Зодиакальные знаки как энергетические паттерны 5 страница



 

52

 

 

разума, но также принесет человеку ясность, которая не может быть достигнута никаким другим путем.

В настоящий момент западная цивилизация осознает вескость древней доктрины Востока; уни­версальные принципы должны цениться выше любого конкретного выражения, если мы хотим достичь яс­ности.

Пришло время для нового изящества: единства процесса, наблюдаемого во всех конкретных формах и примиряющего их различия. Необходимо придать свежее значение универсальным принципам, чтобы восстановить надлежащее равновесие.

 

Именно это единство процесса, наблюдаемого во всех кон­кретных формах, предоставляет человеку астрология. В аст­рологии каждый индивидуум считается целостным и уни­кальным выражением универсальных принципов, паттернов и энергий. Древние астрологи и философы считали зодиак «душой природы», тем, что придает форму и порядок жизни. Астрология — это язык универсальных принципов, способ восприятия формы и порядка в жизни индивидуального чело­века, способ, символизирующий единство каждого индивиду­ума с универсальными факторами. Современный подход к астрологии не может быть основан на предположении, что индивидуальный человек — это «просто» суммарный итог универсальных сил, которые составляют его психо-физическую структуру; скорее индивидуальный человек — это уни­кальная форма, выражающая уникальную взаимосвязь уни­версальных факторов.

Л.Л.Уайт утверждает, что «все в этой вселенной имеет какое-то отношение к нашей собственной природе, ее потреб­ностям и потенциалам. Каждый внешний процесс отражает некий процесс в нас самих и вызывает какую-то эмоцию, хотя мы можем не осознавать это». Идея Уайта выражает то, что

 

 

53

 

 

древние астрологи называли взаимосвязью между микрокос­мом и макрокосмом, т.е. концепцию о том, что внутренние функции и факторы человека отражают — или по крайней мере согласовываются — универсальные процессы и принци­пы. На современном языке мы сказали бы, что, поскольку вселенная является одним целостным процессом («вселенная» означает всеобщее) и состоит из бесчисленных взаимопрони­кающих энергетических полей, энергетическое поле любого человека тесно связано с большим энергетическим полем его космического окружения. Одно из величайших достоинств астрологии заключается в том, что благодаря пониманию универсальных факторов, действующих в каждом из нас, мы можем достичь величественного понимания универсальных принципов самой жизни. Современная наука считает отпе­чатки пальцев, кардиограммы и энцефалограммы полезными инструментами, все они представляют собой относительно уникальные проявления человеческих ритмов и энергий. Астрологическая карта рождения — это графический образ, по­средством которого космос (или большее целое) позволяет нам понять его энергии и ритмы, в особенности то, как они действуют в каждом человеке.

В психологии основные работы, рассматривающие уни­версальные и формирующие принципы, принадлежат Карлу-Густаву Юнгу. «Архетипы» Юнга — это не физические струк­туры, скорее, по словам Юнга:

 

... их можно, вероятно, сравнить с аксиальной системой кристалла, которая, так сказать, предва­рительно формирует кристаллическую структуру в исходной жидкости, хотя не обладает собственным материальным существованием.

... Архетип сам по себе пуст и совершенно форма­лен, это только facultas praeformandi , возможность представления, которая дана априори.

 

54

 

Далее Юнг продолжает: «... мне кажется вероятным, что истинная природа архетипа не может быть осознана, она трансцендентна». Эдвард Витмонт, психиатр юнговской шко­лы, говорит об архетипах Юнга как о «динамичных транспси­хологических и, следовательно, трансцендентных энергети­ческих конфигурациях». Д-р Витмонт говорит об «архетипичных полях», связанных с астрологическими символами пла­нет, и определяет архетипы как «универсальные, космиче­ские паттерны и движущие силы». Следовательно, становится ясно, что архетипы идентичны формирующим принципам, о которых упоминал Уайт, и что астрологические факторы представляют эти реальности.

