Зодиакальные знаки как энергетические паттерны 2 страница



Во-первых, мы можем взять у Китая уважение к семье, отношение к старости и отношение к персо­нальной сфере в противоположность к отношению к обществу, т.е. высшую верность сообществу, скон­центрированную на семье. Из четырех целей челове­ка, которые признаются в Индии, т.е. наслаждение, земной успех, долг и освобождение, Запад интересо­вался исключительно первыми двумя, с незначитель­ным вниманием к долгу и полным отсутствием вни­мания к освобождению...

Во-вторых, новая цивилизация будет более эколо­гической. Как отмечалось раньше, внимание Запада было поглощено природой. Китай и Индия тоже ин­тересовались природой, но в духе Вордсворта, а не Галилея. Западное восприятие — это чувство господ­ства над природой... Сейчас идут поиски нового, но как насчет качества?.. Я верю, что мы вернемся к торжеству простоты в экологическом аспекте новой цивилизации.

Мое третье предсказание о новой цивилизации за­ключается в том, что, когда придет время, возник­нет более духовная ориентация по отношению к ми­ру. В 19 веке мы рассматривали природу как машину, в 20 веке мы рассматриваем природу как организм, с меньшим детерминизмом и большей свободой.

16

Можем ли мы экстраполировать от механистического подхода в 19 веке, биологического в 20 веке к психоло­гическому взгляду в 21 веке?.

И наконец, мы будем вступать в новую мировую цивилизацию в той мере, насколько мы способны до­стичь нового паттерна жизни, который представ­ляет собой некий синтез трех основных акцентов прошлых цивилизаций: природы, общества и своего «Я».

 

Ганс Стоссель формулирует современную потребность че­ловека следующим образом:

Сегодня необходимо прийти к более глубокому, духовному, космическому пониманию; потребность этого столетия — открытие. Оно должно быть вре­менем обретения понимания (а не только веры), как быть в согласии со вселенной.

Именно этот синтез, этот союз человека с природой и чув­ство единства со вселенной может принести современному человеку астрология. Психолог Роберт Л. Мэрроун пишет: «Мысли человека о природе и его взаимосвязи с природой на протяжении летописной истории унижали или возвышали его, отделяли его от природного мира или объединяли его со вселенной». Чувство отдаления современного человека от природы и отсутствие отождествления с космосом объясняют, почему астрология должна быть «доказана», прежде чем мно­жество людей признает ее как имеющую силу науку или ис­кусство. Практически каждая культура, которую мы знаем, имела некоторую форму астрологии, но это не было связано с отсутствием «современного просвещения», а скорее с их не­посредственным ощущением единства с космическим окруже­нием. Популярные псевдонаучные предубеждения и привер­женность к устаревшим научным теориям со стороны ученых,

 

17

 

просветителей и публики в целом являются одним из основ­ных препятствий на пути нового синтеза знаний и новых на­дежд на будущее человека. Кажется, что большинство акаде­мических психологов поступает именно так, против чего пре­достерегал Роберт Оппенгеймер, т.е. стремится формировать психологическую науку, опираясь на физику образца прош­лого века. Если мы посмотрим на современную физику, то увидим невероятное разнообразие и такие понятия как анти­вещество и неопределенность, описания которых звучат более похоже на мистический отчет о религиозном экстазе, чем на то, что мы привыкли ожидать от научных трудов. Однако большинство исследователей-психологов продолжает дейст­вовать так, как если бы они были биохимиками или физиками прошлого века. Поэтому, хотя астрологи-практики могут из­влечь пользу из знакомства с определенными знаниями и про­цедурами современной психологии, они должны остерегаться недооценки астрологии и переоценки эффективности совре­менной психологии в своих попытках достичь более утончен­ной и респектабельной астрологической практики. Как гово­рил Карл-Густав Юнг: «Очевидно, что астрология может мно­гое предложить психологии, но менее очевидно то, чем по­следняя может содействовать своей старшей сестре».

Наука — это мощное орудие, как и астрология. Знания, приобретаемые благодаря этим методам, могут быть исполь­зованы для двух целей: для манипуляции или для понимания. К сожалению, наука на Западе использовалась в основном для первой цели, не только в сфере естественных наук, но и в психологии. Физик-философ Л.Л.Уайт пишет: «Наука сама по себе могла бы извлечь пользу из более полного признания подсознательных предпочтений, которые направляли ее исто­рическое развитие и все еще существуют и по сей день». При­шло время, чтобы наука в целом и астрология и психология в частности приняли на себя новое обязательство по поиску истины и понимания, а не просто по сбору разрозненных фак­тов. Хотя астрология тоже использовалась и может быть ­

 

18

 

 

использована для целей манипуляции, ее синтез с лучшими знаниями психологии может обеспечить нас хорошим средст­вом для глубокого понимания себя, вселенной и других людей.

