Во 2-ой и 3-ей главах. Об епископах. 2 страница



Отцы никогда не противополагали своих творений Слову Божию, но указывали, что источник их учения и путь к «мысленному просвещению» заключен в Св. Писании, что оно «свет для души», «возводит ум к чудесам» и др. Значительную часть святоотеческих творений составляют истолкования Св. Писания и, признавая ее этими истолкованиями преимущественное значение по сравнению с истолкованиями др. писателей. Церковь свидетельствует о пребывании в отцах того благодатного «помазания», о котором говорил Иоанн Богослов (1 Ин. 2,27). И при всем уважении к святоотеческим творениям церковь никогда ни в своей литургической жизни, ни в жизни отдельного христианина не заменяет ими чтения или непосредственного изучения Слова Божия. Более обоснованным представляется на первый взгляд утверждение, что в творениях отцов имеются известные разногласия и т.д. Наличие частных мнений у отдельных Отцов никогда не отрицалось Православным богословием, но эти частные мнения, в которых расходились отдельные отцы, не могут уменьшать достоинства их творений. Не трудно установить, в чем проявляется единство, и какого рода разногласия имеются в святоотеческих творениях. Даже такой принципиальный противник святоотеческого богословия, как бывший проф. Московской Духовной Академии М. Тареев, должен был признать, что отцы были едины по отношению к догматам и в своем нравственном учении, т. е. в самом главном. Важно отметить, что единство отцов выражается в их духовном опыте, что особенно заметно, когда к рассмотрению их творений подходят не с собирания отдельных разногласий, а с изучения их опыта. Что же касается самих разногласий, то они действительно имели место в отношении к богословской терминологии, особенно в ранний период, когда эта терминология еще не была разработана. Известно так же, что Отцы допускали не одинаковое истолкования отдельных мест Св. Писания. Но это никогда не приводило к противоречию в отношении к догматам или извращению нравственного учения. Различное истолкование объясняется в основном, не одинаковым использованием аллегорического метода. Кроме того, в творениях отцов имеется известное количество сведений исторических и представлений естественно - научных, в которых отцы оставались людьми своего времени. Нужно еще иметь в виду, что Отцы далеко не сразу достигали того состояния святости, с которым бывает соединено то состояние "мысленного просвещения", которое придает авторитет их творениям. Часть содержания святоотеческих творений составляют сведения даже и в области богословия, полученные путем рационального изучения логических умозаключений и т.д. В этом случае может возникнуть еще вопрос: как же отличить в творениях Отцов ту часть, которая имеет действительный авторитет от частных мнений и отдельных высказываний, которые такого авторитета не имеют? Ответом на этот вопрос может быть понятно имеющее большое значение в православном богословии и выражаемое латинским термином - Consensus Patrum (согласно Отцов). Известный русский мыслитель прошлого века И.В. Киреевский назвал творения Отцов «известиями очевидцев» о той стороне духовной истины, которую не всякий может изучить непосредственно. Даже путем простого сравнения этих «известий» - высказываний Отцов, не трудно отличить их согласие в главном, показывающее единство восприятия и понимания духовной истинны от высказываний, неправильно понимаемых или недостаточно ясно выраженных самим писателем. «Отец не противоборствует Отцам, ибо все они были общниками Единого Духа», но и в тоже время - «единичное мнение не есть закон для церкви», - говорит Св. Иоанн Дамаскин. Употребляя известный термин, следует заметить, что «согласно Отцов» по какому-либо богословскому вопросу всегда есть ТЕОЛОГУМЕН, с которым богослов должен считаться, если остается верным традиции Православной Церкви. Ибо, по словам блаж. Августина: «кто отступает от единодушного согласия Отцов, тот отступает от всей Церкви». Помимо того значения для богословов, творения Отцов дают богатый материал для изучения всех сторон церковной жизни, из-за чего становится очевидна необходимость их научного изучения. Установив богословский критерий при определении круга писателей и произведений, подлежащих изучению в курсе Патрологии, следует сделать оговорку: в настоящий курс включается изучение отдельных писателей, не признанных Отцами Церкви, например, Тертуллиана, Оригена. Это допущено по причине их большого влияния, особенно Оригена, на развитие святоотеческого богословия. ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ СВЯТООТЕЧЕСКИХ ТВОРЕНИЙ Патрология, как специальная богословская дисциплина, возникла сравнительно недавно, вместе с разделением богословских знаний на отдельные дисциплины с более узким содержанием. Но изучение святоотеческих творений и их использование для богословской науки имело место еще в древней Церкви. Начиная с IV-гo века, сохранились особые сборники выдержек из творений отцов (катены), расположенных по отдельным темам. Наиболее известным из них и сохранившимся до настоящего времени является сборник, составленный Св. Иоанном Дамаскиным, сборник избранных мест из творений Отцов - "Священные параллели" (Sacrae Parallela), послуживший материалом для составления его книги "Точное изложение православной веры". Сведения о жизни Отцов включались в церковные истории и составляли содержание ряда специальных сочинений, например "De viris illustribus" блаженного Иеронима. ИЗДАНИЯ И ПЕРЕВОДЫ НА РУССКИЙ ЯЗЫК ТВОРЕНИЙ СВ. ОТЦОВ Рукописи святоотеческих творений сохранились в различных собраниях, библиотеках и архивах при монастырях, крупных архиерейских кафедрах, средневековых учебных заведениях. Но далеко не все творения сохранились до настоящего времени. Часть была по разным причинам утеряна, и сведения о них получены по упоминаниям о них или цитатам из них в сочинениях других авторов. Это особенно относится к сочинениям авторов более ранних периодов, но в тоже время не так давно, имел место ряд открытий сочинений, считавшихся утерянными («Дидахи», греческий текст апологии Аристида и др.). Издание отдельных произведений отцов в подлиннике и переводах началось немедленно после изобретения книгопечатания в странах Западной Европы. Из таких изданий следует указать только не многие главнейшие, сохранившие значение до настоящего времени: издание французского аббата Миня (Мигне), II - половины XIX века; «Patrologie cursus complectus» в двух сериях; Сэр Грека 161 том и Сэр Латина 221 том. Этим изданием большей частью пользуются и в настоящее время, причем имеет место следующее сокращение в ссылках: указываются только начальные буквы П. Г. или П.Л. т., кол., указывающие серию, том и колонку (страница состоит из двух колонок). Издание Миня представляет простую перепечатку более старых изданий, имеющих свои недостатки, но этим изданием продолжают пользоваться, так как до настоящего времени нет другого издания такого полного собрания святоотеческих творений в подлиннике. II-е Издание Венской Академии: «Corpus scriptorum ecclesiasticorum latinorum» издание латинских авторов, более исправленное, но до настоящего времени не законченное. Вышло уже более двухсот томов. III-е Издание Берлинской Академии - «Ди Грихише Шрифтштеллер дер драй эрштэн ягогундэртэн», удовлетворяющее всем научным требованиям, также не законченное. Отдельные тома продолжают издаваться и в настоящее время. Кроме этого имеются издания творений отдельных Отцов, выходящие при научных центрах в разных государствах. В Париже выходит с начала настоящего столетия сборник «Patrologia Orientalis», содержащий публикации и переводы отдельных произведений и памятников церковной литературы Греческой и других Восточных Церквей (Коптской, Армянской и др.). В России переводы произведений отдельных Отцов на славянский язык начались непосредственно со времен принятия христианства. А переводы на современный русский язык в основном имели место при Духовных Академиях с середины прошлого века и до времени прекращения деятельности Академий. Московской Академией были переведены и изданы творения