Во 2-ой и 3-ей главах. Об епископах. 8 страница



В начале 3-й книги Феофил говорит о своем намерении показать в ней Автолику древность писания "в кратком изложении", чтобы Автолик "не обременился прочитать его и увидел пустословие прочих сочинителей" (гл.1). Здесь он раскрывает ничтожество языческой литературы, писателей, философов. В противоположность описывается вера христиан в Единого Бога и их справедливая жизнь (9-15), древность их писаний. На основании сравнения данных Библии и летоисчисления египетского, финикийского и римского Св. Феофил указывает год от сотворения мира 5695, что помогает определить год написания книги (5695-5508=187). Книга заканчивается советом: "Если ты хочешь, прилежно читай эти книги мои, чтобы тебе иметь советника и залог истины" (гл.30, с. 191). УЧЕНИЕ Св. Феофил стоял под влиянием Филона, у которого позаимствовал и аллегоризм. Во взглядах на философию и эллинскую культуру Феофил приближается к Татиану; у философов он видит одни несообразности и противоречия. Но допускает и следы истины у поэтов и Философов и объясняет это либо зависимостью их от пророков, либо временным их освобождением из-под власти демонов, дающим возможность раскрыться естественному стремлению человека к познанию Бога. Главным источником вероучения считает пророков, хотя пользуется и новозаветными книгами. В учении своем Феофил касается только общерелигиозных тем. Специально христологических элементов у него мало: нет учения об искуплении, даже имя Христа не упоминается и название христиан производится от помазания елеем при крещении. УЧЕНИЕ О БОГЕ Феофил высказывает общее всем апологетам высокое учение о Боге. Вид Бога неописуем и неизъясним, ибо не может быть видим плотскими глазами. Его слава бесконечна, величие необъятно, высота непостижима, могущество неизмеримо, благость неподражаема, благодеяния неизреченны. Ибо если назову Его светом, то я скажу об Его творении; назову ли Его Словом, скажу о Его мудрости; назову ли Духом, скажу об Его дыхании; назову ли мудростью, скажу об Его порождении; назову ли крепостью, скажу об Его могуществе; назову ли силою, скажу об Его деятельности; назову ли Промыслом, скажу об Его благости; назову ли царством, скажу об Его славе; назову ли Господом, - назову Его судьею; назову ли судьею - назову Его праведным; назову ли Отцом, - скажу об Его любви... Бог безначален, потому что Он не произошел, - неизменяем, потому что бессмертен. Он называется Богом, потому что положил все в Своей крепости"(1,3-4,с. 128-130). Бог есть всемогущий Творец всего из ничего и Промыслитель". УЧЕНИЕ О ЛОГОСЕ В учении о Логосе Феофил различает два момента Его бытия - Логос эндлафэтос, внутреннее Слово Божие в до-мирном бытии, и Логос профорикос произнесенное Слово для творения мира (Филоновский термин). В том и другом случае он считает Его личные существом. Слово рождено для творения и выступало также во всех богоявлениях. УЧЕНИЕ О СВ. ДУХЕ Святого Духа - называет часто Премудростью. Говорит, что Бог сотворил все Словом и Премудростью и к Ним обращался за советом о создании человека (П. 18, с. 153). УЧЕНИЕ О СВ. ТРОИЦЕ Во II кн. Феофил первый упоминает термин "Троица" в ношении к Богу: "Три дня, которые были прежде светил созданы, суть образы Троицы, Бога и Его Слова и Его Премудрости" (гл.15,с.151). УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ Бог "сотворил человека ни смертным, ни бессмертным", а средним, "способным к тому и другому" (11,27). Нарушив заповеди, человек стал сам виновником своей смерти. Учение о первородном грехе, как порче природы, выражено у Св. Феофила довольно ясно. Грех повлек за собой и смерть, для животных одичание. Как потерял человек свое блаженство через неповиновение, так и возвратить себе вечную жизнь, может, через повиновение воли Божией и исполнение заповедей. Как писатель, Феофил принадлежит к числу лучших апологетов: слог его простой, непринужденный и не лишен изящества. ЕРМИЙ ФИЛОСОФ Ермий известен только по