Зодиакальные знаки как энергетические паттерны 4 страница
Основное ограничение статистического метода заключается в том, что, в то время как он полезен при работе с обобщениями, группами и величинами, он практически всегда
40
не уместен по отношению к индивидуумам и качествам, представляющим основную фокальную точку личностно-ориентированной психологии или астрологии. Как пишет психолог Ролло Мей:
...если вы воспринимаете индивидуумов как элементы в группе для целей статистического предсказания — несомненно, законное использование психологии, — вы даете определения вне области характеристик, которые делают индивидуума живой личностью. Или когда вы воспринимаете его как смесь побуждений и детерминированных сил, которые вы определили для изучения всего, кроме самого живого человека, с которым этот опыт происходил...
Астрология уникальна в том, что она включает в себя как аспект целостности и искусства, так и аспект деталей, точности и науки. Но, как пишет Дэйн Радьяр, акцент должен падать на «искусство интерпретации циклических приливов и отливов основных энергий и жизненных активностей, чтобы существование индивидуального человека... воспринималось как упорядоченный процесс изменений, процесс, имеющий неотъемлемое значение и цель». Радьяр говорит, что измерения в астрологии являются символическими и должны переводиться в человеческие качества:
Вы не можете количественно измерить любовь, реакцию на красоту, характер человека, если не будете делать из этого человека компъютеро-подобную машину, а именно это пытается сделать из индивидуальных личностей современная наука.
|
|
По словам Радьяра, астрология по существу имеет дело с «качеством существования», а такой качественный язык выход за пределы сферы статистических исследований.
41
Психолог Карл-Густав Юнг тоже писал об ограничениях статистической точки зрения:
Статистический метод показывает факты в свете идеальных средних величин, но не дает нам картины их эмпирической реальности. Отражая неоспоримый аспект реальности, он может исказить реальную истину наиболее обманчивым образом. Это особенно верно для теорий, основанных на статистике. Отличительная черта реальных фактов — это их индивидуальность. Говоря напрямик, можно сказать, что реальная картина состоит только из исключений из правил и что, в результате, абсолютная реальность преимущественно имеет характер неупорядоченности.
Научное образование основано в основном на статистических истинах и абстрактных знаниях и, следовательно, передает нереалистическую, рациональную картину мира, в которой индивидуум, просто как несущественное явление, не играет никакой роли. Однако индивидуум, как иррациональная величина, — это истинный и подлинный носитель реальности, конкретный человек в противоположность нереальному идеалу или среднему человеку, к которому относятся научные утверждения.
|
|
Мы не должны недооценивать психологический эффект статистической картины мира: она вытесняет индивидуума ради безымянных единиц, которые накапливаются в массовые конструкции.
Тот факт, что астрология дает нам уникальные формулировки и комбинации общих, архетипичных качеств, позволяет ей занять значимое место в качестве идеального психологического инструмента. Хотя астрология имеет дело с архетипичными принципами (см. Главу 4), она также предоставляет
42
через карту рождения всеобъемлющий символ человеческой уникальности и индивидуальности. В сущности, причина того, что большая часть астрологии использует геоцентрическую структуру, заключается в том, что земные и личностно-ориентированные аспекты астрологической работы акцентированы гораздо больше, чем любая предполагаемая «объективная» структура. Хотя астрологию критиковали за это кажущееся искажение, факт остается в том, что для людей, живущих на планете Земля, Земля является центром их мира, так же как индивидуум является центром своего персонального мира.
|
|
Состоятельность астрологии может быть продемонстрирована наиболее ясно с помощью того вида доказательства, который уместен для ее внутреннего характера. Истинный вопрос, на который нужно найти ответ при любом исследовании астрологии: действительно ли астрология значима и ценна для людей и в какой степени, а в сфере психологии — действительно ли астрология полезна для психолога и для клиента. Любой другой вопрос «доказательства» астрологии является чисто академическим. Когда мы видим растущее число психологов и психиатров, а также обычных людей, использующих астрологию и находящих в ней что-то ценное для себя, мы можем предположить, что она действительно «полезна». У тех, кто понимает ценность такой техники, никогда не возникает вопроса о доказательстве или опровержении астрологии. В психологии, например, практики, занимающиеся психотерапией, в течение последних сорока лет всегда намного опережали теоретиков, так что не следует ожидать, что научные и академические круги выступят с «доказательствами» состоятельности астрологических предпосылок. В целях полноты в Приложении А перечислены статистические и научные исследования, имеющие отношение к астрологии. Но есть еще другой вид доказательства, который астролог-философ Дэйн Радьяр называет «экзистенциальным доказательством».