Хотя некоторые ученые (включая психологов) пытаются отстаивать идею, что необходим новый и творческий подход, чтобы наука могла двигаться вперед, они же, по природе своих позиций и персонального отождествления с «наукой», препят­ствуют развитию такого подхода. Другими словами, они не имеют представления об истинном творческом процессе (в отличие от простого сбора и сопоставления фактов). Многие не осознают, что раздвоение их личности (профессионально «объективной», но персонально «субъективной») мешает воз­никновению у них творческого процесса. Это обусловлено тем, что творчество представляет собой продукт индивидуаль­ной целостности и интеграции личности или стремления к такой целостности. Как пишет в своей работе Рудин (Rudin «Psychotherapy and Religion»): «Человек не может ускольз­нуть от собственной души, не калеча свою жизнь и не приго­варивая себя на болезнь в физической сфере и на предатель­ский, стереотипный труд в интеллектуальной сфере». По-ви­димому, последователи и ученики истинных первопроходцев в любой сфере, уверенные, что они обнаружили истину, вско­ре становятся косными и фанатичными и замораживают идеи теоретика-новатора, что на десятилетия сдерживает процесс нового развития. Аналогичный процесс происходил и в неко­торых астрологических кругах, приводя к дроблению и разно­гласиям в той сфере, которая отчаянно нуждается в непреду­бежденном единении.

Люди, совершившие творческий прорыв, чьи имена по­читаются последующими поколениями, всегда относились к тем, кто по-настоящему открыт для всего нового. Именно эта открытость приводит творческого человека в сферы исследо­ваний и мышления, которые являются профессионально не­ортодоксальными и культурно нешаблонными. Как отмечал Алфред Норт Уайтхед, практически все действительно новые

 

19

 

 

идеи имеют определенный аспект глупости, впервые появля­ясь на свет. Нам нужно только посмотреть на имена и жизнен­ный путь некоторых величайших созидателей Западной куль­туры, чтобы осознать, как много из них было занято исследо­ваниями в сферах, на которые было наложено официальное табу в то время. Эйнштейн говорил о «мистическом» опыте изначального постижения и о «религиозном» чувстве истин­ного понимания:

Наиболее прекрасная и самая глубокая эмоция, ко­торую мы можем испытать, — это ощущение таин­ственного. Это сила всей истинной науки. Понима­ние, что то, что непостижимо для нас, реально су­ществует, проявляясь как высшая мудрость и сияю­щая красота, которую наши слабые возможности могут постичь в наиболее примитивных формах, — это понимание представляет собой центр истинной религиозности.

 

Карл-Густав Юнг не только использовал астрологию в ка­честве психологического орудия в своей практике, но также потратил многие годы на исследование психологических ас­пектов алхимического символизма. В конце своей карьеры Зигмунд Фрейд писал в письме: «Если бы я мог прожить жизнь снова, я бы посвятил ее духовным исследованиям, а не психо­анализу». Астроном и физик Кеплер говорил о том, что у него было сильное желание не верить в эффективность астрологии, но «неизменное совпадение звездных конфигураций и земных событий вызвало у него вынужденную веру». К другим изве­стным астрологам-ученым относятся Фрэнсис Бэкон, Бенджамин Франклин, Джон Непер (изобретатель логарифмов) и Исаак Ньютон. Ведь именно Ньютон, когда его спросили, что он хочет изучать в Кембридже, лаконично ответил: «Матема­тику, чтобы я мог проверить астрологию». А на упреки Галлея (первооткрывателя кометы) за веру в такое суеверие Ньютон

 

20

 

ответил: «Очевидно, что вы не заглядывали в астрологию, я же это делал».

Чем больше мы узнаем о жизни, тем больше склонны приходить к идеям, которые объединяют многие жизненные сферы и многие интеллектуальные дисциплины. Такие уни­фицирующие идеи отчаянно нужны сегодня, особенно в сфере психологии — науки, которая наиболее тесно связана с жиз­нью человека. Для меня очевидно, что астрология представ­ляет собой именно тот паттерн порядка и единства, которого недостает сегодня психологии. Целостность, здоровье и интег­рация отдельного человека — это отправная точка для здо­ровья и жизнеспособности общества. Как может общество, чьи образовательные учреждения проповедуют фрагментарный подход к жизни и искаженный взгляд на мир, порождать здо­рового творческого индивидуума? То, что сейчас нужно боль­ше всего, особенно в сфере образования, — это тщательное исследование наших предположений о природе человека и смысле его существования. Если мы будем честные собой, то сможем быть открыты к тому, что существует. Тогда, чтобы создать новую психологию (и астрологию), сосредоточенную на здоровье и целостности индивидуума, мы должны начать развивать истинную науку жизни, имеющую дело со всем психо-физическим существованием, фокальной точкой кото­рого является сознание. Но, прежде чем мы сможем сделать это, мы должны освободиться от устаревшего пристрастия ма­териалистического мышления и признать, что различные ви­ды исследований требуют разных подходов.

