Практика и ее роль в познании



Исходным отношением человека к миру является его активное взаимодействие с явлениями внешнего мира. Человек выделился из мира животных в результате труда, практической деятель­ности. Практически воздействуя на реальный материальный мир, человек активно его перестраи­вает, переделывает. Практическая деятельность человека составляет основу его специфического отношения к миру, она направлена на преобразование материального мира, как природного, так и социального.

Практика - такая сторона материально-предметной человеческой деятельности, которая ха­рактеризуется изменением и преобразованием природы и общества. Это преобразование предпо­лагает активную работу человеческого сознания, мышления. Познание, мышление, осознание ми­ра – тоже необходимая сторона деятельности, однако такая, которая сама по себе не изменяет объ­екта.

Практика - основа и движущая сила познания. Основой познания практика является потому, что все научные знания возникают в результате практической деятельности людей. Движущей си­лой познания практика выступает потому, что практические потребности и задачи служат стимулом для развития науки. Потребности производства дают мощный толчок для появления новых областей науки или способствуют значительному расширению старых.

Практика – критерий истинности. Этот критерий не найти в мышлении самом по себе, нет его и в действительности, взятой вне субъекта. Один из фундаментальных принципов научного мышления гласит: некоторое положение истинно в том случае, если можно показать, применимо ли оно в той или иной конкретной ситуации. Этот принцип выражается термином «реализуемость». Посредством практической реализации идеи знание сопоставляется со своим объектом, выявляя тем самым меру объективности, истинности своего содержания. В знании истинно то, что прямо или косвенно прак­тически подтверждено, результативно осуществлено в практике.

В качестве критерия истины практика «работает» не только как предметная физическая дея­тельность, в частности, в эксперименте. Она выступает и в опосредованной форме - как логика, подтвердившаяся в практике. Логика - это опосредованная практика. Степень совершенства чело­веческого мышления определяется мерой соответствия его содержания содержанию объективной реальности. Наш разум дисциплинируется логикой вещей, воспроизведенной в логике практиче­ских действий и всей системе духовной культуры. Реальный процесс человеческого мышления разворачивается не только в мышлении отдельной личности, но и во всей истории культуры. Ло­гичность мысли при достоверности исходных положений в известной мере гарантирует не только ее формальную правильность, но и истинность. В этом заключена познавательная сила логического мышления. Но последним основанием достоверности нашего знания является возможность на его базе прак­тического созидания.

Исходной формой практической деятельности, лежащей в основе всех остальных видов и форм жизнедеятельности человека в целом, является материальная производственная деятель­ность, способ производства материальных благ. Развитие способа производства материальных благ - основная движущая сила всего общественного развития. Именно возникновение матери­альной производственно-практической деятельности стало исходной предпосылкой становления специфически человеческого отношения к миру, преодоления рамок животного существования.

Преобразуя природу, созидая специфически человеческую среду обитания, люди одновремен­но строят свои собственные общественные отношения, преобразуют самих себя. Формирование и развитие общественных отношений также является необходимой формой практически-преобразовательной деятельности, направленной уже не на окружающую людей природу, а на са­мих себя, на свои отношения с другими людьми.

Важно еще раз подчеркнуть то, что эта форма практики органически связана с материальной производственной практикой. По существу, имеется единая практическая деятельность, вклю­чающая две стороны: отношение людей к природе и отношение людей к самим себе. Однако в процессе общественного развития эти стороны практической деятельности дифференцируются. Деятельность, направленная на преобразование общественных отношений, выступает как особая форма практики.

Наряду с производственной и социальной практикой можно выделить и ее особую форму, имеющую более узкую социальную значимость, но необходимую в современном обществе. В этом обществе все большую роль начинает играть наука, превращающаяся в непосредственную произво­дительную силу и становящаяся средством управления социальными процессами. Научное познание по своей природе нацелено не только на отражение уже существующих объектов, которые могут быть получены и воспроизведены в способах практической деятельности. Оно дает знания о таких объектах, которые можно освоить в производственной и социальной деятельности только в буду­щем. Проверка истинности знаний о таких объектах требует особой формы практики, в качестве ко­торой выступает научный эксперимент. Научное экспериментирование, хотя оно и опирается на возможности производства и социального опыта, достигнутые на данном этапе развития общества, часто выходит за пределы существующего уровня и предвосхищает принципы технологии и спосо­бов управления и организации общественной жизнедеятельности, которые могут быть реализованы в будущем. Современное научное экспериментирование, таким образом, выступает в качестве важ­нейшего средства осуществления проективно-конструктивной функции научного познания.

Особое значение в современных условиях приобретает такая форма практики, как техническая деятельность. Техника и техническая деятельность выступают как механизм преобразования пред­метной среды, в которой живет человек.

Практика является абсолютным критерием истинности в том смысле, что служит единственным способом ее установления. Но она носит и относительный характер. Практика не может полностью подтвердить или опровергнуть какое бы то ни было представление, знание. Сама практика постоян­но совершенствуется, развивается и углубляется, причем на основе развития именно научного по­знания.

В процессе развития истинного знания, увеличения его объема наука и практика все больше вы­ступают нераздельно. Это становится закономерностью не только в области естественнонаучного познания, но также и в социальных науках, особенно на современном этапе развития общества, ко­гда в общественно-исторической практике людей все большая доля принадлежит субъективному человеческому фактору. Развитие социально-исторического процесса, организация общественной практики все более и более осуществляются на основе научного познания социальных закономерно­стей.

 

 


Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 1266; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!