Опыт воссоздания утраченного текста 9 страница



В это истинное девство духа Господь возводит редких. Отсюда человек славит Бога сердцем сво­им, в нем звучит слово, воспеваемое Церковью ве­легласно: «Светлеется Троическим единством, священнотайне». Душа, очищенная насколько это вообще возможно, согласно слову святого Мака­рия Великого, «Сам Дух бывает» и премного люби­ма Господом. И радуется Господь радостью Духа о

(122) такой душе — невесте Своей. Святые отцы уподоб­ляют такие души солнцу, так как они живут, имея разум Божий, они свет прияли от Света присно- сущного.

Истинно духовная жизнь начинается с воспри­ятия человеком всыновления Богу по благодати, а поскольку человек становится сыном, постольку становится, подобно Христу, духовным наследни­ком Отца Небесного, и Тот дарует ему, сыну по благодати, Ум Христов, дабы усыновившийся жил во славу Бога.

(123) фотография Часть III

 

(124) КОММЕНТАРИИ

Составителя

к трактату «О молитве Иисусовой»

Содержание

17 Правило: подходы и методы (к с. 56)   125

18 Аскеза: воздержание от всего (к с. 62)  130

19 Намерение: залог посмертного дара (к с. 63)  149

20 Псевдомолитва: игры воображения (к с. 69)    152

21 Три периода: восхождение к обожению (к с. 71)      156

22 Внимание: гортань и губы (к с. 89)       158

23 Целомудрие: ум, рассудок и сердце (к с. 91)  161

24 Искушения: идеже не бе страх (к с. 95) 166

25 Место сердечное: общение в Духе (к с. 101)    168

26 Прелесть: молитва в ней неповинна (к с. 102)  172

27 Причастие: ценность не в частоте (к с. 105)    175

28 Трезвение: очищение сердца (к с. 109) 175

29 Правило: количество и скорость (к с. 112)      180

P.S. Во избежание «приближения вражеского» 187

 

(125) Прежде всего надо предостеречь читателей трактата от опасности самониния. Наше нынешнее положение суще­ственно отлично от того, что имело место в ушедшем сто­летии. Несмотря на все сложности, сегодня есть возмож­ность, при серьезном, искреннем намерении, найти ду­ховника, с которым можно было бы советоваться по всем основным вопросам внутренней жизни. Это необходимо, но вместе с тем выбор духовника требует неспешного рассуждения и внимательности. Нельзя допускать ошиб­ки, доверившись пастырю антиисихастской ориентации. Надо учесть, что «некоторые опытные духовники ведут гихую, уединенную жизнь, не показывая себя; а некото­рые, многоречивые, на самом деле не имеют личного ду­ховного опыта». Очень важно «выбрать самому и, как советует прп. Иоанн Лествичник, вначале испытать ду­ховника»1. Наибольшую опасность на пути умного дела­ния таит в себе самонадеянность при отсутствии совета с духовником. Это главная предпосылка прельщения.

Печальный пример такого недуга можно наблюдать на форуме сайта «Исихазм»: мало того, что его участники страдают духовной непросвещенностью и нецерковное- тью сознания, ими еще владеет дух самочиния и самодо­статочности, что не может не повлечь за собой серьезно­го духовного повреждения.

В тех случаях, когда речь в трактате идет о келейном правиле или иных советах практического характера, читатель должен учитывать, что записи, взятые нами за

[1]Рафаил (Карелин), архим. Вопросы и ответы, http :// karelin - r . ru

(126) основу при составлении данного текста, велись отцом Антонием в особых, присущих его времени, условиях. Многие из подвизавшихся в миру в 1950—60-е годы не имели возможности регулярно посещать богослужения, отсюда свои особенности. Инок, живущий вне обители, считают подвижники, если «не будет вычитывать каждый день монашеское правило, то есть весь суточный богослу­жебный круг плюс келейное правило, не устоит — не вы­держит монашеской жизни»2. После работы и всех быто­вых забот у подвижника начинается второй рабочий день в сутки: «Не менее пяти часов в день уходило на правило». Положение изменилось только в 1990-е годы: «Сейчас-то проще — службы в церкви каждый день идут»3.

