Общественное сознание, его структура и формы



Общественное бытие представляет собой реальный исторический процесс материальной жиз­ни людей, с постоянной сменой поколений, овладевающих знаниями и культурой предшественни­ков и вырабатывающих собственные жизненные смыслы. По мере того как каждое поколение соз­дает новые идеи, оно выступает в качестве общественного субъекта сознания, в той или иной мере содержательно осмысливая действительность бытия.

Общественное сознание (духовная сфера общества) представляет собой осознание человеком и обществом окружающего мира, последовательное проникновение в смысл и сущность своего бытия. Осознание общественного бытия происходит посредством идей, взглядов, представлений, теорий, чувств, иллюзий, заблуждений общества, которые составляют содержание основных форм общественного сознания.

Общественное сознание является совокупностью индивидуальных сознаний, отражающих ин­дивидуальное бытие, вырабатывая, вместе с тем, общее содержание, присущее всей массе индиви­дуальных сознаний. Осознание индивидом своего и общественного материального бытия и про­цесс усвоения существующей системы взглядов, воплощенных в формах общественного сознания, составляют две основные стороны механизма формирования индивидуального сознания, в качест­ве своеобразного сплава единичного, особенного и общего в сознании отдельно взятого человека.

Как отражение структуры общественного бытия структура общественного сознания имеет два уровня: обыденное и теоретическое сознание. Обыденное, ядром которого является здравый смысл, формируется в процессе повседневной духовно-практической деятельности людей. Это первичный уровень осознания ими реального процесса своей жизни в форме взглядов, чувств, ил­люзий и т.п.

С обыденным сознанием тесно связана и общественная психология. Содержание ее охватывает как чувственную сторону: эмоции, настроения, так и рациональную: идеи, взгляды и др., а также обычаи, традиции, социальные вкусы и другие общественно-психологические образования. Общест­венная психология - это массовое сознание, продукт всей совокупности условий жизни и побуди­тельных сил социальных групп и общества в целом. Состояние массового сознания, его отношение к деятельности государства, партий, общественных организаций, их оценка резюмируется в общест­венном мнении. Источники его - СМИ, индивидуальный и групповой опыт, слухи, молва и т.д. В целом, общественное мнение представляет собой сложное переплетение истины, заблуждения и ложных представлений. В современной общественной жизни роль и сфера деятельности средств массовой коммуникации резко возрастают (выборы, референдумы, социологические опросы).

Теоретическое сознание отражает существенные глубинные стороны общественной жизни в виде взглядов, теорий, законов, оформленных в идеологию. Идеология является рациональным систематизированным уровнем общественного сознания различных социальных групп, отражаю­щим их мировоззренческие потребности и интересы, систему взглядов и идей, а также цели соци­альной деятельности, направленные на закрепление и развитие данных общественных отношений.

Идеология определяется общественным бытием, но в то же время она по отношению к нему от­носительно самостоятельна. Идеология оказывает огромное обратное влияние на общественное бы­тие, на всю общественную жизнь. Идеология выступает в различных формах политических, право­вых, этических, эстетических, религиозных и философских взглядов. Философско-мировоззренческие выводы естественных наук также носят идеологический характер и могут стать источником идейной борьбы между представителями различных идеологических установок и ориентаций.

Всякая человеческая общность (социум), отличительными чертами которой являются достаточ­ное развитие коллективного самосознания и солидарность, сложившиеся за довольно длительный (в несколько поколений) исторический период, обладает некой общей совокупностью идей, образов, символов, моральных норм, верований, преданий. Эта совокупность составляет самую глубокую основу духовной жизни каждого из членов общности, относительную однотипность их социально- психологических установок. Всякий социум устойчив именно в силу своей достаточно разработан­ной идеологии, которая придает ему единство, необходимое как для отражения внешних угроз, так и для преодоления внутренних кризисов (пример: китайский мир, индийский мир, античный мир культуры и др.). Идеология обеспечивает преемственность поколений, так как служит главным ин­струментом социализации - приобщением человека уже с раннего возраста к данному конкретному социуму. В этой связи понятно, почему так актуально для нашего времени решение проблемы еди­ной русской идеи, т.е. вопроса об общей идеологии, которая составила бы основу духовной жизни и однотипность мировоззренческих ответов на те вызовы, с которыми Россия сталкивается сейчас и которые ждут нас в будущем.

