Во 2-ой и 3-ей главах. Об епископах. 3 страница



В) В особенности развито у Св. Климента учение о церковном устройстве. У него находится ясное учение о богоучрежденности иерархии в связи с идеей непрерывного иерархического преемства. «Христос, - по словам Св. Климента был послан от Бога, а апостолы от Христа. Апостолы, принявши повеление, пошли благовествовать наступающее царство Божие. Проповедуя по различным странам и городам, они первенцев из верующих, по духовном испытании, поставляли в епископы и диаконы для будущих верующих» (42). Ясно выражается и идея преемства. Апостолы, по свидетельству Св. Климента, поставив вышеозначенных служителей: «присовокупили потом закон, чтобы, когда они почиют, другие испытанные мужи принимали на себя их служение» (44 гл.). В словах: «Они почиют» разумеются не апостолы, а иерархические лица, ибо из контекста речи видно, что автор говорит о непрерывности именно иерархического служения и представляет иерархические лица преемствующими не только апостолам, но и друг другу: они, по его словам, апостолами, или после них другими достоуважаемыми мужами, с согласия всей церкви (44 гл.) поставляются. Протестанты утверждают, что Св. Климент сам выдвигает впервые учение о богоучрежденности и апостольском происхождении иерархии по аналогии с ветхозаветным священством. Но сам Св. Климент выдает это учение не как свою мысль, а как апостольское предание. А он писал всего лишь через 30 лет после смерти святых апостолов Петра и Павла, когда многие из современников апостолов были еще живы, а потому не мог выдавать собственного измышления за апостольское установление. И еще менее мог бы об этом писать коринфянам, обличать их и опираться на этот факт в своих увещаниях, ибо и в Коринфе многие знали и помнили Апостолов и их установления и могли бы уличить его во лжи и лишить всякой силы его слова. Напротив, ничего подобного не было и, как мы знаем, послание Св. Климента пользовалось большим уважением в Древней Церкви. Кроме того, из книг Нового Завета знаем, что Апостолы во всех церквах применяли иерархическое устройство. Но хотя у Св. Климента определенно говорится о богоучрежденности иерархии, однако, у него нет ясного разграничения степеней иерархии. Смешение это не составляет исключительной особенности Св. Климента. Оно встречается и в новозаветных писаниях и в древней письменности (Ерм. Вид.II ,4).Объясняют его различно и каждое вероисповедание в своем духе. Следует признать неоспоримым тот факт, что в древности пресвитерами назывались не только епископы (таково словоупотребление Дееписателя, например, Деян. 20,17), но и сами Апостолы (I Петр. 5,1; 2 Ин.1,1, Папий у Евс. 39), очевидно в силу сродства их пастырских функций. Равным образом, многие писатели II века, во времена которых существовал уже епископат, продолжают называть епископов пресвитерами. Так, Ириней говорит то о преемстве епископов, то пресвитеров и Поликарпа и римских епископов называет «пресвитерами» (9,5,3). Киприан, епископ Карфагенский, называет себя пресвитером. Это было время неустановившейся терминологии в определении данных иерархических степеней. Особенности учения Св. Климента о церковном устройстве по сравнению с учением предшествовавших периодов составляет оттенение: 1 (идеи священства) и 2 (идеи иерархического преемства). Сохраняя древнехристианское представление о «пресвитерах», как пастырях (Деян. 20,21) и религиозно-нравственных руководителей верующих («вожди душ наших», 63), Св. Климент особенно выдвигает их священнический характер, их исключительное право приносить бескровную жертву (подобно ветхозаветному священству) и резко выделяет их от мирян, служение их, по Св. Клименту, носит литургический характер: «они приносят дары» (44), и это является существенной стороной их служения. Идея иерархического преемства у Св. Климента представляет собой зачатки теории апостольского преемства епископов, как оно выступило позднее у Св. Иринея. У него "от Бога Христос, от Христа Апостолы, от Апостолов епископы и диаконы" (42), которые, в свою очередь, должны сменять друг друга (44) по апостольскому же установлению. Но у Св. Климента преемство простирается на иерархию вообще, а не на каждого епископа в отдельности, и характеризуется преимущественно, как преемство благодатное (через постановление), а не учительское. Характерную черту учения Св. Климента об иерархии составляет еще то, что он оттеняет вообще идею власти и порядка, подкрепляя свои слова указаниями на дисциплину римских войск (37). Это чисто формальное понимание христианской иерархии способствовало развитию церковной власти в Риме вообще и папских притязаний в частности. Уже Св. Климент требует беспрекословного повиновения иерархии, как власти (начальству), резко обличает за противление ей коринфских христиан, обвиняя их в дерзости и мятеже, и пишет властным требовательным тоном, требуя повиновения себе ради послушания воле Божией. Барденхевер видит догматико - историческое значение послания Св. Климента в том, что оно является фактическим свидетельством папского главенства. Св. Климент говорит с авторитетом, как наместник Бога (59), и со своими увещаниями выступает даже без всяких просьб Коринфской Церкви, как бы признавая своим правом наблюдать за порядком в церквах. Но вероятнее предположить, что такое «вмешательство» свидетельствует о тесных братских отношениях между отдельными церквами, в особенности таких крупных центров, как Коринф и Рим. Каковы права мирян, по посланию Св. Климента? Это 1) (право одобрения) "с согласия всей церкви, 44 кандидата на священство и 2) (право дисциплинарного суда над членами общины и удаления их из своей среды" (гл. 54). "ВТОРОЕ" КЛИМЕНТОВО ПОСЛАНИЕ К КОРИНФЯНАМ" Именем Климента Римского надписывается другое произведение, называемое вторым его посланием к Коринфянам. Евсевий Кесарийский и блаженный Иероним сомневались в авторстве этого «послания» Климента. Анализ его содержания позволил отнести его происхождение к более позднему периоду - около 130-145 г. Это сочинение представляет собой не послание, но вероятно отрывок, из какой ни будь проповеди, произнесенной в Коринфе, и содержит ряд моральных увещаний. В нем можно найти общие мысли с «Пастырем» Ерма, некоторые заимствования из апокрифического Евангелия египтян, т.е. из памятников более поздних, чем послание первое. В догматическом отношении важно прямое призвание божественности Спасителя: «Братья, об Иисусе Христе вы должны помышлять, как о Боге и Судии живых и мертвых». Заслуживает внимание учение о своеобразном предсуществовании Церкви (общее с Ермом): « Мир создан для Церкви». Св. Клименту Римскому приписывают собрание, может быть редактирование так называемых Апостольских правил, принятых Церковью, составление «Постановлений Апостольских» - Constitutiones Apostolerum, составление текста одной из древних литургий в некоторые сочинения, имеющие уже явно апокрифический характер. СВ. ИГНАТИЙ БОГОНОСЕЦ ЕПИСКОП АНТИОХИХИЙСКИЙ Св. Игнатий Богоносец был третий, после Ап. Петра, епископ Антиохийский (пострадал при императоре Траяне). Кроме его осуждения и мученической смерти на арене цирка в Риме, достоверных сведений о его жизни не сохранилось. Датой смерти считается 20 декабря. В одном из гонений Св. Игнатий был осужден на борьбу со зверями и доставлен «в узах» для этого в Рим. Путешествие продолжалось довольно долго. В пути делались продолжительные остановки, во время которых к Св. Игнатию допускались посетители, посланные от христиан разных малоазийских городов. В это время Св. Игнатий написал 7 сохранившихся посланий - четыре из Смирны: к Римлянам, Ефесянам, Могнезийцам и Траллийцам и три из Троады: к Филадельфийцам, Смирнянам и Поликарпу, епископу Смирнскому. Послания Св. Игнатия сохранились в двух, а отдельные даже в трех редакциях. В настоящее время подлинной считается «средняя» (по величине текста) редакция. Св. Игнатию приписывалось и несколько других посланий, в том числе послания к Иоанну Богослову и Пресвятой Деве Марии. Поскольку послания Св. Игнатия не датированы и против подлинности его мученических актов имеются серьезные возражения, то время составления его послания и год