Во 2-ой и 3-ей главах. Об епископах. 9 страница



Учение о совершении спасения из чистой любви и милосердия Божия. Учение о человеке, его свободе, как существенном признаке его природы, потому об ответственности за свои действия. Отрицание неотвратимости судьбы, как чего-то внешнего, предопределяющего поступки и участь человека. Учение о бессмертии души и будущем воскресении мертвых. Учение об ангелах и демонах. Но также следует заметить о недостаточности богословской терминологии, и о неясности учения о Святом Духе, что дало повод к отдельным заключениям о неполноте веры апологетов. В этом случае нужно иметь в виду конкретную цель для каждого отдельного сочинения, не имевшего задачей полное изложение христианского вероучения и даже намеренное сокрытие истин от непосвященных. Но общее одушевление, - пишет профессор протоиерей П. Гнедич, - проникновение не одними отвлеченными идеями, но восприятие христианства всей жизнью замечается почти во всех сочинениях рассмотренного периода, когда большинство авторов стало мучениками за свою веру и убеждение. ОТДЕЛ III БОРЬБА ЦЕРКВИ С ГНОСТИЦИЗМОМ Во II-м в. Церковь встретилась с новым противником, бывшим по существу, "гораздо опаснее" (Болотов) открытых гонений, "угрожавшим христианству полным разложением" (Попов), так называемым гностицизмом, или "лжеименным знанием". Под этим наименованием в истории, известно своеобразное направление в религии и философии, представляющее собой синкретическое соединение отдельных элементов христианства, иудейства, язычества и тайных мистических учений Востока. Имелись различные гностические системы, известные по имени их составителей (Маркиона, Валентина, Василида и других), отличавшиеся в отдельных положениях по преобладанию тех или других - христианских, иудейских или языческих элементов, но общие в стремлении противопоставить свое учение учению Церкви и претендовавшие на обладание высшим тайным (эзотерическим) знанием или "гнозисом", недоступным для непосвященных. Опасность такого направления, если бы оно могло проникнуть в Церковь, вполне правильно определена проф. Болотовым в его Курсе Древней Церкви - в это время язычество уже было готово пойти на компромисс с христианством, но через это основные истины христианства были бы извращены настолько, что христианство утеряло бы свою сущность. Опасность гнозиса была "бесспорно, велика", и только странность его форм для сознания современного человека не позволяет заметить теперь всей этой опасности. Нужно заметить, что отдельные идеи гностиков и самая мысль о каком-то высшем, тайном знании оказались живучей и сохранились до настоящего времени в различных "теософических" и оккультных учениях, распространенных на Западе. Нет нужды излагать подробно отдельные гностические системы (их изложение имеется в Лекциях по Истории Церкви проф. Болотова), но при всех отличиях общим для всех гностических систем было, помимо полного извращения христианского учения о Боге, дуализм материи и духа и разделение людей по природе: на плотских (ликов), душевных (психиков) и духовных (пневматиков). При чем последним могло быть доступно высшее знание, только последние могли достигать совершенства. Если в отношении к нравственности обращенных предъявлялись строгие аскетические требования, то для "совершенных" допускалась "свобода", граничившая на практике с различными видами извращений и разврата. Распространяя подобные учения, гностические общины "конкурировали" с Церковью, выдавая себя за христиан. Поэтому их учителя стремились излагать свои воззрения в христианских терминах, но вкладывали в них особое содержание, широко пользовались (аллегорическим методом толкования Священного Писания, отвергали отдельные книги и со-чинения новые (апокрифы), приписывая их авторство Апостолам и т. д. Вполне понятно, поэтому, борьба Церкви с распространением гностических учений. Еще в сочинениях апологетов (Иустина, Мелитона, Феофила Антиохийского и других) имеется отдель­ные возражения и осуждение учителей гностицизма. Часть апологических сочинений против гностиков была утрачена. До настоящего времени полностью сохранились только - «Пять книг обличения и опровержения лжеименного знания» или "Против ересей" (Адверус герэзэс) Св. Иринея Лионского, сочинение, имеющее огромное значение для развития христианского богословия. СВ. ИРИНЕЙ ЕПИСКОП ЛИОНСКИЙ Жизнь Св. Иринея как и большинства других древних писателей, известна недостаточно. Он родился в Малой Азии, был, вероятно, грек, хотя некоторые исследователи высказывают предположение, что он был сириец. Время его рождения определяется приблизительно: от 130-го до 150-го г.