Во 2-ой и 3-ей главах. Об епископах. 1 страница



Nbsp;   Протоиерей Василий Мезенцев     ПАТРОЛОГИЯ     Для 2-4 курса НСМПБИ     При составлении курса использованы конспекты лекций Проф. Протоиерея П. Гнедича Проф. С. Епифановича Проф. П. Попова и других.   1964 г.   ОГЛАВЛЕНИЕ ПОНЯТИЕ О НАУКЕ ПАТРОЛОГИЯ............................................................................................................................................... 3 ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ЗНАЧЕНИЕ............................................................................................................................. 3 ПОНЯТИЕ О СВЯТЫХ ОТЦАХ ЦЕРКВИ И АВТОРИТЕТЕ ИХ ТВОРЕНИЙ........................................................................ 5 ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ СВЯТООТЕЧЕСКИХ ТВОРЕНИЙ........................................................................................................ 6 ИЗДАНИЯ И ПЕРЕВОДЫ НА РУССКИЙ ЯЗЫК ТВОРЕНИЙ СВ. ОТЦОВ........................................................................... 7 КУРСЫ ПАТРОЛОГИИ......................................................................................................................................................................... 8 ПЕРИОД ДОНИКЕЙСКИЙ............................................................................................................... 8 ОТДЕЛ I. МУЖИ АПОСТОЛЬСКИЕ............................................................................................................................... 8 1. СВ. КЛИМЕНТ ЕПИСКОП РИМСКИЙ............................................................................................................................ 9 2. СВ. ИГНАТИЙ БОГОНОСЕЦ ЕПИСКОП АНТИОХИХИЙСКИЙ.......................................................................... 12 3. СВ. ПОЛИКАРП ЕПИСКОП СМИРНСКИЙ................................................................................................................. 17 4. УЧЕНИЕ ДВЕНАДЦАТИ АПОСТОЛОВ ("ДИДАХИ").............................................................................................. 18 5. ПОСЛАНИЕ ВАРНАВЫ..................................................................................................................................................... 20 6. «ПАСТЫРЬ» ЕРМА.............................................................................................................................................................. 21 7. ПАПИЙ, ЕПИСКОП ИЕРАПОЛЬСКИЙ.......................................................................................................................... 23 ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ О ПАМЯТНИКАХ ПОСЛЕАПОСТОЛЬСКОГО ПЕРИОДА......................................................... 24 ОТДЕЛ II АПОЛОГЕТЫ........................................................................................................................................................ 25 1. АПОЛОГИЯ АРИСТИДА................................................................................................................................................... 25 2. АФИНАГОР........................................................................................................................................................................... 27 3. МЕЛИТОН, ЕПИСКОП САРДИЙСКИЙ........................................................................................................................ 29 4. СВ. МУЧЕНИК ИУСТИН ФИЛОСОФ............................................................................................................................ 30 5. ТАТИАН................................................................................................................................................................................. 33 6. СВ. ФЕОФИЛ ЕПИСКОП АНТИОХИЙСКИЙ.............................................................................................................. 35 7. ЕРМИЙ ФИЛОСОФ............................................................................................................................................................. 37 8. МИНУЦИЙ ФЕЛИКС.......................................................................................................................................................... 38 9. ПОСЛАНИЕ К ДИОГНЕТУ............................................................................................................................................... 40 ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ О РАССМОТРЕННЫХ СОЧИНЕНИЯХ............................................................................................ 41 ОТДЕЛ III БОРЬБА ЦЕРКВИ С ГНОСТИЦИЗМОМ......................................................................................... 42 1. СВ. ИРИНЕЙ ЕПИСКОП ЛИОНСКИЙ........................................................................................................................... 42 2. СВ. ИППОЛИТ, ЕПИСКОП РИМСКИЙ........................................................................................................................ 50 ОТДЕЛ IV ВОЗНИКНОВЕНИЕ НАУЧНОГО БОГОСЛОВИЯ................................................................... 