смерти определяется приблизительно между 100 и 107 годами. Отдельные подробности о жизни Св. Игнатия имеются у Оригена, Евсевия Кесарийского, Златоуста и в более поздних житиях и исторических хрониках. СОДЕРЖАНИЕ ПОСЛАНИЙ Все послание Св. Игнатия имеют подробные надписания. Все оканчиваются обычными приветствиями, в посланиях, написанных из Смирны, Игнатий просит молитв за себя и церковь сирийскую, а в послании, написанном из Троады, по получении известия о прекращении гонений в Антиохии, просит отправить вестника в Антиохию, чтобы сорадоваться наступлению мира, а также благодарит за оказанный ему и антиохийским вестникам прием. Так как послания Игнатия написаны при одинаковых обстоятельствах, то и содержание их, в общем, сходно, за исключением послания к Римлянам и Поликарпу. Исходным пунктом обычно является похвала церкви и ее епископу. После похвал Игнатий, впрочем, не во всех посланиях, со смирением заявляет, что пишет он не из притязаний на авторитетное учительство и не для того, чтобы возвещать возвышенные учения, а по любви и ради предостережения верующих. Далее следует увещание Игнатия. Они трех родов. Прежде всего: Игнатий увещевает верующих заботиться о единении и согласии с епископом, повинуясь ему, как Господу и ничего не делая без него, при этом он указывает, что только в таком церковном единении возможно соединение с Богом и что отделение от епископа есть признак пагубной гордости. Вторым увещанием является призыв бегать еретиков, не иудействовать, ибо Евангелие выше Ветхого Завета, и признавать истинное рождение, смерть и воскресение Христа, в каковом только случае и имеет смысл сострадания Игнатия. Ефесяне при этом похваляются за решительное удаление от еретиков. Третье увещание общего нравственного характера, а именно, хранить веру, любовь, являя себя христианками не на словах только, но и делах, подражая делам Господа. Послание к Ефесянам - самое большое из посланий Игнатия - содержит еще ряд мыслей, помимо указанных. Здесь решается вопрос об отношении к внешнему языческому миру, причем рекомендуется молиться за язычников, быть смиренномудрыми и кроткими по отношению к ним и в виду близости кончины мира полагать всю жизнь свою в Господе. Далее христиане приглашаются чаще собираться для богослужения. В конце послания, после общих нравственных увещеваний, Св. Игнатий, указав на то, что еретики, растлившие веру Божию, пойдут в неугасимый огонь, и что по этому не нужно следовать за ними. Он призывает Ефесян твердо держаться основных истин христианских, непостижимых для князя мира сего, а именно:  тайны приснодевства Марии, рождения и смерти Господа и обещания подробнее написать им о домостроительстве нашего спасения. В послании к Поликарпу дается ряд кратких наставлений относительно обязанностей и пастырской деятельности епископов, причем рекомендуется молитва, кротость и терпение, а также предлагаются советы относительно вдов и рабов и наставления о браке; в конце кратко изображаются обязанности христианской паствы. Характерно послание к Римлянам. Оно служит памятником энтузиазма христианского мученичества. Боясь, чтобы римские христиане не подали на него апелляции, Игнатий просит их не препятствовать его мученическому подвигу, который так хорошо начался, и которого он так давно желает, а напротив, молиться о даровании ему сил для совершения этого подвига. «Умоляю вас, - пишет Игнатий, - не оказывайте мне неблаговременной любви. Оставьте меня быть пищею для зверей и посредством их. О, если бы не лишиться мне приготовленных для меня зверей! Молюсь, чтобы они с жадностью бросились на меня. Лучше мне умереть за Христа, нежели царствовать над всею землею... Хочу быть Божиим... Моя любовь распялась и нет во мне мирского огня... но вода живущая взывает во мне: «Иди к Отцу». Личность автора, как она выпукло выступает в посланиях, принадлежит к числу необычайно сильных характеров, каких только знает история. Если в Клименте пред нами встает кроткий и тихий пастырь, спокойно, хотя и настойчиво предлагающий свои увещания, то в Игнатии мы находим пылкий и пламенный «восточный» темперамент, который вкладывает всю энергию в свою речь, говорит отрывисто и сильно, со всем пылом и стремительностью сирийца. Но первый приближается к типу учителя и представляет собой гомилета, который, так сказать, всегда держит Библию в руках и постоянно туда заглядывает, который может говорить назидательно, но утомительно долго, переходя от темы к теме. Второй больше подходит к типу пророка -экстатика, который сам получает вдохновение от Духа и говорит в духовном восторге и самозабвении. Раз во время проповеди в Филадельфии Игнатий вдруг по внушению Духа воскликнул громким голосом: «Внимание епископу, пресвитеру и диаконам». СТИЛЬ СВ. ИГНАТИЯ.    Как видно из послания к Римлянам, Игнатий писал свои послания в состоянии необыкновенного возбуждения. Он горел духом в ожидании мученического венца и бесконечно был рад подражать "страданиям Бога своего" в надежде воскресения. При таком настроении душевном ему особенно больно было слышать о распространении лжеучения, которое отрицало и плоть и страдания Христовы, и воскресение мертвых, и святейшую евхаристию, это необходимое условие вечной жизни. Здесь он видел опасность для церкви. Это еще больше увеличивало и без того сильное возбуждение его пылкого духа. Отсюда, и стиль его отличается необыкновенной энергией и напряженностью. Каждое слово у него заострено и отточено. Слова летят одно за другим, нарушая правильное построение речи. Мысли часто обрываются, посредствующие звенья опускаются. Стиль Игнатия, поэтому нельзя назвать простым и требуется иногда много усилий, чтобы понять его мысль. Мировоззрение Игнатия метко характеризуют, когда называют его христоцентрическим. Действительно, Христос занимает центральное место в мыслях и чувствах Св. мученика: "Его хочу, за нас умершего, Его ищу, за нас Воскресшего". "Ни видимое, ни невидимое, ничто не удержит меня придти к Иисусу Христу". Даже Ветхий Завет в посланиях Игнатия, в противоположность Св. Клименту, отступает на задний план. На слова иудаистов: "если я не найду какой-нибудь истины в Ветхом Завете, не поверю Евангелию" у него был дан ответ: "а для меня древнее Иисус Христос, непреложно древнее Его крест. Его смерть, Его воскресение, производимая Им вера, Христос - наша жизнь". В полном согласии с этим христоцентрическим характером стоит и то обстоятельство, что он не касается учения о Боге. "Един есть Бог, явивший Себя чрез Иисуса Христа - вот единственная фраза, относящаяся сюда и характеризующая монотеизм Игнатия. Зато Христология Игнатия вполне определенная. Он ясно учит о Божестве Сына Божия, назьюая Его Богом нашим, Богом Святым. В возвыщенном воззрении на Сына Божия Св. Игнатий примыкает к христологии Ап. Иоанна Богослова. Он называет Иисуса Христа " Словом", изшедшим из молчания", мыслью Божией", и этим показывает, как древние христиане понимали торжественное наименование Сына Божия Словом: они рассматривали Его как источное начало Откровения, явление которого открыло нам тайны "божественного безмолвия", как слова человека открывают мысли его. О предсуществовании Иисуса Христа Св. Игнатий учит: "Иисус Христос был прежде веков у Отца и, наконец, явился видимо". "Невидимый" ради нас стал видимым. Вполне торжественно по этому выступает у Игнатия традиционная троичная формула: "Вы истинные камни, уготованные в здание Бога Отца, возноситесь на высоту орудием Христа, т.е. крестом, посредством верви Св. Духа. Нельзя не заметить, что учение о предсуществовании, предвечном рождении Сына Божия не намечено у Игнатия ясно. Однако оно и не отрицается. Так, Христос называется у него нерожденным в противоположность временному рождению и в обозначение Его Божества. Равным образом наименование Сын Божий, по-видимому, приурочивается к рождению от Девы Марии и Духа Святого. Христос сын Давида по плоти, но поистине стал от Девы Сыном Божиим по воле и силе Божественной. Учение о воплощении Сына Божия, вопреки заблуждениям докетов, развивается у Игнатия весьма подробно. Воплощение - это осуществление божественного "домостроительства" - и выразилось оно в том, что Иисус