г. Но его можно признавать представителем "третьего поколения христианства", начиная от Апостолов, т.к. он был учеником "пресвитеров", в частности, Поликарпа Смирнского, и Папия Иерапольского, в свою очередь бывшего ученика Апостолов. Помимо знания Священного Писания Ветхого Завета и христианского учения, Св. Ириней, по-видимому, хорошо знал языческую литературу и философию. В его сочинениях имеется много цитат, указывающих на его широкое образование. Во II в. существовали тесные связи между христианскими общинами Малой Азии и Галлии (Франции). Даже начало проповеди христианства в Галлии предание приписывает ученику Ал. Павла - Дионисию Ареопагиту. Поэтому не вызывает удивления, что большую часть жизни Св. Ириней провел в Галлии, в Лионе, где был сначала пресвитером, а потом епископом, преемником епископа Пофина. Это был сложный период в жизни молодой Галльской Церкви: преследования (известно жестокое гонение в Лионе в 117 г.), волнения, вызванные появлением гностиков и монтанистов, споры о празднование Пасхи. Св. Ириней проповедовал христианство местным жителям на кельтском языке (следует иметь в виду, что в тот период большинство членов христианских общин были греки или римляне - латиняне, а не местные жители), принимал участие во всех волновавших Церковь спорах и много писал. Св. Ириней мученически скончался около 202 г. ЛИТЕРАТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СВ. ИРИНЕЯ По свидетельству Евсевия Св. Ириней написал много сочинений. Ему принадлежит: 1. Краткая апология "О познании". 2. Послание к римскому пресвитеру Флорину, склонившемуся к валентинианству "О единоначалии Божием". 3. Объяснение по поводу отпадения Флорина от Церкви - "Об огдоаде" (об осмерице). По поводу пасхальных споров: 4. Послание к папе Виктору. 5. Послание к Александрийскому епископу. Но эти сочинения или совсем утрачены или дошли в отрывках. Сохранилось только 5 книг "Против ересей" и открытое в 1904 г. в армянском переводе "Доказательство апостольской проповеди", - сочинение назидательного характера, написанное после "Против ересей" в конце II в. (оба переведены на русский язык). Печатные издания сочинений Иринея начинаются еще в XVI в. В 1917 г. была издана монография о Св. Иринея С.А. Федченко, где имеется подробный указатель литературы о Св. Иринее, кончая 1914-1915 гг. Сочинение "Против ересей" - имеет огромное значение. Его цитируют последующие писатели (Ипполит ученик Иринея, Евсевий, Епифаний Кипрский и другие), но сохранилось оно не в греческом подлиннике, а в древнем латинском. Поводом к написанию сочинения "Против ересей" послужила просьба одного друга Иринея написать сочинение против распространенной в то время ереси Валентиниана. Первоначально Ириней рассчитывал написать свое сочинение в двух книгах, из которых одна бы содержала изложение и раскрытие учения валентинианина Птоломея, то есть, была "обличением" гнозиса, другая содержала бы "опровержение" его (отсюда и заглавие). Но затем расширил свой план, привлек сюда и другие гностические ереси, изложил положительное учение Церкви, что имеет для последующих периодов значение гораздо большее. Все книги Св. Ириней писал отдельно и посылал своему другу с соответствующими предисловиями. Весь труд, вероятно, написан в течение 180-190 гг. СОДЕРЖАНИЕ Непосредственная цель сочинения - опровержение гностицизма - определила его форму, метод и расположение материала: сначала излагаются воззрения