Общество и природа: основные формы взаимодействия



Понятие «общество» многогранно, в широком смысле - это совокупность исторически сло­жившихся форм совместной деятельности людей; в узком - исторически конкретный тип соци­альной системы, определенная форма социальных отношений.

«Природа» в широком смысле отождествляется с понятием Вселенная, мир вообще. В более узком - это область жизни на Земле. Понимаемая таким образом природа получила название био­сферы. Биосфера - это вся совокупность живых организмов и их среда обитания (вода, нижний слой атмосферы, верхняя часть земной коры). Особое место в биосфере занимает человек, кото­рый, являясь частью живой природы, выделился из нее и со временем обособился в некое актив­ное и противостоящее ей начало, постоянно приспосабливая природу к своим нуждам.

Формы взаимодействия общества и природы на протяжении всей истории человечества изме­нялись.

1-й этап. Присваивающий тип взаимодействия общества и природы присущ этапу становления и развития первобытного человека. Первобытный человек занимается охотой, рыболовством, со­бирательством, удовлетворяя свои потребности присвоением готовых продуктов. Он находится в полной зависимости от природы, не выделяет и не противопоставляет себя ей. Деятельность его растворена в природе и ничем ей не угрожает. Его жизнь - бесконечная борьба за выживание. Всесильная природа вызывает у человека страх и неуверенность, ощущение абсолютной зависи­мости. Явления природы обожествляются.

2-й этап. Производящий тип взаимодействия. Исходный пункт нового этапа - возникновение и развитие земледелия и скотоводства в древних цивилизациях Востока и античных культурах юго-восточной Европы. Осуществляется переход от присваивающей к производящей экономике благодаря неолитической революции, т.е. благодаря появлению способности производить орудия труда, отсутствующие в естественной природе. Человек начинает активно вмешиваться в природу. Вырубаются леса, строятся ирригационные системы. Человеческая деятельность начинает оказы­вать разрушительное воздействие на природу. Засоление почв в долине Тигра и Евфрата явилось результатом ирригационных работ. Однако разрушение носит локальный характер и часто приво­дит к исчезновению самих цивилизаций - зависимость людей от природных условий очень велика. Природа остается грозной силой, превосходящей человека практически во всем, но вызывает она уже не ужас, а восхищение. В античной философии природа - идеал гармонии, совершенства и красоты. Космос включает в себя и природу, и богов, и людей, и далекие звезды. Законы Космоса и природы совершенны. Человек (а он далеко не совершенен) должен жить в согласии с природой и по ее законам, если хочет добиться такой же гармонии в себе.

В дальнейшем производящий тип взаимодействия общества и природы эволюционировал и обобщенно может быть представлен как триада: аграрная - индустриальная (промышленная) - постиндустриальная стадии развития. Исторически эти стадии связаны с этапами развития обще­ства, рассматриваемыми ниже.

3-й этап. Средневековье (IV-XIV вв.) и эпоха Возрождения (XV-XVI вв.). Зависимость людей от природных сил не уменьшается, освоение человеком природы коренным образом не меняется, зато меняются мировоззренческие основы отношения человека к природе. Это период господства в Европе христианства, в котором противопоставляются дух и тело, творящий Бог и сотворенная природа, одухотворенный человек и бездуховная природа. Смысл человеческой жизни - в соеди­нении с Богом, природа отходит на второй план. Отношение к природе носит достаточно пренеб­режительный характер. Однако в рамках все той же христианской традиции постепенно развива­ется совершенно иной взгляд на природу и отношение к ней. Познать (соединиться) с Богом чело­век может не только через молитвы и обращение «ввысь», но и через познание и преобразование природы. Бог отражается в природе. Познавая законы природы, человек познает Бога и приближа­ется к нему. Но это еще не все: задачей человека в приближении к Богу является также сотворче­ство с ним. Он призван не только познавать, но и активно изменять, преображать существующий мир. Именно в христианстве заложена основа бурного взлета науки в последующие века. На Вос­токе же отношение к природе меняется незначительно - с древнейших времен сохраняется пред­ставление о человеке как части природы и запрет на вмешательство в естественные процессы ми­роздания (нарушение закона и гармонии).

4-й этап. Новое время (XVII-XIX вв.). Основная задача, стоящая перед человеком - освоение и приспособление природы для все возрастающих потребностей человеческого общества. Средст­во ее освоения и покорения - познание законов природы - наука. «Знание - сила!» (Ф. Бэкон)- девиз всей эпохи Нового времени. Человек теперь не часть природы, он - ее вершина в силу сво­его сверхприродного происхождения и обладания разумом (богоподобного начала в человеке). Человек и природа противопоставляются. Природа теряет свое самостоятельное значение и рас­сматривается только как средство существования человека. Отношение к ней носит агрессивно-потребительский характер.

5-й этап. Возникновение глобальных экологических проблем. В XX в. активная преобразова­тельная деятельность человека на Земле приобретает разрушительный характер и, в конце концов, ставит человечество перед проблемой не только самоуничтожения, но и уничтожения природы (как области жизни) вообще. Конец ХХ в. и начало XXI в. - это период глобального экологическо­го кризиса. Академик В.И. Вернадский, анализируя проблему взаимоотношения природы и обще­ства, пришел к тому выводу, что в связи с активной деятельностью человека, наряду с литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой, формируется новая сфера - ноосфера, или сфера разума. Преобразование природы привело к качественным изменениям биосферы в глобальном масштабе. Человечество, взятое в целом, становится мощной «геологической силой», его деятельность - оп­ределяющий фактор в развитии биосферы и носит уже не локальный, а глобальный характер. Вер­надский описывал это новое качественное состояние биосферы со знаком «+». Ноосфера понима­ется ученым как высший этап эволюции, соединения на разумной основе природы и общества, их дальнейшего сопряженного развития.

Экологический кризис наших дней, становящийся ныне глобальным, - это отражение глубин­ного кризиса культуры, охватывающего весь комплекс взаимодействия людей друг с другом, с обществом и природой. Необходим поиск регулятивов, которые отражали бы потребности созда­ния новой, доминирующей парадигмы настоящего этапа развития цивилизации. Современная эпо­ха должна стать переходной от общества, в котором происходило неконтролируемое неустойчивое социальное развитие, к обществу, целенаправленно решающему задачи оптимизации отношений между природой и человеком. Регуляторы, определяющие характер приоритетов в развитии чело­веческой деятельности: переход от установки на неограниченный прогресс и беспредельный экономический рост к представлениям о пределах роста; переход от доминирования отношений гос­подства, конкуренции, противостояния к идеалам сотрудничества, кооперации, сосуществования, соразвития. Важная роль в этом процессе отводится идее коэволюции. Чтобы раскрыть сущность коэволюционной теории, прежде всего необходимо проанализировать содержание понятия «ко­эволюция». «Коэволюция» - это в буквальном смысле слова «соразвитие» или «согласованное развитие», касающееся, прежде всего, живой природы. С 70-х г. XX в. понятие «коэволюция» чрезвычайно распространилось, так как стало ясно, что оно удачно выражает более широкий круг явлений: соразвитие взаимодействующих элементов единой социоприродной системы, естествен­но развивающейся и сохраняющей при этом свою целостность. Переход к коэволюционной стра­тегии взаимодействия природы и общества предполагает, что человек берет на себя ответствен­ность за дальнейшую эволюцию как биосферы в целом, так и самого себя, руководствуясь прин­ципом «не навреди».


Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 581; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!