце концов был вынужден вмешаться и подтвердил незаконность низложения Игнатия. В письме от 8 мая 862 года, адресованном патриархам Востока, Папа призывал их и всех их епископов отказать Фотию в признании. На синоде в Риме в апреле 863 года Фотий был отлучен. В 867 году новый император Василий I Македонянин возвратил Игнатия на патриарший престол. Таким образом, «фотиева схизма» была прекращена. В 869-870 годах по инициативе императора и преемника Николая I — Папы Адриана II в Константинополе прошёл Собор (ныне не признаваемый Православными Церквами как Вселенский), в очередной раз подтвердивший незаконность притязаний Фотия. Св. Игнатий скончался 23 октября 877 года. После его смерти на патриарший престол в Константинополе вновь был возведен Фотий».

В селе Субханкулово Бурзянского района сохранился башкирский кумбаз с постулатом святого Игнатия. Текст данного кумбаза выполнен сирийским несторианским (яковитское сирто) письмом. Письмо использовалось в 8-20 веках нашей эры. Читается справа на лево.

Транскрипция: «Баhалие нлн лан. И h и h на h ае л h ае»

Звучание на башкирском языке: «Бэ h ле налан лан. Игнатий аулуг».

Перевод на русский язык: «Обладающий воспитанностью приветлив и во время траура. Игнатий великий».

848-849 годы. Сведениями не располагаем.

В 850-е гг. произошло последнее столкновение хазар с арабами. Закавказские владения Халифата в это время были охвачены мятежом, для подавления которого был послан арабский полководец Буга Старший (сам хазарин по происхождению). С призывом о помощи к хазарам обратились горцы санарийцы, населявшие Кахетию. Буга совершил поход на алан и хазар и получил с них дань, но потом был отозван из Грузии, так как халиф боялся, что он может сговориться с соплеменниками.

850-862 гг. Ориентировочное время правления хазарского кагана Манассии ибн Завулона, равная одному Мосалу или 12 годам.

В 850–929 гг. правил в Волжской Булгарии Алмуш ибн Чилка. Мусульманское имя которого Габдалла ибн Ягфар. На фото показана его монета.

851 год. Сведениями не располагаем.

852-880 годах правил Чюбеки-каган Борис (после крещения по Византйскому обряду – царь Михаил, в этом титуле правил до 888 года) сын Пресиана.

Маймир-Ростислав в 853 г. договорился с Чубеки каганом о взаимопомощи.

В ответ, в 855 г., Людовик Немецкий организовал поход в Шими каганат, но успеха не добился.

В этом же году Улуг каган Авари ганваса, обеспокоенный таким ходом событий, перевез мертвое тело Маймир-хана Первого для захоронения в северную столицу Шамбату (другие названия: Шам-кирс; Шам-киръйэ – так называлось в древности это место, затем тут возник город Киев).

Родичи Маймир-хана были переселены в Белозерье. Историки расходятся во мнениях об этимологии слова Синеус. Марат Аджи, к примеру, отнес это слово к заимствованиям из германских языков и читает как «Seine Use\\Синиус» и переводит в значении «Его родные». Мы предполагаем, что само слово является испорченной калькой тюркского слова «Жинес=Зинес» со значением «народ; родные; потомки». Родные Маймир-хана (германское произношение титула которого «Ру(г) рик(с)\\Рюрик» со значением «император ругов (поляков)» были заселены в Белозерье.

Слово «Трувор» Марад Аджи относит по происхождению к германизму «Der War\\Трувор» со значением «воины его». Они были поселены в Старой Ладоге. Именно с этой истории, как мы полагаем, ведут начало летописные предания о призвании варягов к властвованию на Руси. Однако, читатели должны знать, что само слово «варяг» восходит к тюркскому композиту «авари+ ги» со значением «переселенец, кочевник, народ не имеющий постоянного места проживания», то есть авары! По нашему мнению, слово «Трувор» тоже имеет тюркское происхождение и является калькой слова «Тру+ (а)вар» со значением «законник из аваров».

В 856–880 гг. правил Чубеки каган Борис-хан сын Пресиан-хана. В 856 году произошло сильное землетрясение в городе Дамган в северном Иране, где расположен мечеть «Мечеть Тарихане».

857 -858 годы. Сведениями не располагаем.

859 год. В «Повести временных лет» под 6367 годом от сотворения мира (то есть 859 годом от Рождества Христова) сообщается: «Имаху дань варязи из заморья на чюди и на словенех, на мери и на всех, кривичех. А козари имаху на полянех, и на северех, и на вятичех, имаху по беле и веверице от дыма».

Перевод на современный русский язык: «Варяги из заморья взимали дань с чуди, и со словен, и с мери, и с кривичей. А хазары брали с полян, и с северян, и с вятичей по серебряной монете и по белке от дыма».

