Понятие морали. Основные этические категории



Исследованием морали в системе философского знания занимается специальная наука - эти­ка. Моральное самосознание и нравственное отношение являются сущностными составляющими духовной жизни каждой зрелой личности и обще­ства в целом. Важнейшее отличительное качество морали состоит в том, что определяющим в ней является пропущенные через внутреннее, самосознательное отношение человека нормы и принципы, выработанные в культуре. Их исполнение выступает как долг (обязанность) человека перед высшим началом в себе самом. Такая обязанность есть моральный долг, следование которому повышает чело­веческое достоинство, а нарушение - понижает. Мораль не образует отдельной от других сфер области духовной деятельности. Моральной оценке подлежат любые человеческие намерения, стремления, по­ступки и отношения. Никакая организация, никакое официальное лицо не имеет преимуществен­ного права в вынесении моральных санкций, поскольку в сфере морального отношения, в конечном счете, каждый человек отве­чает сам и прежде всего перед своей духовной сущностью. В этике различают мо­раль и нравственность. К морали относят соответствующие духовные требования в их норма­тивно - идеальной, внутренне - самосознательной форме, а к нравственности - практику осуществления системы прав-обязанностей перед собой и другими людьми в личной и общественной жизни. Поэтому понятия «мораль» и «нравственность», а также их производные являются близкими, взаимосвязанными, но не взаимозамени­мыми определениями.

В общественном плане мораль выступает как система духовных определений совести наряду с правом, обычаем, религией и т.д. Специфика морали хорошо выявляется в сопоставлении с правом. Во-первых, нормы морали действуют, когда личность предъявляет их себе, контролирует и оценивает их ис­полнение. Как говорят этики, в подлежащем оценке поступке субъект и объект морального отношения совпадают. В пра­ве же предъявление норм (законов) и контроль за их исполнением осуществляются особым инсти­тутом - юридическими органами государства, а действие законов распространяется на все обще­ство. Здесь субъект и объект нормы не совпадают. Правовой авторитет подчас зависит от официального положения человека в его иерархии политических и правовых отношений. Моральное влияние (авторитет) человека определяется тем, насколько его действительные помыслы, намерения и сознательные действия направлены на благо отдельного человека и всего общества.

Во-вторых, моральная норма есть обобщенно-ценностное требование, предполагающее дис­танцию между должным и сущим. Применение нормы к конкретным условиям и обстоятельствам деятельности есть дело личного творчества морально ориентированного человека. Правовая норма, в отличие от моральной, предусматривает учет более широкого спектра возможностей и конкретных условий ее выполнения.

В-третьих, моральные санкции - преимущественно внутренние, духовные, а право опирается на меры внешнего принуждения, включая физическое. При всем различии между моралью и правом они способны дополнять и поддерживать друг друга. Наиболее значимые для обеспечения человече­ского существования требования - не убий, не кради, не лги, не прелюбодействуй, не оскорбляй и др. - нормативно закрепляются, хотя и по-разному, моралью и правом.

Добро как высшая нравственная ценность и категория морали есть благо, соединенное с осо­бого рода долженствованием. Различают добро-цель (абсолютное, безусловное добро) и добро - средство, способствующее достижению добра-цели. Безусловное добро есть высшее благо, к кото­рому должно направлять себя, руководствуясь определенными требованиями к себе. Можно ска­зать, что добро есть обязывающее благо, требующее исполнения долга перед собой - учреждения внутреннего закона и соблюдения его. В морали человек совершенствуется, устанавливая расхож­дение между сущим (реальным, наличным состоянием, непосредственными обстоятельствами) и должным (идеальным), делая свой выбор таким образом, чтобы отдалиться от недолжного и при­близить сущее к должному. Зло есть отдаление от добра, недостаток добра - выбор в пользу не­должного.

Моральным центром личности является совесть, которую Аристотель называл «внутрен­ним судом». Образно говоря, совесть - это «Я-должное, идеальное», воздействующее на «Я - сущее, реальное». При этом объединяются волевые, интеллектуальные, эмоциональные силы че­ловека. В процессе формирования и совершенствования совести индивид осваивает общественные нормы и идеалы, расширяет личную автономию, свободу, принимая обязательства по отношению к себе в перспективе всей своей жизни. Развиваются добродетели - нравственно положительные качества человека: справедливость, мужество, умеренность, гуманность и т. д., идет борьба с нравственно отрицательными качествами - пороками: несправедливостью, малодушием, невоз­держанностью, бесчеловечностью и т.д. Совесть актуализируется, становится активной в условиях морального конфликта, когда необходимо делать ценностный выбор между сущим и должным, недолжным и должным, а обстоятельства затрудняют достижение должного. Она склоняет лич­ность к исполнению морального долга, выносит оценки намерениям и поступкам (наказывает или поощряет), соизмеряя сущее с должным.