 

 

21

 

 

2

 

Ограничения

 старой структуры

 

Многим людям сегодня очевидно, что материалистиче­ская наука не удовлетворяет глубочайшие потребно­сти человека вне зависимости от того, сколько легкости и комфорта она может предоставить телу и сколько гордости принести интеллекту. При создании современной психологии мы должны не только удовлетворить интеллект, но также пре­доставить что-то, на что могут отзываться сердце и душа че­ловека. Мы сегодня достигли такой точки, где человек, по-ви­димому, знает все и не понимает ничего. Прекрасно соби­рать данные и статистически сопоставлять факты, но слиш­ком большое сосредоточение на частностях выводит человека из контакта с интегрирующей, симфонической, согласован­ной силой целого, и мы теряем укрепляющую силу великих универсальных истин.

Современная наука находит свою глубину в деталях мате­рии, и проблема состоит в том, что эти находки никогда заново не компонуются в законченное и жизнеспособное целое. По­скольку мы направляем взоры на изучение сложных явлений, простые неизменные истины забываются. Как пишет Гете в «Фаусте»:

22

Но, даже генезис узнав

Таинственного мирозданья

И вещества живой состав,

Живой не создадите ткани.

Во всем подслушать жизнь стремясь,

Спешат явленья обездушить,

Забыв, что если в них нарушить

Одушевляющую связь,

То больше нечего и слушать.

 

Сегодня нам больше нужен акцент целого, а не просто его частей; нам необходимо рассмотреть еще раз универсальные принципы, лежащие в основе всей жизни, прежде чем мы начнем вмешиваться в природу. Экологический кризис, с ко­торым мы сталкиваемся сегодня, — это только один очевид­ный результат использования человеком «знаний», не руко­водствуясь мудростью, т.е. пониманием паттерна лежащего в основе всей системы.

В своем нетерпении получить быстрые «результаты» пси­хиатры прибегают к лечению шоком и медикаментами и называют это «терапией», фермеры применяют пестициды и химические удобрения, оправдывая свои действия эконо­мической необходимостью или попыткой спасти человечество от голодания. Понимание универсальных принципов, гармо­нии целого и паттернов, лежащих в основе жизни, может предоставить современному человеку астрология. Вот поче­му так много людей в Соединенных Штатах начинают ин­тересоваться астрологией — они ощущают в ней силу, кото­рая может раскрыть порядок и смысл их хаотичной на вид жизни.

Джозеф Гудэвейдж, автор книги «Астрология: наука кос­мической эпохи» (J.Goodavage «Astrology: The Space Age Sci­ence»), ясно выражает современное разочарование материа­листической наукой:

 

 

23

 

 

По-видимому, мы достигли точки насыщения ма­териализмом. Он не порождал ничего, кроме разо­чарования, ненависти, войн и классовой борьбы. Его цели пусты и бессмысленны, это тупик для человече­ства. Мы должны признать существование новых данных, которые безошибочно указывают на вели­чественное единство и взаимозависимость всего в природе

Наиболее поразительно то, сколько современных ученых и философов признает ментальный и духовный аспект космо­са. В своей книге «Таинственная вселенная» Джинс (Jeans «The Mysterious Universe») пишет:

Сегодня существует значительное согласие, до­ходящее порой до единодушного мнения, что поток знаний ведет нас к не механистической реальности; вселенная начинает выглядеть больше похожей на великое мышление, чем на гигантскую машину. Разум больше не кажется случайным гостем, вторгающим­ся в царство материи; мы начинаем подозревать, что должны скорее приветствовать его как создате­ля и правителя царства материи... Старый дуализм разума и материи... по-видимому, исчезает; не из-за того, что материя становится более призрачной и нереальной и не из-за того, что разум начинает сво­диться к функции действия материи, а из-за того, что вещественная материя сводится к творению и проявлению разума. Мы обнаруживаем, что вселен­ная проявляет признаки планирующей или контро­лирующей силы, которая имеет что-то общее с на­шим индивидуальным разумом — не в смысле эмоций, морали или эстетической оценки, а тенденции мыс­лить в таком направлении, которое мы можем опи­сать как Математическое...

 

24

 

Многих людей привлекает сегодня астрология, потому что она раскрывает эту «планирующую силу» вселенной в мате­матических рамках.