Когда мы встречаем рекомендацию добавлять к утрен­ним и вечерним молитвам по пятьсот молитв Иисусовых, то надо принять к сведению и другое, существующее се­годня в монашеской среде, мнение. Даже обычная пяти- сотница, обязательная для иноков, небезопасна для ми­рянина, по причине необычайной подверженности на­ших современников плотским искушениям и небывалой одержимости гордостным духом. Тем более осторожно следует отнестись к исполнению такого правила дважды в сутки, особенно — начинающим. «Одно из самых важ­ных и нужных нам дарований от Бога есть дар рассужде­ния, — это и в житейских делах необходимо, а наипаче в духовной жизни». Посему, советует старец нашего века: «ослабь свое молитвенное правило непременно. Ведь когда начинают творить Иисусову молитву и одновре­-

[1]          Антония (Сухих), схимон. // Наст. изд. С. 203.

[1]          Там же.

Комментарии

(127) -менно сохраняют в душе и сердце страсти, может слу­читься и психическое повреждение. Так что все делай с советом и с учетом своего самочувствия... В наше время никак нельзя браться за подвиг, да еще самочинно — гор­дыня до такой степени помрачила умы и чувства, что ни­чего, кроме пагубы, эти подвиги не дают»4. Вспомним, кстати, слово святого отца, адресованное не нынешним, а еще дореволюционным мирянам: «Вам, при ваших за­нятиях учебных и иных, невозможно всю жизнь напол­нить Иисусовой молитвой», пусть каждый «проходит кто 20, кто 40, кто 50, а кто и 100 молитв в день. Каждый по своей силе навыкает ей. Пусть один преуспел на дюйм, другой на аршин, третий на сажень, а иной, может быть, и на версту ушел вперед, — важно, чтоб хоть на дюйм, да уйти, — и слава Богу!»5 А вот предписание монастырским инокам позапрошлого века: «Первоначально положи се­бе произносить сто молитв Иисусовых со вниманием и неспешностью. Впоследствии, если увидишь, что мо­жешь произнести больше, присовокупи другие сто. С те­чением времени, смотря по надобности, можешь и еще умножить число произносимых молитв»6.

Однако есть советы совсем иного характера. Это за­кономерно, всегда имелись различные подходы и мето­ды, многое к тому же зависит от индивидуальных осо­бенностей и пастырей, и пасомых. Вот, например, наставление человеку, только еще приступающему к обучению Иисусовой молитве: «Урок молитвенный надо

4 Иоанн (Крестьянкин), архим. Письма. Псково-Печерский мои., 2000. С. 67,

5 Беседы старца Варсонофия Оптинского с духовными детьми. 1995. С. 40.

6 Игнатий (Брянчанинов), сет. Творения. М., 1998. Т. 5. С. 110.

 

(128) сполнять зараз. Начать с меньшей меры. Например: дня два-три по 1000, потом дня два-три по 2000, потом с неделю и более - по 3000... На 3000 можно подольше по­быть. После прибавить по тысяче... Лучше всего отбы­вать сей урок ночью... И молитву сию творить всякому, не монаху только, но и мирянину»7. Но все же прежде всего надо бы интересоваться не тем - сколько, а тем - как творить молитву. Есть поучительный эпизод на эту тему. Монахиня, совершавшая по тысяче молитв Иису­совых, попросила благословения у епископа Варнавы (Беляева) еще увеличить свое правило и получила такой совет: «А вы сделайте себе экзамен. Не тысячу... а только десять молитв Иисусовых проговорите, но так, чтобы между ними не прорвалась ни одна посторонняя мысль и представление». Вскоре монахиня вновь «пришла и по­каялась, что задача ей не по силам. Она никак не может эти десять молитв произнести, что-нибудь не вспомнив, на что-либо не обратив внимания». А часто «так увлечет­ся в сторону своими мыслями, что забывает уже, где она и что ей нужно делать. Даже удивляется, как это труд­но»8. Это удивление человека, который до той поры не задумывался, в чем суть и смысл молитвы, — настолько может помрачать ум приверженность внешней стороне дела. «Некоторые схимники и монахи на самом деле по­многу молитв читают, но толку от этого ничуть. Это ра­бота вхолостую... Бог награждает Своими дарами не го­лый труд, а смирение»9.

