Во 2-ой и 3-ей главах. Об епископах. 11 страница



Все через Него, но Один только из Отца" (Против Ноэта). Хотя в рассуждении Св. Ипполита много выражений неточных, изысканных, главная мысль его понятна, а именно: Бог Отец имел от вечности мысль о Сыне и вместе с тем мысль о мире. По Своему желанию Он дает мысленному Сыну личное существование. Что касается мысли о мире, то Он не иначе мог привести ее в исполнение, как при посредстве Своего Слова, которому и поручил сотворить все ныне существующее и соделал Его верховным правителем мира. Но, говоря, таким образом, Св. Ипполит как будто унижает Сына Божия пред Богом Отцом. Из его рассуждений выходит, что Слово до творения мира еще не действовало, как личное существование получило ради творения. Хотя здесь довольно ясно сказано, что Слово с Отцом по естеству едино, и что оно одно только происходит от Отца путем рождения, тогда как все предметы мира сотворены из ничего, но в то же время Ипполит как будто не хочет, чтобы христиане почитали Сына Божия во всех отношениях равным Отцу - Отец всегда имел личное существование, а Сын, по его мнению, получил только пред сотворением мира. Ипполит, по-видимому, ставит Сына Божия ниже Отца и относительно знания и силы, ибо представляет Его только органом для приведения в исполнение мыслей Бога Отца. Следует помнить, что Св. Ипполит был вызван на подобные рассуждения еретиками. Сам же он был сторонником той мысли, что христианин не должен покушаться объяснить непостижимое. На вопрос: каким образом Сын может родиться от Бога? Ипполит отвечает: "Не в твоей власти постигнуть неописанное искусство Творца... ты вопрошаешь о рождении Слова, Которое Отец родил по Своему решению, как хотел? Довольно тебе знать, что Сын Божий явился для твоего спасения" (Против Ноэта). Еще больше недостатков в учении Ипполита о Духе Святом. Сыну Божию он дает личное существование, хотя и не совечное Богу Отцу; но Духа Святого почитает, видимо, только силой. По край ей мере только об Отце и Сыне определенно,говорит, что это Божественные Лица. Как бы то ни было, несомненно то, что Св. Ипполит беспрекословно принимает учение Церкви о Триедином Боге, поставляя на 3-м месте Духа Святого. "Слово знало волю Отца, т.е. знало, что Он только таким образом хочет быть прославляем, как Сын заповедовал по воскресении Апостолам: грядите, научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святого Духа. Такой заповедью Он дал им ясно понять, что если кто пропустит кого-либо одного из них, то не прославит Бога надлежащим образом; ибо только этой Троицей Отец прославляется. Только тот истинно верит в единого Бога, кто истинно верит в Отца, Сына и Духа Святого" (Против Ноэта). КОСМОЛОГИЯ "Когда Бог был один, и ничего не было с Ним существующего, тогда Он решился сотворить мир. Мир создал Он Словом, и мгновенно явилось то, что Ему было угодно. Мир сотворен из ничего, по воле Божией и опять может быть обращен в ничто. Мир состоит частью из простых субстанций, которые бессмертны, потому что не могут разрешиться; частью же из сложных и смертных. Из противоположностей огня и воздуха, воды и земли. Бог создал эти сложные частицы. Ангелы одарены огненной природой и не имеют тела. Солнце, луна, прочие звезды состоят из огня и воздуха, и нет у них противоположностей родов, которое замечаются у водяных, воздушных и земных животных" (Философумены). АНТРОПОЛОГИЯ "Бог сотворил человека для владычества над всем; но человек злоупотребил своими силами, преступил божественную заповедь и сделался из обладателя над природой ее рабом. Он совершил грех добровольно, и потому зло есть не что-либо первоначальное, имеющее свое основание в воле и мысли. Таким образом, виновником зла надобно почитать человека, а не Бога, который есть благость" (Философумены). Св. Ипполит верит в бессмертие души. "Нетленная сущность, - говорит он, - не рождает и не рождается, не утомляется, не подвергается болезням, не умирает, не уязвляется, ни гвоздем, ни копьем, не проливает ни пота, ни крови. Такова природа ангелов и душ, разрешившихся от тела: ибо те и другие сущности отличны от видимых и тленных тварей. Кто познал истинного Бога, бессмертен по душе, потому что будет жить в небе, сделается общником Божиим, избранным Христа, свободным от пожеланий и страстей" (Философумены). Но при этом Св. Ипполит разделяет мнение Св. Иринея о том, что души отрешившись от тела, не тот час приемлются в горнее отечество, но до воскресения находятся в некоем среднем месте между землёй и небом, где праведники предвкушают радость, а грешники - мучения, ожидающие их после всеобщего суда. Тело он считает по самой природе расположенным к смертности и разрушению, потому что состоит из различных элементов, из разных частей; но твердо веруют, что всемогущая сила воскресит его ради заслуг Иисуса Христа. «Апостольское предание» святого Ипполита Римского Долгое время христианский мир не знал достоверно автора древнего письменного памятника под названием «Апостольское предание». Наконец, благодаря скрупулезным научным трудам ученых Шварца и Коннолли в 1916 году были опубликованы исчерпывающие ответы на все сомнения и колебания об авторстве данного сочинения. Своими исследованиями Коннолли сумел убедить учё­ный мир в том, что это сочинение было написано в начале 3 века в Риме и именно св. Ипполитом Римским. Это позволяет христианскому миру ближе познакомиться с дис­циплиной и богослужением Римской церкви начала 3 века. В русском переводе «Апостольское предание» св. Ипполита Римского напечатано в Богословских трудах № 5 за 1970 г. Данное сочинение имеет важное значение в том отношении, что в нём автор даёт своеобразное понимание пресуществления Святых Даров. Вопрос о времени пресуществления Св. Даров долгое время волновал умы литургистов Востока и Запада. Все без исключения искали в нём ключ к решению этого спор­ного вопроса и поэтому оно имеет огромное богословское, литургическое и канониче­ское значение для Церкви. Здесь излагается подробно литургическая жизнь Римской Церкви и жизнь римской общины в начале третьего столетия. По объёму этот письменный памятник небольшой и содержит 43 главы.