Если архетипы являются основой всей психической жизни и если они действительно сами по себе трансцендентны (т.е. слишком тонки или невещественны для непосредственного сознательного восприятия), тогда особенно важно, чтобы мы имели язык для описания — или по крайней мере указания — их реальности. Если мы не можем понять эти реальности в себе, мы сможем по крайней мере понять, как они функцио­нируют и что означают для нас, изучая единственную науку, которая имеет дело с такими силами — астрологию. Неважно, какой термин может быть использован для обозначения этих универсальных принципов, архетипы, сущности или форми­рующие принципы, факт остается в том, что эти силы сущест­вуют во вселенной и влияют на каждого из нас изнутри и извне. Это причина того, почему некоторые современные пси­хологи, психиатры и консультанты начали использовать аст­рологию как основной инструмент для понимания внутренних побуждений своих клиентов. Юнг говорил, что он во многих случаях использует астрологию, особенно с теми людьми, ко­торых ему трудно понять:

Так как я психолог, я особенно интересуюсь тем особым светом, который проливает гороскоп на оп­ределенные сложности характера. В случаях трудного

 

55

 

психологического диагноза я обычно обращаюсь к гороскопу, чтобы получить дополнительную точку зрения с некоторой иной стороны. Должен сказать, что я очень часто обнаруживаю, что астрологиче­ские данные проливают свет на определенные момен­ты, которые иначе я не смог бы понять.

(из письма к проф. Раману,

6 сентября 1947г.)

 

В беседе с редактором французского астрологического журнала Юнг говорил:

Человек может ожидать с большой долей уверен­ности, что данная четко определенная психологиче­ская ситуация будет сопровождаться соответству­ющей астрологической конфигурацией. Астрология состоит из конфигураций, символизирующих коллек­тивное бессознательное, которое является предме­том изучения психологии: «планеты» — это боги, символы сил подсознания.

 

В той же беседе Юнг говорил, что врожденная психическая предрасположенность индивидуума, «по-видимому, выраже­на узнаваемым образом в гороскопе». Во многих своих работах Юнг подчеркивал, что астрология содержит в себе суммарный итог всех древних психологических знаний, включая врож­денную предрасположенность индивидуумов и точный способ определения времени жизненных кризисов:

Я наблюдал много случаев, в которых четко опре­деленная психологическая фаза или аналогичное со­бытие сопровождалось транзитом (особенно пора­жениями Сатурна или Урана).

 

56

 

 

Психиатр юнговской школы Эдвард Витмонт высказыва­ется сходным образом:

Применяемая в этом более широком смысле, аст­рологическая техника может стать такой же цен­ной для глубинной психологии как интерпретация снов. Она будет информировать нас не о будущих со­бытиях или неизменных чертах характера, а о под­сознательных движущих силах и паттернах, с кото­рыми сталкивается данный человек и на которые он продолжает реагировать в течение всей своей жизни особым индивидуальным образом.

 

Зиппора Добинс, психолог, о котором я упоминал выше, говорит об использовании астрологии в качестве психологиче­ского инструмента следующее:

Прежде всего, астрология предлагает систему индивидуальности, основанную на внешней системе отсчета, которая превосходит все произвольные си­стемы, изобретенные в таком изобилии в сфере лич­ностных исследований, и которая, несомненно, бу­дет универсальной системой психологии будущего. Она предлагает символическую наметку человеческо­го разума и судьбы, которая не может быть подтасо­вана субъектом, желающим «прикинуться хорошим» или «прикинуться плохим», что относительно легко сделать в ответах на многие психологические тес­ты. Она предоставляет способность проникнуть в такие сферы, о которых человек знает очень мало или вообще ничего... сдерживаемые чувства, ценно­сти, которые никогда сознательно не выражаются словами, противоречия и конфликты, проецируемые в события и взаимоотношения и никогда сознатель­но не разрешаемые. Астрология предлагает ключи к

 

57

 

нереализованным потенциалам, талантам, естест­венным каналам интеграции и очищения и т.д. Со своей фиксацией прошлых и будущих паттернов она также предлагает ключи к давним травматическим событиям, которые психотерапевт, занимающийся глубинной психологией, может захотеть исследо­вать, и к будущим напряженным периодам, когда че­ловеку, вероятно, потребуется дополнительная под­держка... Она позволяет «сопоставлять» людей, от психотерапевта и пациента до партнеров по браку и работодателей-служащих. По моему твердому убеж­дению, психотерапия или консультирование в буду­щем будет использовать гороскоп таким же привыч­ным образом, как мы используем сейчас анкету и био­графические данные человека.

 

Другой психолог, Ральф Мецнер, опубликовавший книгу, имеющую отношение к астрологии и к связанным с ней темам (Ralf Metzner «Maps of Consciousness»), также использует аст­рологию в своей практике:

Как психолог и психотерапевт я интересуюсь другим аспектом этого трудного и увлекательного предмета. Мы имеем здесь психологическую типоло­гию и средство для диагностической оценки, которые значительно превосходят по комплексности и утон­ченности анализа любую существующую систему.

