Опыт воссоздания утраченного текста 11 страница
Насколько важно хранить внешние пять чувств от страстных впечатлений, настолько же «нужно беречь и внутреннее чувство, то есть воображение, не позволяя ему представлять ни виденные страстные образы, ни слышанные соблазнительные слова, ни благоухание, какое обоняли, ни изысканные блюда, которые вкушали, ни страстные прикосновения, испытанные осязанием». Наша способность воображения — это своего рода экран, на котором воспроизводится все, что было нами когда-то воспринято, и не будет никакой пользы, если, охраняя внешние чувства, не будем сдерживать своего воображения, производящего в душе то же смятение. Кроме того,
39 Мф. 12,36.
(148) из всех сил души воображение наиболее доступно демоническим силам, потому именно «его использует диавол для прельщения человека». Все люди, начиная с Адама, «когда-либо впавшие в грех и погибель, прельщались воображением». Отсюда отеческое наставление: «Презирай образы воображения, пренебрегай ими, как пустым местом», а когда навыкнешь отсекать работу воображения, то силен будешь пренебречь и страстями, и теми духами, что их разжигают.
Наконец, превыше всего для человека необходимость хранения сердечной чистоты. Всяцем хранением блюди твое сердце, — заповедует устами Соломона Священное Писание, — от сих бо исходища живота40. Сердце — вместилище души и жизни, «вышеестественный центр, приемлющий вышеестественную благодать Божию, даруемую нам во святом крещении». Достигается очищение сердца не иначе как посредством внутреннего подвига умного делания, через соединение ума и сердца в деятельной умно-сердечной молитве: «освободив свой ум от всех внешних вещей посредством хранения чувств и воображения, нужно вернуть его в сердце свое и непрестанно поучаться в Иисусовой молитве». Только «посредством умной молитвы очистится от пепла скверных страстей твое сердце, которое имеет скрытой в себе искру благодати Бо- жией, так что ты узришь и тот огонь, который Господь пришел низвести на землю сердца41». Плодом умно-сердечной
|
|
40 Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни (Притч. 4, 23).
41 Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!(Лк. 12, 49).
(149) молитвы «является очищение естества и преподание сверхъестественной благодати Святого Духа», после чего «ум твой просветится светом премудрости и рассуждения, и таким образом посредством этого умного делания весь твой внутренний человек воссоздастся в храм Святого Духа: сердце — как алтарь и престол, ум — как священник, желание и расположение — как жертва, как благовоние же — из сердца возносимая к Богу молитва»42.
|
|
3. Намерение: залог посмертного дара (к с. 63)
Святым мучеником человека «делает не только смерть, — говорит свт. Иоанн Златоуст, — но душевное расположение: не за конец дела, но за намерение часто сплетаются мученические венцы». Эта мысль так или иначе отражена во всех отеческих писаниях: «Бог зрит на сердце и судит по намерению»43. «Бог взыскует намерение всего совершаемого нами: делаем ли мы это ради Него или по какой-либо иной причине», потому и «суд Божий рассматривает не дела, но намерение, с которым они совершаются»44. «Бог больше смотрит на расположение и произволение наших душ, нежели на телесные труды, с какими упражняемся и подвизаемся мы в добродетели»45. «Бог не смотрит на количество наших подвигов, а испытывает цель и рассуждение, с которыми мы их соверша-
42 Никодим Святогорец, прп. О хранении чувств. М., 2000.
43 Варсонофий Великий и Иоанн, прпп. Руководство к духовной жизни. М., 1995. Отв. 490.
44 Максим Исповедник, прп. Творения. М., 1993. Кн. 1. С. 112.
45 Симеон Новый Богослов, прп. Творения. ТСЛ, 1993. Т. 1. С
(150) ем, и соответственно изливает Свое благо»46. Так мыслят отцы в русле учения, укорененного в Ветхом и развитого в Новом Завете: Само слово Божие... судит помышления и намерения сердечные, посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который... обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога, кто достоин ее. А вместе с этим Он будет воздавать отмщение... за дела людей — по намерениям их47.
|
|
Аскетический образ жизни, основанный на всестороннем воздержании, необходим любому желающему спастись, хотя, конечно, далеко не всем из возымевших произволение стяжать благодать Святого Духа и соединиться со Христом дается при жизни пожинать плоды своего подвига. Несмотря на наши усилия, «совершенство не всем доступно», однако, по заповеди отцов, «любовь к совершенству не только доступна, но и обязательна»48. Это необычайно важный для нас момент святоотеческого учения, удостоверяющий: благодаря устремленности к духовному совершенству этот дар может быть обретен при переходе в вечность, обретен даже теми, кто в этой жизни не успел завершить свой подвиг.