сохранившемуся его сочинению "Осмеяние языческих философов". В рукописных кодексах его сочинений дается ему название философа. По главной мысли сочинения и приемам изложения Ермий близко подходит к Св. Иустину и особенно Татиану. В его сочинениях можно видеть более подробные раскрытия сочинений Татиана: "Ты следуешь учению Платона, и вот эпикурейский софист открыто восстает на тебя. Опять ты хочешь следовать Аристотелю, и тебя ругает какой-нибудь последователь Демокрита" и т. д. ("Речь против эллинов"). Резко полемическое отношение Ермия к философии язычества и взгляд на ее происхождение напоминает первые времена борьбы христианства с язычеством. Поэтому большинство ученых издателей и исследователей творений древности относит Ермия к писателям-апологетам П-го или начала Ш- го в. Сочинение Ермия вполне соответствует своему заглавию. В нем он подвергает критике философию, указывая противоречие философов в решении вопроса о душе человека и о начале всех вещей. Критика ведется довольно поверхностно, философские тезисы берутся вне своей связи, сопоставляются часто без системы, представляются в карикатурном виде, но при этом Ермию нельзя отказать в силе иронии и одушевленности речи. Слог его простой и непринужденный. Начинается сочинение указанием на слова Ап. Павла: "Премудрость мира сего есть глупость в очах Божиих" (I Кор.). Параллельно ставится тезис, что философия получила свое начало от падения ангелов. Все это доказывается на основании разногласия философов. Так, душу одни признают за огонь, другие - за воздух, третьи - за ум, четвертые - за движение, испарение, воду, кровь и т. д. Одни считают бессмертной, другие - смертной, превращают ее из одного вещества в другое. "Признаюсь - такие превращения поражают во мне отвращение. То я бессмертен, и радуюсь; то я становлюсь водой, становлюсь воздухом, становлюсь огнем; то я не воздух и не огонь, то меня делают зверем, или превращают в рыбу, и я делаюсь братом дельфинов. Смотря на себя, я прихожу в ужас от своего тела, не знаю, как назвать его, человеком ли, или собакой, или волком, или быком, или птицей, или змеем, или драконом, или химерою. Те любители мудрости превращают меня во всякого вида животных; в земных, водяных, летающих, многовидных, диких или домашних, немых или издающих звуки, бессловесных или разумных. Я плаваю, летаю, парю по воздуху, пресмыкаюсь, бегаю, сижу. Является, наконец, Эмпедокл, и делает, из меня растение /гл. 2, с. 198/. Еще несуразнее мнение всех философов о начале всех вещей. Ермий говорит, что все это способно только вскружить голову, но не ведет к истине. Является Пифагор, изменяет огонь, воду, мир. Эпикур же предлагает исчислить и другие бесчисленные миры. Так без конца тянется мрак невежества, заблуждения. Следовательно, бесполезна и недостижима цель усилий философов, которая "не оправдываемая ни очевидностью, ни здравым разумом" человека. Сочинение Ермия - это острый своеобразный ответ на насмешки философов над кажущейся простотой христианства. МИНУЦИЙ ФЕЛИКС Один из первых церковных писателей, писавших на латинском языке. Сведения о нем имеются у Лактанция (начало IV-ro века) и у блаж. Иеронима. Марк Минуций Феликс (2-я пол. II в. - начало III-го в.) по образованию и деятельности адвокат, принял христианство в зрелом возрасте, перевел "От ночи лжи к свету истины". Жил в Риме, но сохранил тесную связь с провинциями в Северной Африке, может быть, там родился. Из его сочинения сохранился диалог "Октавий" - сочинение, написанное в защиту христианства в распространенной в то время форме философских диалогов, где отдельное лица высказывают свои мысли по какому-либо философскому вопросу. Возможно, что участники диалога Минуция Феликса были реально существовавшие лица; - сам автор (Марк), Цецилий - язычник, и Октавий - христианин. В начале диалога рассказывается, что три его участника, воспользовались свободным временем, совершают прогулку на живописный берег моря в Остию. Сама прогулка живо описана. В то время