|
|
Согласно Радьяру, только «экзистенциальное доказательство»
43
может быть уместным для поистине индивидуальных ситуаций:
Экзистенциальное доказательство не может быть основано на общих категориях. Оно может вытекать только из персонального опыта индивидуума в конкретной ситуации, включающей сложный и никогда точно не повторяющийся набор взаимосвязей. Если ситуация приносит результаты, которые важны для человека, тогда это должно считаться действенным для этого человека. Если после изучения астрологии и своей точно рассчитанной карты рождения человек впервые осознает, что последовательность его жизненных событий, казавшаяся до сих пор совершенно хаотической и бесцельной, имеет смысл, и если в результате этого изучения, он может ощутить направление и цель своей жизни, тогда это «экзистенциальное доказательство» эффективности астрологии в данном конкретном случае.
Для многих современных астрологов попытки сделать из астрологии просто еще одну науку традиционного типа (т.е. установить статистические взаимосвязи в чисто причинной структуре) означали бы принесение в жертву многого уникального и глубоко значимого в астрологии. В сущности, чтобы сделать это, необходимо пренебречь холистической космической структурой, из которой астрология черпает свою полезность и всесторонность. Те, кто пытаются создать современную науку астрологию (т.е. сформулировать ее таким образом, чтобы она была приемлемой для критического, материалистического разума), упускают из виду тот факт, что величайшая сила астрологии вытекает из того, что она является наиболее всесторонним и универсально применимым космическим языком, известным человеку. «Научный» аспект астрологии, несомненно, существует в отношении точности
44
измерений. Но это только сырой материал для искусства астрологии, а именно это искусство, эта техника творческого применения научных факторов никогда не может быть понята в статистически обоснованной, объективно подтверждаемой астрологии. Будет уничтожена не только значительная часть тонкости астрологии, но также более глубокие значения, на которые отзывается душа человека. Как пишет Энн Кребо, попытки сделать это будут «попыткой заставить космический язык выражать свои мысли в рамках наших сегодняшних ограниченных концепций. Возможно, что этот язык переводим для нас только в терминах образов, визуальных взаимосвязей, жестов и качеств».
Швейцарский врач Александр Руперти выражает сходное мнение:
К несчастью, научная позиция имеет тенденцию к увеличению хаоса на психологическом уровне, потому что она разрушает ценность индивидуума и потому что тип городов и контролируемое машинами существование, которые она порождает, также разрушают ощущение участия человека в ритмах жизни и природы. Современный человек, по-видимому, забывает., что основная забота науки — установление коллективных законов только для общего применения. Среда, которую наука предлагает человеку, не дарует ему какого-либо человеческого значения или цели; просто холодные, интеллектуальные факты, которые обязаны быть неизменными, но которые, в длительной перспективе, могут легко меняться в соответствии с ритмом огромных космических циклов.
Какова ценность попыток втиснуть астрологию в строгий сюртук научных знаний, когда ее техника и основная философия позволяют человеку выбраться из тюрьмы, в которую наука заключила человеческий разум? Не будет ли более осмысленным для нас
45
построить астрологию на ее собственных основах, а затем представить ее как средство, дополняющее научный акцент и переориентирующее сознание и мышление современной цивилизации, которая утратила контакт со своими важнейшими корнями в творческих ритмах жизни?.. Наука дает нам знания и ничего больше. Ей нечего сказать о загадках вселенной, все, что относится к пониманию и значимости индивидуальных человеческих ценностей и целей, выходит за пределы ее сферы.
... дар астрологии человечеству — это ее способность решать и объяснять то, что наука не может и не пытается делать. Нам нужно более широкое видение, более конструктивное воображение, если мы хотим освободиться от теперешней зависимости от аналитических, математических деталей и статистических методов. Целое — это всегда что-то большее, чем сумма его частей, и никакое собрание отдельных данных, каким бы полным оно ни было, о внешнем поведении и особенностях человека не покажет нам его как живое человеческое существо с собственной жизненной целью.
Прежде чем мы сможем более глубоко оценить роль астрологии в сформулированной по-новому психологии, мы должны изучить универсальные и архетипичные факторы, лежащие в основе всей жизни и влияющие на все попытки понять опыт.
