Во 2-ой и 3-ей главах. Об епископах. 6 страница



УЧЕНИЕ АРИСТИДА Центральный пункт в догматическом воззрении Аристида составляет учение о Боге. Аристид первый пытается выразить это учение в философской форме. В полном согласии с философской постановкой этого вопроса он отмечает в нем два пункта: 1) истину бытия Божия Аристид выводит из факта существования и прекрасного устройства мира. Удивление перед красотою мироздания приводит Аристида к пониманию "непреодолимой силы", управляющей им, то есть Бога, "Который во всем присутствует и от всего сокрыт". При таком образе рассмо­трения истины бытия Божия, понятие о Боге принимает у Аристида космический характер: Он "двигатель всего". Бог в Своем Существе непостижим и рассуждать о крепости правления Его бесполезно; о нем можно только сказать, что "Он Бог над всем, Который все создал ради человека" (13). Отсюда в содержание понятия Бога входят преимущественно признаки отрицательные, указывающие на Его абсолютность. Бог не сотворен, не рожден, не изменяем, без начала и конца, совершенен ("без всякого недостатка"). У Него нет ни цвета, ни образа, ни членов, ни мужеского пола, ни женского; Он безграничен - небо не ограничивает Его, а, напротив обнимается Им. Все эти признаки отрицательного характера говорят о том, что не есть Бог, но они не определяют Существа Божия. Отсюда Бог непостижим и не имеет имени. Но в то же время Бог есть Существо нравственно - совершенное: " В Боге нет ни гнева, ни ярости, заблуждения и забвения нет в Его природе, ибо Он - совершенная мудрость и ведение, и через Него все существует" (1,6). Другие пункты христианского вероучения выступают у Аристида в простом первобытном, виде, без всякой обработки. Они изложены в генеалогии христиан и по форме напоминают символ. Христиане, говорит Аристид, (2,6), ведут свой род от Христа. Он исповедуется Сыном Всевышнего Бога и о Нем говорится, что Бог сошел с неба в виде Св. Духа и от еврейской девы принял и облекся плотью. "Он имел 12 учеников для довершения Своего домостроительства. Он был пригвожден иудеями и умер, и погребен, как передают они (апостолы) через 3 дня воскрес и вознесся на Небо" (2,8). В такой же символьной, а не философской, форме Аристид излагает и учение о Боге, когда предлагает Его, как учение христиан: "Они, - говорит он, - признают и веруют в Бога, Творца неба и земли, Который подле себя не имеет никакого иного Бога". В конце апологии автор указывает на страшный суд, который через Иисуса Христа придет на весь род человеческий" (17,8). Неоднократно он говорит и о чаянии будущей жизни по воскресении (15,3; 16,3). Соединяя все эти члены веры, получаем довольно полную формулу символа веры, чем та, которую мы видели у Поликарпа. Аристид - второй после Поликарпа свидетель существования в древней церкви символа веры (нет еще члена о Св. Духе, Церкви и таинстве крещения). Он же является важным свидетелем значения у христиан, их писаний, на которые он неоднократно ссылается, как на важнейший источник их веро- и нравоучения (15,1;16,5;17,1). Учение о Боге полнее раскрыто, в остальных вопросах автор краток. СТИЛЬ АПОЛОГИИ АРИСТИДА По внешней форме апология Аристида отличается от последующих (Св. Иустина мученика) апологий планомерностью и упорядоченностью изложения, которой нет у большинства апологетов. Некоторые страницы, например описание святой жизни первых христиан, производят даже художественное впечатление. 