Христос соделался человеком совершенным. Как это произошло? Игнатий кратко отвечает: "Бог наш Иисус Христос зачат был Мариею из семени Давидова, но от Духа Святого". Игнатий настаивает на истинности плоти Христовой, понимая под ней совершенное человечество. Он "произошел по плоти из рода Давидова". Он "истинно произошел от Девы", хотя и сохранил ее девство в зачатии и рождестве. Он истинно крестился от Иоанна, истинно распят был за нас плотию при Понтии Пилате и Ироде тетрархе и пострадал истинно, как истинно воскресил Себя, а не так, как говорят некоторые "призрачно". Он и по воскресении Своем был и есть во плоти. Явившись Апостолам, Он сказал: "Возьмите, осяжите Меня и посмотрите, что Я не дух бестелесный". По воскресении Он ел и пил, как имеющий плоть. Он и теперь укрепляет христиан, "ибо соделался человеком совершенным". Ясно указывая на Божество и человечество Спасителя, Св. Игнатий не менее ясно утверждает неразрывное единство во Христе этих двух природ и усвояет потому предикаты человеческие Богу. Он смело говорит о "крови Бога", "страданиях Бога" и исповедует обожествление человечества Христа, почему называют Его "новым человеком". Два раза он характерно соединяет во Христе предикаты человеческие и божеские: обличая еретиков в неисцельном недуге докетизма, Игнатий говорит, что для них "есть только один Врач, телесный и духовный, рожденный и нерожденный, Бог во плоти, в смерти истинная жизнь, от Марии от Бога, сперва подверженный, а потом неподверженный страданию, Господь наш Иисус Христос". Христология Св. Игнатия весьма замечательная: 1) в ней ясно показано двойственность природы Христа; 2) прекрасно отмечено учение о единстве Лица Христова. Развито у Игнатия учение о деле Христа. В этом учении для Игнатия характерно то, что он почти не касается искупления, как примирения с Богом, хотя и полагает искупительную смерть Христа за нас в основу нашего спасения. Главный же образом Игнатий понимает искупление, как "разрушение смерти" и "обновление" вечной жизни. "Евангелие есть совершение нетления". Начало этого покаяния положено явлением Бога во плоти и Его смертью и воскресением. "В нем наша жизнь воссияла через Него и через смерть Его", так что Христос облагоухал нетлением церковь и как Его воскресил Отец Его, подобным образом воскресит и нас, ибо без него мы не имеем истинной жизни. Отсюда таинство Евхаристии, которое есть "врачествование бессмертия не только предохраняющее от смерти и дарующее вечную жизнь во Иисусе Христе". Почему же оно имеет такую силу? А потому, что "евхаристия есть плоть Господа нашего Иисуса Христа, который пострадал за наши грехи". Таким образом, по Игнатию, целью спасения являются воскресение и жизнь нетленная. Средством к тому - евхаристия. Основой - страдания Христа. Потому он так решительно и вооружается против докетов, что они по существу отрицали страдания, евхаристию, будущее воскресение, когда как для самого Игнатия надежда на воскресение составляет все, и если нет этой надежды, то не имеет смысла ни его мученичество, ни страдания Апостолов. Он докетов называет "зверями во образе человеческом", "бешеными псами,". Особенно возмущает его уклонение от евхаристии и церковного общения с епископами. Против тех, кто уклоняется, Игнатий выдвигает такие практические меры: 1) увещевает верующих избегать еретиков и даже говорить о них, 2) особенно настаивает на необходимости церковного единения, причем почву для него указывает в повиновении епископам и в участии в евхаристии. И та настойчивость, с которой он выдвигает эту мысль, является плодом сознания опасности докетической ереси, а вовсе не обусловливается новостью епископального института, будто нуждавшегося в защите, как думают протестанты. Ввиду таких задач Игнатий раскрывает учение о церкви только с тех сторон, какие прямо касались его цели - создать в церковном единении, и в частности, в евхаристии, оплот против ереси докетов. Он выдвигает учение о кафолической церкви.

Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 224; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!