Зодиакальные знаки как энергетические паттерны 6 страница



Другой психолог, Зиппора Добинс, объясняет свой взгляд на синхронность следующим образом:

Я полагаю, что планеты — это, прежде всего, часть космического порядка, а их паттерны пред­ставляют собой очень полезные ключи к такому же порядку, который существует везде. Я думаю, что роль планет в поддержании или создании порядка ми­нимальна по сравнению с их ценностью в качестве карты или плана порядка.

 

Эту же идею можно обнаружить в древней и современной литературе и философии. Эмерсон, например, пишет: «Зако­ны, по которым организована вселенная, появляются вновь в каждой точке и будут управлять ей». Линкольн Барнетт про­должает: «Цель Эйнштейна в широчайшем смысле заключа­лась в том, чтобы показать, что все формы в природе — звез­ды, планеты, свет, электричество и, возможно, даже элемен­тарные частицы — подчиняются одним и тем же универсаль­ным законам». Основное использование и ценность астроло­гии — применение знания универсальных законов в нашей индивидуальной жизни.

Дэйн Радьяр, больше, чем любой другой современный аст­ролог или философ, ясно и обстоятельно разъяснял холистический

 

 

68

 

 

подход к астрологии, а также к психологии, филосо­фии и всем вещам, затрагивающим человека как индивиду­альную личность. В течение последних пятидесяти лет Радьяр опубликовал десятки книг и сотни статей, рассматривающих астрологические, психологические, культурные и философ­ские темы. К наиболее известным его работам относятся сле­дующие: «Астрология личности» (1936), «Практика астро­логии» (1968), «Паттерны рождения нового человечества» (1969), «Планетаризация сознания» (1970) и «Астрологиче­ское исследование психологических комплексов и эмоцио­нальных проблем» (1966). Кроме того, Радьяр развивал то, что он называет «гуманистической астрологией» — новый и современный подход к астрологии, который полностью совме­стим с современной психологией. Больше, чем любой другой автор, Радьяр представлял астрологию тонким и вдумчивым образом, который превосходно сочетается с наиболее много­обещающим пониманием современной науки, философии и психологии.

Философия, лежащая в основе всех работ Радьяра, — это философия холизма, основная предпосылка которой заклю­чается в том, что существование проявляется на всех уровнях в рамках целых, т.е. организованных взаимозависимых по­лей. Для Радьяра астрология является наиболее полным язы­ком формы, структуры и ритма функциональных целых. В одной из своих первых книг «Астрология личности» Радьяр говорит об астрологии как о «алгебре жизни», т.е. о способе понимания порядка, свойственного всей жизни, индивидуаль­ной и коллективной. В дальнейших работах он пишет об аст­рологии следующее:

Астрология, если мы внимательно рассмотрим, что она в силах интерпретировать и чему придать смысл, предстает символическим языком, в котором структура во времени и пространстве больших це­лых (подобно солнечной системе) связана со структурным

 

69

 

развитием меньших целых (индивидуального человека или человечества как целого). Астрология — это практическое применение холистического фи­лософского подхода к существованию. Согласно этой философии, каждое существующее целое содержится в большем целом, которое, в свою очередь, представ­ляет собой меньшее целое, содержащееся в еще боль­шем целом. Существующая организованная система активности, следовательно, является как вмести­лищем меньшей системы, так и содержимым боль­шей системы.

Астрология, как я понимаю ее, по существу име­ет дело с циклами движения и космическими (или био­космическими) ритмами. Она имеет дело с формой или гештальтом — со структурными принципами, свойственными каждой организованной системе активностей, следовательно, каждому целому. Это не вопрос буквального, прямого, внешнего влияния, ока­зываемого некоторым небесным телом на сущности, живущие на планете Земля. Астрология — это спо­соб изучения и понимания устройства или организа­ции определенных существенных функций и факто­ров в каждом организованном целом. В былые времена эта концепция выражалась как структурное соот­ветствие между микрокосмом и макрокосмом; но пер­воначально в качестве микрокосма рассматривалась вся Земля, аналогичная по своей основной структуре целой вселенной. Только позднее, когда получил раз­витие процесс человеческой индивидуализации и из всеохватывающей и полностью контролирующей системы племенных сообществ начали появляться индивидуальные личности, такие индивидуальные личности начали рассматриваться как микрокосм — факт, подтвержденный словами Иисуса: «Царство небесное внутри вас».

 

 

70

 

 

Даже столь выдающийся ученый, как Тейяр де Шарден, подтверждает ценность холистического подхода к жизни, ког­да пишет, например, о том, что простое может быть понято только с точки зрения более сложного. Психолог Ролло Мей высказывает аналогичную мысль:

... это только половина истины, что организм должен быть понят с точки зрения более простых элементов, стоящих ниже его на эволюционной шка­ле; это так же верно, как то, что каждая новая функ­ция формирует новую совокупность, которая обус­лавливает все более простые элементы в организме.

