Принудительный метод: искусственно стимулируемая ассимиляция



Ассимиляция означает уподобление. В отличие от естествен­ной ассимиляции, которая является следствием исторически длительных процессов и не носит характера сознательной поли­тики, ассимиляция, применяемая в качестве метода регулиро­вания конфликта, всегда искусственно стимулируется. Метод ассимиляции представляет собой попытку разрешить этниче­ские противоречия посредством проводимой государством политики по стиранию («слиянию», «сплавлению») этнических раз­личий. Такая политика направлена на то, чтобы убедить мень­шинства в бесполезности сохранения ими своей особенной куль­турной идентичности и этнической солидарности, в прагмати­ческой «разумности» отказа от них и перехода в доминирующую идентичностную группу.

Используемые для реализации ассимиляционных целей по­литические практики могут включать как санкции, так и стиму­лы. К санкциям относятся, например, авторитарные запреты на использование меньшинствами своего языка, издание на нем литературы и использование в СМИ, получение на нем образо­вания или общественных услуг, религиозные преследования, гонения на культурные организации меньшинств, ограничения или отказ в доступе к политической системе. Среди стимулов можно отметить, например, либеральные технологии стимули­руемой государством аккультурации меньшинств через систе­му образования, рекламу образа жизни доминирующей груп­пы, политику предоставления экономических возможностей, кооптацию амбициозных и вертикально мобильных предста­вителей меньшинств и другие практики «плавильного котла». Все они направлены на утверждение среди меньшинств пред­ставлений, что те, кто стремится к успеху, должны сперва ак-культурироваться, а затем ассимилироваться и войти в основ­ной поток нации. Следует заметить, что даже либерально сти­мулируемая государством ассимиляция часто сочетается с методом этнического доминирования (контроля). Преимуще­ства такой двойной стратегии очевидны: с одной стороны, та­ланты амбициозных членов меньшинств отвлекаются от этно-политических движений и ставятся на службу государству, а с другой — ассимилированные индивиды являются более эффек­тивным инструментом контроля за лояльностью собственной этнической группы к государству, чем этнические чужаки (125. 299-300).

До конца 1960-х гг. стимулируемая государством ассимиля­ция (в форме насаждения идеологии «плавильного котла») была наиболее распространенной практикой по отношению к пред­ставителям этноклассов и коренным малочисленным наро­дам в ряде «иммигрантских» по составу населения стран (на­пример, так было в США, Австралии и Бразилии, однако ас­симиляция никогда не применялась в Канаде). И по сей день ассимиляция остается официальной политикой по отношению к меньшинствам в большей части стран Латинской Америки.

При конфликтологической оценке эффективности метода принудительной ассимиляции следует учитывать два обстоятель­ства. Во-первых, различия в ее действенности на уровне лично­сти и на уровне группы меньшинства в целом. На личностном уровне ассимиляция может оказаться вполне приемлемой как индивидуалистическая тактика представителей меньшинств, которые стоят перед выбором: либо смириться с подчиненным и неравноправным статусом, либо отказаться от прежней этни­ческой идентичности и перейти на язык, ценности и модели поведения доминирующей группы. В этом смысле ассимиляция может удовлетворять интересам некоторых видов этнических групп, особенно уязвимых меньшинств, таких, как этноклассы (этнические мигранты по экономическим мотивам) или этно-конфессиональные группы. Но в отношении этнотерриториаль-ных групп, проживающих на родной земле, ассимиляция сопря­жена с риском вызвать реакцию отторжения и даже сопротивле­ния, так как, как правило, эти группы не готовы пожертвовать своей культурной и социальной автономией в качестве платы за равноправный доступ к политической системе.

Во-вторых, как показывает опыт, даже осуществление либе­ральной политики мягкой ассимиляции в отношении иммиг­рантов из стран «третьего мира» в США и Западной Европе сталкивается с препятствиями из-за расовой и этнической враж­дебности представителей доминирующих групп, которые часто не желают принимать в свой состав представителей этнических меньшинств на равных. В случае неудачи политика ассимиля­ции создает мотивацию для новых и потенциально более дест­руктивных раундов межэтнического конфликта.

В связи с этим гораздо более эффективным по сравнению с ассимиляцией представляется использование консенсусного ме­тода интеграции в сочетании с публичной политикой мульти-культурализма.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 965; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!