Jus Suffragi, monthly organ of IWSA. 1918. March. P. 94. 42 страница



и сексуальных комбинаций, а все «любящие сердца» будут

 

Коллонтай А.М. Дорогу крылатому Эросу / / Молодая гвардия. 1923. Май.С. 120, 121, 123. Эта работа является третьей в серии «Писем к трудящейся мо­ лодежи», из которых первые два касаются общих принципов нравственности (Письма к трудящейся молодежи) / / Молодая гвардия. 1922. Апр.-май. С. 136— 144; Окт.-дек. С. 128-136).


 

477


взлелеяны и духовно поддержаны в «любви-товариществе». Ра­ бота Коллонтай была поразительным сочетанием идей, выра­ женных ранее Бебелем, Мейзел-Хесс, Анфантеном, Фурье и Чернышевским. «Первосвященническая пара» Анфантена и «царица» Чернышевского были лишены власти благословлять, регулировать и управлять любовью так же, как раньше это дела­ ли Бог, Церковь и Государство. Это должно было стать исклю­ чительной прерогативой рабочих в рамках их «любовных това­ риществ». Но все это было, конечно же, образом будущего, в ко­ тором была воплощена потребность в свободе и честности в любви, а также идея полного равенства мужчин и женщин. Рас­ ценить этот образ как призыв к некоему мизантропическому плотскому авантюризму, вновь возникшему в российском обще­ стве после революции, могли разве что только хитрые лицеме­ ры или глупые пуритане, так как в нем не было ни малейшего следа доктрины, проповедовавшей принудительный промис­ куитет биологических интерпретаций любви, ни циничной «ре­ волюционной» апологии подобного истолкования.

 

Последнее и весьма краткое высказывание Коллонтай по во­ просам секса представляет собой модернизированную версию предисловия, написанного ею в 1913 г. к работе Бебеля «Женщи­ на и социализм». Наиболее страстные места этого предисловия посвящены борьбе Бебеля против двойного стандарта морали, а также неприкосновенности и свободе в сексуальных отношениях.

 

исправленном издании 1923 г. Коллонтай выписала и подчерк­ нула следующие слова из его книги: «Удовлетворение половой потребности такое же частное, личное дело, как и удовлетворе­ ние каждой другой естественной потребности организма»1.

 

Более подробно нравственную позицию Коллонтай объясня­ ют ее суждения о материнстве и семье, несмотря на то что они весьма специфичны и находятся в различных контекстах, с боль­ шим количеством ее замечаний о сексе как таковом. Несмотря на некоторые оговорки, относительно сексуальной любви, погло­ щавшей большое количество энергии, Коллонтай, казалось, раз­ деляла мнение некоторых русских религиозных мыслителей, в особенности Соловьева и Розанова, о том, что сексуальная лю­ бовь, говоря теологическим языком, гораздо возвышеннее, неже­

 

Коллонтай А.М. Великий борец за право и свободу женщины / / Бебель А.Женщина и социализм. М., 1923. С. 15-16. Данный отрывок не включен в по­ следний, отредактированный вариант предисловия (взятый из пражского изда­ ния Бебеля 1918 г.). См.: Коллонтай А.М. Избранные статьи и речи. М., 1972. С. 113-1-24.


 

478


ли материнская. «Хотя лично я воспитывала своего ребенка с ве­ личайшей заботой, - говорит она в своих воспоминаниях, - материнство никогда не было сутью моего существования»1. В этом отношении Коллонтай в значительной степени отличается от множества реформаторов движения за «право на материнст­ во» довоенной Европы, которые рассматривали материнскую любовь как замену секса. Коллонтай обвинили как в игнорирова­ нии или же вообще полном отрицании материнского инстинкта женщин, так и в поддержке законов, требовавших, чтобы «ма­ ленькие девочки двенадцати лет были матерями»2. Однако и то, и другое было из области фантазии.


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 206; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!