46
4
Архетипы и
универсальные принципы
Земное должно быть известным, чтобы быть любимым,
божественное должно быть любимым, чтобы быть известным.
Паскаль
Истинным назначением философии (прежде чем «философия» стала просто бесплодной игрой слов, используемой, чтобы увековечить интеллектуальное высокомерие) когда-то считался поиск сущности и природы вещей, основанный на любви к мудрости. В современных выражениях это могло бы быть названо поиском архетипичного уровня реальности. В наши дни любое заявление о «сущности» приводит к тому, что к человеку приклеивают ярлык «оккультиста». Но если мы посмотрим на окружающий нас мир и попытаемся извлечь какой-то смысл из нашей жизни и той реальности, с которой имеют дело средства массовой информации, нам придется признать, что все, имеющее значимость, является оккультным, т.е. скрытым. Несмотря на все знания, которые мы накопили, нигде нельзя найти значение и смысл, за исключением сфер исследований, указывающих на единство человека
47
и вселенной. Это единство и взаимосвязь человека и вселенной в действительности представляет собой единственное предположение, на котором основана астрология.
Сфера сравнительной религии и мифологии — это единственная дисциплина, которая ясно указывает на постоянное единство всей жизни. Здесь не место для детального изучения вклада Карла-Густава Юнга в эту сферу, так как его работы представляют собой научные исследования, продолжавшиеся в течение всей жизни. Достаточно сказать, что, больше чем кто-либо еще, К.Г. Юнг показал, что основные жизненно побуждающие силы индивидуальной психики и психологических паттернов целых культур — это, несомненно, проявления «архетипичных» факторов человеческой психики. Эти архетипы свойственны психологическому слою жизни. Юнг назвал этот психический субстрат «коллективным бессознательным» и описывал архетипы как универсальные принципы, лежащие в основе всей психологической жизни (индивидуальной и коллективной) и мотивирующие ее.
В астрологии и в мифологии эти универсальные принципы составляют основную сферу исследования. Различие между ними заключается в том, что, тогда как мифология акцентирует культурные проявления архетипов в различных структурах, астрология использует сами архетипичные принципы в качестве своего языка для понимания фундаментальных сил и паттернов как индивидуума, так и культурной жизни в целом. Исторически существует сильная взаимосвязь между мифами конкретной культуры и видом астрологии, который в ней развивался. В сущности астрологию можно рассматривать как наиболее всестороннюю мифологическую структуру, которая когда-либо возникала в человеческой культуре. Как упоминалось в прологе к этой книге, миф служит живительной силой в любой культуре, показывающей взаимосвязь человека с более универсальной реальностью. Тот факт, что западная культура больше не имеет какой-либо жизнеспособной мифологии, которая может сообщать ей энергию, частично
48
объясняет причину определенного возрождения астрологии в последние годы, так как людям всегда необходим паттерн порядка и роста для направления их коллективной жизни и наполнения смыслом их индивидуального опыта. Как пишет Джозеф Кэмпбелл:
Откуда берутся силы у этих невещественных тем, которые побуждают население создавать цивилизации, каждую со своей красотой и судьбой? Почему должно быть так, что, когда бы люди ни искали что-то прочное, на чем можно основать свою жизнь, они выбирали не факты, которыми изобилует мир, а мифы, порожденные древним воображением...?
Наиболее очевидный ответ на вопрос Кэмпбелла заключается в том, что боги в мифологии (подобно планетам в астрологии) представляют силы и принципы, существующие во вселенной и в жизни каждого из нас. К этому же ответу привели бы нас выводы, сделанные на основе юнговских исследований архетипичных основ человеческой психики, а также недавние исследования в сфере сравнительной религии и в некоторых сферах гуманистической психологии. По моему мнению, астрология предоставляет нам ключ к пониманию этих основных сил и функций в каждом человеке в силу того, что она является наиболее всеобъемлющим — и в то же время точным — языком энергии, известным человеку. Как пишет Кэмпбелл:
Факт заключается в том, что мифы наших культур влияют на нас, сознательно или подсознательно, как высвобождающие энергию, жизненно побуждающие и направляющие силы...
Как подвергаются периодическим трансформациям потребности человека, так должны меняться и его мифы, чтобы
49
соответствовать новому измерению его бытия. Когда сознание человека развивается, это же должно происходить и с его мифами:
Ибо, как в видимом мире растительного и животного царства, так и в воображаемом мире богов существовала история, эволюция, последовательность изменений, управляемых законами...
