Различия во внутренней структуре сообщений различных жанров



Отмеченное нами в тексте воззвания де Голля явление, состоящее в том, что мысль проходит через ряд последовательных обобщений и конкретизации 15, характерно для многих речевых жанров, в частности для публицистики, а также для того типа газетной информации, который не довольствуется простым изложением фактов, а демонстрирует стоящие за ними общие закономерности, как в нижеследующем отрывке:

Deux cents soldats de l'infanterie américaine et cinq cents militaires nippons participent, depuis hier, au pied du mont Fuji, à des manœuvres terrestres conjointes, destinées à contrer une invasion simulée du territoire japonais par les «troupes communistes». Ce sont les premières manœuvres de ce genre depuis vingt-cinq ans.

Depuis l'arrivée de M. Ronald Reagan à la Maison Blanche, la coopération militaire entre les deux pays s'est accrue. Il y a eu, cette année, sept exercices navals conjoints, contre trois en 1979. Les forces aériennes japonaises vont mener des manœuvres avec les chasseurs américains F-16 stationnés en Corée du Sud (Humanité).

Текст начинается с сообщения о конкретном факте — совместных японо-американских маневрах на территории Японии; затем этот факт возводится к общей закономерности — усилению военного сотрудничества между двумя странами при Рейгане; затем упоминаются другие факты, в которых проявляется та же закономерность.

Такое же чередование конкретных фактов и обобщений типично для научных и в еще большей степени для научно-популярных текстов. В качестве примера можно было бы привести любую работу по лингвистике (в том числе и любой параграф из этой книги). Такое построение непосредственно отражает структуру познавательного процесса, два основных типа логического мышления — индукцию, когда мысль движется от частного к общему, и дедукцию, когда мысль идет в обратном направлении, от общего к частному.

Но такой принцип построения не универсален — в чисто представляющих текстах мы его не найдем; в них содержание может располагаться все время на одном и том же уровне абстрактности или конкретности — достаточно представить себе такие различные тексты, как статья закона, технические описания и анекдот.

Вообще, у текстов разных жанров и типов, несущих разное содержание и выполняющих разные функции, не только может, но и должна быть различная внутренняя структура. Эти различия в структуре особенно наглядно проявляются в разных критериях внутренней завершенности. Если аргументативный текст заканчивается тогда, когда доказано то, что требовалось доказать, или когда даны аргументированные ответы на поставленные вопросы, то текст-описание может считаться завершенным, когда исчерпано референтное пространство, т.е. когда названо все существенное — с точки зрения замысла, конечно, — что в этом пространстве содержится, все равно, идет ли речь о холодильнике или о лице героини романа. Текст-повествование (сообщение) завершается тогда, когда исчерпано событийное содержание описываемого периода времени и (или) когда сами события получили определенное завершение, определенную развязку, т.е. опять-таки когда событиями дан ответ на поставленные ими же вопросы:

MARSEILLE. Une bombe incendiaire de fabrication artisanale a été lancée, samedi, vers 21 heures, à Marseille contre l'agence «Renault» du 6e arrondissement par un groupe de jeunes gens. L'engin n'a fait aucun dégât (Humanité).

Ясно, что без последней фразы текст был бы воспринят как неполный — надо же сообщить читателю, чем все кончилось! Этим же определяется и завершенность повествовательного текста в художественной литературе, особенно в таких жанрах, как новелла, и приключенческий роман, необходима развязка.

Определенную внутреннюю структуру и внутреннюю завершенность может иметь также диалогов первую очередь диалог, обслуживающий какую-то практическую деятельность, планирующий и организующий действия коммуникантов, например, когда люди договариваются встретиться, что-то сделать, куда-то пойти и т.п. Вообще может быть и обычно бывает текстом любой диалог, имеющий какой-то определенный предмет и преследующий определенную цель (с этой точки зрения диалог, состоящий из вопроса Vous descendez à la prochaine? и ответа Oui, monsieur — несомненный текст) 16; диалог же беспредметный внутренней структуры не имеет, и, следовательно, текстом его назвать нельзя.

Однако из сказанного не следует делать вывод, что все сообщения-нетексты и лишенные внутренней структуры диалоги суть пустая болтовня, заслуживающая осуждения. Беспредметный разговор тоже выполняет важную функцию, которую называют фатической. Она состоит в установлении и поддержании связей, психического контакта между партнерами. Именно поэтому в таких случаях бывает все равно о чем говорить — речевое общение является самоцелью.


Дата добавления: 2022-07-16; просмотров: 23; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!