Во 2-ой и 3-ей главах. Об епископах. 4 страница



Далее, он первый ясно учит о единоличном епископате и выдвигает центральное значение церкви как представителя церковного единства. Он же первый ясно различает 3 степени иерархии - епископскую, пресвитерскую и диаконскую и не смешивает их, как другие авторы. Но зато он не говорит об апостольском преемстве, иерархии и о форме постановления на священную степень, так как к тому времени не было поводов ни в докетических заблуждениях, ни в идее церковного единства. Св. Игнатий называет церковь кафолическую один раз в послании к Сирянам. "Где Христос, там и кафолическая церковь". Эта Церковь должна охватить и иудеев и язычников и совокупить их в едином теле Христа. Ее название «кафолическая» указывает на взаимную связь поместных церквей. Все они имеют "общее имя и упование", т.е. общее учение, равно как и общее устройство во всех концах земли. У Игнатия в его посланиях определенно выступает единоличный епископат, наряду с пресвитерием и диаконами. "Без них нет церкви". Часто Игнатий рассматривает эти три ступени, как правящую часть Церкви и увещает подчиниться епископам, пресвитерами и дьяконам, но еще чаще выделяет 2-е первых ступени, или одну -епископскую, с которой должен согласиться и пресвитерий. "Надлежит вам согласоваться с мыслию епископа ведь и ваше знаменитое достойное Бога пресвитерство так согласно с епископом, как струны в цитре." В собственном смысле верховным епископом является Сам Бог; епископы поставляются по Его воле и являются Его наместниками на земле: им нужно поэтому повиноваться, как Богу, как домоправителям, посланным Домовладыкой. Это признак истинных христиан: "кто Иисуса Христовы, те с епископом", которые должны следовать с епископом, как Христос Отцу. Кто обманывает епископа, обманывает Самого Бога. Отсюда "прекрасное дело знать Бога и епископа. Почитающий епископа почтен Богом: делающий что-нибудь без ведома епископа служит диаволу. Где епископ, там и Церковь". "Без епископа никто не делай ничего, относящегося до Церкви. Не позволительно без епископа ни крестить, ни совершать вечерю любви, напротив, что одобряет он, то и Богу приятно". Каковы функции епископа? Это: 1) пастырское душепопечение - ничего не должно быть без воли епископа; он должен наставлять верующих, заботиться о вдовах, рабах, устраивать собрания и наблюдать за тем, чтобы на них являлись все; браки должны быть заключаемы с его согласия; 2) учительство - епископ должен охранять верующих от ложный учений; 3) совершение таинств - лишь епископу принадлежат право совершать крещение и евхаристию и кому он предоставит это. Рядом с епископами Игнатий ставит пресвитеров, но говорит об их правах неопределенно. Им, наравне с епископами, должно повиноваться и без них ничего не делать, но сами они должны быть в согласии с епископом и уважать его. Пресвитеры составляют коллегию, окружающую епископа, как апостолы Господа, и его совет или синедрион, решавший церковное дела. На богослужебных собраниях они занимают почетные места вокруг епископа. Им принадлежат служебные и дисциплинарные функции; они вместе с епископом принимают и кающихся. Несомненно, они ниже епископа и евхаристию могут совершать лишь с его разрешения, но каковы их права, в точности сказать нельзя. Еще менее определенно Игнатий говорит о правах диаконов. Он относится к ним с особенною теплотою, называет "сослужителями своими", "сладчайшими", однако ставит ниже пресвитеров: если в отношении к епископу и пресвитеру Игнатий требует повиновения, то в отношении к диаконам - только почтения, диаконы должны удовлетворять всем и повиноваться пресвитерам. Диаконы являются "служителями тайн Божиих", т. е. евхаристии, и не только агап "явств и питий", словом, они являются ближайшими помощниками епископа при совершении таинств и в делах управления. Взаимное отношение всех трех степеней Св. Игнатий изображает, приглашая верующих взирать на епископа, как на представителя Самого Бога, на пресвитеров - как на представителей апостолов и на диаконов - как