В 1-ой главе. Пролог.

Здесь автор излагает происхождение самого Предания и его значение. Он пишет, что Предание, «которое мы достойно получаем в Церкви для того, чтобы хорошо подготов­ленные люди сберегли до нас сохранённое (до нашего) времени Предание, зная кото­рое, они пребудут в большой твёрдости, а не знающие его впадут в заблуждения».[1]

Во 2-ой и 3-ей главах. Об епископах.

Здесь автор излагает древний порядок избрания и посвящения епископа как главы Церкви. «Во епископа да поставляется избранный всем народом, и, когда он будет на­зван и понравится всем, пусть народ соберётся вместе с пресвитерами и присутствующими епископами в воскресный день. По согласию всех, да возложат руки на него, а пресвитеры пусть стоят в молчании, молясь в сердце».[2]

Далее приводится пространная молитва, которую читает старший из епископов над избранным во епископа. Содержание этой молитвы следующее: «Боже и Отче Господа нашего Иисуса Христа, Отче Милосерди и Боже всякого утешения, в высших пребываяй и на смиренныя призираяй, ведый вся прежде бытия их. Ты даровал уставы в Церкви через Слово Своей благодати, предопределяя от начала рода праведных от Авраама, учреждая князей и священников, и не оставляя свое святилище без служителей. .»[3]

Заканчивается эта молитва словами наставления молиться епископу день и ночь пе­ред Богом, пребывать в кротости и чистоте сердца.

В 4 главе. Об Евхаристии.

Здесь излагается о порядке совершения Св. Евхаристии, которую совершает епископ в присутствии пресвитеров и диаконов, и приводится при этом молитва: «Мы благода­рим Тебя, Боже, через ВОЗЛЮБЛЕННОГО Отрока Твоего Иисуса Христа, Которою в последние времена Ты послал нам Спасителем, Искупителем и Вестником воли Тво­ей... Мы просим, чтобы Ты послал Духа Твоего Святого на приношение Святой Церк­ви: Во едино собирая, даруй всем причащающимся святыни исполнение Духа Святого к утверждению веры во истине...»[4]


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 183; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!