2) Для апологии характерно отсутствие достоверных фактов, которые, например, так обильны у Иустина мученика. АФИНАГОР Из творений Афинагора сохранились апологии - "Афинагора афинянина философа христианского прошения о христианах" и сочинение "О воскресении мертвых". Об Афинагоре известно (из его апологии), что он сначала был противником христианства, потом сам обратился. Возможно, что он был учителем Климента Александрийского. Его апология была написана для представления императору Антонину и его соправителю Комоду около 176 года. СОДЕРЖАНИЕ Апология распадается на 3 части, которых разбираются три обвинения против христиан - в безбожии (4-30), кровосмешении (31-34)и поедания человеческого мяса (35-36). Обращаясь к государям, Афинагор просит их обратить внимание на то, что в то время как в их государстве и под их мудрым правлением все народы пользуются свободой поклонения своим богам и находятся под защитой законов, христиане подвергаются гонениям без всякого исследования их виновности, без необходимой во всяком суде проверки тех обвинений, которые на них возводятся, так что христиане лишены самого элементарного права, в котором не отказывают и самым тяжким преступникам. Во имя справедливости апологет пробит императора издать закон, по которому и христиан судили бы обычным порядком за их дела (2г.). Сам Афинагор сознает, что если бы были справедливы три ужасных обвинения, обычно направленные против христиан, то их нужно было бы бить без всякой пощады от мала до велика. Но они ложны, и это он намерен показать в своей апологии (3). 1. Несправедливость обвинения христиан в безбожии Афинагор опровергает особенно подробно. Христиане не безбожники, потому, что они признают Единого Бога, а монотеизм вовсе не признак безбожия, ибо его держались философы, которых никто не считал безбожниками (5). А что Бог один, - это необходимо предполагается человеческим разумом (8) и удостоверяется свидетельствами пророков (9). Христиане почитают, однако, не только единого Бога, но и Сына Его и Духа Святого, а также множество ангелов (10). Отсюда их ни в коем случае нельзя упрекать в безбожии. То же самое следует из рассмотрения нравственной их жизни: христиане учат о любви к врагам, о незлобии, и многие из них, необразованные, расслабленные, старухи, хотя словом не могут доказать правоту своего учения, однако, делами, святой жизнью своею оправдывают его (11). А такую жизнь они ведут потому, что познают, что Бог бодрствует над родом человеческим и в будущем воздаст за человеколюбивую и скромную жизнь несказанными благами (12). Доказав, что христиане не безбожники, Афинагор переходит к критике язычества. П. Защищая христиан от обвинении в безнравственности, Афинагор считает их недопустимыми уже по одному тому, что христиане верят в будущее воздаяние и не допустят ничего безнравственного (31). В частности, против обвинения в кровосмешении говорит высоконравственная жизнь христиан; они считают грехом даже смотреть на женщину с вожделением и не позволяют себе повторить братское целование, когда оно понравится (32). Жену каждый имеет только для деторождения, которое служит и мерой воздержания; многие же из них ведут жизнь безбрачную, надеясь так теснее соединиться с Богом. Ввиду этого и самим язычникам скорее нужно применить пословицу: «блудница укоряет целомудренную». III. Что касается обвинения в людоедстве, то оно тем более несправедливо. Христиане не хотят даже смотреть на человекоубийство (напр., на гладиаторство), не то чтобы убивать и есть людей; они запрещает вытравлять младенцев в утробе матери, тем более не станут убивать ребенка уже вскормленного (35). Никто не допустит этого и ввиду наказаний по Воскресении. В заключении повторяется просьба о справедливости. Христиане выступают за власть царскую и заслуживают справедливости (37). Сочинение "О Воскресении мертвых" состоит из 25 глав; в нем Афинагор сначала (1-10) опровергает возражения против воскресения мертвых, а затем (11-25) подтверждает эту истину положительными доводами. Рассуждения ведутся преимущественно философским путем. Разбирая возражения против воскресения, Афиногор в основу своих рассуждений полагает бесспорный факт о Боге, - Бог может и хочет воскресить мертвых. Бог может сделать это, ибо Он: а) знает весь состав человека, знает, куда поступает каждая его частица и как восстановить тело по его разрушении, и б) имеет силу для этого: раз Он из небытия создал человеческие тела, то может и по воскресении восстановить их разрушенные. Богу угодно воскресить мертвых. Это было бы Ему неугодно, если бы было не справедливо и недостойно Его. Но воскресение тела