на совершителей служения Иисуса Христа. В 6-ой главе послания к Поликарпу епископу Смирнскому излагаются обязанности христианской паствы. Эсхатология Св. Игнатия определенна. Лжеучители, если не покаются, пойдут в вечный огонь, мученики же пойдут к Богу, и вообще верующие получат тем большую награду, чем больше понесли трудов и достигнут уготованной им вечной жизни и нетления. Источники Св. Игнатия - это послания Апостолов. Особенное сходство у него в учении со Св. Иоанном Богословом. Богословие Св. Игнатия имело значение в последующем развитии христианского вероучения у церковных писателей. Его христология оказала влияние на Св. Иринея, на великих отцов IV века, его учение способствовало ясному выражению догмата о Божестве Иисуса Христа. А его воззрения на церковь нашли себе отзвуки у Св. Киприана и в V веке у Псевдо - Дионисия. Профессор Попов говорит, послание Св. Игнатия "выше других произведений мужей апостольских". СВ. ПОЛИКАРП ЕПИСКОП СМИРНСКИЙ Св. Поликарп, по выражению Барденхевера, "последний свидетель века апостольского", друг Св. Игнатия Богоносца, учитель Иринея Лионского, может быть, даже ученик апостола Иоанна Богослова. Об этом говорят Тертуллиан, Св. Ириней и мученические акты. Св. Ириней рассказывает о нем: "Я мог бы указать место, где сидел блаженный Поликарп и беседовал, мог бы изобразить его походку, образ его жизни и внешний вид, его беседы к народу, его дружеское общение с Иоанном, как он сам рассказывал, и с другими самовидцами Господа..." Подробности о его жизни мало известны. В 160 г. он был в Риме и участвовал в спорах о дне празднования Пасхи, совершал там Евхаристию. Пострадал за Христа (был сожжен) в возрасте 86 лет, в период между 155 и 166 гг. ПОСЛАНИЕ К ФИЛИППИЙЦАМ Из многих посланий Св. Поликарпа, о чем говорит Ириней Лионский, сохранилось только одно, написанное вскоре после смерти Св. Игнатия, о чем есть упоминание в тексте. (Обрывается на 9 главе, всего 14). Повод к написанию был такой. Исполняя просьбу Св. Игнатия - приветствовать Антиохийскую Церковь в связи с прекращением гонений, филиппийцы послали письмо в Смирну для передачи его в Антиохию. Вместе с этим они просили Поликарпа выслать им послания Св. Игнатия и сообщали о состоянии своей церкви, в частности о любостяжательности пресвитера Валента и его жены, которые, вероятно, утаили деньги, собранные для бедных. В ответ на их письмо Поликарп отправил свое послание. СОДЕРЖАНИЕ ПОСЛАНИЯ Послание Поликарпа начинается похвалой Филиппийцам за оказанный ими прием Игнатию и его спутникам, и хвалит их за твердость веры (1). Далее предлагает краткое увещание в вере во Христа и исполнение заповедей Его о любви, всепрощении и милосердии, в духе Нагорной беседы (2). Для более же полного научения советует вспоминать наставления Ап. Павла, которые он им давал устно и письменно (3). После этого переходит к частным наставлениям по положению каждого и говорит об обязанностях мужей, жен, детей, вдов (диаконис) и диаконов, юношей и дев и пресвитеров (4-6). В этих увещаниях характерно то, что он настойчиво увещевает избегать сребролюбия (4,1; 5,1; 6,1; 2,1); кроме того, вдов и диаконис он просит воздерживаться от злоречия и клевет, а пресвитеров не доверять наговорам. Эти частные наставления переходят в общие увещания избегать еретиков - докетов и пребывать в молитве и посте (7), подражая терпению Христа и блаженных мучеников, в том числе Игнатию (8-9), и вообще творить добрые дела и вести себя безукоризненно (10). По поводу поступка Валента Поликарп выражает глубокую скорбь (11), но просит филиппийцев не быть по отношению к нему жесткими, но простить его во имя христианского незлобия. В заключение он предлагает молиться за всех, - за царей, за язычников - преследователей, обещает переслать их письмо в Антиохию и отправляет им послание Св. Игнатия через Кресцента (13). ОСОБЕННОСТИ ПОСЛАНИЯ Послание Св. Поликарпа написано простым словом, без определенного плана. Большей частью он говорит словами апостольских посланий, особенно 1-го послания Петра и часто