Кто же может надеяться на такое чудо? Тот, кто свое намерение доказал на деле. Тот, кто подвизается неотступно, несмотря на отсутствие ощутимых благих результатов. Не ожидающий награды на этом свете обретает залог непреходящих даров в жизни вечной. Для
|
|
46 Иосиф Афонский [Исихаст], старец. Изложение монашеского опыта. ТСЛ, 1998. С. 304.
47 Евр. 4, 12; 1 Кор. 4, 5; Сир. 35, 20-21.
48 Нил Синайский, прп. // Флоровский Георгий, прот. Восточные отцы V—VIII вв. Минск, 2006. С. 211.
(151) многих было бы не полезно, даже губительно, получить плоды своих добрых дел на земле. Это касается и опытных, и духовно зрелых — благодатные дарования могут им послужить не во благо, став искушением непосильным. Поэтому Бог, оберегая верных Ему духовных тружеников, награждает многих из них не теперь, но украшает их победным венцом после смерти. По этой причине так важно делом явить свое благое намерение, полагая все силы в молитвенном подвиге, повинуясь настоятельному повелению «весь живот свой» предать Христу. Тогда «в час разлучения души с телом, если душа сильна в сердечной молитве, она будет радоваться и ликовать»49. Прп. Макарий Великий уверяет нас, что подвижник, встречающий кончину свою не в расслаблении духа, а пребывающим в самоотверженном внутреннем делании, в устремленности к высшим целям созерцания и обожения, — хотя бы далек был еще от меры совершенных отцов, — вправе иметь надежду на получение высших даров от Бога за гробом. Тот, кто не оставляет молитвенный труд, чье сердце ищет общения с Богом, чья душа постоянно рвется к Нему, тот, как учит прп. Макарий, «уже есть в общении с Богом». Он в самой неотступности молитвенного делания уже обретает залог великого и неотъемлемого дара50.
*
49 Хрисанф, иеромон. Сыны Света. М., 2009. С. 125.
50 Макарий Великий, прп. // Попов И.В. Труды по патрологии. ТСЛ, 2004. т- 1.С. 188.
4. Псевдомолитва: игры воображения (к с. 69)
(152) В трактате сказано, что «для совершения словесной молитвы никакой особой мудрости и знаний от человека не требуется». Далее говорится о том, что «особых труднораспознаваемых искушений в это время не бывает». Все это справедливо для тех, кто находится в послушании у опытного наставника, который, как говорится, переплыл море страстей и достиг пристани исихии, наставника, знающего, как туда привести и других. Для всех прочих эти высказывания требуют уточнений. У читателя может сложиться впечатление, что делатель молитвы словесной не нуждается ни в каких теоретических познаниях и что на данном этапе не существует никаких серьезных опасностей. Но это не совсем так. Чтобы правильно уразуметь сказанное, необходимо обратить внимание на некоторые детали.
Действительно, можно, подвизаясь в преискренней простоте, благополучно пребывать в словесной молитве до конца своих дней или благополучно миновать словесный период и обрести молитву умную. Но это возможно только при условии строгого соблюдения предписанного ранее: когда человек видит «себя полностью погрязшим в грехе» и «перестает считать себя достойным чего- либо» — то есть пребывает в неложном смирении. Кроме того, человек этот ни в коем случае не должен притязать на какие-либо усиленные подвиги. И уж никоим образом «не принимать во внимание», как было сказано ранее, что-нибудь «необычное в себе или вокруг себя — теплоту, свет какой-либо, лики святых или нечто подобное».
(153) Если же с твердостью устоять во всех исчисленных добродетелях не удается, то и на стадии словесной молитвы появляется немалый риск повредиться, — таковой, как сказано, находится «в крайней опасности пострадать»51. Пострадать, прежде всего, отклонившись в псевдомолитву мечтательного или головного типа.
Обычно человек легко доверяет своим собственным представлениям о молитве, весьма далеким от истины, кроме того, легко поддается субъективным ощущениям и впечатлениям, слишком часто обманчивым. Так что здесь как раз и потребны «мудрость и знания», чтобы, пребывая во всеоружии, суметь уберечься и избежать ошибок, распознать ловушки и не зайти в опасный тупик.
При самой обычной словесной молитве внимание человека еще не способно удерживаться в сердце, оно либо собрано в области головного мозга, либо устремлено вовне. Если при этом человек не стремится к стяжанию умной молитвы, то его молитвенный навык начинает развиваться в одном из двух нежелательных направлений, способных завести в состояние глубокого помрачения52. Первое связано с активизацией чувственного начала, возбуждающего воображение, и ведет к тому, что названо отцами молитвой мечтательной.
Во втором случае доминирует начало интеллектуальное, и это приводит к молитве, именуемой головной. Оба эти вида искаженной молитвы напрямую связаны с работой воображения и не могут приблизить к реальному
51 Симеон Новый Богослов, прп. Творения. ТСЛ, 1993. Т. 2. С. 181.
