Автор книжной серии «Путь умного делания»



 

(217) Приглашаем досточтимых читателей нашей книжной серии обратить внимание на ее название. При всей неза­мысловатости, в нем, тем не менее, отражается авторская идея, лежащая в основе всего проекта. Заметим: не умное делание само по себе, но именно путь. А это значит от­сутствие статики, остановки на чем-то однажды достиг­нутом, это указует нам на движение, возводящее из гре­ховной ничтожности и тленности к высотам совершенст­ва, к воссоединению со Святым Духом Богом. Понятие путь несет в себе стержневую идею серии: умная молитва не есть некое побочное или отдельное занятие в жизни христианина; умное делание — это не некий особый вид подвижничества, не «прикладное» искусство в христиан­стве и не какое-то «ответвление» или «дополнение» к ос­новному святоотеческому учению. Это именно жизнен­ный путь, образ жизни. Молитва ума и сердца — это душа и дух христианства, это определенный уровень бытия, отличающий христианина от всех прочих представителей человечества.

На путь опытного прохождения Иисусовой молитвы и, еще глубже, на путь умного и сердечного делания ука-

(218) зывает евангельское слово Самого Иисуса: Я есмь путь. Это ответ Господа на вопрос, заданный некогда апос­толом, но повторяемый и поныне: как можем знать путь?'

Отвечая, Господь указует на главное: никто не прихо­дит к Отцу, как только через Меня2. «Только через Не­го» — значит через Его крест и через Его имя, призывае­мое не всуе, а истинно — умно-сердечно. Нет иного, ми­нующего молитву, пути в Вечность. Этот молитвенный путь через Христа и есть истинное, православное хрис­тианство.

Вместе с тем надо признать: название нашей серии может кого-то и отпугнуть, иной потенциальный чита­тель не решится заглянуть под обложку, посчитав себя неготовым касаться столь «высоких материй». Но кто по­знакомился с книгами серии, мог убедиться: подобные опасения излишни. Многоплановость — изначальный авторский замысел. Наша тема действительно высока и очень серьезна, но это не мешает приблизиться к ней тем, кто, впервые открыв Молитвослов, желал бы по­стичь азбуку молитвенного делания. И в то же время тут найдется подспорье для имеющих опыт в умно-сердеч­ном внимании, причем в равной мере это касается и ино­ков, и мирян.

Знакомство со святоотеческим наследием, если оно не поверхностно, не фрагментарно, убеждает: стяжание исихии, как говорит свт. Григорий Палама, есть «пре­имущественный путь», уготованный христианам. Что со­-

2 Фома сказал Ему: Господи! не знаем, куда идешь; и как можем знать путь? Иисус сказал ему: Я есмь путь (Ин. 14, 5—6).

[1]Ин. 14,6.

 

(219) рыто за туманным для многих понятием исихазм? То, что в русской и византийской традиции именуется свя­щенным безмолвием, — учение о безмолвии внутреннем, о молчании страстных чувств и мыслей. Это учение о практическом пути самореализации христианина, о кон­кретных методах исполнения Божественных заповедей — исполнения во всей исчерпывающей полноте. На этом пути такие, казалось бы, отвлеченные и слишком возвы­шенные понятия, как бесстрастие и обожение, обретают конкретные черты и практический смысл. Становится ясно, что это реальные цели, имеющие прямое к нам от­ношение, устремленность к ним — наш долг и призвание. Не кому-то, но всем нам, сказано Богом: выбоги3. Вну­тренний подвиг в свою меру доступен каждому и на вся­ком месте. При этом делание внутреннее не есть путь са­моизоляции, устранения от реальности. Инок, удалясь из мира, не презирает мир, но сострадает миру, отшельник, живя в пустыне, не выпадает из этого мира, он присутст­вует в нем, присутствует более чем активно, но на совсем ином уровне, в ином — духовном пространстве. Подоб­ное происходит и с мирянином, остающимся внешне в мире, но молитвенно уединенным в себе, погруженным во внутреннюю исихию.

Вспомним, что значит, в понимании самих исихастов, «не любить мира», «уйти из мира», «отречься от мира» и «умереть для мира». По слову прп. Исаака Сирина, поня­тие «Mip» означает «жизнь по страстям», где бы ни прово­дил ее человек — в мегаполисе или в пустыне, в обществе или вне его. Отдельных избранников Дух Святой дейст-

[1]Пс. 81,6; Ин. 10, 34.