пользуется Климентовым посланием к коринфянам. Вообще послание Поликарпа высказывает в нем ни литературного таланта, ни богословской силы мысли. Поликарп ценен для нас, как в древности для Иринея, в качестве свидетеля апостольского предания. УЧЕНИЕ СВ. ПОЛИКАРПА СМИРНСКОГО Послание Поликарпа имеет нравственно - увещевательный характер, а в догматическом отношении дает мало материала. В 7-ой главе он имеет в виду тех же лжеучителей докетов, против которых боролся Св. Ириней. Он решительно объявляет "первенцами сатаны" тех, кто не признает плоти Христа, его страданий и будущего воскресения и суда - их лжеучению противопоставляется "изначала преданное слово". Сущность этого "слова" в положительной форме он кратко обозначает во 2-ой главе, где представляет, в чем должна заключаться вера во Христа, причем речь его во многих пунктах напоминает христологическую часть символа веры. В других местах он называет Христа Сыном Божиим и вечным Первосвященником (12,3) и часто повторяет, что Он будет судить всех людей в день суда (2,1; 6,2; 1,22; ср. 7,1). В нравственном учении Св. Поликарп сводит всю жизнь христианскую к трем добродетелям: вере, надежде и любви (3), но говорит и о необходимости аскетических упражнений, в частности, молитвы и поста (7). Характерны советы о милостыне (10) и христианском незлобии (12), в силу которого христиане обязываются молиться за врагов своих, в частности, за язычников и царей (12). В своем послании Св. Поликарп, хотя и ясно различает от пресвитеров (в написании), но нигде не говорит в нем об епископе, а увещевает покориться (только) пресвитерам и диаконам, как Богу и Христу (5). Объясняют этот факт различно. Одни думают, что епископа в это время в Филиппах не было, и местной церковью управлял пресвитер Валент; другие полагают, что епископы были тождественны с пресвитерами, и что филиппийская церковь управлялась коллегиально. Однако для такого отождествления пресвитеров с епископами у Поликарпа нет оснований, хотя в 6-ой главе, Поликарп усвояет пресвитерам функции, напоминающие обязанности епископа, но они общего пастырского характера, а о специально епископских функциях у Поликарпа по отношению к пресвитерам нет речи. Лучше всего объяснить данное обстоятельство тем, что Поликарп воспользовался ходячей в то время терминологией, особенно распространенной на Западе, по которой и епископ также называется пресвитером и не выделяется резко между коллегами - пресвитерами, хотя среди них он один только имел епископские права. Послание Поликарпа весьма важно в историческом отношении, как свидетель существования уже в начале II века многих новозаветных писаний, которые в нем процитированы. УЧЕНИЕ ДВЕНАДЦАТИ АПОСТОЛОВ ("ДИДАХИ"). Дидахи - одно из древнейших памятников литературы послеапостольского периода, упоминается у многих древнецерковных писателей. Климент Александрийский (в "Строматах") цитирует его как "Писание", Св. Афанасий Великий уравнивает его значение с неканоническими книгами Ветхого завета. Поскольку этот памятник не вошел в Кодекс новозаветных книг, рукописи его недостаточно хранились, и текст памятника был утерян. Только в 1883 году этот текст был вновь открыт митрополитом Филофеем Вриеннием по рукописи XI века, хранившейся в библиотеке Иерусалимского Святогробского братства. Тогда же этот текст был опубликован и подвергся всестороннему изучению. Имеется несколько русских переводов. Барденхевер считает его наиболее древним после книг Нового Завета и полагает, что в нем "находится ключ для решения многих загадок в истории первохристианства". Полное заглавие памятника - "Учение Господа народам через двенадцать Апостолов" сближает содержание памятника с повелением Господа учить и крестить все народы (ср. Мф. 29,20). Текст памятника разделен на 16 глав первым издателем. (Текст полностью прочитывается во время занятий). (Не присутствовавшим рекомендуется самостоятельно ознакомиться со всем текстом памятником). СОДЕРЖАНИЕ УЧЕНИЯ ДИДАХИ I. В главах 1-6 излагается учение о двух путях - пути жизни и смерти, более