52 См.: Софроний, иеромон. Старец Силуан. Paris, 1952. С. 55, 56.
(154)богообщению, и тот и другой являются своего рода формой прельщения53.
Воображение — это движущая сила молитвы мечтательной. «Если человек удовлетворится» такой практикой и станет «ее культивировать, то, помимо бесплодности, возможны и глубокие духовные заболевания»54. Когда удается последнего избежать, то «все же невозможно стяжать добродетели или бесстрастие... всю жизнь свою человек проведет не преуспевши духовно»55. Причем это случается не только с неопытными мирянами, но и «со многими подвижниками и иноками»56. Для молитвы головной характерно, что человек борется с помыслами словно слепой, по существу, он «ведет брань с врагами своими ночью во тьме». Поэтому «и нет ему возможности ускользать от врагов своих демонов, чтоб они не поражали его. Тщетно подъемлет, несчастный, труд свой»57. Со временем молитва головная, подобно мечтательной, пленяет ум в сетях воображения и в результате приводит к самообольщению тщеславием и гордыней58.
Что представляет собой наша способность воображения, в аскетике изучено досконально. «Должно знать, что диавол использует воображение как мост для вторжения в душу человека»59. «Воображение есть дверь, куда входит
53 Подробно об этом см.: Новиков Н.М. Молитва Иисусова. Опыт двух тысячелетий. М., 2008. Т. 3; Новиков Н.М. Меч воина. М., 2009.
54 Софроний, иеромон. Старец Силуан. Paris , 1952. С. 55.
55 См.: Симеон Новый Богослов, прп. Творения. Т. 2. Сл. 68.
56 Игнатий (Брянчанинов), сет. Творения. Т. 3. http :// azbyka . ru
57 Симеон Новый Богослов, прп. Творения. Т. 2. Сл. 68.
58 Софроний, иеромон. Старец Силуан. Paris , 1952. С. 56.
59 Никодим Святогорец, прп. // Россия — Афон: 1000-летие духовного единства. 2006. М., 2008. С. 53.
(155) диавол», поскольку посредством воображения «диавол влагает образы в душу», а через это человек становится «орудием диавола»60. Вмешиваясь в работу воображения, бесплотный дух «действует на душу очень вредно» и «может произвести неизгладимое, пагубнейшее впечатление». Что и происходит при молитвенной экзальтации католических подвижников, которые почитаются на Западе как святые. Они «молились и достигали видений, разумеется ложных, упомянутым способом. Эти мнимые святые были в ужаснейшей бесовской прелести». Такой «мечтатель с первого шага на пути молитвенном» добровольно «подчиняется влиянию сатаны»61. Тут мы видим яркий пример того, к чему ведет мечтательная и головная молитва, когда развивается во всей своей полноте.
Надо только учесть, что признаки самообольщения нечасто проявляются в грубых, резко выраженных формах. Демоны предпочитают действовать скрытно и всегда с учетом наших индивидуальных особенностей: «в зависимости от наклонности души к преобладающей в ней страсти. Страстный навык демоны и употребляют в качестве условия к размножению в нас образов». Спекулируя на нашей слабости к игре воображения, «они во сне и в бодрственном состоянии показывают нам относящееся к богатой и многообразной фантазии»62, уловляя тем самым не защищенные трезвением души.
60 Иннокентий Херсонский, сет. Сочинения: Последние дни... Единец, 2006. С. 606.
61 Игнатий (Брянчанинов), сет. Творения. Т. 1,3. http :// azbyka . ru
62 Григорий Синаит, прп. Творения. М., 1999. С. 28, 29.
(156) 5. Три периода: восхождение к обожению
(к с. 71)
Определение деятельная в отношении молитвы указывает на доступность этого вида молитвы в деятельный период духовной жизни. Напомним, что духовное развитие человека проходит последовательно в три этапа. Первый — деятельный (лрсх^и;) период пути духовного восхождения имеет целью очищение сердца и всей души от страстей, что ведет к достижению начального бесстрастия (&ла0аа). Здесь происходит исцеление, или уврачевание, души, то есть перерождение ее из ветхого состояния в новое, облагодатствованное, в котором душа обретает способность к вечной жизни в Небесном Царстве. На этом основании Церковь именуется святыми отцами вра- чебницей, или лечебницей: «Врачебница для расслабленного и болезненного естества нашего устроена здесь, на земле... И врачебница, и врач, и врачевство — все Христос Господь... И Царство Небесное те только принимают, которые оказываются здравыми»63.