(Кэмпбелл «Историческое развитие мифологии»)
Так же как изменилось понимание человеком своих богов и религий, но они все еще продолжают существовать в той или иной форме, так по-прежнему существует астрология и потребность человека в ней, несмотря на все попытки лишить ее существования. Но мы должны заново оценить наш подход к астрологии, рассматривая ее не просто как паттерн небесных намеков о нашей непреложной судьбе, как ее традиционно рассматривали, а скорее используя астрологию как способ, помогающий понять нашу истинную натуру, найти наше место во вселенной и жить творческим, приносящим удовлетворение образом. Другими словами, астрология может рассматриваться как сознательно употребляемая мифология.
Современный западный человек развился до такого уровня, где он больше не удовлетворен подсознательной жизнью в соответствии с устаревшими мифами, косными догмами или архаичными традициями. Но он зашел слишком далеко в попытках освобождения от ограничений и традиций. Человек утратил связь с архетипичными основами своего существования, с источником поддержки и духовно-психологической пищи, которую они предоставляют. Астрология может быть использована как способ воссоединения человека с его глубочайшим «Я», с природой и эволюционным процессом вселенной.
50
Универсальные принципы
Multa renascentur, quae jam cecidere cadentque, quae nunc sunt in honore...
(Многое из того, что давно было предано забвению, воскреснет снова, а многое из того, к чему сегодня относятся с почтением, погрузиться в забвение.)
Гораций
Что же такое «универсальные принципы», на которые мы ссылаемся? По определению, они граничат с трансцендентным, поскольку дают начало всем манифестациям и различимым паттернам в материальной вселенной. Многие ученые пришли к убеждению, что в живых организмах есть невидимый организующий паттерн, некий «психологический» паттерн, направляющий и определяющий форму, которую примет энергия. Эту тенденцию к структурности в природе можно увидеть во всем, от эволюционной теории до весьма предсказуемых паттернов физического и психологического развития человека. Другое слово, которое часто используется для описания этого структурного явления, — это «форма». Физик-философ Л.Л.Уайт написал ценную книгу «Акцент формы» (1954 г.), в которой рассматривается то, что он называет «формирующими принципами» всей жизни. В сущности он говорит, что «наиболее всесторонние естественные законы выражают формирующую тенденцию».
«Форма» — это одна из древнейших идей человечества. У греков было множество теорий о совершенных формах, от вечных форм Платона до количественных взаимосвязей в пространстве Евклида и исследований чисел и геометрии Пифагора. В средние века полагали, что каждый класс вещей обладает сущностью ( essentia или quidditas ), и эта сущность
51
считалась не статическим качеством, а скорее источником активности. Глубочайшая реальность считалась состоящей из неисчислимых сущностей, и задачей философии было постижение этих сущностей. Сущность была основой существования чего-либо, тем, что делает эту вещь такой, как она есть. Для средневековых философов формы, наблюдаемые в природе, были не статическими сущностями, а олицетворенными идеями, в смысле идеи Платона. Источником этих вечных идей считался «универсальный разум», царство и хранилище сущностей (или «архетипов») всех форм, которые могли когда-либо существовать, и всех идей, которые могли когда-либо быть придуманы. (Универсальный разум во многих отношениях сходен с юнговской концепцией «коллективного бессознательного».) Современная физика, как это ни странно, возвращается к этим давно осмеянным идеям, так как то, что мы видим (в современном представлении) — это только внешняя форма (или «волновая форма») лежащей в основе реальности вибрации и энергии. Материальная «частица» стала расширенным паттерном; материальный атом сейчас рассматривается как энергетическое поле. Вероятно, сейчас опять возникла потребность в такой концепции как универсальный разум, который активно создает все формы.
Исследование формы, вероятно, может показать, как бесформенная энергия организуется в функциональное целое, и, вероятно, может пролить свет на неуловимые сущности всех вещей. Л.Л. Уайт говорит, что «для того, чтобы понять что-то, человек должен проникнуть достаточно глубоко в основной паттерн». Это верно, потому что этот паттерн, по-видимому, определяет свойства составляющих, а не наоборот, факт, подкрепляющий холистический подход к жизни. Л.Л.Уайт пишет: «Как могут развиваться в атомистической вселенной регулярные формы? Разве они не будут в лучшем случае неправдоподобными?» По словам Уайта, новое понимание формирующих принципов вселенной не только поможет нам понять физические теории, биологическую структуру и деятельность
Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 95; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!