не делает несправедливости ни духовным существам, которым оно нисколько не мешает, ни животным, которые и не будут существовать по воскресении, да и вообще не способны чувствовать обиду, ни душе воскрешаемого человека, - ибо нет для нее обиды получить нетленное тело, если и при жизни она была связана с ним и не видела в этом несправедливости. Нельзя считать воскресение недостойным Бога, ибо если было угодно Богу создать тело тленное, то тем более тело нетленное. Доказавши важность воскресения, Афинагор переходит к изложению прямых доказательств в пользу его. Богословие.. Учение о единстве Божием о троичности - в апологии Афинагора это учение излагается полнее и отчетливее, чем у других. "Веруем, что Бог един. Поэты и философы достаточно касалась этого предмета, как и других, по сродству духа своего с божественным, движимые каждый своею душою испытать, не удастся ли ему найти и познать силу" (гл.7). Правильное познание о Боге можно получить только через Его откровенние и автор говорит далее о духе Божием, "который двигал устами пророков, как инструментами". Афинагор впервые дает рационалистическое доказательство единства Божия (8). "У Единого Высочайшего Бога есть Сын - Слово Отца, Его идея и «энергия (т.е. действительная сила, реализующая идеи) так, что по Нему и через него все сотворено" (10). Сын составляет одно с Отцом "по единству и силе духа" (т.е. божеской природе). Кроме Сына от Бога исходит "Дух Святый, действующий в пророках, исходит подобно лучу солнечному, истекая из Него и возвращаясь к Нему (10). В последних словах Афинагор не особенно ярко отмечает личное и самостоятельное бытие Св. Духа. Учение о Святой Троице Афинагор излагает яснее всех апологетов: "Кто не удивится, услышав, что называют безбожниками тех, которые исповедают Бога Отца и Сына и Духа Святого, и признают Их единство в силе и различии в порядке". "Бог все сотворил Словом и все содержит Духом Своим", "Мы признаем Бога и Сына Его - Слово и Духа Святого, именно составляющих одно по силе своей Отца, Сына и Духа". Таким образом, при всей наклонности к субординационизму Афинагор недалеко стоит от Никейской формулы единосущия. УЧЕНИЕ ОБ АНГЕЛАХ Учение замечательно по своей ясности и рельефности. Ангелам приписывается участие в божественном промышлении - именно - управлении стихиями и небесами (гл.10) и владычество над веществом (24), так что им принадлежит частное промышление, как Богу - общее. Некоторые из этих тварных ангелов злоупотребили и своим естеством и предоставленной им властью и стали враждебными Богу. ХАРАКТЕРИСТИКА АФИНАГОРА КАК ПИСАТЕЛЯ Афинагор по воззрениям своим не является оригинальным писателем. Но он превосходит всех апологетов литературными достоинствами своих произведений, язык его ясен, и изящен, изложение строго последовательно и планомерно. Афинагор выделяется из ряда апологетов заметной и светскостью своих мнений. Библии (В.З.) он почти не цитирует. Христианское учение излагает исключительно в философской форме, обосновал его рационально. МЕЛИТОН, ЕПИСКОП САРДИЙСКИЙ Мелитон, о котором как о писателе имеются упоминания у Евсевия, Тертуллиана, блаж. Иеронима, был епископом г. Сарды в Малой Азии во 2-й половине П-го в. Он путешествовал в Палестину для изучения мест, где происходили события священной истории и для исследования книг Ветхого Завета, участвовал в споре о праздновании Пасхи, пользовался большим уважением в церкви. Написал много сочинений, догматических, библейских и по вопросам внутренней практики. Сохранились отдельные отрывки, приводимые другими авторами, и "Речи Мелитона Философа", которую он держал перед императором Антонином, чтобы научить его познанию Бога, показать ему путь истинный". Эта речь сохранилась только в сирском переводе, открытом и изданном в 1 половине прошлого века. Трудно предположить, чтобы вся эта "речь" была действительно произнесена перед императором, возможно, что это последующее воспроизведение более краткой и не такой резкой речи. Здесь излагается высокое философское, или