Опыт воссоздания утраченного текста 10 страница



Многие другие провели всю жизнь в изумительных подвигах поста, а когда питались, то еще надо пояснить, что это была за пища. Обычно это смоквы и финики, са­мые простые овощи без приправ, разве только с солью, очень редко с растительным маслом. Ели пустынники то, что называлось сочивом: вареные зерна пшеницы, ячме­ня и чечевицы. В монастырях питались и хлебом, в ски­тах — преимущественно сухарями, которыми запасались на несколько дней, месяцев, а то и лет. Прп. Марк Фра­кийский, 95 лет не видевший лица человеческого, при­знался посетившему его Серапиону, что голод иногда принуждал его наполнять чрево землей и пить морскую воду. В лесных пустынях Руси обыкновенно питались Дикими растениями, корнями трав, мхом или дубовой

(136) корой. На пищу смотрели как на лекарство. Многие кие­во-печерские затворники питались раз в сутки одной просфорой. Ночи святые постники выстаивали на мо­литве с земными поклонами, а весь день проходил у них в тяжелой работе. Спали час-два в сутки на голой земле, претерпевая летний зной и зимнюю стужу, иные вовсе не ложились, но только дремали, сидя или стоя.

Иногда задаются вопросом: какое же влияние оказы­вало такое беспощадное воздержание на здоровье людей, не вредило ли это организму? Ответом служат данные о продолжительности жизни святых. Так, Симеон Столп­ник только на столпе простоял 80 лет, а всего прожил 103 года, Кириак Отшельник жил 109 лет, Алипий Столп­ник — 118, Иоанн Молчальник — 104, Антоний и Феодо­сий Великие — по 105, Павел Фивейский — 113, Павел Комельский — 112, Макарий Александрийский — 100. Марк Фракийский только в пустыне провел 95 лет, да еще сколько прежде прожил в миру. Многие другие по­движники жили по 100 лет, а до 90 доживало большинст­во21. При этом столь высокий образ жизни, более «свой­ственный горним силам», чем человеку, не чужд был и женам, «они, как и мужи, вступают в брань с диаволом и властями тьмы; и в сей брани естественная слабость пола вовсе не служит им препятствием... Посему жены часто превосходили подвигами своих мужей»22. Суровость же аскезы, вопреки опасениям некоторых скептиков, обыч­но не только не наносила ущерба здоровью, но способст-

2[1]         Никон (Рождественский), архиеп. Меч обоюдоострый. СПб., 1995. С. 77-79.

22         Иоанн Златоуст, сет. // Казанский П. С. История православного монаше­ства на Востоке. М., 2000. Т. 1. С. 398.

(137) вовала долгожительству пустынников, которые к тому же не обращались ни к медикам, ни к медикаментам. Их укрепляло единственное лекарство — всевосполняющая благодать Святого Духа.

Но не всякому христианину бывает понятен смысл аскезы. Заблуждения, связанные с чрезмерной заботой о телесном здравии, вынужден был в свое время разъяс­нять прп. Паисий Молдавский. В письме к собратьям он истолковывает мотивы воздержания от мясной пищи: «После потопа Господь по слабости человеческой допус­тил ядение мяса, но порядок монашеской жизни соответ­ствует жизни в раю, где не было ядения мяса». В VI веке прп. Савва Освященный окончательно «утвердил неяде- ние мяса» для иночествующих. «И таков стал общий по­рядок во всех странах», на все времена. И уж совсем пре­вратно представление о том, что якобы «воздержание от мяса вредит здоровью»23.

Отцу Иоанну Кронштадтскому тоже приходилось уве­щевать не в меру озабоченных нуждами плоти: «Удиви­тельная вещь: сколько мы ни хлопочем о своем здоровье, как ни бережем себя, каких самых здоровых и приятных кушаний ни едим, каких здоровых напитков ни пьем, сколько ни отгуливаемся на свежем воздухе, а все в кон­це концов выходит то, что подвергаемся болезням и тле­нию. Святые же, презиравшие плоть, умерщвлявшие ее беспрестанным воздержанием и постом, лежанием на го­лой земле, бдением, трудами, молитвою непрестанною, обессмертили и душу, и плоть свою; наши тела, много

23       Паисий (Величковский), прп. // Четвериков Сергий, прот. Правда христи­ анства. М., 1998. С. 203.