Октавий заметил, что Цецилий по язычески приветствовал Сераписа (поцеловал свою руку). Свое удивление Октавий высказал своим спутникам. Это стало причиной для разговора о христианстве. Цецилий высказал все обвинения против христиан, которые были распространены в то время. Октавий в том же порядке возражал ему, поэтому композиция диалога простая. Главные мысли Цецилия - это: A) трудность богопознания; Б) необходимость отечественной религии; B) чудовищность нравов и учения христиан. Цецилий скептик считает, что "необразованные" и "невежественные" не должны рассуждать о сущности вещей и Божестве, тем более что везде и во всем господствует "решительный случай", проявляется "таинственная природа". Поэтому удобнее держаться старины, религии предков. После таких соображений Цецилий переходит к прямым обвинениям христиан - "жалкой и запрещенной секты" (гл. 8) - в преступных извращениях, якобы совершающихся в Христианских собраниях. "Ужасные святилища этого общества умножаются и наполняются по всему миру. Надо его искоренить, уничтожить" (гл. 9). Особенно возмущает Цецилия, что христиане "не боятся смерти, но бояться умереть после смерти. Так обольщает их обманчивая надежда и заглушает в них всякий страх". После этого начал Октавий отвергать все шаг за шагом. Осмотрев противоречия Цецилия, сомневается в бытии Бога и считает необходимой религию предков. Октавий призывает к исследованиям себя самих и всего мира, указывая на разум, данный человеку, чего не имеют животные, "наклоненные и обращенные к земле, неспособные ничего видеть кроме пищи" (гл. 17). На основании признания разумности устройства мира, животных и человека, говорит о Боге; высказывает взгляды, общие христианским писателям того времени. "Бог-Отец всех вещей, не имеет ни начала, ни конца... Он несущее вызвал к бытию Своим Слово, привел в порядок Своим разумом, совершил Своей силой. Он выше чувств, бесконечен, неизмерим, и во всем Своем величии; известен Самому Себе" (18 гл.) и др. С таким мнением о Боге - начале всего, сходятся высказывания наиболее глубоких философов. В противоположность этому языческие мифы только "басни и заблуждения, которые мы наследовали от невежественных отцов" (22 гл.). Переходя к возражениям против обвинений христиан в различных преступлениях, Октавий говорит: "Как несправедливо вы поступаете, когда судите о том, чего не знаете... Сколько времени не находилось человека, который заявил бы об этом, хотя мог бы рассчитывать не только на прощение, но и на награду за свое открытие: такова невинность христиан, что они не стыдятся и не краснеют, когда их осуждают, но жалеют только о том, что раньше не были такими" (28 гл.). Все подобные обвинения - только басни, изобретенные демонами. Также как и др. писатели-апологеты, Октавий говорит о "будущем воскресении" и отвергает веру в судьбу: "Чтобы ни делала судьба, у человека душа свободна, и в нем судится действие, а не внешнее положение". Воодушевляясь, все более и более, Октавий доказывает; что христиане не так несчастны, как думал Цецилий. "Что мы по большей части слывем бедными - это не позор для нас, потому что душа как расслабляется от роскоши, так укрепляется от умеренности. Да и как может быть беден тот, кто не имеет недостатка, не жаждет чужого, кто богат в Боге? Скорее беден тот, кто имея многое, домогается еще большего... Как путешественнику тем удобнее идти, чем меньше он имеет с собою груза, так точно на этом жизненном пути блаженней человек, который облегчает себя по средством бедности и не задыхается от тяжести богатств. Если бы мы считали бы их полезными, то просили бы их у Бога, и Он, без сомнения мог бы дать сколько-нибудь, потому что все принадлежит Ему... Мы более стремимся к невинности сердца, более желаем терпения, более стараемся быть добрыми, нежели расточительными... Посему не думайте, чтобы Бог не был силен помочь нам или оставил нас, ибо Он управляет всем и любит Своих; но Он подвергает каждого для испытания; Он смотрит на его