ряда греческих Отцов; Киевской академией - творения латинских Отцов; Петербургской Академией - творения Иоанна Златоустого, Феодора Студита и Иоанна Дамаскина (только один том); Казанской Академией - сочинения Оригена (не полностью). Переводы творений Отцов - аскетического содержания издавались Оптиной пустынью, Пантелеимоновым монастырем и, не так много, Киево-Печерской Лаврой. Сочинения древнейших христианских писателей были переведены священником Преображенским и изданы частным издательством. Следует заметить, что далеко не все святоотеческие творения имеются в русском переводе. КУРСЫ ПАТРОЛОГИИ Курсы патрологии, исторические обзоры и монографии по изучению отдельных отцов, сохраняющие свое научное значение, начиная с прошлого века, издаются при всех богословских академиях и факультетах на западе. В России такие издания и курсы имели место при Духовных академиях. Из курсов можно указать следующие: "Историческое учение об Отцах Церкви" Архиепископа Филарета Гумилевского, 3 тома. Издание, вышедшее в середине прошлого века, во многом устаревшее. Но принципиальные установки автора сохраняют свое значение. Автора с полным основанием можно считать первым русским патрологом. "Конспект лекций по патрологии" профессора Московской Духовной Академии И. В. Попова. Лекции охватывают Отцов первых четырех веков и в основном сохраняют свое достоинство. "Восточные Отцы IV века" и "Византийские Отцы V-VIII в.", два тома лекций, прочитанных в 30-х г. г. в Парижском Богословском институте в Париже протоиереем Георгием Флоровским. Разделение изучения святоотеческих творений на отдельные исторические периоды необходимо для удобства изучения в связи с историческими условиями жизни Церкви, во многом влияющими на содержание этих творений. Разные Патрологии немного отличаются при установлении таких периодов или разделов, которых можно назвать три: Творения Отцов доникейского периода (до I Вселенского Собора), или 3-х первых веков христианства. Творения Отцов в период Вселенских Соборов, или с 4-го по 8-ой века. Творения Отцов Церкви в период после Вселенских Соборов, или с IX века. Следует заметить, что в отдельных курсах на этот период обращается внимание недостаточное. Каждый из этих периодов можно по отдельным признакам подразделить на отдельные периоды или группы Отцов. Предметом курса настоящего учебного года составляет изучение писателей первого (доникейского периода), который разделяется для удобства изучения на следующие разделы: А) творения мужей апостольских; Б) сочинения апологетов; сочинения противогностические; Г) доникейские Отцы и учителя (название условно). ПЕРИОД ДОНИКЕЙСКИЙ ОТДЕЛ I. МУЖИ АПОСТОЛЬСКИЕ Мужами или Отцами Апостольскими (Patres Apostolici) принято называть авторов древнейших, после книг Нового Завета, произведений церковной литературы, хотя не все они были непосредственными учениками апостолов. До настоящего времени сохранились только немногие из таких произведений. Значительная часть их была утеряна. Но из сохранившихся памятников в нашем курсе рассматриваются далеко не все, - не подлежат рассмотрению в курсе Патрологии апокрифические книги Нового и Ветхого Завета, произведения, также имеющие апокрифический характер, направления гностического, также Didascalia и Constitutiones Apostolerum , имеющие большое значение курсов Истории Церкви и Каноники. Таким образом, в настоящем курсе будут рассмотрены следующие произведения: Послания к Коринфянам Св. Климента Римского; Послания Св. Игнатия Богоносца; Послания Св. Поликарпа Смирнского; Учение двенадцати Апостолов («Дидахи»); Послание, называемое Посланием Ап. Варнавы; «Пастырь» Ерма; Сочинение Папия, Епископа Иерапольского. Между всеми этими памятниками имеется много общего - содержание и форма их в основном определяется одинаковыми условиями жизни Церкви того времени. Вторая половина 1-го и начало 2-го века - это период послеапостольский. Проповедь христианства еще продолжается среди иудеев и язычников, отдельные местные церкви находятся еще в периоде организации. Между ранее основанными