Аналитико-синтетический характер воображения
Представления воображения возникают на основе того, что уже было в сознании, благодаря операцияманализа и синтеза. В конечном счете, процессы воображения состоят в мысленном разложении исходных представлений на составные части (анализ) и последующем их соединении в новых сочетаниях (синтез), т.е. носят аналитико-синтетический характер, который, в свою очередь, проявляется в следующих приемах:
- агглюцинация (в переводе с греческого – «склеивание»): представляет собой комбинацию, слияние отдельных элементов или частей нескольких предметов в один образ. Так, например, образ водяной русалки в народных представлениях создался из образов женщины (голова и туловище), рыбы (хвост), и зеленых водорослей (волосы);
- акцентирование: заключается в том, что в создаваемом образе какая-либо часть, деталь выделяется и особо подчеркивается. Этот способ лежит в основе создания карикатур и дружеских шаржей (умный – очень высокий лоб, недостаток ума – низкий). Акцентирование проявляется в нескольких специфических действиях: а) утрирование – намеренное подчеркивание особенностей внешнего облика человека; б) преувеличение или преуменьшение (Мальчик-с-пальчик, Дюймовочка, семиглавый Змей-Горыныч); в) типизация – обобщение и эмоциональная насыщенность образа (наиболее сложный путь создания образа. А.М. Горький писал: «Как строятся типы в литературе? Они строятся, конечно, не портретно, не берут определенно какого-нибудь человека, а берут 30-50 человек одной линии, одного ряда, одного настроения и из них создают Обломова, Онегина, Фауста, Гамлета, Отелло и т.д. Все это – обобщенные типы».)
|
|
Индивидуальные особенности воображения у людей
Воображение различается у людей по нескольким признакам:
1) по яркости образов: у некоторых людей образы воображения настолько яркие, сочные, отчетливые, что теряется различие между реальной действительностью и образами фантазии. Например, Жорж Санд говорила о том. Что запах плюща вызывал в ее глазах дикий испанский пейзаж. Л.Бетховен настолько ярко и точно представлял звучание музыки, что будучи уже совершенно глухим, мог создать свои великолепные произведения;
2) по степени реалистичности, правдивости: для одних людей характерно фантазировать в области нереальных представлений, другие не выходят за рамки обыденного опыта. Данная особенность воображения зависит от того, насколько легко или трудно даются личности преобразования реальности;
3) по широте воображения: определяется кругом тех областей действительности, образами которой оперирует воображение человека. Для людей с широким воображением свойственно одновременное использование представлений из самых различных сфер природы в ее прошлом и будущем, истории человека, техники и искусства. Таким воображением отличались А.С.Пушкин, Л.Н.Толстой, Ж.Верн, сумевшие отразить в своем творчестве факты и события разнообразных времен и мест;
|
|
4) по произвольности: умение подчинять воображение поставленной задаче, использовать для достижения нужного результата. Люди с высокоорганизованным воображением, несмотря на разнообразие появляющихся образов, не упускают из внимания основное направление решения и как бы привязывают к нему появляющиеся у них ассоциации. Неорганизованное воображение обычно теряет задачу, как направление, и начинает функционировать по типу свободных ассоциаций, переходя в грезы;
5) по профессиональной деятельности и доминирующим потребностям: направленность личности как бы создает очаги повышенной восприимчивости и в этой области находятся наиболее яркие и разнообразные представления личности;
6) по типу представлений, которыми преимущественно оперирует человек (зрительные, двигательные и т.д.);
7) по устойчивости процесса творческого воображения: у разных людей состояние вдохновения (высшей точки, кульминации творческого воображения) имеет разную продолжительность, частоту наступления.
|
|
Вопросы и задания для самоконтроля
1. В чем заключается связь воображения и мышления?
2. Какие функции воображения выделяют?
3. Что является физиологической основой воображения?
4. Назовите виды воображения. По каким основаниям они классифицированы?
5. Выделите приемы создания образов. Приведите примеры, иллюстрирующие их.
6. В чем заключаются индивидуальные особенности воображения у людей?
7. * Составьте кроссворд по разделу «Познавательная деятельность».
Литература
1. Брушлинский А.В. Воображение и творчество // Научное творчество. М., 1969.
2. Выготский Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте // Хрестоматия по психологии. М., 1987. С. 320-325.
3. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. М., 1986.
4. Натадзе Р.Г. Воображение как фактор поведения // Хрестоматия по психологии. М., 1987. С. 217-223.
5. Познавательные процессы и способности в обучении. М., 1990. С. 80-100.
Глава 3. Личность
Общее понятие о личности
План.
- Человек как индивид, субъект, личность, индивидуальность.
- Структура личности.
- Направленность личности.
- Самосознание личности. Образ «Я» и его структура.
«Человек, словно в зеркале мир, многолик
Он ничтожен и , все же, безмерно велик».
Омар Хайям
Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 1091; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!