гностиков, затем следует их опровержение и положительное учение, излагаемое полемически. В ПЕРВОЙ КНИГЕ Св. Ириней излагает учение гностика - валентиниана об зонах Плиромы и о происхождении мира от падшего зона; о разделении людей на духовных, душевных и плотских; изображает приемы и доказательств, разногласия; излагает древнейшие ереси, начиная с Симона Волхва. Изложение гностических лжеучений Ириней заканчивает замечанием, что задача его наполовину исполнена, ибо обнаружение их учения есть уже победа над ними. ВТОРАЯ КНИГА посвящена, преимущественно диалектическому разбору гностических учений, через указание противоречия их здравому разуму. В ней опровергается учение гностиков об зонах в человеке (разделение на духовных, душевных и вещественных; гибель плоти. Душепереселение). В ТРЕТЬЕЙ - Св. Ириней переходит к положительным христианским доказательствам из Священного Писания и Предания. На первом плане он ставит ученее о Едином Творце всего и затем переходит к христологии. Учение о Едином Творце всего Церковь получила от Апостолов и их учеников (Климента, Поликарпа...). Поэтому только в Церкви истина, все же гностические ереси не имеют ее. Говоря о Сыне Божием, он доказывает единство Лица Христова и истинность Его человечества и Божества. ЧЕТВЕРТУЮ КНИГУ - посвящает доказательству сказанного прежде, но уже на основании слов Господа, к которым он относит и слова пророков. Главным предметом рассуждения является учение о единстве Бога Творца и Искупителя, Бога Ветхого и Нового Завета. Последние главы книги Ириней посвящает вопросам АНТРОПОЛОГИИ. Вопреки гностикам он доказывает, что человек свободен, и нет людей добрых или злых от природы. В ПЯТОЙ - после краткого замечания о том, что Христос, Единый наш Учитель, действительно стал человеком, чтобы искупить нас страданиями, раскрывается учение о воскресении плоти и евхаристические вопросы. Далее Св. Ириней переходит к эсхатологии, говорит о будущем суде Христовом, общении праведных с Богом и вечном мучении неверующих; изображает антихриста и царство Христово. Заключает свою речь указанием на различие обителей для святых и на конечное покорение всего Богу. ИСТОЧНИКИ СВ. ИРИНЕЯ Сочинение Иринея служит главным источником для изучения гностицизма II в. и ввиду утраты других, ересеологических трудов имеет исключительное значение. Работу свою по ознакомлению с гнозисом Ириней исполнил добросовестно. Он нарисовал все нюансы гностической системы. Источникам для него были: личное общение с бывшими еретиками; их литература; труды предшественников по обличению гнозиса. Источниками для опровержения учения гностиков и для положительного раскрытия христианского вероучения были: Священное Писание; Церковное предание, в котором он видит единственную опору для правильного толкования  Писания; между прочим, он часто апеллирует к преданиям малоазийских пресвитеров; 3) богословская литература предшествующего времени (Климент Римский, Поликарп, Папий, Иустин). „ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО АПОСТОЛЬСКОЙ ПРОПОВЕДИ" Открыто архим. Карапетом - 1904 г. в армянской рукописи, принадлежащей библиотеке Церкви Богоматери; в Ереване. Рукописи относятся к ХШ в., а содержащийся в ней армянский перевод к середине VII или началу VIII вв. Русский перерод Сагарды имеется в "Христианском чтении" за 1907 г. (Новооткрытые произведения Св. Иринея Лионского). Как по внешним данным (полное совпадение надписания рукописи со свидетельством Евсевия о названии и адресате сочинения), так и по внутренним признакам (сходство вновь открытого памятника по идеям и языку с сочинением "Против ересей") подлинность сочинения несомненна. Поскольку в "Доказательстве" цитируется "Против ересей" - составление его относится к более позднему времени - последнему десятилетию II в. О Маркиане, которому посвящено сочинение, известно, что он был другом Иринея и в момент написания был в отлучке из Лиона. СОДЕРЖАНИЕ "Доказательство" представляет собой тип катехизаторского наставления без специальных полемических