церквями еще не существует организационных связей. Каждая городская община возглавляется епископами, к городской общине тяготеют общины сельские и находящиеся в более мелких городах. Естественно - более важное положение занимают Церкви Рима, Антиохии, Александрии и главных римских провинций. Из этих церквей образуются в последствии патриархаты и митрополии. В то время появляются лжеучителя: иудействующие и придерживающиеся докетических воззрений на воплощение. Следует еще отметить недостаточную ясность догматической терминологии, что послужило причиной не правильных выводов у отдельных исследователей. Все эти произведения, как и книги Нового Завета, написаны на греческом языке, отличающемся от «классического», или аттического языка античных писателей, сохраняет простоту формы и ясность построения (композиции). Авторы их были в большей или меньшей степени харизматиками, т.е. обладали дарами Святого Духа, о которых упоминается в посланиях апостольских. Их сочинения нельзя уравнивать по значению с каноническими, но большое их родство по духу с писаниями апостольскими, несомненно. Бывает довольно трудно установить время составления этих памятников. Здесь главное значение имеют данные, находящиеся в самом тексте памятника, посредством чего устанавливаются хронологические границы периода, в который памятник мог быть составлен: «Terminus a quo» или время, раньше которого памятник не мог быть составлен «Terminus ad quem» - или время, после которого составление его не могло иметь места. Издания этих памятников начались с XVII века. Имеется несколько научных изданий их (напр., английское издание Лайтфута). На русском языке имеется их издание в переводе священника Преображенского. СВ. КЛИМЕНТ ЕПИСКОП РИМСКИЙ Св. Климент, вероятно, третий после Апостолов, епископ Римский, занимал кафедру с 92 по 101 г, был сослан и скончался в Херсонесе. Подробности, имеющиеся в его житии, носят явно апокрифический характер. Св. Клименту принадлежит первое послание к Коринфянам. Об авторстве Климента свидетельствуют Св. Ириней Лионский, Климент Александрийский, Ориген, Евсевий Кесарийский и др. С именем Климента это послание находится в некоторых кодексах Нового Завета, т.к. в Древней Церкви оно включалось в списки Новозаветных священных книг. Это свидетельствует о его высоком авторитете в древности. Написано послание, по-видимому, в царствование Нервы (96-98 г.). Поводом для него явились беспорядки в Коринфской Церкви, может быть, подобные тем, о которых писал Апостол Павел. Отдельные члены общины перестали повиноваться законным пресвитерам и удалились от общения с ними. Содержание. Послание Св. Климента состоит из 59 глав. Разделить его можно на две части: первая часть (4-36 главы) нравоучительная - представляет собой ряд общих нравственных увещаний, склоняющихся к осуждению коринфской распри и восхвалению добродетелей (смирение и послушание), необходимых для сохранения церковного мира и единства; вторая часть (37-59 главы) - догматико - историческая, принципиально решает вопрос о необходимости определенного церковного устройства, в частности, иерархии, и с этой точки зрения рассматривает и осуждает коринфский мятеж, увещевает коринфян к покаянию и восстановлению прежнего порядка. Стиль послания во многом приближается к библейскому - содержит большое количество цитат и примеров из книг Ветхого Завета и сравнительно малое цитирование Нового Завета. Имеется не много ссылок на Евангелие от Матфея и послание Апостола Павла к Римлянам, Коринфянам и Евреям. Это может объясняться тем, что ко времени составления послания Климента кодекс Нового Завета еще не был точно определен. Имеется упоминание о мученичестве Апостолов Петра и Павла. УЧЕНИЕ СВ. КЛИМЕНТА А). Так как послание Св. Климента написано по поводу церковных беспорядков в Коринфе, то понятно, что в нем преобладают нравственные увещания и рассуждения о церковном устройстве. Однако, Св. Климент затрагивает и догматические вопросы. Основу для Св. Климента составляет Ветхий Закон. Св. Климент учит о богодухновенности