 

(138) питаемые и сластопитаемые, издают смрад по смерти, а иногда и при жизни, а их тела благоухают и цветут, как при жизни, так и по смерти. Удивительное дело: мы, со­зидая, разрушаем свое тело, а они, разрушая, созидали... Братья мои! Поймите задачу, цель своей жизни. Мы должны умерщвлять многострастное тело, или страсти плотские, чрез воздержание, труд, молитву»24. А в днев­нике своем отец Иоанн записывает: «Чем более держишь себя в постели поутру или днем, тем более хладеет сердце к Богу и молитве, к духовной жизни; то же бывает, когда человек кушает и пьет с наслаждением более надлежаще­го. Плоть всегда нужно держать в узде, в повиновении ду­ху... Как легко бывает на душе, когда желудок пуст»25.

Чудеса воздержания праведников не раз были явлены в последние два столетия. Необычайной умеренности в пище и сне всегда держались подвижники святогорцы. Так, наш соотечественник старец Тихон Калягрский, живя в пещере, питался раз в три дня, а нередко и раз в неделю, единственно сухарями. Уже будучи глубоким старцем, он запасал на Рождественский пост одну-единственную редьку, очистки от нее не выбрасывал, а сушил на веревке. Во дни больших праздников, когда разреша­ется за трапезой рыба, старец, нагрев воду в консервной банке, опускал в нее сушеную кожуру, потом снова су­шил для следующего праздника. Добавив щепотку риса, он, вкушая это блюдо, осуждал себя за великое окаянст­во: живя в пустыне, позволяет себе «рыбный суп»! Перед кончиной отец Тихон, завещая свою келью духовному

24         Иоанн Кронштадтский, прав. Моя жизнь во Христе. 1991. Т. 2. С. 24.

25         Иоанн Кронштадтский, прав. Неизданный дневник. М., 1992. С. 39, 51.

(139)чаду старцу Паисию Святогорцу, оставил ему и съестные запасы: «Вот видишь, здесь провизии на целых три года». Это были консервы: шесть маленьких баночек с сарди­нами и четыре с кальмарами, кем-то давным-давно при­несенных и оставшихся нетронутыми. «Для меня, — замечает отец Паисий, — этих консервов хватило бы все­го на неделю»26.

А вот какими словами старец Даниил Катунакский встречает новоприбывшего послушника: «Чадо мое, здесь у нас еда бывает лишь один раз в день и без масла... Большую часть ночи мы молимся. Спим мало, днем должны трудиться, чтобы иметь хлеб... Здесь у нас нет ис­точника. Дождевую воду, которая собирается, необходи­мо использовать с величайшей бережливостью. Среди этих скал невозможно устроить сад, потому мы не едим ни фруктов, ни овощей... Вместо хлеба у нас сухари... У нас не бывает ни молока, ни сыра, ни яиц. Даже на Пас­ху». В каливах Керасии также круглый год не употребля­ли яиц, рыбы и растительного масла, а «вместо пасхаль­ных яиц отваривали картофель, красили в красный цвет и этими картофелинами христосовались». Еще одна осо­бенность подвига — не мыться, не умываться, не стричься и не расчесывать волос. Старец Каллиник Исихаст, тела которого не касалась вода, говорил: «Здесь мы моемся только слезами и потом». Старец знал и по Лествичнику, и по личному опыту, что «усохшая плоть не дает вмести­лища бесам». Так жили и многие другие отцы, в пещерах которых даже зимой не бывало печки. В келье старца Игнатия Катунакского хотя и была кровать, но он на нее

26         Иоанн (Коган), иеромон. Отец Тихон... ТСЛ, 1997. С. 20, 37.