... система анализа — три связанных между собой символических алфавита зодиака «знаки», «дома» и «планетарные аспекты» — вероятно, лучше приспо­соблена к сложному многообразию человеческих ха­рактеров, чем существующая система типов, черт, мотивов, потребностей, факторов или уровней.

Система имеет дополнительное преимущество полной независимости от любого поведения со сто­роны субъекта,

 

58

следовательно, свободы от любой пристрастной реакции... В отличие от любого друго­го способа личностной оценки астрологический пат­терн имеет неотъемлемую динамику: гороскоп, ин­терпретируемый квалифицированным и опытным астрологом, не только предоставляет синтетиче­скую картину наследственных склонностей и тен­денций человека, но также указывает на латентные потенциалы, говоря о направлениях необходимого ростакороче говоря, дает символическую карту процесса самоактуализации.

 

Мецнер пишет в той же работе, что астрология должна использоваться как «помощник для психологии и психиат­рии» и определяет астрологию как «астрономию, применяе­мую для психологических целей».

Только символический язык достаточно универсален, что­бы быть полезным для всех людей, молодых и старых, богатых и бедных, имеющих разное культурное и национальное про­исхождение и уровень образования. Величайшая проблема с теориями «личности» в общей психологии заключается в том, что они применимы только для определенной малой доли населения.

Астрология, с другой стороны, является наиболее полной теорией личности, она объединяет и обеспечивает основу для всех более специализированных теорий. Кроме того, тогда как символические техники, отличные от астрологии, могут быть полезными для некоторых людей в определенный период, они имеют явный недостаток — отсутствие внешних реперных точек и точной измеримой структуры. Астрология фактиче­ски охватывает математический и символический язык жиз­ни, синтезируя их в одну гармоничную систему, сфера приме­нения которой гораздо шире, чем любой другой математи­ческой или символической системы. Астрология доказывает свою всестороннюю уникальность не только точным описанием

 

59

 

 

типов сознания, индивидуальных различий и типов энер­гии, действующих в человеке, но она также раскрывает дейст­вие универсальных законов гармоник, полярностей и психо­физических энергий.

 

 

60

 

5

 

Подходы к астрологии

Ignotum per ignotius, obscurum per obscurius.

(К неизвестному через более неизвестное,

 к непонятному через более непонятное.)

Старое алхимическое изречение

Причинный подход

 

К вопросу «почему астрология работает?» можно подхо­дить с разных позиций. Если рассматривать астро­логию в причинной структуре, то существует большое ко­личество свидетельств, подкрепляющих обоснованность аст­рологии (см. Приложение А, в котором приводятся научные данные, прямо или косвенно связанные с астрологическими предпосылками).

Одну из наиболее распространенных попыток объяснить астрологию в причинных рамках можно назвать «космиче­ской обусловленностью». Она относится к тонкому балансу электромагнитных полей в солнечной системе и в человеке, которые постоянно меняются, когда меняются положения планет. Ученый Рекс Пэй сформулировал это следующим образом:

 

61

 

 

Слипер указывал, что, если пространство между землей и ионосферой рассматривать как резонанс­ную систему, она имеет характеристический период примерно одну восьмую секунды — время, которое требуется свету, чтобы обойти один раз вокруг зем­ли. Таким образом, резонансная частота равна при­мерно 8 гц, что приблизительно соответствует аль­фа ритму человеческого мозга.

Слипер предполагает, что геомагнитное поле Земли может обеспечивать тонкий настроечный ме­ханизм для этой характеристической частоты. Ес­ли изменения этой частоты воздействуют на пове­дение, тогда положения планет могут играть боль­шую роль в человеческих делах, чем предполагалось ранее.

 

В такой теории нервная система человека считается ре­агирующей на происходящие изменения в космическом ок­ружении.

Хотя в настоящее время нет всеобъемлющей и удовлетво­ряющей теории, чтобы объяснить астрологию в рамках при­чинности наиболее полная формулировка, разработанная до сих пор, принадлежит Глинну. Глинн, написавший доктор­скую диссертацию по электромагнитной волновой теории, ут­верждает, что полное научное причинное объяснение аст­рологии может быть получено в недалеком будущем. В каче­стве временного решения проблемы он разработал следую­щую гипотетическую цепь причинности, которая включает все научные данные, приведенные в Приложении А. Хотя, как утверждает Глинн, это только одна возможная цепь причин­ности, которая может быть использована для объяснения аст­рологии, такая теория, по-видимому, объясняет многие из научных данных, собранных сейчас о небесно-земных соот­ветствиях.