Ветхого Закона. «Загляните в Писание, эти истинные глаголы Духа Святого; заметьте, что в них ничего несправедливого и превратного не написано» (гл.45). В учении о Боге Св. Климент оттеняет понятие воли Божией. Воля Божия царит над всем мирозданием и выражается, в единстве и гармонии природы. Св. Климент дает в 10 главе художественное описание этой гармонии, ради которого последующие писатели цитировали его послание (Климент, Ориген, Дионисий, Дидим, Иероним). Воля, создавая гармонию во внешней природе, требует в мире нравственного послушания себе и при исполнении своих требований достигает и здесь той же гармонии, что в мире чувственном. В христианском обществе эта воля требует подчинения определенному устройству (40) и богослужебному чину. В личной жизни христиан это подчинение воле Божией рождает смирение (30,38), которое должно быть преобладающим настроением христианина через всю жизнь. Святость воли Божией обеспечивает будущее воздаяние и блаженство праведным. Так, идея воли Божией, творящейся, законодательной, мздовоздающей проходит через все послание Св. Климента, в полном согласии с ветхозаветным оттенком его миросозерцания (ибо такое представление о Боге у ветхозаветных пророков). Впрочем, у Св. Климента рельефно изображается и милосердие Божие (19. 23,19), впрочем, в благоговейном восторге автор часто прерывает свою речь славословием (20; 12, 32,4, 38,4; 43,6; 45; 50; 58; 61; 64). Тринитарная формула у Св. Климента выдерживается твердо в виде клятвы: "Жив Бог и жив Господь Иисус Христос и Св. Дух, вера и надежда избранных" и в виде вопроса: "Не одного ли Бога и одного Христа имеем мы? Не один ли Дух благодати излит на нас" (гл.46). Б). Хронология. Хронология Св. Климента мало развита. Еще Фотий упреждал его за то, что он не употребляет возвышенных речений о Христе, не упоминает о Его Божестве. Упрек этот отчасти справедлив. Сыном Божиим Св. Климент называет Христа только раз (36 гл.) и то в словах Пс.2,7 (Евр.1,5): "Сын мой еси Ты, Аз днесь родих Тя". При всем том мысль о предсуществовании Христа и о Его Божественном достоинстве выражена у Св. Климента довольно ясно. «Жезл величия Божия, - говорит Св. Климент, - Господь наш Иисус Христос не пришел в блеске великолепия и надменности, хотя и мог бы, но смиренно» (15,2). Христос говорил уже в Ветхом Завете через Духа Святого(22,1). Согласно с Посланием к Евреям, Он есть сияние величия Божия и потому превосходнее ангелов (35). Через Него мы взираем на высоту небес и созерцаем Бога. Ярче оттенено человечество Христа. Он - происходит от Авраама по плоти (32,2) и есть отрок Божий; дело Христа - наше спасение. Из любви к нам по воле Бога Он дал Кровь Свою за нас, Свою плоть за плоть нашу, Свою душу за душу нашу (49,6;31,5) и, т. о., совершил искупление за всех (12,7) и всему миру даровал благодать покаяния (7). Христос - наше спасение. Первосвященник наших приношений, помощник в немощах наших (гл.36). Более развита у Св. Климента эсхатология. Царь будущего суда (20, 34) и воздаяния - часто возникает пред его умственным взором. Весьма красиво и художественно описание будущих благ, зачатки которых имеются на земле. Касается Св. Климент и загробной жизни. Праведные (Ап. Петр и Павел) по кончине в «святое место» (5,7) и оттуда явятся при открытии Царства Божия (50,3). Но особенно раскрывает Св. Климент истину воскресения плоти (24 - 25) и в доказательство указывает не только на Воскресение Христа и места Св. Писания, но и на явления природы, каковы - смена дня и ночи, произрастания растений из согнивающего семени, наконец, птица Феникс, живущая (в одном экземпляре) в Аравии 500 лет, по смерти которой из согнивающегося тела рождается червь, который оперяется и затем относит гнездо с костями предка в Илиополь египетский на жертвенник солнца (гл. 25). Св. Климент учит о близости пришествия Христа (23) в полном согласии с оживленными эсхатологическими ожиданиями 1 века; хилиазма у него нет.

Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 170; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!