7         Феофан Затворник, сет. Собр. писем. Вып. 2. № 320.

8          Варнава (Беляев), еп. // Дамаскин (Орловский), игум. Мученики, исповед­ники и подвижники благочестия РПЦ XX столетия. Тверь, 1992. Кн. 1. С. 77.

9          Там же. С. 78.

 

(129) ногда у начинающих возникает вопрос: нельзя ли полностью заменить Иисусовой молитвой правило, чи­таемое по Молитвослову? Часто это отклик на какое- либо высказывание святых отцов об умной молитве, на­пример такое: «Если благопоспешится тебе молитва, то она заменяет собой правило, состоящее из молитвосло- вий»10- Действительно, в Добротолюбии и в житиях свя­тых иногда можно встретить такой совет: уставную мо­литву своди к минимуму и все восполняй молитвой Иисусовой. Но что здесь имеют в виду отцы, о каком ми­ нимуме)/ них речь? Вот прп. Григорий Синаит пишет, что иноку можно «свести уставную молитву к минимуму», а именно: «читай полунощницу, утренние молитвы, утре­ню, вечерню и повечерие»; так помолившись часов пять, можно потом часы и изобразительные, Псалтирь и кано­ны заменить молитвой Иисусовой". Такой минимум для многих из нас более, нежели максимум.

Вообще же отцы настаивают на том, что надо долго навыкать Иисусовой молитве параллельно с уставной, потому что уставная молитва питает нас иначе, чем Иисусова, — питает на ином уровне.

       *         

10 Исаак Сирин, прп. Ц Игнатий (Брянчанинов), сет. Отечник. М., 1996. С. 250.

11 См.: http :// mitras . ru / molitva / otvety . htni

 

(130) 2. Аскеза: воздержание от всего (к с. 62)

Всестороннее самоограничение изначально полага­лось в основание христианского подвига12: «Намереваю­щимся жить благочестно необходим закон воздержа­ния, — постановляет древнейший Устав свт. Василия Ве­ликого. — Сие видно, во-первых, из того, что апостол причисляет воздержание к плодам духовным13, потом из того, что апостол воздержанию приписывает успех в не­порочности служения» — неудивительно, ибо «умерщв­ление и порабощение плоти ничем не производится так успешно, как воздержанием», очищая и приуготовляя к освящающему подвигу внутреннему. Наконец, «и первое преслушание случилось с человеком от невоздержнос­ти», посему все святые отцы научают нас оному, являя «свидетельства о своем собственном воздержании. Вся жизнь святых и блаженных людей, пример Самого Гос­пода, пришедшего во плоти, научают нас воздержанию... Воздержание есть истребление греха, отчуждение от страстей... начало духовной жизни; оно предуготовляет вечные блага»14. Важнее всего то, что добродетель воздер­жания способствует воспитанию сердца. Сердце есть начало чувствующее, оно «ощущает все перемены, про­исходящие в нашей душе и теле». Пока, «в настоящем греховном состоянии, сердце наше, по влечению ин­стинктивных потребностей, увлекается больше к наслаж­дению чувственными удовольствиями». Ограничивая се­-

[1]2        Подробнее см.: Новиков Н.М. Молитва Иисусова. Опыт двух тысячелетий. М., 2008. Т. 3. Раздел «Новоначалие».

[1]3        См.: Гал. 5,22-23.

[1]4        Древние иноческие уставы. М., 1994. С. 348.