Ирвинг Локс объясняет, что современная философия, ос­нованная на утверждении «Бог мертв», вытекает из того фак­та, что материальный Бог мертв, — событие, которое мы должны приветствовать, так как оно создает пространство для рождения нового, более полного взгляда на жизнь и на все­ленную:

Восточные религии были менее материалистич­ные своих идеях. Они использовали концепцию созда­ния мира, которая сегодня могла бы соответство­вать всему, что мы знаем об «энергии». Поскольку западная наука, наконец, пришла к заключению, что энергия представляет собой более значимую силу чем материя для создания вселенной, в этом отношении западная наука и восточные религии вполне могли бы взаимодействовать.

Во взгляде на жизнь после смерти восточные ре­лигии также не материалистичны. Их концепции ре­инкарнации или нирваны вполне могут согласовы­ваться с идеей «энергии» как будущей среды существо­вания, а не с пространством, временем и материей, как учили западные религии.

Идея о том, что «материя», из которой состоит великая вселенная... это только нечто неуловимое, что мы называем силой или «энергией», — вероятно, наиболее важная концепция, когда-либо сформиро­ванная юным умом человечества. Этой идее нет еще и ста лет, поэтому ни наука, ни публика не начали еще осознавать ее значимость.

Этот новый акцент «энергии» как более фундаментальной реальности по сравнению с материей детально рассматривается

 

25

 

 

в Части II этой книги и в Приложении Б, особенно связь энергетических концепций с астрологией.

В повседневной жизни духовная сторона человека неотде­лима от его психологической жизни. Само словообразование «психология» показывает, насколько тесно взаимосвязан ра­зум человека с его духовной природой. Греческое слово psyche первоначально имело два значения. Первое переводилось как душа, т.е. глубочайший источник жизни человека. Вторым значением было бабочка, что подразумевало бессмертный дух, пропитывающий всю природу и каждое человеческое соз­дание. Потом psyche определялось в основном как «разум», хотя многим психологам-экспериментаторам и физиологам хотелось бы не употреблять даже такой нематериальный тер­мин. (Согласно духовным и психологическим дисциплинам Индии, хотя разум и душа тесно переплетены вместе в повсед­невной жизни большинства людей, в сущности они совершен­но различны. Один из основных принципов развитых форм йоги — это представление, что душа может быть свободна только тогда, когда она больше не подвластна разуму.)

К счастью для психологии, некоторые гуманистические психологи не боятся принимать в расчет глубочайшие аспек­ты жизни человека, переступающие пределы просто интел­лектуально-ментальной активности. Психология, основанная на наблюдаемом поведении и предполагающая, что имеют смысл только «объективные» данные, — в действительности вовсе не психология. Ограничение сферы психологии лабора­торными исследованиями животных и явных паттернов пове­дения людей несовместимо с определением предполагаемого объекта изучения — самой души, того качества разума-души-духа, которое пропитывает все человеческие стремления и, вероятно, все мироздание. Карл-Густав Юнг неоднократно указывал в своих работах, что мы не можем быть «объектив­ными», изучая душу человека, поскольку мы должны изучать его душу через душу исследователя. Это может считаться кри­тикой всех так называемых объективных исследований, но

 

26

 

это, несомненно, больше всего относится к исследованию са­мого человека и работы его внутренней жизни. Увлечение «объективными» исследованиями в психологии, особенно бихевиористической школы, игнорирует основной факт уни­кальности человека: творчество. Как показали исследования, Юнга и швейцарского психолога Жана Пиаже, разум дейст­вует не как пассивное зеркало, а скорее как активный и це­леустремленный художник. Процитируем еще раз Рудина (Rudin «Psychotherapy and Religion»):

Современная психология не может себе позво­лить (как она делала в девятнадцатом веке) пренеб­речь настоятельными вопросами, касающимися ду­ши, и запереться в лаборатории, чтобы проводить эксперименты, подражая химии и физике. Психоло­гия осторожно входит в жизнь человека, в непрерыв­ный процесс развития индивидуальной души, в ее взле­ты и падения, проливая свет на ее секретные жела­ния и стремления...

 

В аналогичном духе психолог Ховард Моурер пишет: «... этот вопрос о полном приспособлении человека и психо-социальном выживании не скоро откроет свои глубочайшие сек­реты традиционным видам научных исследований...» Это объ­ясняет, почему психология двадцатого века большей частью была в застое и оставалась полностью неуместной для повсед­невной жизни и стремлений каждого из нас. Единственными психологами последних лет, сделавшими успехи в понимании внутренней жизни и непосредственного опыта человека, были те, кто вышел за пределы традиционных научных исследова­ний. Я включаю сюда тех, кто начал исследование таких дав­но упускаемых из внимания сфер как медитация, экстрасен­сорное восприятие, восточная психология и философия, ми­фология, сравнительная религия и использование астрологии и других древнейших технических приемов в качестве психологических


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 93; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!