В отношениях между людьми наиболее общим моральным требованием издревле считается так называемое золотое правило. Его «отрицательная» формулировка: «Не делай другому того, чего не желаешь себе»; «положительная»: «Поступай по отношению к другому так, как бы ты хо­тел, чтобы поступали по отношению к тебе». Золотое правило обязывает практически признавать принципиальную равноценность себя и другого с точки зрения единой для всех духовной сущности человека, позволяющей ему соотнести свое достоинство и достоинство другого человека. Тем самым в отношениях между людьми утверждаются основания справедли­вости - применение адекватной ценностной меры. Кроме того, это правило устанавливает необхо­димость соединения сущего («не делай», «поступай») и должного («как (не) желал бы»).

Три основных подхода к пониманию исторических оснований морали как духовного проявле­ния:

1.   Подход, который можно назвать «абсолютистским»: нравственные, интеллектуальные, эс­тетические, религиозные и т.п. качества людей есть проявления некоего абсолютного начала - природы (например, в конфуцианстве), божественной личности (например, в христианской этике) или даже априорных структур практического разума человека (Кант).

2.   «Биологический» подход: так называемая «духовность» есть развитие форм жизнедеятель­ности, присущих высшим животным. Подобные взгляды особенно характерны для позитивистов. П.А. Кропоткин, в частности, полагает, что мораль вырастает из «альтруистического», солидарного поведения животных, форм их взаимопомощи, биологически закрепленных, так как они способствуют сохра­нению вида.

3.   Социологический подход: в ходе возникновения социума устанавливаются новые, надбиологические, опосредуемые сознанием способы регуляции отношений между его членами, в том числе и моральные. Такой позиции придерживаются сторонники марксистской точки зрения. Ф. Энгельс считал, что формирование моральных норм первоначально вызывается необходимостью упорядочения родст­венных и трудовых отношений.

Современная отечественная философия выделяет в истории становления морали ( и этики как науки) не­сколько крупных этапов: тотемно-племенное сознание, зачатки морального сознания в рамках установленного единым богом закона, христианскую мораль и мораль как проявление «неотчуждаемых прав человека». Переход на каждый следующий этап сущест­венно расширяет круг людей, на которых распространяется действие моральных норм, устанавливающих более гуманные отношения.

Виды морали:

1.   Родоплеменная мораль еще слита с обычаем, ее действие распространяется только на «сво­их» - соплеменников; абстрактной нормы нет, преобладает ориентация на наглядные образцы, данные в мифах, ритуалах, обрядах, реальных поступках; ответственность преимущественно кол­лективная и определяется местом в системе родства. На поздней стадии родового общества возни­кает обычай талиона («жизнь за жизнь, око за око, зуб за зуб»), устанавливающий в межобщинных отношениях принцип уравнивания ущерба при осуществлении кровной мести.

2.   Национально-сословная мораль возникает в раннеклассовом обществе. Сфера действия нравственных отношений расширяется, «свои» теперь не только соплеменники, но и «соотечест­венники», входящие в определенное национальное или национально-государственное образова­ние, сплоченное, как правило, в духовном отношении единой национальной религией. Разные со­словия имеют свои «кодексы чести». Появляется абстрактная норма, золотое правило, расширяет­ся область личной ответственности. В некоторых странах возникает этика (Индия, Китай, Греция), которая начинает оказывать влияние на нравственную жизнь общества.

3.   Для морали мировых религий «свой», «ближний» - это единоверец; племенные, националь­но-государственные и сословные различия между людьми второстепенны. Развивается личная от­ветственность, возрастает ценность любви к ближнему, сострадания.

4.   Просветительская мораль естественных прав человека устраняет и религиозные границы в нравственных отношениях, здесь «свой» - человек вообще. Утверждается изначальное достоинст­во каждого индивида, определяемое естественным законом, тем, что люди по своей духовной природе равны и свободны. Выдвигается требование политико-правового обеспечения прав человека. Раскрытие и совершенствование человеческой природы в индивиде начинает восприниматься как высшая цен­ность. Возрастает индивидуальная нравственная ответственность. Провозглашаются принципы самоопределения личности, ненасилия, невмешательства в частную жизнь и т.д.

5.  В современных условиях с развитием информационного общества появляют­ся признаки морального отношения, для которого характерен более универсалистский взгляд на природу человека. Эти изменения ориентируют человека на общение и сотрудничество между людьми с различными культурными традициями и ценностными уста­новками на основе соблюдения универсальных принципов - справед­ливости и человечности.


Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 310; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!