Исцеление наступает, когда все три основные силы души: мыслительная, раздражительная и желательная (мысль, чувство, воля) — очищены от страстей и, образуя единое целое, устремлены к Богу. Врачевство же, по сути, осуществляется через исполнение новозаветных заповедей (путем синергии: взаимодействия Божественных и человеческих сил), через участие в таинствах и при посредстве внутреннего делания. Сопутствуя таинствам, деятельная умно-сердечная молитва в сочетании с мето-
63 Симеон Новый Богослов, прп. Творения. ТСЛ, 1993. Т. 1. Сл. 23. С. 214.
(157) дом трезвения является основным инструментом очищения сердца и удержания стяжаемой благодати. Человек, обретя сердечную молитву, приступает к брани за реальное очищение сердца от страстей, что в полноте своей иными путями практически недостижимо.
Результатом человеческих усилий в подвиге бывает приуготовление души к восприятию благодати. Собственно, очищение и преобразование души, как и дальнейшее ее освящение, совершается непосредственно силой Святого Духа. На деятельном этапе обретается спасение души для вечной жизни, ее способность вселения в Небесное Царство. Первый период именуется также покаянным путем, или путем аскезы.
Деятельный подвиг служит подготовкой для второго — благодатного, или созерцательного (Qewpia), — периода, в котором обретаются такие дары благодати, как вышеес- тественная молитва, достигается состояние просвещения и духовного совершенства. Второй период приводит к третьему — обожению (G^cooig), здесь полностью реализуется духовный потенциал, заложенный Творцом в человеческой природе. Деятельный период характеризуется тем, что человек из нижеестественного (или противоестественного) состояния возвращается в естественное, утраченное в грехопадении Адама. Второй период является восхождением в состояние вышеестественное (или сверхъестественное), то есть выходящее за пределы человеческого естества. Такое состояние устрояется и поддерживается энергией благодати Святого Духа, а душа, пребывающая в нем, обретает возможность обожения.
6. Внимание: гортань и губы (к с. 89)
(158) Сосредоточение внимания в гортани или-верхней части груди — это древний, хранимый святоотеческой традицией исихастский прием, имеющий важное значение. Он помогает стяжанию сердечного внимания, способствует отъединению ума от рассудка и переходу от молитвы словесной к умно-сердечной64.
Однако у некоторых современных пастырей можно встретить такие рекомендации: «Старцы последнего времени советовали новоначальным стараться держать при молитве ум не в сердце, а на губах или под кадыком»65. Читатель может заключить, будто это одно и то же — что на губах, что под кадыком, то есть в гортани. Между тем это взаимоисключающие приемы, и насколько полезен второй, настолько же небезопасен первый. Свт. Феофан Затворник по этому поводу пишет: «держать ум на губах или на конце языка» или «стоять вниманием при устах — это новая выдумка, нигде у святых отцов не встречаемая». Это была выдумка некоторых валаамских старцев «последнего времени», с которыми свт. Феофану пришлось разбираться: «Со старцами лучше разойтись... старцы состоят в прелести и стараются других столкнуть туда же, я вынужден сказать вам: не слушайте их». И добавляет: «Я держусь преданий древнеотеческих, а новоизобретенных приемов не могу принимать»66.
64 Подробнее об этом см.: Новиков Н.М. Молитва Иисусова. Опыт двух тысячелетий. Т. 3. Раздел «Ум и сердце», гл. «Внимание» («Управление вниманием»),
65 http :// karelin - r . ru / faq / answer /1000/3567/ index . html
66 См.: Феофан Затворник, свт. О молитве Иисусовой в письмах... М., 1998. С. 15-20, 72,73,75.
(159) Вот еще одно замечание пастыря, нашего современника: «Внимание при движении губ и гортани во время молитвы создает молитвенный навык», и со временем «само сердце притянет к себе ум»67. Снова уравниваются два прямо противоположных приема, но в том-то и дело, что оба они действительно создают «молитвенный навык», только разница между навыками принципиальная, и поэтому недопустимо ставить в один ряд гортань и губы. У тех, кто удерживает внимание в области гортани (или, что то же, в верхней части груди), в самом деле со временем «само сердце притянет к себе ум». Эта закономерность обусловлена антропологически и используется в исихастской практике как прием художественной молитвы. С другой стороны, держащие внимание на губах или на языке никогда не дождутся притяжения ума к сердцу, так как их упражнение надежно закрепляет навык словесной молитвы и самым эффективным образом препятствует овладению молитвой умно-сердечной. Трудно придумать более радикальный способ, лишающий способности соединения ума и сердца. Не будем забывать и того, что, согласно святым отцам, сосредоточение молитвенного внимания в области головы (не важно — лба или рта) активно способствует развитию прелестного образа молитвы: или мечтательного, или головного68. Как говорится в нашем трактате: «всячески избегни стоять вниманием в голове... что весьма бедственно»69.
Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 100; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!