задач. Новых мыслей, по сравнению с сочинением "Против ересей" нет и данный труд Иринея скорее характерен для самой его личности, указывая, насколько твердо и определенно сформулировались его убеждения и в какие устойчивые формы они отлились, чем для богословия. Сказав о необходимости соблюдать чистоту души и тела через сохранение - истины в соблюдение заповедей, Св. Ириней предлагает "Правила веры", касаясь тех пунктов, в которых погрешали гностики. Рисует по Библии всю историю божественного домостроительства, начиная с создания человека и кончая пришествием Христа, совершением Им нашего спасения и всемирной проповедью Апостолов. Подробно останавливается на доказательстве проповеди Апостольской, подтверждая ее ветхозаветными пророчествами: если все исполнилось так, как давно уже по внушению от Духа Божия предсказано пророками, то этим утверждается вера наша и твердо устанавливается предание церковное. Представив и доказав драгоценность проповеди "Истины", Ириней предупреждает от увлечения современными ересями. Литературные достоинства сочинений Иринея не особенно велики. Строгой логики и планомерности в изложении нет. Но пишет он просто, легко и плавно. БОГСЛОВИЕ СВ. ИРИНЕЯ Ириней держится исторического предания и фактов. К философии почти не обращается, а опирается на откровение: отсюда богословствование его отличается положительным характером. В борьбе с гнозисом Ириней опирается на Св. Предание и в нем только видит истину и его только считает нормой для богословия. Задача богословской науки, по его мнению заключается "не в изменении самого содержания, - не в том, чтобы измышлять иного Бога, кроме Создателя, Творца и Писателя сей Вселенной, как будто не довольствуясь Им, или того Христа, или Единородного; но в той, чтобы тщательно исследовать мысль сказанного в притчах и согласиться с содержанием веры, - в том, чтобы раскрыть ход дел и домостроительство Божие относительно рода человеческого " (Против ересей). Таким образом, богословствование Иринея отличается строго церковным направлением. В истории догматов Ириней имеет важное значение как представитель церковного предания и первый его теоретик. У него ясно намечены те принципы богословия, - нормы апостольского предания, которые легли в основу последующего богословствования. Важным в полемике с гностиками было твердо определить источник познания христианского учения, чтобы противопоставить его позднейшим измышлением учителей ереси. Такими источниками являются: Священное Писание и апостольские предания, хранимые в Церкви. В противоположность гностикам, которые 1) произвольно пользовались новозаветным писанием и пополняли их своими апокрифами, 2) ссылаясь на тайное предание от Христа, и носителями его выставляли своих учителей, - Ириней выставляет твердые нормы апостольских преданий: Священное Писание - канон и апостольские послания, и Священное Предание -"правило веры" и указывает носителей этого предания. СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ Гностики, хотя и признавали Священное Писание Нового Завета, однако произвольно расширяли или ограничивали его объем. Ириней старается точно установить объем; его канон. Рассуждения главным образом касаются Евангелий. Он высоко ставит их как Слова Божии, Божественное Писание. По числу их 4, ни больше, ни меньше их быть не может (четыре страны, столпа, херувимы). Кроме Евангелий, Ириней цитирует и ссылается на авторитет всех новозаветных книг, исключая послания. 2 Петра, 3 Иоанна и к Филимону. Утверждая единство Ветхого и Нового Завета, Ириней указывает на раскрытие образов и символов Ветхозаветных и Новозаветных событий. СВЯЩЕННОЕ ПРИДАНИЕ Т.к. Священное Писание гностики, в основном, не отрицали, то важно было установить основы правильного истолкования или понимания Священного Писания. Эти основы находятся в апостольском предании. Отмечая кафоличность церковного предания, т.