подробно, чем в послании Варнавы. Путь жизни излагается весьма подробно. Сперва, делается общее указание, что путь жизни состоит: в любви к Богу; любви к ближнему, как к самому себе (Мф. 22,37-39); в так называемом "золотом правиле" - чего не желаешь себе, того не делай другому. Затем (с. 1.3.) начинаются наставления автора, причем наставления 1-ой главы носят специфически - христианский характер и заимствованы из Нагорной беседы, а наставления 2-ой главы представляют собой запрещения разных грехов и пороков на основе десятословия (не убий и т. д.) и ветхозаветных писаний. По существу в направлениях первой главы говорится о любви к врагам, о непротивлении злу и милосердной щедрости; последняя, впрочем, ограничивается угрозой тому, кто будет просить без нужды. Запрещения 2-ой главы направляются против убийства (в частности, вытравления плода), прелюбодеяния и блуда, воровства, волхований, клятвопреступления. С третьей главы начинаются увещания, предваряемые словами: "чадо мое", причем внушается избегать более тонких, чем упомянутые выше, грехов, ибо они по существу приводят к нам: таковы - гнев (приводит к убийству), похотливость и наглость (блуд и прелюбодеяние), виды волхования: гадание по птицам, занятия астрологией ("не будь математиком") и чародейством (ибо это по существу идолослужение), не будь сребролюбив (ибо сие ведет к воровству), богохульный ропот (ср. клятвопреступление глава 2). В дальнейшей речи (с. 3,7) путь жизни описывается, главным образом, положительно и изображаются обязанности по отношению к самому себе - будь кротким и смиренным, ибо они наследуют землю (3,7-9). Затем по отношению к Церкви (почитать проповедников Слова Божия и хранить постоянное общение с верующими) (4,1-4), и бедным (милостыня и общение имуществ) (4,5-8), к детям и рабам (4,9-11). Здесь же имеется один параграф: "пусть милостыня твоя преет в руках твоих, пока ты не узнаешь, кому ты должен дать ее". В конце предлагается увещание соблюдать заповеди Божий и исповедывать в церкви грехи свои (4,12-14). 5-ая глава посвящается изображению пути смерти, или перечислению грехов приблизительно в том же порядке, как и в запрещениях 2-ой главы. Заключение увещаний составляет 6 глава, содержащая 3 наставления: остерегаться лжеучителей, совращающих с пути жизни; нести иго Господне, если не вполне, то сколько возможно; во всяком случае, воздерживаться от идоложертвенного. По начальным словам следующей части текста можно заключить, что вся первая часть представляет собой поучение оглашенному прежде крещения: "Сообщив прежде все вышеуказанное учение, крестите во имя Отца и Сына и Святого духа" П. В главе 7-ой дается указание о совершении прощения, приводится самая формула крещения и дается разрешение совершать крещение по нужде в воде теплой и даже через обливание. III. В главе 8-ой заключается указание о постах и о молитве 3 раза в день. Здесь приводится полностью молитва Господня. IV. В главах 9,10,14 описывается совершение Евхаристии, приводится (вероятно, сокращенно) древний текст евхаристической молитвы, в которой интересно следующее место, выражающее внутреннюю связь самой Церкви с евхаристией: "Как сей преломленный хлеб был рассеян (в зернах) на холмах и соединен во едино, так да будет соединима Твоя Церковь от концов земли в твое Царство" (гл.9). Участие в Евхаристии запрещается не крещенным и всем "имеющим спор с другом своим ... пока не примирится" (гл.14). Прежде преломления хлеба рекомендуется исповедовать грехи. V. В главах 11,12 говориться о служении апостолов, под которыми, как можно заключить, посланные от церквей и пророков, под которыми нужно понимать харизматиков. Здесь даются указания о различении истинных апостолов и пророков по их "нравам" или поведению. Имеет большое значение проповедь об обязательном труде для всех.  "Если  странник, будучи ремесленником, желает поселиться у вас, то пусть работает и ест. Если же он не знает ремесла, то позаботьтесь о нем по вашему усмотрению, так чтобы христианин не жил среди вас праздным. А если он не желает так поступать, то он христопродавец. Удаляйтесь от таковых". В 13 главе говориться о содержании общиной служащих и бедных. В главе 15 говориться о постановлении постоянных служащих в церкви - епископов и диаконов, в отличие от странствующих апостолов, и об уважении к ним. "Поставляйте себе епископов и диаконов, достойных Господа, мужей кротких и не сребролюбивых и истинных и испытанных... не пренебрегайте ими, ибо они должны почитаться вами вместе с пророками и учителями". В 16 главе включается увещание к бдительности словами, близкими к евангельскому тексту и об ожидании второго пришествия Христова. В памятнике заключается свидетельство древней традиции о совершении крещения и Евхаристии, о евхаристическом устройстве каждой общины. Только в последнем случае следует иметь в виду недостаточно выработанную терминологию. В древне - христианских памятниках, как и в канонических книгах Нового Завета термины: апостол, епископ, пресвитер и диакон употребляются иногда в иерархическом смысле, а иногда в буквальном: апостол - посланник, епископ - блюститель, пресвитер - старец, диакон - служитель. ПОСЛАНИЕ ВАРНАВЫ Послание, известное под этим именем, имело большой авторитет в древней Церкви. Ряд древних писателей (Климент Александрийский и Ориген) автором его считали спутника апостола Павла, апостола из семидесяти - Варнаву. Евсевий Кесарийский, блаженный Иероним, патриарх Фотий сомневались в этом. На основании содержания послания, суммируя результаты исследований более поздних патрологов проф. Попов, проф. Епифанович и Барденхевер отказываются признать апостола Варнаву за автора. Основанием для такого заключения является крайний аллегоризм в послании в понимании Ветхого Завета и потому несколько враждебное отношение к иудейству, неестественное у Апостола Варнавы, спутника апостола Павла и самого иудея, левита и т. д. Проф. Попов считает местом написания послания Александрию, а временем период между 70 и 131 годами. В этот период Церковь занимали вопросы уяснения правильного взаимоотношения между Ветхим и Новым Заветом и отношение христианства к иудейству. Ответ на эти вопросы дается в "Послании Варнавы". СОДЕРЖАНИЕ Послание Варнавы, представляющее собой апологию против иудейства, состоит из двух частей: апологетической и нравоучительной. В 1-ой части (1-17) - апологетической - содержится предупреждение от заблуждений иудаистов в буквальном понимании Ветхого завета. По утверждению автора, все образы, символы, пророчества Ветхого Завета относятся к Христу, раскрываются и находят в нем свое исполнение. Христианство есть откровение Бога Слова и потому имеет всеобщее, универсальное значение. Не может быть принято отрицание автором послания исторического значения Ветхого Завета, отрицание какого бы то ни было буквального значения ветхозаветных предписаний и заповедей, например, об обрезании, о различении родов пищи и т. д. Во 2-ой части послания (18-21) излагается учение о двух путях жизни - пути света и тьмы, подробно развитое в "Дидахи". " Сходство в этом отношении между этими двумя памятниками, -говорит проф. П. Гнедич, - позволяет заключить об одном и том же месте их происхождения. Хотя такое заключение не может быть бесспорным". ХРИСТОЛОГИЯ УЧЕНИЯ Автор послания ясно учит о предсуществовании Христа Спасителя. Христос "есть Господь всей вселенной, и которому ранее устроения века Отец говорит: Сотворим человека по образу и по подобию Нашему" (5,5; 6,11). От него пророки получили в Ветхом завете благодать (5,6). Автор называет Христа Сыном Божиим (5,9; 7,2; 9,12, 3-11; 15,5). Напротив, наименование Его Сыном человеческим, Сыном Давидовым считается еретическим. Автор утверждает, что не "Сын человеческий, А Сын Божий" являлся образно во плоти (12,10). Он пришел во плоти потому, что люди не смогли бы остаться живыми, взирая на Него, когда те, которые смотрят на солнце, дело Его рук, не могут смотреть на его лучи. (5,10).

Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 181; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!