Имплицитное содержание высказывания: некоторые итоги



Итак, практически каждое высказывание несет как референциальный, так и коммуникативный подтекст.

Референциальный подтекст обычно возникает из наших знаний о мире вещей и явлений, внешних по отношению к человеческой речи, во всяком случае, внешних по отношению к данному речевому акту; однако актуальным для получателя его делают знания о речи и о говорящем человеке — те, которые лежат в основе коммуникативного подтекста.

Референциальный подтекст основывается либо на сходстве объектов и явлений, либо на иных отношениях между ними, в силу которых одно явление имплицирует в сознании получателя другое или другие; эти иные отношения типа причинно-следственного, родовидового, предпосылки и самого явления, явления и его признака и т.п. иногда называют отношениями смежности — в расширительном смысле этого слова. Первый тип отношений обнаруживается в метафоре (а также в сравнении, аллегории, отчасти в гиперболе и литоте), а второй — в метонимии, но не только в ней.

Имплицитное содержание, возникающее на основе сходства, отличается от импликаций, основанных на смежности, тем, что оно отменяет и заменяет эксплицитное значение (хотя и заимствует у него некоторые признаки), тогда как вторые сохраняют его в силе (чтобы убедиться в этом, достаточно сравнить пример метафоры, разобранный в § 26, с любым из примеров, приведенных в § 18).

Как показывает наш материал, коммуникативный подтекст также имеет двойственный характер, но эта двойственность уже иного рода. Здесь, с одной стороны, выделяется подтекст, относящийся только к данному высказыванию, отражающий отдельные аспекты его коммуникативного содержания, не нашедшие своего адекватного эксплицитного выражения, а с другой — имплицитное содержание, как правило, общее для последовательности высказываний, часто для целого текста, характеризующее коммуникативную ситуацию в целом. Коммуникативный подтекст первого рода мы назовем частным, а второго — общим. Частный коммуникативный подтекст отвечает на вопросы, с какой целью (примеры 2.3. и отчасти 2.1. из § 28), в какой связи с контекстом (пример 1.2.) и с каким личностным отношением к сообщаемому факту (пример 2.2.) реализуется данное высказывание, а также какими сведениями о референтной ситуации располагает адресант (пример 2.1). Он опирается на общие принципы речевого поведения.

Общий коммуникативный подтекст отвечает прежде всего на вопрос, какую роль играет и какую роль отводит адресату адресант, иначе говоря, как он расценивает коммуникативную ситуацию и себя в ней, и, с другой стороны, как он выглядит в глазах получателя в свете всей той информации, эксплицитной и имплицитной, которую он сообщает о референтной ситуации, о коммуникативной ситуации и о себе в данном акте общения. Общий коммуникативный подтекст опирается на жанрово-ситуативные нормы речи и возникает как коннотативная информация (см. выше, § 15 и 21). Этот подтекст присутствует в любом высказывании; из наших примеров он представлен наиболее ярко в 1.1., в 2.1. и в метафоре из § 26, где он носит преимущественно личностный характер; ролевой коммуникативный подтекст был продемонстрирован в § 22.

Разного типа речевые аномалии (включая в это понятие традиционно выделяемые тропы и фигуры) выступают как катализаторы подтекста, поскольку буквально прочитанное эксплицитное содержание «неправильных» высказываний представляется получателю недостаточным и (или) неуместным, а иногда и прямо абсурдным.

В целом подтекст представляет собой чрезвычайно важный компонент речевого смысла. Это не привилегия художественной литературы (хотя в художественной литературе подтекст играет особую роль); имплицитное содержание пронизывает всю речевую коммуникацию, полное и подлинное понимание любого сообщения предполагает «решение уравнения», т.е. построение модели того коммуникативного процесса, в ходе которого это сообщение явилось на свет, так как нельзя говорить о понимании, если мы не знаем, кто, кому, где, когда и зачем говорит или пишет то, что мы слышим или читаем. Подтекст необязательно является смыслом высказывания, но без подтекста нет смысла.

Глава II
СПЕЦИФИКА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА


Дата добавления: 2022-07-16; просмотров: 26; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!