е. то, что во всей Церкви возвещается одна и та же истина, в то время как гностики до противоположности расходятся друг с другом и учение их представляет пестрое сочетание разнообразных мнений, Ириней дает важное определение предания: "Истинное понимание есть учение апостолов и изначальное устройство Церкви во всем мире, и признак Тела Христова, состоящий в преемстве епископов, которым те (Апостолы) передали сущую повсюду Церковь; она во всей полноте дошла до нас с неподдельным соблюдением Писаний, ни принимая, ни прибавляя, ни убавляя: здесь чтение (Писаний) без искажения и правильное и тщательное, безопасное и чуждое богохульства истолкование Писания превосходный дар любви, который драгоценнее познания и славнее пророчества, и превосходнее других дарований" ("Против ересей" IV,33, §8). "Поэтому надлежит следовать пресвитерам в Церкви тем, которые... имеют преемство от Апостолов и вместе с преемством епископства по благоволению Отца получили известное дарование истины, прочих же, которое уклоняются от первоначального преемства, где бы то ни было собираются, иметь в подозрение, или как еретиков и лжеучителей, или как раскольников, гордых и самоугодников, или как лицемеров, поступающих так ради корысти и тщеславия. Все эти отпали от истины" (Против ересей. IV, §2,с.237). Таким образом, Св. Ириней указал на непрерывность преемства в жизни Церкви, как на наиболее ясный признак истинности предания и учения, а вместе с тем и на "дарование истины", "чуждое богохульства, истолкование писаний". Поэтому он же указывал на апостольские Церкви, где непрерывность апостольского преемства наиболее очевидна, преданием или учением которых следует проверять каждое новое учение. Эти указания Св. Иринея сохраняют свое значение и силу до настоящего времени. Помимо этого, Ириной указывает на "правило веры" или исповедание при крещении, содержащее краткое изложение веры, переданное Апостолами (Пр.ер.1,гл.10,§1). Следует заметить, что это изложение, в целях его охранения от посторонних, хранилось в качестве устного предания. Естественно, никакие секты не могли представить доказательства своей преемственности от Апостолов. "Этого учения не передавали тебе бывшие до нас пресвитеры, которые обращались с самими Апостолами" - вот самый сильный аргумент против всяких еретических учений. Нужно заметить, что учение об епископате у Иринея вводится в качестве аргумента для доказательства сохранения предания в Церкви. У Св. Киприана оно уже развивается в целостную систему, причем раскрывается идея преемства от Апостолов не только в учении, но и во власти иерархической (вязать и решить). ЦЕРКОВЬ. Церковь - хранительница апостольского предания. "При таких доказательствах не должно искать у других истины, которую легко получить от Церкви, ибо Апостолы, как богачи в сокровищницу, вполне положил в нее все, что относится к истине, так что всякий желающий берет из нее питие жизни. Она, именно, есть дверь жизни, а все прочие (учители) суть воры и разбойники. Посему должно избегать последних, но с величайшим тщанием избирать то, что относится к Церкви, и принимать предание истины" (пр. ересей, IV,§l,c.224). В Церкви обитает благодатный Дух, соблюдающий ее на пути истины. Излагая учение о кафолической Церкви, Ириней преимущества отдает церквам, основанным Апостолами, и особенно - Римской, "величайшей, древнейшей и всем известнейшей" (Ш.3,2). Здесь не признание первенства власти, как видят Римские богословы, а только чести, как Церкви, единственной на Западе, имеющей несомненно апостольское происхождение и являющейся матерью других Церквей Запада. Учение о Боге - раскрывается уже не в сравнении с многобожием язычников, но в сравнении с учением гностиков о плироме, зонах и т.д. Гностики, исходя из слишком отвлеченного представления о трансцендентности Бога, приписывали миротворение особому низшему божеству и свойства Божии превращали в посредствующее божественное существование. Начало этого учения они заимствовала у язычников обожествляющих свойства. В противоположность гностикам Ириней учит:

Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 195; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!