Человек как индивид, субъект, личность, индивидуальность



В психологической науке категория личности относится к числу базовых категорий. Она не является сугубо психологической и изучается, по существу, всеми общественными науками. В этой связи возникает вопрос о специфике исследования личности психологией: все психические явления формируются и развиваются в деятельности и общении, но принадлежат они не этим процессам, а их субъекту – личности. Личность, - писал С.Л.Рубинштейн,- образует «основу, изнутри определяющую трактовку психики человека в целом. Все психические процессы составляют психическое содержание жизни личности.

Каждый вид психических процессов вносит свой специфический вклад в богатство ее внутренней жизни». [Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М.1946. – С,618.]. С другой стороны, - подчеркивал он, - и все «психические процессы … протекают в личности, и каждый из них в своем реальном протекании зависит от нее». [c.617].

Понятие «личность» соотносится с такими понятиями как «человек», «индивид», «индивидуальность». Из этих понятий «человек» - самое широкое и общее, все остальные включаются в него.

Человек рождается на свет уже человеком. Строение тела появившегося на свет младенца обусловливает возможность прямохождения, структура мозга – потенциальный развитый интеллект, строение руки – перспективу использования орудий труда и т.д., и всеми этими возможностями младенец отличается от детеныша животного, тем самым утверждается факт принадлежности малыша к человеческому роду, зафиксированному в понятии «индивид» в отличие от детеныша животного, от рождения и до конца жизни называемого особью.

В понятии индивид выражена родовая сущность человека, т.е. любой человек – это индивид. Так, индивидом можно считать и новорожденного, и взрослого на стадии дикости, и высокообразованного жителя цивилизованной страны.

На вопрос, что такое личность, психологи отвечают по-разному, и в разнообразии их ответов, в отчасти и в расхождении мнений на этот счет, проявляется сложность феномена личности.

А.В.Петровский определяет понятие личности следующим образом.

Появясь на свет как индивид, человек постепенно обретает особое социальное качество, он становится личностью. Еще в детстве индивид включается в исторически сложившуюся систему общественных отношений, которую он застает уже готовой. Дальнейшее развитие человека в обществе создает такое переплетение отношений, которое формирует его как личность, т.е. как реального человека, не только не похожего на других, но и не так, как они действующего, мыслящего, страдающего, включенного в социальные связи в качестве члена общества, соучастника исторического процесса.

 

Личностью обозначается системное (социальное) качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее меру представленности общественных отношений в индивиде.

Что же такое личность как особое социальное качество индивида? В.А.Петровский поясняет это так. Это качество, которое приобретается индивидом в обществе, по всей совокупности его отношений, общественных по своей природе, в которые индивид вовлекается. «Если родовую сущность человека, в отличие от всех других живых существ, составляет совокупность всех общественных отношений, то сущность каждого конкретного человека как личности составляет совокупность конкретных социальных связей и отношений, в которые он оказывается включен как субъект». [В.А.Петровский. Введение в психологию. – Москва; 1996 . c .387].

   В учебнике Р.С.Немова «Психология» личность определяется как совокупность его социальных, приобретенных качеств. Это значит, что к числу личностных не относят такие особенности человека, которые генотипически или физиологически обусловлены, никак не зависят от жизни в обществе; также не относятся психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям, в обществе. В понятие «личность» обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяемые его значимые для людей поступки.

Личность – это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.

 Слово «личность» (personality) в английском языке происходит от латинского «persona». Первоначально это слово обозначало маски, которые надевали актеры во время театрального представления в древнегреческой драме. Этот же смысл содержится и в русском слове, от которого образовано слово «личность» - «личина». По словарю В.Даля, значение слова «личина» - «накладная рожа, харя, маска… Ложный притворный вид, лукавое притворство». (Даль В. Толковый словарь: В2 т. – М., 1955. – т.2. – С.259).


   Может ли быть указан факт существования индивида, который не являлся бы личностью, или же личности, которая бы существовала вне и без индивида как ее конкретного носителя? Гипотетически может быть и то и другое. Если представить себе индивида, выросшего вне человеческого общества, то впервые столкнувшись с людьми, он не обнаружит, помимо индивидуальных особенностей, присущих и биологической особи, никаких личностных качеств, происхождение которых, как было сказано, имеет общественно-исторический характер. Перед нами будет индивид, который еще не состоялся как личность, он располагает только природными предпосылками для ее появления в том случае, если окружающим людям удастся «втянуть» его в совместную деятельность и общение. Опыт изучения детей, воспитанных животными, свидетельствует об исключительной сложности осуществления этой задачи.

Допустимо, при известных оговорках, и признание возможности появления личности, за которой не стоит реальный индивид. Однако это будет квазиличность. Таков, например, Козьма Прутков, созданный в результате сотворчества А.К.Толстого и братьев Жемчужниковых.

   Межличностные связи, формирующие личность, внешне выступают в форме общения, или субъет-субъектного отношения, существующего наряду с субъект-объектным отношением, характерным для предметной деятельности. Однако при более глубоком рассмотрении выясняется, что непосредственные субъект-субъектные связи существуют не столько сами по себе, сколько в опосредовании какими-либо объектами (материальными ил идеальными). Это значит, что отношение индивида к другому опосредствуется объектом деятельности (субъект-объект-субъект).

