Сцепления между фрагментами, не связанными единством действия



Но есть ли в таких случаях непосредственная содержательная связь между соседними сценами (или фрагментами сцен) помимо связи хронологической? Этот вопрос особенно важен для текстов, где отдельные фабульные линии не пересекаются.

В самой общей форме на него надо ответить утвердительно: в художественном тексте между двумя любыми соседними кусками устанавливаются определенные смысловые отношения: сама смежность имплицирует содержательную связь. Именно поэтому наш экспериментальный текст из § 67 приобрел отмеченный выше неожиданный компонент смысла: раз о фактах, происходящих с различными персонажами в различных точках фабульного пространства, рассказывается параллельно, в одном повествовательном ряду, значит, эти факты и персонажи как-то связаны, но связь между ними до поры до времени звучит лишь в подтексте.

Общий принцип такой внелогической или логически не выраженной связи между элементами художественного текста сформулирован Ю.М. Лотманом: это со-противопоставление, выявление различного в сходном и общего (сходного) в различном 22. Со-противопоставление элементов и является важнейшим источником специфически художественного подтекста. Нарочитая, специально подчеркнутая хронологическая связь между разными, не похожими друг на друга ситуациями и персонажами, а также четкая приуроченность всех событий к определенному дню и часу в романе Сартра выявляют прежде всего тот факт, что все эти персонажи не только современники, но и непосредственные участники той огромной драмы, которая разыгрывается в мире, что все их частные проблемы и конфликты обусловлены историческими событиями — «странной войной» и поражением Франции — и сами являются их конкретными, частными проявлениями. Фабульное движение романа — это в первую очередь движение самой истории.

Есть еще нечто чрезвычайно важное, что объединяет этих пространственно и душевно разъединенных персонажей: la mort dans l'âme, ils l'ont tous, chacun à sa manière; каждый из них несет «смерть в душе». Это эмоциональная доминанта каждой фабульной линии, которая неоднократно подчеркивается совпадением отдельных частных мотивов и даже прямыми словесными повторами в разных, главным образом соседних сценах (например, уже приведенная нами последняя фраза первой сцены: «... blême, sans espoir, un après-midi se cachait au fond de cette matinée coloniale» и «Pourquoi marcher, quand l'espoir est mort? Pourquoi vivre?» во второй).

Общность в свою очередь подчеркивает различия: каждый переживает общую драму по-своему, ищет свой путь преодоления внутреннего конфликта, в котором отражается драма совести целой страны, и при этом, как правило, не понимает других — ни тех, кто рядом, ни тех, кто далеко. Так, когда один персонаж думает или говорит о другом, фигурирующем в соседней сцене, постоянно обнаруживается разрыв между взглядом со стороны, неизбежно схематизирующим и упрощающим, и реальностью конкретного момента существования, которую демонстрирует следующая сцена романа. Например, Жак Деларю, брат Матьё, говорит жене: «Mon frère a été versé dans le service auxiliaire et, par conséquent, ne court aucun danger» в тот самый момент, когда Матьё с дюжиной солдат, верных долгу, готовится принять последний бой с наступающей немецкой дивизией.

Из таких вот сцеплений в едином тексте сцен, персонажей, событий, фабульных линий, мотивов, деталей и рождается, как имплицитное содержание, сложный, но внутренне единый образ мира, эпохи и человека, действительно не поддающийся выражению никакими другими средствами (вспомним слова Л.Н. Толстого, приведенные в § 41). Для прозы Сартра эти трудноуловимые имплицитные смыслы, вытекающие из сцепления разных сцен и элементов других уровней текста, особенно важны, потому что он принципиально отказывается от открытого авторского комментария и оценки, а также от введения в текст персонажей, выражающих мысли автора. Но эти смыслы имеют первостепенное значение и для понимания любого другого многопланового текста.

Проблема сцепления элементов художественного текста выходит за рамки проблемы отношений между сценами и эпизодами. Но связи между различными «монтажными планами» повествования надо рассматривать в первую очередь в этой перспективе. Каждый раз, когда связь между соседними относительно независимыми друг от друга фрагментами не является «естественной», логически обязательной, следует задаться вопросом: как они влияют друг на друга, какой новый смысл, не сводимый к сумме смыслов этих кусков, несет их сочетание?


Дата добавления: 2022-07-16; просмотров: 26; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!