 

(140) не ложился, ночами простаивая на молитве и удержива­ясь веревками на крючках шкафа в борьбе со сном. Ста­рец Савва, все ночи проводя в молитве, «всегда стоял пря­мо и неподвижно, как столп непоколебимый, держа в ру­ке четки с тремястами узлов». Чтобы не сдаться сну и не рухнуть, он пропускал под мышки ремни, привязанные веревками к потолку. О пути подвига старец Кодрат из Каракалла сказал так: «Монах — это тот, кто хочет спать и не спит, кто хочет есть и не ест, кто хочет пить и не пьет. Монаха отличает постоянное смирение плоти»27.

Надо сказать, что достаточно суровая уставная жизнь встречается и в наше время, например в афонских киновиях, находящихся под опекой духовных чад старца Иосифа Исихаста. День в них по-византийски начинает­ся вечерней, после ужина повечерие, затем отдых, зимой это примерно два часа. После отдыха келейное правило: Иисусова молитва в течение четырех часов. В два часа но­чи начинается богослужение — полунощница, утреня, ча­сы, литургия. Затем трапеза и двухчасовой отдых. Далее весь день, до вечерни, братия проводит на послушаниях. Таким образом, спят монахи не более четырех часов в сутки, питание двухразовое, по понедельникам, средам и пятницам держат строгий пост, то есть практически не едят. На молитве в общей сложности проводят около де­сяти часов28.

Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его29, но это усилие не ограничивается

27        См.: Херувим (Карамбелас), архим. Современные старцы Горы Афон. М., 1998.

28        Афонские разговоры // Беседа. 1988. № 7. С. 225.

29        Мф. 11, 12; ср.: Лк. 16, 16.

 

(141) лишением сна и пищи — по новозаветной заповеди, по­движники воздерживаются от всего30. Подлинное воздер­жание «простирается на все внутренние и внешние дейст­вия и движения наши». А потому, по совету отцов, «делай все вопреки хотению плоти: хочется лечь покойнее — принудь себя на противное; хочется облокотиться сидя — воздержись; и так во всем... Для приятия Святого Духа необходимо изнурить плоть; даждь плоть и приими Дух». Но при этом «не изыскивай особенных путей; не налагай на себя особенных подвигов; а как придется, как пошлет Господь силу, так только непрестанно и нещадно нудь се­бя на все благое»31. Ради охранения внешних чувств, без чего невозможно проводить жизнь духовную, надлежит «не рассеивать взоров по сторонам, без нужды не смот­реть ни на какие предметы, особенно на соблазнитель­ные, ходить с потупленным взором», на все окружающее «смотреть без страсти, без помысла, видя не видеть»; ес­ли же нечто внешнее завладело вниманием, то соблазн этот надо «как можно скорее пресекать». Последнее и означает: Если правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его32, «то есть прерви опасное видение». Также необходи­мо хранить и слух: «худая речь, хотя не тотчас возбуждает страсть в сердце, однако же оставляет в душе семена, ко­торые, долго оставаясь, со временем возрастут и принесут горькие плоды». Не менее важно оберегать прочие чувст­ва, особенно при восприятии произведений искусства. «Надобно опасаться гармонических звуков, изнеживаю-

30        1 Кор. 9, 25.

31        Парфений Киево-Печерский, прп. // Старческие советы. XVIII—XIX вв. М., 1994. Кн. 2. С. 478-480.

32        Мф. 5, 29.

 

 

(142) щих душу и увлекающих от пустой забавы слуха к грехов­ным удовольствиям сердца или раздражающих чувства и возбуждающих страсти». Надо беречься и того, «чтобы собственного тела не осязать с небрежностью». А чрево­угодливое лакомство пищей неизбежно «притупляет ост­роту ума в разумении небесных предметов, подавляет расположение к молитве, изнеживает, расслабляет тело, обыкновенно располагает его к бездеятельности, к чувст­венному увеселению и разжигает похоть». Наконец, «воз­держание должно простираться на отсечение желания да­же духовных утешений, сердечных услаждений, которые строгие подвижники называют духовным прелюбодейством, когда кто слишком жаждет их и из-за них только хо­чет заниматься делами благочестия», то есть заниматься корыстно, ради себя, а не Христа ради33.