Энергетический подход

 

В настоящее время холистическая философия является для многих людей наиболее эстетическим и интеллектуально удовлетворяющим подходом к астрологии. Однако есть еще один подход к астрологии, который только начинает приобре­тать ясную форму и которому, возможно, удастся разрешить многие разногласия между приверженцами других точек зре­ния. Этот подход рассматривает важнейшие энергии и энерге­тические паттерны, действующие в человеке, и эти энергии символизируются планетами и знаками в гороскопе. Вторая часть книги — это попытка представить систематическим об­разом этот подход к астрологии, точка зрения которого сосре­дотачивается на фундаментальных энергиях, оживляющих каждого из нас. Энергетический подход к астрологии — это в сущности холистический подход, так как он одновременно объединяет все измерения человеческой жизни. Однако здесь следует сказать, что сейчас ведется большая работа, которая проливает свет на существование тонких энергий человека и на особые формы энергии во всей природе. Все яснее становит­ся тот факт, что слепая приверженность чисто причинной структуре мышления никогда не позволит нам развить всестороннюю

 

71

 

 

теорию астрологии и может даже воспрепятствовать нашему пониманию правильного использования и логическо­го обоснования астрологии. Как пишет швейцарский врач-астролог Александр Руперти:

Там, где Парацелъс говорит о тождественности макрокосма и микрокосма, где Радьяр говорит о прин­ципе индуцированного резонанса всех частей универ­сального целого, где Юнг говорит о принципе синх­ронности, управляющем идентичными манифеста­циями психического явления с точки зрения времени, современная астрология, придерживаясь научной по­зиции, настаивает на воплощении таких соответ­ствий в закон причины и следствия. В этом смысле современная астрология предает свое древнее насле­дие ради фетиша научной респектабельности.

Истинная роль астрологии заключалась и долж­на заключаться в демонстрации существования уни­версального порядка на уровне человеческого разви­тия. Время полезности астрологии для выявления порядка на физическом уровне закончено. Современ­ная наука гораздо лучше оснащена для этой задачи, чем астрология. Но на психологическом уровне чело­веческая натура пребывает в хаосе, именно по этой причине мы говорим о том, что высочайшая миссия астрологии, с точки зрения потребностей современ­ного человека, заключается в том, чтобы предста­вить доказательство существования гармоничного порядка на психологическом уровне.

 

 

72

 

6

 

Гуманистическая психология

 и астрология

 

В течение последнего десятилетия возродился интерес к личностным и субъективным аспектам жизни. Этот подход в психологии, который был назван «третьей силой» или «гуманистической психологией», заметно отличается от более механистических моделей человека, созданных пре­дыдущими поколениями психологов.

Хотя гуманистическая психология развивается быстрым темпом и все больше влияет на другие сферы психологических исследований, многие психологи старой школы все еще счи­тают ее недостаточно точной и «научной». Гуманистическая психология является более всесторонним и холистическим подходом к психике и эмоциональной жизни человека, чем большинство других подходов, обычно используемых в этой сфере. Эта всесторонность и акцент холизма и субъектив­ности, естественно, затрудняют присоединение легко изме­римых, объективно подтверждаемых данных. Однако есть один психологический инструмент, удовлетворяющий по­требность гуманистической психологии в точной системе человеческих различий и психологических типов, — это астрология.

 

73

 

Чем отличается гуманистическая психология от других подходов к пониманию природы человека? Прежде всего, все приверженцы гуманистической психологии верят в целост­ность и потенциал для роста каждого индивидуального чело­века. Как пишет психолог Карл Роджерс:

 

...субъективный человек имеет первостепенную значимость и ценность: неважно, к какой категории он может быть отнесен или как оценен, он, прежде всего, человек. Он не машина, не скопление связей стимул-реакция, не объект и не пешка.

 

Другой психолог, Морис Термелин, пишет:

В отличие от научных целей, к целям гуманисти­ческой психологии не относятся ни предсказуе­мость, ни контроль. В сущности, чем более успешной бывает психотерапия, тем менее предсказуемым ста­новится человек, потому что его косность уменьша­ется, а спонтанность и творчество возрастают.