 

(220) -вительно призывает затвориться в уединении. Но это весьма не многие из общего числа умных делателей, тех, кто во все времена подвизались в исихии при любых, самых разных, внешних условиях. Для внутреннего умного делания характерно не особое избранничество, как многие ошибочно полагают, но, напротив, общедос­тупность и универсальность: «путем единения с Богом можно следовать во всех условиях человеческой жизни и вне монастырей»4.

Читателям нашей серии уже знаком тот подход к осмыслению цитируемого материала, который предлага­ется автором. Это внутренне мотивированное сопостав­ление высказываний представителей различных эпох и культур. При взгляде ретроспективном становится оче­видно: учение о внутреннем подвиге вневременно, над­национально и неизменно. Ему, как видим, присущи те же черты, что и евангельскому учению. А это ли не свиде­тельство истинности и непреходящей актуальности явле­ния. Наш принцип вневременного сопоставления воз­зрений имеет еще одну особенность. При погруженности в мир святоотеческой мысли, где IV век встречается с XX, а XXI отсылает к XIV, в сознании читателя постепенно стираются временные и территориальные границы. Тут можно, абстрагируясь от многих условностей, прибли­зиться в своих ощущениях к тому надвременному, над- мирному пространству, в котором пребывают ныне святые, чье слово мы изучаем. Такой созерцательный настрой помогает отстраненности сознания от земли и умному приближению к той духовной области, где воз­-

4 Лосский В.Н.

(221) можна молитвенная встреча некогда писавшего с ныне читающим. А значит, возможно и таинственное науче­ние. Думается, чтение в таком состоянии не может не по­влиять благотворно на душу, расположенную к молит­венной жизни5.

Надеемся, читатель наш, помимо прочего, мог заме­тить: знакомство с учением великих аскетов полезно тем, что оно обличает нас. Совесть духовно чуткого человека не может не ощутить укор, не отозваться тревогой, когда он начинает осознавать, к нему призывают нас святые от­цы, к чему предназначены мы Творцом, чего ожидает от нас Спаситель. Мы повинны в инертности, лени и пота­кании своей немощи, когда, поддаваясь соблазну само­оправдания, уклоняемся от того, к чему призваны Еван­гелием. То искренне, а то и лукавя мы повторяем наветы лукавого: «Кто мы такие, чтобы помышлять об умном де­лании?.. Мы не монахи и не отшельники!..» Монахи же, в свою очередь, причитают: «Мы не святые... Мы не двести лет тому назад живем...» Очень часто хотелось бы нам за­быть, что заповедь о непрестанном молении и умно­сердечном трезвении, заповедь о любви к Богу всем серд­цем и всею мыслию6 дана всем христианам и никаких исключений Новый Завет не предполагает.

5          Архим. Софроний (Сахаров): «В писаниях отцов-аскетов первых веков монашества отразилось пламя нетленное, несозданное, от Бо­га исходящее. Мы — наследники их». Писания эти несут в себе «по­ложительный опыт отцов и матерей наших по стяжанию наития Святого Духа. Все, что когда-либо было дано по действию благода­ти, принадлежит Божией вечности и не страдает от времени». Отсю­да ясно, что пренебрегающие духовным наследием предков наруша­ют заповедь: чти отца U матерь (Мф. 15,4). См.: Софроний (Сахаров), архим. Таинство христианской жизни. С. 36, 40.

6         Мф. 22, 37; Мк. 12, 30; Лк. 10, 27.

 

(222) Погружаясь в мир идей подвижников исихии, мы буд­то заново осознаем, насколько необходимо напитывать душу от святого источника отеческого Предания. Убеж­даемся, что, как и предсказывали отцы, их писания при­званы восполнять отсутствие наставников во времена ду­ховного опустошения. Потому и брались за перо вдох­новленные Духом пустынники, потому и хранимы не устаревающие веками трактаты, представляющие собой учебники богообщения.

Всем читателям нашей серии, всем, кому дорог путь умного делания, наше сердечное пожелание суметь от­крыть для себя ту истину, что писания подвижников ду­ха — это не просто памятники древней мудрости и не только свидетельство святости предков, но это их посла­ние в будущее, адресованное непосредственно нам, их завещание потомкам, пренебречь которым означает вве­сти себя в грех. Так что постараемся воспринять то, чему научают нас сами отцы: как с их писаниями работать, как из скупых и таинственных строк извлекать крупицы жиз­ненно важных истин, как получить из книг самую кон­кретную, практическую пользу, как находить подходы к углубленному постижению духовного богатства, сокры­того в святоотеческом слове.

 

 

 

 

 

 


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 109; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!