Природа и сущность философских категорий



1. Общая характеристика философских категорий

Категории философии – это предельно общие, или всеобщие фундаментальные понятия, отражающие наиболее существенные, закономерные и универсальные связи и отношения бытия и мышления. Категории философии   являются универсальными формами мышления, которые выполняют функцию связи между мыслительными конструктами, обладающими наиболее общими признаками.  

 Философские категории в силу их абстрактности, представляющей собой предельный уровень обобщения, не могут быть определены путем подведения одного понятия под другое по типу родовидовых отношений. Они определяются при помощи соотнесения их друг с другом (чаще всего путем соотнесения одной категории с другой – противоположной ей) и установления места категорий в системе их отношений. Философские категории – рефлексивные понятия. Они формируются путем рефлексии – мышления о мышлении.

В категориях философии отражаются и выражаются всеобщие отношения и закономерности природы, общества и мышления человека. Философские категории обосновывают природу тех понятий, которые использует человек в практической, общественной жизни, в научном, художественном и других видах познания. Категории философии абстрагированы от тех понятий, которые складываются в науке, искусстве, религии, во всех сферах культуры. И они же приложимы ко всем этим сферам как организующие принципы мышления. Категории философии воплощают в предельной форме абстракции многообразие реалий мира, в том числе – мира сознания (мышления), познания.

II. Проблема категорий в истории философии

Платон,исследуя природу понятий, выделил и определил философские категории: тождество, различие, бытие, движение и покой («Софист»). 

Аристотель вводит понятие категории как высказывания о сущем. Он выделяет десять категорий, характеризующих сущее: сущность, качество и количество, отношение, место и время, положение и обладание, действие и страдание «(Категории»). Концепция категорий Аристотеля – онтологическая. Описывая сущее, они выполняют аналитическую функцию.

И. Кант относит категории не к бытию, сущему, как Аристотель, а к рассудку. В своей «таблице категорий» он выделяет четыре группы (количества, качества, отношения и модальности), каждая из которых состоит из трех категорий. По Канту, категории – априорные (доопытные) формы рассудка, выполняющие синтетическую функцию в его трансцендентальной логике. Они не выводятся из опыта, но применимы к опыту. Категории – исходные условия и структуры рассудочного познания, упорядочивающего знания о мире на уровне явлений.

Г.В.Ф. Гегельпомещает в основу своей системы единство бытия и мышления. Тождество бытия и мышления ведет к тому, что его диалектическая логика выступает как наука о взаимосвязи мышления и бытия. Категории у Гегеля выступают в двух ипостасях: как системная основа развития идеи и как ступени развивающегося познания. В своем развертывании через категории «абсолютная идея» демонстрирует возможности чистого разума.

     К. Маркс и Ф. Энгельс, разрабатывали материалистическую диалектику, исходя из представлений о саморазвитии материального мира. «Материалистическое прочтение» диалектики Гегеля в диалектическом материализме было положено в основу системы философских категорий, отражающих в своем единстве внутреннюю взаимосвязь процессов и явлений материального мира.

III. Типы философских категорий

1.Онтологические категории, отражающие наиболее существенные связи бытия: субстанция, материя, движение, пространство, время, бытие, качество, количество и др.

2.Гносеологические категории, отражающие наиболее общие связи и отношения процесса познания: субъект и объект, истина и заблуждение, практика и др.

3. Логические категории (категории диалектики). Это категории, которые находят свое основание в структурах человеческого мышления, более чем все другие вырастают из развития данных структур на основе расширения их содержания и рефлексии над этим содержанием. Они выражают в формах мышления диалектику бытия и мышления. Они приложимы и к бытию и к мышлению.  

Основные категории диалектики:

 а) категории определенности: общее и единичное; сущность и явление; содержание и форма; элементы и структура; часть и целое (иногда данную пару категорий относят к отдельной группе – категории «целостности»);     

 б) категории обусловленности: причина и следствие; необходимость и случайность; возможность и действительность.

4. Аксиологические категории, в которых выражаются смыслообразующие основания человеческого бытия: свобода, добро и зло, прекрасное и безобразное и др.

Раскрывая природу и сущность философских категорий, необходимо обратить внимание на следующее:

     1. Категории являются отражением объективной действительности, выступают ступенями ее познания. Они имеют объективное содержаниеи выражают закономерности перехода от незнания к знанию;

      2. Категории – это существенное обобщение предметов и явлений действительности и всех царящих в ней отношений;

    3. Категории рассматриваются в их становлении (тождество, различие, противоречие, противоположность, единство противоположностей);

     4. Категории взаимосвязаны между собой таким образом, что одна немыслима без другой, вытекает одна из другой и одна другую обусловливает (количество - качество, сущность - явление);

   5. Категории как обобщение сторон действительности, воплощая в себе богатство особенного и индивидуального, отдельного, являются, в этом смысле, и законами действительности. Категории выступают в качестве логической формы философских принципов (развития и всеобщей связи), законов и методологических положений, которые в свою очередь составляют объективное содержание категорий.

    6. Категории в своей сущности представляют итог, выводы истории и логики познания мира, воплощение единства исторического и логического.

   7. Теория материалистической диалектики представляет систему категорий, которая рассматривает категории в их историческом и логическом развитии и отражает целостность и единство явлений материального мира, их внутреннюю взаимосвязь.

8. Объективно существующая связь явлений и ее теоретическое воспроизведение служат основой для построения системы категорий. Система категорий конкретно-исторична, т. е. отражает особенности научно-теоретического мышления данной эпохи. Так, система категорий Аристотеля отразила уровень логического мышления Античности, тогда как философская система Гегеля отразила уровень научно-теоретического мышления XVIII и первой половины XIX столетий – время становления науки и предвосхищения научной революции XX века.

  Категории философии служат методом познания всех явлений природы и общества, тогда как фундаментальные понятия науки и общественной практики являются методологическим ориентиром для познания сравнительно ограниченного круга явлений.

Философские категории выполняют универсальную методологическую функцию в познании природы, общества и мышления человека. Вместе с тем, философские категории выполняют мировоззренческую функцию. Они предоставляют возможность соотнести знания человека о мире со знанием о самом себе, своем месте в мире, способствуя тем самым формированию сознательного, творческого отношения к действительности.


Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 273; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!