Позиция повествователя как основа классификации



Как всякий субъект речи, повествователь характеризуется рядом параметров или свойств, которые уже неоднократно перечислялись (последний раз — в начале предыдущего параграфа). За основу классификации мы возьмем позицию или, иначе, точку зрения повествователя. Но позиция или точка зрения — понятие достаточно широкое, которое можно трактовать по-разному 4. В приведенном выше отрывке из книги Г.А. Гуковского говорится о точке зрения «психологической, идеологической и попросту географической», т.е., надо полагать, пространственной. Психологическая и идеологическая позиции повествователя настолько многообразны, что не поддаются рациональному исчислению и, следовательно, не могут лечь в основу классификации. То же можно сказать и о не упомянутой Г.А. Гуковским прагматической позиции повествователя, которая характеризуется тем, для чего, с какой целью рассказывается данная история.

Остается то, что Г.А. Гуковский назвал географической точкой зрения, имея в виду точку в пространстве, с которой описывается та или иная фабульная ситуация, так как «невозможно описывать ниоткуда» (точно так же, как нельзя фиксировать объект на кино- или фотопленке, не установив камеру в каком-то определенном месте, не выбрав точку съемки) 5. В литературном повествовании, как и в кино, «точка съемки», т.е. пространственная позиция повествователя по отношению к описываемой ситуации, в принципе изменчива. Мы можем, однако, каждый раз, применительно к каждому конкретному тексту, уловить тенденции и пределы этой изменчивости, выявить некую постоянную, исходную позицию повествователя, в рамках которой осуществляются все сдвиги, его позицию по отношению к фабульному пространству в целом и к некоторым его частным аспектам, таким, например, как сознание персонажей.

Но есть и другая сторона дела — позиция повествователя в «пространстве коммуникации», т.е. по отношению к истинному автору (адресанту) и читателю (адресату). Мы начнем с позиции повествователя по отношению к истинному автору и по отношению к фабульному пространству в целом.

Как уже было сказано, повествователь эпического текста в принципе никогда не совпадает полностью с истинным автором, причем отношения между ними могут быть весьма различными. Однако все разнообразие этих отношений можно, хотя бы на первых порах, свести к следующим двум противостоящим друг другу случаям:

I. Повествователь не фигурирует в тексте как отдельное более или менее четко очерченное лицо, не совпадающее с автором, и не противопоставлен автору по тем или иным существенным параметрам своей идеологической позиции или своего образа в целом. Такого повествователя иногда называют аукториальным.

II. Повествователь явно не идентичен автору и является более или менее четко очерченной вымышленной фигурой — «речевым порождением автора», по выражению В.В. Виноградова.

Необходимые разъяснения и примеры будут даны ниже.

По второму признаку — позиции повествователя по отношению к фабульному пространству — намечаются опять-таки два основных случая:

1. Повествователь находится вне фабульного пространства, т.е. вне мира персонажей, он существует как бы в другом измерении и встретиться со своими героями не может.

2. Повествователь принадлежит фабульному пространству наравне с другими персонажами; он — один из них 6. И здесь выделяются два подтипа: а) повествователь находится в центре фабульного пространства, т.е. является если и не главным героем, то одним из центральных персонажей произведения; б) повествователь находится на периферии фабульного пространства; он не столько действующее лицо, сколько свидетель.

При наложении друг на друга эти два членения дают нам четыре комбинации, которые должны соответствовать четырем типовым позициям повествователя:

I.1. Повествователь, не противопоставленный автору (аукториальный повествователь), находится вне фабульного пространства.

I.2. Повествователь, не противопоставленный автору, находится внутри фабульного пространства, в центре его (подтип «а») или на периферии (подтип «б»).

II.1. Повествователь, противопоставленный автору, т.е. вымышленный рассказчик, находится вне фабульного пространства; такого повествователя мы будем называть ложным или подставным автором.

II.2. Повествователь — вымышленный рассказчик находится внутри фабульного пространства, в центре его («а») или на периферии («б»).

Рассмотрим вначале позиции I.1 и II.2, противопоставленные друг другу по обоим дифференциальным признакам и наиболее часто встречающиеся в литературной практике.


Дата добавления: 2022-07-16; просмотров: 44; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!