 

То, что Термелин говорит о гуманистической психологии, может показаться противоречащим акценту предсказания, который характерен для популярного представления об аст­рологии и некоторых видов астрологической практики. Одна­ко в сфере гуманистической астрологии акцент падает на че­ловека, а не на определенное «событие». Как писал главный представитель гуманистической астрологии, Дэйн Радьяр, «не события происходят с людьми, а люди происходят с собы­тиями». Это решающее различие между гуманистической ас­трологией и другими видами астрологии. Аналогичным обра­зом, весь акцент в гуманистическом подходе к физическим или психологическим состояниям «болезни» меняется с осо­знания, какого рода проблему имеет человек, на какой чело­век имеет проблему.

 

 

74

 

Другой важный новый акцент в гуманистической психоло­гии заключается в том, что потенциал человека к творчеству и самоактуализации считается более существенным, чем его ограничения, аномалии и трудности с социальным приспособ­лением. В сущности гуманистическая психология — это един­ственный популярный подход, признающий уникальность че­ловека и индивидуальный тон существования, факторы, с ко­торыми имеет дело и астрология. Представитель гуманисти­ческой и экзистенциальной психологии Ролло Мей определя­ет «бытие» как индивидуальный «паттерн потенций» и гово­рит, что «эти потенции будут разделяться с другими людьми, но в каждом случае они будут формировать уникальный пат­терн в каждом человеке». Эту цитату вполне можно отнести к индивидуальной карте рождения (гороскопу), так как астро­логическая карта рождения символизирует уникальный «пат­терн потенций».

Одним из наиболее активных сторонников гуманистиче­ского подхода к психологии является Джеймс Бугенталь, ав­тор книги «Сложные проблемы гуманистической психоло­гии». В одной из своих статей Бугенталь пишет:

Сделать заявление об отдаленной галактике зна­чит сделать заявление о себе. Выдвинуть «закон» взаимодействия массы и энергии значит выдвинуть гипотезу о своем способе существования в мире. Сде­лать описание микроорганизмов на слайде значит из­ложить соображения о человеческом опыте... Гума­нистический психолог... признает этот основной субъективизм всего опыта в качестве своей сферы стремлений. Я хочу этим сказать, что любое заявле­ние, которое мы делаем о мире («внешнее»), — это неизбежно заявление, связанное с нашей теорией о себе («внутреннее»)... Предельная субъективность всего, что мы можем назвать объективным, выраже­на многими писателями... Возрождение гуманистической

 

 

75

 

психологии означает, что научное внимание опять направлено на первостепенное значение субъ­ективного.

 

В этой цитате Бугенталь обрисовывает свое видение холистической природы вселенной, которая является основной фи­лософской предпосылкой астрологии. Далее Бугенталь опи­сывает, в чем он видит основную цель гуманистической пси­хологии:

Основная цель гуманистической психологии — подготовка полного описания того, что значит быть живым человеческим созданием. Это, конечно, не та цель, которая когда-либо будет полностью до­стигнута, однако важно осознавать характер этой задачи. Такое полное описание будет, непременно, включать опись природных дарований человека; его потенциал чувств, мышления и действий; рост, эво­люцию и закат; взаимодействие с различной окружа­ющей обстановкой...; диапазон и разнообразие воз­можного для него опыта; его место во вселенной.

 

Поскольку Бугенталь не знаком с использованием и точ­ностью астрологии, он, несомненно, не осознает, насколько близко достижение этой цели. Используя астрологию как пси­хологическое орудие, все пункты, перечисленные в приведен­ной выше цитате, могут быть прояснены и систематизированы всесторонним образом при сохранении в то же время открыто­сти и потенциала для индивидуального роста, который так важен для гуманистической психологии. Бугенталь также за­трагивает вопрос предсказуемости:

...гуманистическая психология стремится так описать людей и их опыт, чтобы они смогли лучше предсказывать и контролировать собственные пере­живания (и, следовательно, сопротивляться конт­ролю других).

 

76

 

Эта цель в точности совпадает с целью гуманистической астрологии, изложенной Дэйном Радьяром в его многочислен­ных трудах. Эта предсказуемость никоим образом не противо­речит предпосылке индивидуальной свободы человека, так как важная и основная свобода заключается в выборе собст­венного отношения к данному набору обстоятельств. Как пи­шет психолог Карл Роджерс:

 

... это внутренняя, субъективная, экзистенци­альная свобода, которую я наблюдал. Это бремя от­ветственности за то «Я», каким человек решает быть. Это осознание человека, что он представляет собой процесс развития, а не статический конечный продукт... Второй момент в определении этого пере­живания свободы заключается в том, что она суще­ствует не как противоречие к картине психологиче­ской вселенной, а как дополнение к такой вселенной. Правильно понятая свобода — это осуществление человеком упорядоченной последовательности своей жизни. Как говорит Мартин Бубер: «Свободный чело­век... верит в судьбу и верит в то, что она нуждается в нем». Он действует сознательно, свободно, ответ­ственно, чтобы играть свою значимую роль в мире, определенные события которого проходят через не­го, через его добровольный выбор и волю.

