Jus Suffragi, monthly organ of IWSA. 1918. March. P. 94. 43 страница



 

Коллонтай истово верила в естественное и священное предна­ значение материнства и неоднократно об этом заявляла. Ее круп­ нейшая теоретическая работа и значительная часть политических усилий после Октябрьской революции были направлены на то, чтобы обеспечить надлежащее медицинское обслуживание рабо­ тавшим матерям. Кроме того, Коллонтай считала, что общество должно помогать матерям воспитывать детей. Однако в ее утвер­ ждении была оговорка, редко когда упоминавшаяся исследовате­ лями: государство не будет отрывать детей от их родителей, и об­ щественное воспитание детей будет осуществляться лишь при добровольном согласии родителей. Главная идея Коллонтай за­ ключалась в том, что каждая женщина должна иметь право и воз­ можность иметь детей и быть уверенной в том, что о них позабо­ тятся. «Каждая мать должна быть убеждена, что раз она выполня­ ет свое естественное назначение и дарит коммунистическому об­ ществу нового члена, то есть нового рабочего, коллектив любовно

 

внимательно позаботиться о ней и о ребенке». Брак и секс - это личное дело каждого, но материнство, говорила она, практически повторяя слова Ленина, представляет общественный интерес3.

 

Kollontai A.M. Autobiography of a Sexually Emancipated Communist Woman. N.Y.,1971. P. 11. Соловьев о двух формах человеческой любви: Хвостов В.М. Женщи­ на и человеческое достоинство. М., 1914. С. 286-287.

2 Упоминание см.: Kollontai А.М. Autobiography of a Sexually Emancipated Com­ munist Woman. P. 38.

3 Communism and the Family. London, n.d. Коллонтай A.M. Работница за год рево­ люции. С. 28. Именно это убеждение побудило Коллонтай развернуть в 1926 г. свою последнюю общественную кампанию в интересах женщин. Во время прохо­ дивших в этом году дискуссий по брачному законодательству она предложила идею о создании общественного фонда по страхованию материнства, который фи­ нансировался бы доходами от налогов. Фонд освободил бы всех беременных жен­ щин от зависимости от алиментов и на их место поставил бы государственную поддержку. См.: Farnsworth В. Bolshevik Alternatives and the Soviet Family: the 1926 Marriage Law Debate / / Women in Russia / Ed. by D.Atkinson. Stanford, 1977.


 

479


Как дело принципа Коллонтай поддержала закон 1920 г. о раз­ решении абортов, но, подобно многим большевикам, рассматри­ вала его как необходимое и временное зло. Рождение детей, вле­ кущее за собой определенные обязанности, она считала естественным правом и долгом женщины. Этот долг заключался

 

том, чтобы заботиться о себе в период беременности, «помня, что в эти месяцы она перестает принадлежать себе - она на служ­ бе у коллектива - она “производит” из собственной плоти и кро­ ви новую единицу труда, нового члена трудреспублики». После рождения ребенка мать-коммунистка должна окружить ребенка нежной материнской заботой, и только тогда она сможет сказать, что ее общественная обязанность по отношению к этому ребенку выполнена. Впоследствии естественный и стойкий инстинкт за­ боты о детях и любви к ним должен быть обобщен и направлен на всех детей сообщества. По окончании дела продолжения рода и возвращении к экономическому производству мать должна иметь возможность работать неполный рабочий день в качестве помощницы в школах, яслях и детских домах, к тому же она мог­ ла бы поддерживать (если сама того желала) особые отношения со своим «собственным» ребенком. Уклонение от материнства (например при помощи аборта) или от каких-либо других обя­ занностей, связанных с ним, рассматривалось Коллонтай как эго­ изм и недостаток чувства ответственности1.

 

своих последних высказываниях по поводу домашней жиз­ ни Коллонтай называет женской тюрьмой не столько детскую комнату, сколько кухню. «Пусть мужчины научатся ценить и лю­ бить женщину не за то, что она хорошо месит тесто, - обраща­ лась она к своей аудитории, - а за то, что в ней есть привлека­ тельного, за ее личные качества, за ее человеческое “я”... Отделе­ ние кухни от брака великая реформа, не менее важная, чем отделение церкви от государства, по крайней мере в историче­ ской судьбе женщины». В этом Коллонтай вторит Ленину, кото­ рый был практически одержим ненавистью к индивидуальным кухням. Коллективизация кухни была первым шагом к облегче­ нию бремени работавшей женщины и матери. Следующим шагом была коммуна, иногда называемая как «общежитие», иногда как «домкоммуна». В ней ведение домашнего хозяйства предполага­ лось возложить на специалисток, говоря другими словами, на профессиональных хозяек. Коллонтай рассматривала ведение домашнего хозяйства как такую же специальность, как и все ос­ тальные профессии. По-настоящему унизительной была


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 216; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!