56 1. ТЕРТУЛЛИАН...................................................................................................................................................................... 56 2. СВ. КИПРИАН, ЕПИСКОП КАРФАГЕНСКИЙ. ЖИЗНЬ И СОЧИНЕНИЯ.......................................................... 70 ХРИСТИАНСКАЯ НАУКА (III BEK)............................................................................................................................................. 78 ВВЕДЕНИЕ. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ХРИСТИАНСКОЙ НАУКИ.............................................................................................. 78 1. АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ БОГОСЛОВСКАЯ ШКОЛА............................................................................................................. 79 2. АНТИОХИЙСКАЯ БОГОСЛОВСКАЯ ШКОЛА..................................................................................................................... 80 1. ПАНТЕН................................................................................................................................................................................. 80 2. КЛИМЕНТ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ................................................................................................................................ 81 3. ОРИГЕН.................................................................................................................................................................................. 88 4. СВ. ГРИГОРИЙ НЕОКЕСАРИЙСКИЙ (Чудотворец).............................................................................................. 105 5. СВ. МЕФОДИЙ ОЛИМПИЙСКИЙ................................................................................................................................ 106 РАЗВИТИЕ СВЯТООТЕЧЕСКОЙ МЫСЛИ В ПЕРВЫЕ ТРИ ВЕКА.................................................................................... 109 РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ........................................................................................................................................................................... 110 ПЕРИОД ВТОРОЙ (с 251-320гг.)............................................................................................................................................... 110 ВВЕДЕНИЕ. ИСТОРИЯ ЗАРОЖДЕНИЯ ПРАВОСЛАВНОГО МОНАШЕСТВА НА ВОСТОКЕ................................ 110 1. ПРЕПОДОБНЫЙ АНТОНИЙ ВЕЛИКИЙ (251-356гг.)............................................................................................... 110 2. ПРЕП. ПАХОМИЙ ВЕЛИКИЙ (294-348гг.)................................................................................................................... 112 3.ПРЕПОДОБНЫЙ ЕФРЕМ СИРИН (-372 гг.)................................................................................................................... 114 4. ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО МАКАРИЯ ВЕЛИКОГО (300 - 390гг.)........................................................................ 118 РАЗДЕЛ ВТОРОЙ............................................................................................................................................................................ 126 3. ПОСЛЕНИКЕЙСКИЙ ПЕРИОД ПАТРИСТИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ................................................................. 126 4. СВЯТОЙ АФАНАСИЙ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ........................................................................................................... 127 5. СВЯТОЙ КИРИЛЛ ИЕРУСАЛИМСКИЙ....................................................................................................................... 133 6. СВЯТОЙ ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ...................................................................................................................................... 137 7. СВЯТОЙ ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ.................................................................................................................................. 144 8. СВЯТОЙ ГРИГОРИЙ НИССКИЙ.................................................................................................................................... 151   ПОНЯТИЕ О НАУКЕ ПАТРОЛОГИЯ ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ЗНАЧЕНИЕ Предметом для изучения Патрологии является церковная письменность - творения Св. Отцов и учителей Церкви. В таком определении предмета курса проявляется его особый церковный характер в отличие от курсов с тем же названием, принадлежащим инославным исследователям, большей частью протестантам, включающим в эти курсы изучение всей древнехристианской литературы, в том числе произведений не церковных и еретических. Не отрицая, в известной степени, ценности изучения таких произведений, православные патрологи в понятие святоотеческих творений, подлежащих особому изучению, вкладывают определенное содержание. В этих творениях, как и в жизни авторов, раскрывается не какое либо иное, но церковное учение о вере и жизни, т.