нравственное расположения в опасностях и следит до последнего вздоха за волей человека, зная, что у Него ничего не может погибнуть. Таким образом, мы испытываемся несчастьями, как золото огнем" (гл.36). Особо сильное впечатление производит христианин, не боящийся мученичества: "Какое прекрасное зрелище для Бога, когда христианин борется со скорбь, когда он твердо стоит против угроз, пыток и казней, когда он смеется над страхом смерти и не боится палача; когда он сохраняет свет, свободу пред царями и владыкам, и преклоняется только пред Богом, Которому он принадлежат; когда он, как торжествующий победитель смеется даже над тем, кто приговорил его к казни... Чего нам больше желать, когда в наше время открылось познание истинного Бога? Будем пользоваться нашим благом, будем держаться правила истины. Да прекратится суеверие, да посрамится нечестие, да торжествует религия!" (гл. 37,38). По окончании речи наступило минутное молчание. Его прервал Цецилий, который сказал: "Мы оба победили; и я по справедливости приписываю себе победу; ибо Октавий победил меня, а я одержал победу над заблуждением. Что касается до сущности вопроса, то я исповедую Провидение, покоряясь Богу, и признаю чистоту религиозного общества, которое отныне будет и моим" (гл. 40). "После чего, - заканчивает диалог, - радостные и веселые мы отправились в путь. Цецилий радовался тому, что уверовал, Октавий - что разрешил его заблуждения; а я - обращению Цецилия и победе Октавия" (41 гл.). ЛИТЕРАТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ "Октавий" Минуция Феликса является достойным завершением апологетической литературы II в. В нем нет новых богословских идей, но в необычайно изящной форме и живом одушевленном изложении представлены все возражения, которые слышались против христианства в римском образованном обществе, и то, что христиане говорили в свою защиту. В защите здесь на первом месте выступает практическая сторона дела. Философского элемента мало. Наибольшее ударение делается на нравственную часть христианства. С формальной стороны апология отличается изяществом изложения, почти классической чистотой языка, яркостью и рельефностью изображения и живостью рассказа. Специфически христианских элементов в апологии мало: сущностью христианства представляется монотеизм, на учение пророков делается только беглое указание, о таинствах не упоминается вовсе. ПОСЛАНИЕ К ДИОГНЕТУ Послание к Диогнету - анонимный памятник, о котором нет единого мнения у исследователей. Время его происхождения определяется от конца 1-го и до средины II-го вв. Автором его называли различных лиц (Аполлоса, мученика Иустина, епископа Афинского Кондрата и др.). Барденхевер считает, что это послание блестяще заключает период Мужей Апостольских, но по содержанию его можно также отнести к периоду апологетов. Это послание представляет собой ответ Диогнету, образованному язычнику (в нем отдельные исследователи хотели видеть Диогнета стоика, учителя императора Марка Аврелия), желающему ближе познакомиться с христианством, дающим такую силу нравственную его исповедникам, "что воодушевляет их презирать мир и не бояться смерти". Автор предлагает Диогнету рассмотреть "новыми глазам." многобожие и убедиться в его ложности. Затем показывает неразумие иудейского почитания Бога жертвами. "Того, Кто ни в чем не имеет нужды". И, наконец, говорит о высоте христианской жизни. "Что душа в теле, то христиане в мире", "Сам по истине Вседержитель и Творец всего, невидимый Бог, Сам вселил в людей и напечатлел в сердцах их небесную истину и святое и непостижимое слово Свое", Которое Он послал в мир; "послал как спасающий, как убеждающий, ибо Богу не свойственно принуждение; послал как призывающий, а не последующей, послал, как любящий, а не судящий". "Кто из людей знал что такое Бог прежде пришествия Его Самого?.. Он Сам Себя явил и показал людям не только любовь Свою, но и долготерпение..." Замечательно изложено в послании древнехристианское учение о спасении