богословское учение о Едином Боге, которое могло встретить сочувствие просвещенного императора. "Бог поистине есть, и все существует через Его силу. Он не есть сотворенное существо, не получил начала во времени; но Он от вечности и существует во веки веков. Он не изменяется, тогда как все изменяется, никакое зрение не может видеть Его, никакой разум понять Его, никакое слово объяснить Его. Любящие же Его, называют Его Отцом и Богом истинным (с. 211-212). Это учение сравнивается с мифическими сказаниями о различных Богах и императору предоставляется сделать выбор. "Бог вечно живущий, входит в душу твою, ибо душа твоя есть Его образ, т.к. и она невидима, но осязаема, не имеет вида и своею волею движет все тело... Знай, что венец твоих добрых дел есть познание Бога и служение Ему. И знай, что Он от тебя ничего не требует, ни в чем не нуждается. Он не завистно дает познать Себя тем, которые ищут познания Его. Кто же сей Бог? Тот, Кто Сам есть истина, и Слово Которого есть истина. Но что есть истина? То, что не создано, не сотворено, не образовано, т. е. бытие, которое не имеет начала и называется истиной" (с.215-216). Бог дал человеку разум и свободу и предоставил ему выбор. А правильный выбор человек может сделать тогда, когда размыслит о порядке космоса и познает самого себя», свою душу, которая есть подобие Божие. "Посему - говорит Мелитон, - я советую тебе познать самого себя, и ты познаешь Бога. Познай, как в тебе есть то, что называется душою, как через нее око видит, ухо слышит, уста говорят, движется все тело. И когда Богу угодно отделить душу твою от тела, то оно падает и разрушается. Итак, из того, что в тебе есть, но невидимо, познай, каким образом Бог по собственной воле управляет всем миром как бы телом, что если Ему угодно будет отнять свою силу, то "мир как тело упадет и разрушится" (с.217). Затем Мелитон опровергает другие основания, которыми язычники оправдывали свою привязанность к религии отцов. Он показывает, что царь не обязан следовать мнению толпы, а исправлять заблуждение подданных. Не важен здесь и обычай предков. Речь заканчивается увещанием к императору (Марку Аврелию) вместе с его детьми познать Бога Истинного, чтобы стяжать вечные блага, обещанные верующие. "Если ты, цезарь Антонин, научишься сему, и если узнают это с тобою и дети твои, то приобретешь им наследие вечное, которое не приходит, и спасешь свою душу и души сынов своих от участи, которая ожидает всю землю на суде истины и правды. Если ты познаешь Бога здесь, то Он познает Тебя там; и если здесь ты Его презришь, то Он не поставит тебя между теми, которые знают и прославляют Его. Это довольно для твоего величества; а может быть, и слишком довольно, если угодно" /с.220/. Речь Мелитона, несомненно, производила большое впечатление на его современников - образованных язычников. СВ. МУЧЕНИК ИУСТИН ФИЛОСОФ Среди сочинений других апологетов сочинения Иустина Философа несколько выделяются, они имеют большое влияние на развитие святоотеческого богословия. "Учитель церкви с ревностью и духом апостольским, по страдальческой кончите мученик, -философ по имени и образованию", - так характеризует арх. Филарет Гумилевский. А Барденхевер называет его "образцом христианского апологета". Сведения о его жизни можно извлечь из его сочинений. Св. Иустин родился около ПО г. в Палестине, в г. Флавиа Неаполис, нынешнем Наблусе, древнем Сихеме, в языческой семье. Еще в ранние годы проявилось в нем стремление к истине и он много учился у философов разных направлений и нашел удовлетворение в философии Платона. К философии Иустин сохранил глубокое уважение, и после принятия христианства и до конца жизни сохранил имя философа, продолжая носить особый плащ - отличие учителей философии того времени. Иустин был обращен в христианство после встречи и разговора на берегу моря с одним старцем-христианином, как это он сам описал в своем "Разговоре с Трифоном". Мефодий Патарский и Евсевий считали, что старец, обративший Иустина, был "муж апостольский", может быть Поликарп