Формы общественного сознания - структурные образования, представляющие собой систему взглядов и идеологических отношений, в которых эти взгляды выражаются. Идеологические от­ношения составляют теоретический фундамент каждой из форм общественного сознания: полити­ки, права, морали, религии, искусства, философии и науки. Формы общественного сознания есть отражение духовных отношений людей к природе и друг к другу посредством объективации (че­рез язык, произведения искусства, печати и других средств информации), т.е. они воплощаются в материальных, практически значимых действиях, отношениях, в материальных средствах реали­зации. Но главное - формы общественного сознания в качестве объективных мыслительных форм духовной сферы общества имеют идеальную природу и, как любой акт сознания, они не тождест­венны материальным способам и средствам их объективации, образующим систему их связи с ре­альными жизненными процессами.

Возникшие в процессе разделения человеческой деятельности на материальную и духовную, формы сознания становятся для общественного человека преимущественной сферой производства его социализации - формой общественного сознания определяют и смысл жизни человека, и нор­мы поведения в обществе, и ценностные ориентиры деятельности, и многие другие регулятивы человеческой жизнедеятельности. Общественное сознание - это гигантский поток чувств и идей, отражающий экономическую жизнь общества.

Законы развития общественного сознания выражают, во-первых, зависимость сознания от материального жизненного процесса. Всякий духовный принцип, сложившийся в обществе есть результат отражения уровня развития сущностных сил индивидов, т.е. сложив­шихся типов общественного производства и отношений собственности. Так, если в первобытном обществе осознание связи с вещами и другими индивидами носило ограниченный характер, то в дальнейшем, по мере роста производительности труда и социальных связей племенное сознание получает дальнейшее развитие в античном обществе в виде осознания собственной индивидуаль­ности, что и возвысило греков над варварами. В более поздние эпохи (Средние века, Возрождение, Новое время) эта закономерность проявилась также в достаточной мере - в каждой по - своему.

Закон относительной самостоятельности общественного сознания означает, что всем формам общественного сознания присущ ряд тенденций. Во-первых, их отставание от общественного бы­тия. Во-вторых, преемственность и зависимость от прошлого мыслительного материала, от куль­туры и науки предшествующих эпох (морали, искусства, философии и науки). В-третьих, нерав­номерность развития форм общественного сознания: политического, правового, нравственного, эстетического, религиозного, научного, философского. Эта неравномерность зависит от степени близости той или иной формы сознания к целесообразной деятельности и экономическому базису. Так, политическое и правовое сознание ближе всего связаны с экономическими отношениями и поэтому их изменение носит более адекватный характер, соответствующий переменам в матери­альной жизни общества.

Закон активного влияния общественного сознания на материальные процессы особенно за­метно проявляет себя в наше время. Роль идей (политических, художественно-эстетических, рели­гиозных) в общественном процессе весьма значительна как в позитивном, так, нередко, и в нега­тивном отношении. Активность сознания вообще есть его природное свойство: мысль, покинув своего творца, своего носителя, начинает жить собственной жизнью, а идея, подкрепленная обще­ственным интересом, становится материальной силой, ускоряющей или замедляющей ход исто­рии. Так, по мнению крупнейшего немецкого мыслителя М. Вебера, протестантская религиозная этика, в силу ключевых моральных принципов аскетизма в повседневной жизни, бережливости и трудолюбия, послужила в свое время мощным катализатором развития европейского капитализма.

Общественное сознание может играть роль как активного стимулятора общественного про­гресса, так и механизма его торможения. Активная преобразующая сила общественного сознания способна воздействовать на все бытие в целом, вскрывая смысл его исторической эволюции и предвосхищая перспективы.


Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 366; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!