860 год. Кирилл направлен с миссионерскими целями ко двору хазарского кагана. Согласно житию, посольство было направлено в ответ на просьбу кагана, обещавшего, если его убедят, принять христианство. Во время пребывания в Корсуни Константин, готовясь к полемике, изучил еврейский язык, самаритянское письмо, а наряду с ними «русьское» письмо и язык (некоторые полагают, что в житии описка и вместо «русьские» письмена следует читать «сурьские», то есть сирийские — арамейские; ввиду распространения учения Церкви Востока в Хазарии славяне Хазарии могли использовать сирийское письмо; во всяком случае это не может быть отдельный древнерусский язык, в те времена не выделяемый из общеславянского, солунский диалект которого братья знали с детства). Диспут Константина с мусульманским имамом и еврейским раввином, состоявшийся в присутствии кагана согласно «Житию» кончился победой Константина, однако каган веру не поменял. Арабские источники и «Письмо Иосифа» дают иную картину: победителем в диспуте был признан раввин, который стравил Константина с имамом и, выждав, когда они дискредитируют друг друга перед каганом во взаимном споре, затем доказал кагану преимущества иудейской веры. Специалисты до сих пор не пришли к единому мнению, автором какой именно из двух славянских азбук — глаголицы или кириллицы — является Константин. Черноризец Храбр, однако, упоминает о том, что алфавит Кирилла имел 38 знаков, что указывает на глаголицу. Если это так, то Кирилл только перенял уже существующий, как видно по Хайбуллинской эпитафии с 700 года, в Хазарии алфавит и никак не может являться автором глаголицы.

861 год. Византийский император Михаил III вторгся в Дунайскую Болгарию. Образование государства Ширваншахов. В 861 г. Хазарию посетило византийское посольство, возглавляемое Константином Философом (св. Кириллом). В этом же 861 году карлуки завладели Кашгарией (Турфанский оазис).

862 год. В «Повести временных лет» под 6370 годом от сотворения мира (862 год от Рождества Христова) читаем: «Изъгнаша варяги за море, и не даша им дани, и почаша сами в собе володети, и не бе в них правды, и въста род на род, и быша в них усобице, и воевати почаша сами на ся. И реша сами в себе: "Поищем собе князя, иже бы вол одел нами и судил по праву».

В этом же 862 году Кирилл и Мефодий прибыли в Константинополь.

862-880 гг. Ориентировочное время правления хазарского кагана Нисси ибн Завулона, равная одному Мосалу или 12 годам.

Именно со временем правления хазарского Нисси-кагана сына кагана Манассии оказались связанными документальные истории многих народов современной Российской Федерации. В частности, к этому времени относятся некоторые документы башкирского и мордовского народов.

В устном башкирском народном творчестве зафиксирован спор Ярии нисы Сисинния (в преданиях обычно именуется «Бунда бикэ\\Государственная деятельница») с неизвестным ханом, у которого был титул «Абу аль Хаир» Этот титул можно перевести, как «Отец благодати (принесший благоденстие, благодать)».

Многие исследователи связывают титул хана данного предания с казахским Абульхаир-ханом из династии Тукай-Тимуридов.

Если правитель носил титул «Абу аль Хаир», то его сын мог носить титул просто «Аль Хаир\\Благоденствие, благодать», или титул-синоним «Ма нагим\\Такое же благоденствие, такая же благодать». Внук правителя в этом случае должен будет носить титул «Ибн Хаир\\Сын Благоденствия, благодати» или синоним «Ибни Амин\\Сохранивший Благоденствие, благодать».

По родословной хазарских каганов мы знаем, что были каганы, которые носили такие титулы. Это «Манахем\\Ма Нагим» (правил приблизительно в 880–921 гг) и «Виниамин\\Ибни Амин» (время правления предположительно 921–945 гг). Если два титула-синонима не противоречивы, то и Абу аль Хаир хан мог иметь такой же титул-синоним со значением «создавший благоденствие». Действительно, такой хазарский каган существовал. Это «Нисси-каган», его имя переводится в значении «прародитель, создатель», он правил до 880 года.

Газим Шафиков и Нур Зарипов в свое время опубликовали стихотворный спор Абу аль Хаир хана и Ярии нисы Сисинния.

К сожалению, они не поняли смысл слова «ау», которое часто повторяла Ярия ниса Сисинния в своем стихотворном обращении к Абу аль хаир хану. Они приняли это слово только как междометие. Между тем это испорченная калька хазарского слова «Аб=» Ав=»Ау» со значением «отец».

Вот начало этого поэтического препирательства между каганом и просветительницей, в поэтическом переложении на русский язык Шафикова и Зарипова:

«То не я, а люд простой говорит, ау,

Люд простой – не звук пустой – говорит, ау.

Ой, люд простой – не звук пустой – говорит.

Кто среди простых людей не простак, ау,

Тот от имени людей говорит».

Предлагаем читателям газеты собственное поэтическое переложение этого поэтического препирательства между каганом-отцом и дочерью-просветительницей.

Однажды с главами судебных исполнителей (слово «казыйги беки» переводится так) Абу-аль-Хаир Нисси-каган приехал к башкирскому тархану ага Мамабету в гости и говорит ему: «С твоим отцом наши предки всегда жили в согласии. Ты уходи с этих мест, с берегов Яика, с наших водопоев, самому будет удобно, зимой скотину отгонишь зимовать на Ирандеке, у горы Корос (так в древности называлась гора Магнитная, название которой переводится в значении и «петух», и «сталь»). А чужие народы я сумею остановить. Они и сами побегут отсюда, увидев здесь меня самого». Вероятно, берега Яика были пограничной территорией и подвергались враждебным набегам.

Ага Мамабет решил переселиться на Урал. Чтоб объяснить свое решение отдельным бекам, ссылаясь на обычай «знакомства с гостем», пригласил их на трапезу к Абу-аль-Хаир Нисси-кагану. Яриа ниса Сисинния узнала об этом. И пришла, хотя и не была приглашена.

Там беки и каган заявили ей, что она баламутит народ, и начали высказывать ей свои укоризны. Яриа ниса Сисинния сказала в ответ Абу-аль-Хаир Нисси-кагану следующее (примерный перевод):

Не я говорю, а опыт, отец,

Опыт – это причина, надежда,

Он говорит это, отец,


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 339; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!