В свою очередь, то что внешне выглядит как прямой акт предметной деятельности индивида, на самом деле является актом опосредованным, причем опосредствующим звеном для личности является уже не объект деятельности, не ее предметный смысл, а личность другого человека как соучастника деятельности, выступающая как бы преломляющим устройством, через которое он может лучше воспринять, понять объект деятельности. Все сказанное позволяет понять личность в качестве субъекта относительно устойчивой системы межиндивидных (субъект-объект-субъектных и субъект-субъект-объектных) отношений, складывающихся в деятельности и общении.

Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием черт и особенностей, образующих ее индивидуальность – сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие, его отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения), в способностях, индивидуальном стиле деятельности и т.д.

 

Структура личности

В психологии вопрос о структуре личности также неоднозначен как и само понятие личности.

  1. Структура личности по К.Платонову.


Социально                                                                                      биологически

обусловленные                                                                             обусловленные

подструктуры                                                                                 подструктуры

                                                                         

Направленность

                                        

Воспитание

(потребности, интересы,

идеалы, убеждения,

отношения, характер)

 

 


Социальный опыт


Обучение

(знания, умения, навыки)

 

     
 


Индивидуальные

                                                 особенности

               тренировки                            психических процессов,

                                                 способностей

 

                                                                                                

Биологически обусловленная подструктура (темперамент, тип н.с., пол, возраст, конституция тела) иологич
                                                                                               

 В предложенной структуре личности выделяется несколько подструктур. Низшим уровнем личности является биологически обусловленная подструктура, в которую входят возрастные, половые свойства психики, врожденные свойства типа нервной системы и темперамента. Следующая подструктура включает в себя индивидуальные особенности психических процессов человека, т.е. индивидуальные проявления памяти, восприятия, ощущений, мышления, способностей, зависящих как от врожденных факторов, так и от тренировки, развития, совершенствования этих качеств. Далее, уровнем личности является также ее индивидуальный социальный опыт, в который входят приобретенные человеком знания, навыки, умения и привычки. Эта подструктура формируется преимущественно в процессе обучения, имеет социальный характер. Высшим уровнем личности является ее направленность, включающая влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, взгляды, убеждения человека, его мировоззрение, особенности характера, самооценки. Подструктура направленности личности наиболее социально обусловлена.

 

  1. Структура личности, рассматриваемая Н.И.Шевандриным в уч.пособии «Социальная психология в образовании».(с.186-187)

1) Темперамент – особенности нейродинамической организации индивида;

2) потребностно-мотивационная сфера. Она включает различные потребности (испытываемые человеком нужды в определенных условиях жизнедеятельности и развития), мотивы (связанные с удовлетворением определенных потребностей побуждения к деятельности) и направленность (система устойчивых предпочтений и мотивов личности, ориентирующих динамику развития этой личности и задающих главные тенденции ее поведения);

3) эмоционально-волевая сфера;

4) когнитивно-познавательная сфера;

5) характер – совокупность устойчивых, преимущественно прижизненно формируемых свойств;

6) способности – сочетание психических свойств, являющихся условием успешного выполнения какой-либо одной или нескольких видов деятельности.

 

3. Структура личности по В.А.Крутецкому.

 

При рассмотрении структуры выделяется три блока:

1 блок – направленность личности, система отношений к окружающему миру. Сюда включаются мотивы поведения личности (мотивами называют причины, побуждающие личность к тому или иному поведению, к той или иной деятельности), в частности потребности, чувства, интересы.

2 блок – это возможности личности, психологические предпосылки успешности ее деятельности (в частности, способности).

3 блок – стиль, психологические особенности поведения личности (темперамент и характер).

 

4. Структура личности по В.А.Петровскому. 

 

В структуру личности, в первую очередь, входит системная организация ее индивидуальности, т.е. внутрииндивидная (интраиндивидная) подсистема, представленная в строении темперамента, характера, способностей человека, необходимая, но недостаточная для понимания психологии личности.

Личность являясь субъектом системы действительных отношений с обществом, с группами, в которых она интегрирована, не может быть заключена лишь в некое замкнутое пространство внутри органического тела индивида, а обнаруживает себя в пространстве межиндивидных отношений. Не сам по себе индивид, а процессы межличностного взаимодействия, в которые включены по меньшей мере два индивида (а фактически группа), могут рассматриваться как проявления личности каждого из участников этого взаимодействия.

Из этого следует, что личность в системе своих «действительных отношений» как бы обретает особое бытие, отличающееся от телесного бытия индивида, которое составляет интериндивидную подсистему личности (сферой определения и существования личности становится «пространство межиндивидных связей»).

Интраиндивидная и интериндивидная подсистемы не покрывают все проявления личности. Есть возможность выделить третью составляющую структуры личности – метаиндивидную (надындивидную): проявления воздействия, которое индивид вольно или невольно оказывает своей деятельностью на других людей. Личность воспринимается уже под новым углом зрения: ее важнейшие характеристики предлагается искать не только в нем самом, но и в других людях. Речь идет о своего рода продолжении себя в другом, вследствие которого личность обретает вторую жизнь в других людях.

Продолжаясь в других людях, со смертью индивида личность полностью не умирает. Индивид как носитель личности уходит из жизни, но представленный в других людях, продолжает жить. В словах «он живет в нас и после смерти» нет мистики и метафоричности, это констатация факта идеальной представленности индивида после его материального исчезновения.

 


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 410; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!