Вообще, «воздержание есть первый шаг во всех добро­детелях». Любите врагов ваших34, говорит Господь, люби, «то есть, злословящих тебя и укоряющих. Как же это сде­лать? Он злословит тебя в лицо, не можешь же ты вдруг возлюбить его сейчас. Во-первых, воздержись, чтобы не ответить тебе тоже бранью. Далее воздержи свой помысл от дурной мысли об этом человеке и так дальше. Значит, первый шаг к любви — воздержание». К аскезе надо себя приучать, человек входит в подвиг постепенно. Воздержа­ние в пище избавляет от «чувства вкуса», от пристрастия, которым «повреждается сердечная чистота», от которого «восстают плотские страсти, отяжелевает ум» и оживля­ются прочие страсти. А «когда научимся держать глаза,

33         Петр (Екатериновский), еп. Указание пути к спасению, http :// psylib . org . ua

34         Мф. 5, 44.

(143) тогда не будем впадать так часто в осуждение, сохранимся от соблазна на ближних, от зависти. Зрение — такое чувст­во, которое приносит в сердце много греха и дурных чув­ствований». Ведь «внешние чувства — это окна души, которыми входит в сердце грех». Однако истинное воз­держание — это отречение от самого себя. Этому и учил Господь: «отречению даже до отвержения души своей. Это отречение необходимо, потому что в душе нашей так много нечистоты, страстей, противных духу Христову, что без отречения от них невозможно общение со Хрис­том». А достигается самоотвержение через «любовь к ближнему. Чтобы исполнить долг любви к ближнему, не­обходимо оставить себя, отречься от души своей». Ради этого Господь «учил прощать врагам, иметь милосердие к немощным, не осуждать грешных, жертвовать собою для пользы ближних. Эту заповедь о любви к ближним невоз­можно исполнить без отречения от пристрастий к земным благам. Можно отречься от себя, можно все уступить ближнему только тогда, когда будем искать вечной жиз­ни, когда будем стремиться возлюбить единое вечное, не­изменное Благо, единое полное Совершенство — Бога»35.

* * *

Святоотеческое учение о православной аскезе указы­вает на две главные причины порабощенности человечес­кого ума страстными влечениями36. Первая и основная — это грехопадение Адама, вследствие чего природа челове-

35         Арсения (Себрякова), игум. // Путь немечтательного делания: игум. Арсе­ния и схимон. Ардалиона. М., 1999. С. 95, 249, 306, 406.

36         См.: Никодим Святогорец, прп. О хранении чувств. М., 2000.

(144) ка в каждом из нас повреждена от рождения. Вторая обус­ловлена первой и связана с антропологическими особен­ностями. Человек в детские годы, по несовершенству своего ума, еще не способен руководить чувствами, при­мерно до пятнадцати лет чувства сами всецело управляют развивающимся умом: «глаза привыкают пристрастно смотреть на красоту телесную, уши услаждаются прият­ной мелодией, нос привыкает обонять сладость ароматов, язык и уста стремятся к изысканным блюдам, кожа при­выкает к осязанию мягких, приятных для тела одежд». И как потом, когда уже сформированы навыки, «убедить человека в том, что не в этом состоит истинная радость, что это не духовное услаждение, а плотское, животное»? Ум, с детства воспитанный под властью чувств, «оказыва­ется скованным, как железными оковами, пятью чувства­ми». Сотворенный царем над телом, он «стал рабом ему» и подневольно «склоняется к услаждению чувств». Мало того, наша душевная сфера доступна воздействию демо­нических сил, а потому «сам сатана, господин всех телес­ных похотений, щекочет и ум, и сердце, и все чувства».

Ум человека, миновавшего детский возраст, при пра­вильном христианском воспитании обретает зрелость. Он «узнает из Священного Писания и от святых отцов, что есть иное, сродное ему, не плотское, а духовное на­слаждение». Ум нормального человека не может мирить­ся со своим рабским положением: «он, будучи боголюби­вым по природе, не вынесет того, что чувства тела, в ко­тором он обитает, порабощены страстями, что и сам он порабощен и из господина и царя стал рабом и пленни­ком», лишен богообщения. Каким же образом искоре­нить многолетние привычки, избавиться от тирании