Смирнский (хронологически это возможно). После своего обращения Иустин, считая себя христианским философом, вел жизнь странствующего учителя, но излагал не платоновскую философию, а христианское учение, называя его единственной истинной философией. В такой проповеди он видел задачу своей жизни: "Всякий, кто может возвещать истину и не возвещает, - говорил он, - будет осужден Богом". Известно, что он учил в Риме и его учеником был другой апологет - Татиан. В Риме он имел состязание с языческим философом Кресцентом, который затем донес на него. Во время допроса Иустин высказал большое мужество и твердость убеждения в обетованиях о будущей жизни. После бичеваний он был обезглавлен при префекте Юлии Рустике между 165 и 167 гг. Его память совершается 1-го июня. СОЧИНЕНИЯ ИУСТИНА Ему приписывалось много сочинений, но из дошедших до настоящего времени признаются подлинными только 1-я и 2-я апологии и "Разговор (диалог) с Трифоном иудеем". 1-я Апология составлена в 1-ой половине 2-го века и адресована была императору Антонину Пию, и его соправителям, сенату и всему народу Римскому. По самому плану или последовательности мыслей эта апология имеет много общего с такого рода апологиями. В 1-ой половине Иустин говорит о несправедливости преследования христиан за одно исповедание или имя: "Одно имя не может представлять разумного основания ни для похвалы, ни для наказания". "Это мы говорим для вашего блага, ибо в нашей воле отречься при допросах, только мы не желаем жить обманом".      "Мы желаем, - говорит он, - вечной и чистой жизни, мы стремимся к пребыванию с Богом, Отцом и Создателем всего мира, и спешим исповедать свою веру... сами признаемся, что мы христиане, хотя - знаем, что всякому, кто признается, предстоит смертная казнь". Это показывает невинность христиан во всех возводимых на них преступлениях. Затем в апологии следует изложение нравственного учения христиан, в этой части имеется много цитат из Евангелия от Матфея. Для того чтобы Христа нельзя было отнести к числу других учителей, якобы также творивших различные чудеса, Иустин приводит ряд свидетельств о Христе у ветхозаветных пророков. Эта часть является одним из первых сводов мессианских пророчеств Ветхого Завета. Здесь же указывается на исполнение пророчеств об иудеях, отвергнувших Христа. Очень важно описание христианского богослужения в последней части апологии показывающее, что христиане не совершают во время своих собраний нечего противозаконного и преступного. Также как и в Дидахи, здесь говорится о Крещении и Евхаристии. В отношении к Крещению приводятся слова Спасителя: "Если не родитесь снова, то не войдете в Царство Небесное" (Иоан.3,3). А в отношении к Евхаристии, говорится, что она совершается так, как передали Апостолы "в написанных ими сказаниях, которые называются Евангелиями (интересно отметить, здесь множественное число, что показывает, что со времени составления апологии канонические Евангелия были широко известны), Мы принимаем это (Евхаристию) не так как обыкновенный хлеб или обыкновенное питье, но... как мы научены, - Плоть и Кровь Того воплотившегося Иисуса". Это тоже важное свидетельство правильности церковного понимания Евхаристии (гл.61-67). Апология заканчивается увещанием императоров не осуждать невинных людей на смерть. "Мы наперед говорим, вам, что не избежите будущего суда Божия, если пребудете в вашей неправде, и мы воскликнем: пусть будет, что Богу угодно". 2-я Апология составлена вскоре после 1-й по частному случаю осуждения в Риме 3-х христиан. Иустин говорит о недопустимости осуждения за одно исповедание и рассматривает еще два вопроса: А) Почему христиане осуждают самоубийство, но не избегают мученичества - самоубийство противно воле Божией, которая не хочет прекращения рода человеческого, а, напротив, для людей создала мир. Если христиане на допросах не отрицаются от своего имени, то делает по любви к истине.

Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 182; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!