или искуплении, чуждое тем дополнениям, которые были внесены в его учение впоследствии схоластическим богословием. "Бог есть и будет милостив, благ, незлобив, и истинен, и Он только один благ. Он принял великие и не нареченные намерения... По беспредельному человеколюбию и по единой любви Своей предположил явить Свою благодать и силу. Тогда Он не возненавидел нас, не отверг, не вспомнил нашего зла, но с долготерпением снес его и Сам принял на себя грехи наши. Он предал Сына Своего в искупление за нас. Святого за беззаконных, Невинного за виновных, Праведного за неправедных, Нетленного за тленных, бессмертного за смертных". "Если и ты пожелаешь этой веры, - обращается автор к Диогнету, - ты получишь тотчас познание об Отце. Бог возлюбил человеков, для которых сотворил мир, которым покорил все на земле, дал ум и разумение, им только одним позволил обращать взор к Себе, и создал по Собственному образу, к ним послал Единородного Сына Своего, им обещал царство небесное и даст его возлюбившим Его". "Когда полюбишь Его, сделаешься подражателем Его благости". Последние две главы Послания признаются интерполированными, но их содержание не расходится со всем посланием. В послании, когда бы оно не было написано, содержатся мысли общие с основными положениями сочинений апологетов, и им можно закончить рассмотрение писателей этого периода. Следует еще заметить, что апологи христианства создавались еще и позднее, до конца периода гонений (напр. Тертуллиана и Оригена), но позднейший период более характерен произведениями иного рода. ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ О РАССМОТРЕННЫХ СОЧИНЕНИЯХ Можно с уверенностью считать, что хотя преследования христиан продолжались до начала IV в., задачу, поставленную пред писателями-апологетами, они успешно выполнили. Следует оговориться, как уже было отмечено, что наибольшее значение для изменения отношения к христианам имела высокая и чистая жизнь христиан, мужество в исповедании своих убеждений до смерти. Но как иногда называют и "научная" или философская защита христианства имела свое немаловажное значение. Следует обратить внимание на постепенное изменение отзывов и мнений о христианстве: в I в. Тацит обвиняет христиан в "ненависти к человеческому роду". В начале II в. Плиний Младший называет христианство грубым суеверием. В то же время распространяются обвинения христиан в самых ужасных преступлениях, якобы связанных с их культом. Целъс уже не повторяет этих обвинений, знакомится с источниками христианства и считает возможным известное соглашение с христианами. Один из императоров Александр Север вносит статую Христа в свой пантеон. В третьем веке Философ Порфирий еще более знакомится с христианством, высказывает критические замечания, но уже без той фанатической вражды, которая имела место раньше. Около 300 г. Иерокл правитель Вифинии, составил "Миролюбивые слова к христианам", пытался доказать, что мирное существование возможно между христианством и язычеством. "Главным образом, - говорит Болотов, - движение умов совершило полный оборот в отношении к христианству". Этому много способствовали труды Христианских апологетов. В то время сочинения апологетов имели большое значение для развития христианского богословия. Они, говорит епископ Сильвестр (Малеванскнй), "первые положили начало научному методу в исследовании божественных истин веры или догматов" и ряд положений, высказанных апологетами, лишь развивался в последующие периоды. Учение о единстве, абсолютности и непознаваемости Бога без Его Откровения, и потому необходимости "чистоты сердца", открытых "очей душевных" у человека; потому что Бог не открывает себя тем, кто не очищается от греховной скверны, потемняющей его способность познавать Бога. Подробно изложено учение о Логосе - Единородном Сыне Божием, дающем "смысл и разум" всему сущему для спасения мира.

Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 186; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!