Рассмотрим его диаграмму:

 

 

62

 

«Ускорение рождения», упомянутое выше, относится к идее, предложенной д-ром Эженом Йонасом из Чехослова­кии. Как говорит Глинн:

 

63

 

Йонас обнаружил, что во время рождения ребенок находится в высшей точке своего метаболического цикла и фактически вызывает собственное рожде­ние, впрыскивая адреналин в кровеносную систему матери. Его наблюдения показали, что этот пик всегда происходит при одном и том же солнечно-лун­ном угле для каждого индивидуума. Наиболее логичное объяснение этого явления заключается в том, что эмбрион обладает врожденной индивидуальностью. ...Время рождения ускоряется планетарными конфи­гурациями, которые наиболее сильно влияют на ре­бенка. Поэтому ваша карта рождения действитель­но показывает планетарные конфигурации, к кото­рым вы наиболее чувствительны.

Символический подход

 

Другой подход к астрологии, который может быть назван символическим подходом, рассматривает планеты и знаки как символы космических процессов и универсальных прин­ципов. В качестве примера символического подхода к астро­логии здесь приведена схема, представляющая попытку Рейнгольда Эбертина связать годовой ритм времен года со знаками зодиака.

 

 

 

64

 

 

65

 

 

 

Знаки зодиака также символически анализировались от­носительно образов созвездий (например, баран, бык, близне­цы и т.д.). Все эти подходы могут быть плодотворными; но неважно, какой подход используется, следует признать, что астрология, должно быть, удовлетворяла существенную по­требность человека, чтобы прожить так долго и занимать та­кое высокое положение во многих культурах. Тот факт, что астрология является наиболее полным символическим язы­ком, отмечался многими психологами, как видно из цитат в предыдущих главах. Но вопрос о том, к чему эти символы относятся, остается без ответа. Символы — это, в конечном счете, символы, по той простой причине, что они относятся к существующей реальности, которую нельзя выразить (по крайней мере в настоящее время) каким-либо другим обра­зом. Возможно, на этот вопрос мы никогда не получим ответ. Может быть, человек никогда не сможет выразить словами

 

 

66

 

трансцендентные реальности космоса. Однако мы можем вос­пользоваться этим символическим языком, если будем счи­тать, что он представляет универсальные паттерны, принци­пы и силы, какими бы трансцендентными ни были эти факто­ры. Тем не менее, символический подход к астрологии полон и полезен только в том случае, если он рассматривается в рамках холистического подхода ко всей жизни.

 

Холистический подход

 

Философия холизма предполагает, что вся вселенная — это единая целостная система и что в этом огромном целом есть гораздо меньшие целые, структуры, функции и паттер­ны которых полностью соответствуют структурам, функциям и паттернам большего целого. Астрологи и философы сред­невековья использовали концепцию микрокосм-макрокосм, чтобы выразить эту идею, т.е. вся вселенная в миниатюре сосредоточена в человеке, а звездные паттерны, в свою оче­редь, рассматриваются как Огромный Человек или Космиче­ский Человек. Пример такого соответствия можно увидеть, сравнивая строение атома с нашей солнечной системой. Атом — это макрокосмическая солнечная система в миниатюре. Английскими поэтами-метафизиками такая же идея была на­звана «принципом соответствия». Важная особенность этого подхода заключается в том, что, изучая циклы и паттерны большего целого (планет), мы можем узнать о циклах и пат­тернах самого человека.

Холистический подход не предполагает, что причинность представляет собой основной закон вселенной, так как, если вселенная действительно является единым целым, как может быть все в итоге причиной чего-то еще? Скорее, более умест­ный способ рассмотрения холистического подхода — это древ­ний закон соответствий между частями целого. Карл-Густав Юнг называет этот закон соответствия «синхронностью»,

 

67

 

некаузальным связующим принципом, а в отношении астроло­гии указывает на то, что все, что родилось или было сделано в конкретный момент времени, неизбежно несет на себе каче­ства этого момента. Юнг использует пример знатока вин, который может оценить просто по вкусу вина тип винограда, область, в которой он был выращен, и год сбора. Этот закон синхронности объясняет, почему гороскоп строится на момент первого вдоха человека, так как именно в этот момент време­ни новорожденный ребенок начинает свой индивидуальный ритм в гармонии с огромным целым всей окружающей его жизни.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 138; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!