Мы говорим о свободе, которая существует у субъективного человека, свободе, при которой инди­видуум решает наиболее полно выразить себя, играя ответственную и добровольную роль в осуществле­нии определенных событий своего мира. Это пережи­вание свободы — наиболее значимое развитие для

 

77

 

моего клиента, которое помогает ему стать челове­ком, найти понимание с другими и быть личностью.

Один из немногих недостатков гуманистического подхода к психологии сегодня заключается в том, что она пытается сохранить открытую, всестороннюю позицию по отношению к индивидуальной личности, не определяя ограничений отно­сительных и постоянно меняющихся категорий, однако эти категории абсолютно необходимы, чтобы достичь описатель­ной точности и теоретической уверенности, которые входят в окончательную цель гуманистической психологии. Мы обна­руживаем, что значительная часть гуманистической психоло­гии остается набором абстрактных позиций или общим подхо­дом, а не развитием точной и полезной теории личности и человеческого роста. Многие сторонники гуманистической психологии не решаются принять какой-либо набор стандар­тов или процедур для распознавания различных человеческих типов, потому что они видели, что такие теории в прошлом использовались просто для поддержки общественной морали конкретного исторического периода и со временем выроди­лись в серьезные затруднения в психотерапии. Многие при­верженцы гуманистической психологии сегодня активно во­влечены в исследование значимости трансцендентного, мис­тического или «трансперсонального» опыта. Такое исследова­ние приводит их к столкновению с метафизическими вопроса­ми и реальностями, а знакомство с этим уровнем опыта делает все более очевидной несостоятельность старых теорий лично­сти. Поэтому я полагаю, что единственный универсальный стандарт ссылок и жизненных ситуаций, обеспечивающий ос­нову для современной гуманистической психологии, — это сама вселенная с ее неизменяемыми паттернами, циклами и ритмами. Это вид гуманистической астрологии, которую раз­вивал Дэйн Радьяр в течение последних сорока лет, личностно-ориентированной, а не событийно-ориентированной аст­рологии, астрологии, задуманной как язык, использующий

 

78

 

 

циклическое движение небесных тел в качестве символов, передающих людям непосредственное и практически приме­нимое понимание основных паттернов, которые структури­руют индивидуальное и коллективное существование. Такая астрология, т.е. имеющая главным образом дело с формой и структурой целого, обеспечивает значимую основу для психо­логии, рассматривающей в основном «содержание» персо­нального опыта. При рассмотрении в таком широком контек­сте и в такой перспективе относительно универсального фона повседневные переживания обычной жизни и случающиеся время от времени кризисы, формирующие новые фазы роста, становятся более понятными и более значимыми. Как пишет Радьяр:

Суть заключается в том, чтобы уметь увидеть, как все, что происходит в любой момент времени, вписывается в общий паттерн или структуру вашего существования.

Те, кто рассматривают все в жизни как хаос и абсурдность, разрушают здоровье и жизнеспособ­ность человека (как показали эксперименты Викто­ра Франкла). То, что человеку нужно больше всего, чтобы быть здоровым — это чувство смысла. Ос­мысленность определяется как прохождение через ряд фаз, которые, будучи связанными друг с другом, становятся системой отсчета для всего, что проис­ходит в вашей жизни. Показать человеку осмыслен­ность его жизни — это наиболее важное, что может сделать астрология...

Астрология значима, потому что она может продемонстрировать, что сама жизнь прибегает к осмысленной интерпретации.

 

Причина дурной репутации астрологии в научных и ака­демических кругах в течение последних десятилетий заключается

 

79

 

 

в том, что большая часть астрологии (и почти вся попу­лярная астрология) по-прежнему интересуется предсказани­ем определенных событий, а не внутренней жизнью индиви­дуального человека. Важный шаг, предпринятый гуманисти­ческой астрологией Радьяра, — это смещение акцента с внеш­него мира событий на внутренний мир персонального опыта и роста. Различные «предсказательные» техники, такие как прогрессии или транзиты, по-прежнему находят свое место в гуманистически ориентированной астрологии, но значение того, на что указывают эти технические приемы, меняется с детерминистического и бессмысленного действия судьбы на полную смысла возможность испытать и интегрировать новые аспекты бытия человека. Другими словами, периоды, указан­ные как критические (по анализу циклов, наиболее важных для индивидуального паттерна роста), рассматриваются как часть большего паттерна роста и самоактуализации. Поэтому даже трудный опыт приобретает позитивное, способствующее росту персональное значение. Радьяр объясняет этот новый акцент в астрологии следующим образом.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 109; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!