е. из общего курса христианской литературы выделяются произведения отдельных авторов, называемых Отцами и Учителями Церкви, или просто святыми Отцами. Глубокое уважение к Св. Отцам и их творениям составляет один из важнейших признаков православного богословия. Ограничение патрологии пределами церковной письменности оправдывается не только с богословской точки зрения, но, и с литературно-исторической. Если христианство внесло в мир новую жизнь и новые идеи и способствовало появлению новой литературы, которая, по своему религиозному характеру и внутренней целостности может стать вровень с любой национальной письменностью, то не менее целостное и закругленное единство представляет та наибольшая часть христианской письменности, которая известна под именем церковной литературы. Церковная литература представляет собой цельный организм подобно литературе какого-нибудь народа с тем лишь различием, что связующим принципом является не единство языка и национальности, а единство духа и мысли, выражающееся в общецерковном богословском направлении этой литературы и обуславливающие внутреннее родство всех ее частей. Она в такой же степени отражает мысли, чувства, идеалы, духовные течения, дух и характер христианского поколения, каждой эпохи, как всякая национальная литература отображает духовный облик исторической судьбы, семейной, общественной и гражданской жизни данного народа. Церковная письменность, таким образом, составляет определенную внутренне цельную величину и потому может быть предметом научного исследования для особой специальной науки ЗАДАЧИ НАУКИ Церковная письменность является предметом с двух сторон; со стороны ее содержания и литературной формы. Внешняя сторона в церковной письменности - это ее содержание. Оно ценно для нас, как в историческом отношении, поскольку отражает в себе состояние церковного сознания в области христианского вероучения, нравоучения и церковной практики, так и в догматическом, поскольку сохраняет в себе, в качестве своего основного элемента, Священное Предание. В последнем отношении целостность церковной письменности особенно велика и значительна. Для догматических определений она является с одной стороны, источником содержания, а с другой - критерием, устанавливающим непрерывную связь предания между каждым отдельным собором и апостольским временем. Для церковного установления она своими упоминаниями о них служит основанием их точной хронологической датировки, отнесения их к периоду апостольскому и, следовательно, удостоверением их апостольского происхождения и т.д. Таким образом, церковная письменность поставляет весь материал, относящийся к Священному Писанию, хранимому в кафолическом вселенском церковном сознании. Отсюда главный момент патрологического изучения - это установление элементов Священного Предания, выделения кафолического сознания Церкви из исторического церковного сознания. Задача патрологии по отношению к Священному Преданию должна заключатся в оценке содержания церковной письменности по степени вероятности и точности выражения в нем Священного Предания. Со стороны своей формы церковная письменность может изучаться, как вообще всякий литературный памятник. В этом отношении она подпадает под обычные принципы историко-литературного изучения. Основная задача ее - установление истории церковной письменности. Для решения этой задачи нужно точно определить объем исследуемой литературы, распределить ее в хронологических рамках, установить подлинность отдельных сочинений и правильность дошедшего до нас текста. Это - задача историко-литературная. Далее, необходимо обеспечить правильное понимание церковной литературы, для чего нужно изучить условия и обстановку, среди которых она возникла, в частности, ознакомиться с личностью авторов, их жизнью, характером, духовной атмосферой, в которой они жили, и влияниями, под которыми они находились. Это - задача церковно-историческая. Отсюда в разработке патрологии, соответственно указанным трем задачам ее, нужно отметить три главных момента по отношению к каждому писателю: 1) биографический (его жизнь), 2) библиографический (творения) и 3) систематический (воззрения). МЕТОДЫ ПАТРОЛОГИИ Историко-критический: каждый литературный факт должен быть изучаем в своей органической исторической связи и должен быть точно установлен, с указанием степени его достоверности и исторической ценности. ПОНЯТИЕ О НАУКЕ Патрология есть наука, имеющая своей задачей историческое изучение развития церковной письменности и постепенного раскрытия в ней церковного сознания (христианского вероучения, нравоучения и церковной практики). ЗНАЧЕНИЕ НАУКИ Значение науки обуславливается важностью ее предмета - церковной письменностью. Церковные писатели выступали со своими произведениями в ту пору, когда во мраке язычества и порока каждую душу человеческую впервые оросило благодатное Слово Евангелия. Для них христианство не было чем-то повседневным, обычным, малозаметным, как для нас; они живо чувствовали и осознавали всю его благодетельность, а потому из их творений лучше всего понять силу и величие христианства и проникнуться его духом. Чтение их