 

(131) бя в удовольствиях сладострастия, устраняя все, что ведет к нему, пролагаем тем самым прямой путь к чистоте сер­дечной. Посему подвижники мудрые наиболее к себе строги, они ради «обретения чистоты сердца воздержива­ются даже и от позволенных удовольствий»15.

Говоря о бдении, как одной из форм воздержания, приходится коснуться вопроса меры и качества ночного сна. «В этом роде самоумерщвления надо быть осторож­ным, чтобы не переступить за пределы, поставленные природой. Нарушение ее уставов никогда не остается без наказания, ибо от чрезмерного лишения сна силы тела крайне истощаются, бодрость духа упадает и мы стано­вимся почти не способны к совершению дневных дел. Слишком короткий сон недостаточен для отдохновения мозга и нервов, для укрепления тела». В данном случае это относится как к инокам, так и к мирянам. «Человек невыспавшийся чувствует слабость, вялость и не спосо­бен к новым занятиям: понятия его бывают смешаны, чувствования тягостны, движения утомительны; он ни­чем не доволен, сердит и угрюм, потому что его мозг и нервы находятся еще в раздражении». Но, с другой сто­роны, «продолжительный и частый сон производит сла­бость и бездействие мозга... Сонливцы имеют тупой рас­судок, слабую память, вялое, мертвое воображение, тупые чувства», дряблое тело. Продолжительность нор­мального сна зависит от многих факторов, она «изменя­ется по возрасту, полу, темпераменту, по роду занятий, времени года и климату». Поэтому «невозможно назна­чить всем одно общее правило». В целом «взрослым в

[1]5        Петр (Екатериновский), еп. Указание пути к спасению, http://psylib.org.ua

 

(132) умеренном климате полезнее ложиться в 9—10 часов ве­чера и пробуждаться в 4—6 часов утра, с восходом солнца, как общего пробудителя всей природы. Советуют спать не меньше шести и не более семи часов в сутки, а в старо­сти и пять часов сна достаточно». Но в частности «всякий должен по собственному опыту уразумевать» свою меру. Святые отцы отмечали, что «от многого сна ум дебелеет, умножаются суетные помыслы, усиливается похоть и на­водится печаль. По словам св. Лествичника, бдение очи­щает ум, а долгий сон ожесточает душу. Бодрый инок - враг блуда, а сонливый друг ему. Бдение есть погашение плотских разжжений, избавление от сновидений. Излишество сна порождает забывчивость, а бдение очи­щает память»16.

Относительно меры сна можно добавить, что, напри­мер, прп. Серафим Саровский велел дивеевским сестрам спать по шесть часов ночью и еще по часу днем после обеда. Вместе с тем есть много примеров удивительного воздержания от сна даже в миру. Так, прав. Иоанн Крон­штадтский, при его сверхъестественной загруженности, спал всего лишь по три—четыре часа в сутки17, а свт. Иоанн Шанхайский, как известно, после принятия мо­нашества не ложился в постель все сорок лет, вплоть до своей кончины, и отдыхал только сидя18. Разумеется, та­кие подвиги, когда подвижники почти не спят, вершатся силой Святого Духа и являются благодатным даром, по­-

16         Петр (Екатериновскии), еп. Указание пути к спасению, http :// psylib . org . ua

[1]7         Вениамин (Федченков), митр. Отец Иоанн Кронштадтский. М., 2000. С. 375.

[1]8         См.: Святитель Русского Зарубежья вселенский чудотворец Иоанн М., 1998.