(145) страстей и подчинить чувства уму? «Когда какой-нибудь царь хочет без труда захватить город, окруженный стена­ми, он лишает его жителей всех источников питания и через это вынуждает их сдаться. Подобное средство ис­пользует и ум в борьбе с чувствами: он урезает понемно­гу у каждого из них привычные им похотения». Необхо­димо «овладеть своими пятью чувствами, предоставляя им только» самое необходимое «для телесных нужд и от­секая все лишнее и приводящее к услаждению». Такая блокада и составляет сущность аскетизма, вследствие че­го страсти увядают, иссыхают и атрофируются, а исце­ленные, очищенные от ядовитой страстности силы души способны теперь под руководством ума, напитываясь энергией Божественной благодати, устремиться навстре­чу своему Творцу. Особенно важно «живущим в миру среди соблазнов» понимать ту истину, что они «должны иметь большее внимание к себе, чем отшельники, для ко­торых уединение служит стеной, ограждающей от непри­личных сцен, пошлых разговоров и прочей скверны». Пустынножители «подобны сражающимся из укрытий», мирянин же воюет «с врагом в открытую, лицом к лицу, и пули летят со всех сторон, — везде ты встречаешь поводы ко греху». Подвизаясь в миру, «находишься у края пропа­сти», и «как только по небрежности расслабишь одно из своих чувств, близок ты к погибели».

Начиная брань за свою душу, «необходимо пресечь воззрение глаз на красоту телесную, приводящую душу к неподобающей страсти». Как сказано: Завет положих очима моима, да не помышлю на девицу37. К сожалению,

37 Иов. 31, 1.

 

(146) очень многие недопонимают всей серьезности этого за­вета. Наше зрение «подобно вору: скоро захватывает ум, так что во мгновение ока от страстного взгляда запечат­левается в памяти образ кумира, им услаждается душа и его вожделевает сердце, и человек грешит», ибо взглянув­ший с вожделением уже прелюбодействовал, и не только мысленно, но в сердце своем38. Напротив, «где не было воззрения, там и не возникает похотения», а посему «блюди тщательно глаза твои, ибо идолы зрения глубже, чем идолы, возникающие от действия других чувств, запечатлеваются в памяти». Зрительные образы на всю жизнь отпечатываются в подсознании, и «многими тру­дами мы не в состоянии бываем от них избавиться: если мы бодрствуем, они не перестают нападать на нас, а если спим, являются нам в сновидениях, и так мы с ними вме­сте и стареем, и умираем», проигрывая в битве за чистоту души. Желающий победить страсти обязан беречь и слух; не случайно, «по известной легенде, Одиссей заткнул уши воском, чтобы не слышать сладких песен сирен и не погибнуть». Это понимали и язычники, «потому и Ксе- нократ учил юношей носить затычки в ушах, чтобы со­хранять свой слух от развращенных и неподобных бесед», тем более бдительны должны быть христиане. «Чувство вкуса хотя и является четвертым в перечне физиологов, но по силе влияния на человека есть первейшее среди других». Согласно прп. Григорию Синаиту, «существует три степени удовлетворения голода: воздержание, когда после еды остается еще чувство голода, доволь, когда не испытываешь голода, и сытость — когда отягощаешься

38 Мф. 5, 28.

 

(147) немного». Молодым подвижникам свт. Василий Великий советует держаться только на первой степени, не допу­ская себя до второй, и никогда «не есть досыта». Д прп. Никодим Святогорец к этому добавляет: «Сохра­няя гортань от многоядения, храни ее и от осуждения, срамословия и празднословия», помня, что за всякое пра­здное слово придется дать ответ в день суда39. Не менее надлежит блюстись «и от смеха, как уготовляющего вечный плач», разумнее возлюбить ныне плач, дабы в пакибытии стал он «причиною нескончаемой радости». Надо учесть и то, что пристрастия в области чувств осяза­ния «побуждают нас искать мягкой одежды и мягких постелей», комфорта и телесного ублажения, а все это «разнеживает тело, удлиняет сон и разжигает похоть». Памятуя все сказанное, «блюди все свои чувства», по­скольку они есть двери, «которыми в душу входит или смерть, или жизнь».


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 90; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!