творений вселяет дух церковный, развивает практику жить и мыслить в согласии с вселенской истиной. Огромное значение церковная письменность составляет и для богословских дисциплин - она является их источником. В ней, прежде всего можно найти богатый материал для экзегетики, и истолкования Св. Писания как в смысле буквально-грамматическом, сохраняющем и теперь научное значение, так и духовно-аллегорическом. Важна, далее, церковная письменность и для систематического богословия (догматического и нравственного), в частности, на ней зиждется история догматов, которые знакомят нас с развитием церковного учения с разными толкованиями его в церкви. Кроме того, церковная письменность имеет значение догматическое, ибо в ней сохраняется и получает истолкование в Церковном духе Св. Предание. Важно также изучение церковной письменности для церковной истории, ибо церковная письменность обильно проливает свет на внутреннюю духовную жизнь Церкви. ОТНОШЕНИЕ ПАТРОЛОГИИ К ДРУГИМ БОГОСЛОВСКИМ НАУКАМ Из всех богословских наук наибольшее родство патрология имеет с догматикой и церковной историей. Однако ее нельзя смешивать с упомянутыми науками. 1) Догматика излагает христианское вероучение в систематическом порядке, осуществляя свою задачу, главным образом, теоретически, патрология в своей догматико - исторической части исторически показывает, как постепенно раскрывалось христианское вероучение и в какой степени усваивалось оно церковным сознанием. 2) Далее, в патрологии отводится место не только общепринятой кафолической догме и постепенном закреплении ее в церковном сознании в виде определенных формул, как это делается в догматике, но и вообще богословию церковных писателей с его характерными особенностями, частными мнениями и философскими воззрениями. 3) Наконец, в патрологии святоотеческие места не подбираются отдельными отрывками к каждому определенному догмату, как в догматике, а рассматриваются в целостном единстве и органической связи со всем богословием известного писателя, причем пункты учения не излагаются не в том порядке, который согласуется с расположением истин вероучения в известной догматической системе, а в том, в котором они возникли в исторической жизни Церкви и действительно раскрылись в церковном веровании (например, в первые века много занимались эсхатологией, вопросами о последних судьбах мира и человека, между тем как вопросы эти в догматике по требованиям системы должны попасть не на первые, а на последние страницы). Что касается церковной истории, то она занимается изображением главным образом внешней стороны в жизни Церкви (эпоха гонений, вселенских соборов, догматических споров, культ). Патрология не изучает внутреннюю, религиозно нравственную жизнь церкви, жизнь ее сознания и изображает рост духовной христианской культуры, т.е. развитие церковной письменности и науки. ПОНЯТИЕ О СВЯТЫХ ОТЦАХ ЦЕРКВИ И АВТОРИТЕТЕ ИХ ТВОРЕНИЙ «Отцами Церкви - говорит покойный патриарх Сергий, - признаются не те из писателей церковных, которые были наиболее учены, наиболее начитаны в церковной литературе, но писатели святые, т.е. воплотившие в себе ту жизнь Христову, хранить и распространять которую Церковь получила себе в удел». Таким образом, если первым признаком Св. Отцов является святость жизни, то круг церковных писателей относимых к категории отцов, не может быть ограничен каким - либо хронологическим периодом в курсе Патрологии, не может совпадать с изучением литературы только этого периода, как это имеет место - у инославных исследователей. Жизнь Церкви едина во все периоды ее истории и поэтому всегда возможно достижение состояния святости ее членами сочинения, которых будут иметь особый авторитет и могут быть предметом соответствующего исследования и изучения. Вторым признаком святости авторов, является чистота догматического и нравственного учения, определяющая достоинство их творений. Третьим признаком святоотеческих творений указывается свидетельство церкви. Это свидетельство Церкви является той необходимой проверкой чистоты жизни и учения отдельного писателя, после которой его творения получают высокий авторитет для православного богословия. Часто эти признаки выражаются в латинских терминах: Sanctities vite (святая жизнь), Sanctitas doctrina (святость учения) и Declaratio Ecclesio (свидетельство Церкви). Несмотря на то, что эти термины были сформулированы в относительно поздний период, в них были выражены те признаки, которые были установлены еще в первые века жизни Церкви (например, у Святого Мефодия Потарского и Климента Александрийского). Следует заметить, что против православного понимания достоинства святоотеческих творений имеется, со стороны инославных писателей, ряд возражений, что в православном богословии святоотеческие творения как бы подменяют или противополагаются Св. Писанию, что в творениях Отцов имеются разногласия противоречия и т.д. Прежде всего, необходимо категорически отвергнуть первое: утверждение о каком-либо противоположении в Православии святоотеческих творений Св. Писанию можно лишь по недоразумению или незнанию православного богословия.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 191; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!