(133) добное недостижимо человеческими силами, без того, чтобы не дана была свыше благодать бдения. Если же са­монадеянно подвергают насилию свою природу, то это заканчивается плохо — человек сам предает себя в руки врагам своего спасения. Остается напомнить, что иногда чрезвычайные, поразительные по внешнему впечатле­нию подвиги производятся демонской силой. Немало примеров тому найдем в жизнеописаниях подвижников, в Патериках. Так, некий инок «становился босыми нога­ми на раскаленные угли и, стоя на них, прочитывал всю молитву Господню Отне наш». Сам он полагал, что ода­рен благодатью «за чистоту и высоту своей подвижничес­кой жизни», на самом же деле творил это исключительно «по действию бесовскому». Соответствующим образом и завершился этот своеобразный подвиг: «инок перешел от мнимой святости к необузданному сладострастию, потом к совершенному умоисступлению и, кинувшись в разо­жженную печь общественной бани, сгорел»19.

Воздержанность древних отцов была поистине не­обычайна. Богоданный Устав египетских монастырей прп. Пахомия Великого, составленный в IV веке «по предначертанию святого ангела», являл «совершенство и неподражаемую строгость дисциплины», своей суровос­тью он превосходил уставы Палестины и Месопотамии. Свт. Василий Великий, посетив эти обители Египта во времена их расцвета, нашел там не только «идеальный образ иночествования», но и вообще «полнейшее и точ­нейшее осуществление христианства», «истинный образ жизни о Христе Иисусе». Каков же христианский идеал,

[1]9         Игнатий (Брянчанинов), свт. Творения. М., 1996. Т. 1. С. 223, 224

(134) заповеданный ангелом? По Уставу, иноки спят сидя и не раздеваясь, «кроме рогожи на седалище отнюдь не долж­но постилать что-либо». В полночь подъем на молитву, после которой «они уже не давали себе спать»; если кто «чувствует жажду, а настает день поста, пусть воздержит­ся и не пьет». Трапезу «составлял хлеб с солью, некото­рые овощи и одно варево» раз в сутки. Наесться досыта было невозможно, но братия и это сокращали: «иные в трапезу приходили с тем только, чтобы скрыть свое воз­держание»; едва отведав что-нибудь, тем и ограничива­лись, «многие имели правилом есть только хлеб с солью», другие «вкушали чрез день и два». Послаблений телу не давалось, его «и водою обмывать запрещалось, разве только в крайнем изнеможении. Нельзя было также раз­водить огня особо от общего, какая бы потребность по­греться ни чувствовалась». И тем не менее чрезмерное пощение никогда не поощрялось. Так, Устав свт. Васи­лия Великого хотя и не запрещает «по собственной воле поститься или бодрствовать больше других», конечно «если позволяет настоятель», но все же этому не благово­лит. Ведь желать лучшего и «большего в сравнении с дру­гими, даже и в самом хорошем, есть страсть состязания, происходящая от тщеславия». Воздержание состоит прежде всего «не в одном удалении от яств, ничего по себе не значащих... но в совершенном отречении от соб­ственных своих произволений»20.

Сверхъестественный подвиг древних отцов выглядит для нас просто сказочно. Вот Симеон Дивногорец, кото­рый постился уже в нежном шестилетнем возрасте, не бе-

19 Древние иноческие уставы. М., 1994. С. 128, 137, 138, 352, 354

 

(135) ря в рот никакой пищи по семь дней, а затем всю жизнь держался правила: вкушать чрез три, иногда чрез семь, иногда же чрез десять дней. Прп. Ор вкушал раз в неделю, так же поступал прп. Макарий Александрийский Вели­ким постом. Иоанн Постник, патриарх Константино­польский, во все время своего святительства питался раз в неделю, вкушая по воскресеньям немного овощей. Прп. Паисий поначалу не вкушал пять дней в неделю, подкрепляясь скудною пищей в субботу и воскресенье, потом же начал воздерживаться по две недели. Прп. Петр Афонский начинал воздержание с двух недель, а после уже всегда вкушал пищу, которую приносил ему ангел Божий, только раз в сорок дней. Прпп. Виссарион и Си­меон Палестинский, юродивый, часто проводили без пи­щи целую неделю, а иногда и сорок дней. Прп. Симеон Столпник прикасался к пище раз в неделю, а святую че- тыредесятницу проводил без пищи и питья.


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 98; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!