Jus Suffragi, monthly organ of IWSA. 1918. March. P. 94. 38 страница
471
совместимости или несовместимости и, заманивая людей в ло вушку постоянной близости, уничтожает существовавшую в на чале нежность между партнерами. Проституция же еще более бесчеловечна. Комментируя это мнение, Коллонтай использует образ «крылатого Эроса»: «Проституция, - писала она, - тушит любовь в сердцах; от нее в страхе отлетает Эрос, боясь запачкать
забрызганное грязью ложе свои золотые крылышки». Кроме того, Коллонтай отмечала, что в акте продажной любви мужчина неизменно лишает свою партнершу оргазма, так как оценивает ее как свою вещь. Третья альтернатива, «свободный союз», так же рассматривалась Мейзел-Хесс (и Коллонтай) как непригодный выход для любви и Эроса в современном мире - главным обра зом из-за того, что он был всепоглощающим.
|
|
Мейзел-Хесс делала акцент на перестройку человеческой души, а Коллонтай - на экономическую и социальную трансфор мацию. Женщины, отказавшиеся от лишенной эротики жизни проститутки или жены и не желающие жить в состоянии сексу ального голода, могли бы познать радости секса и реализовать свой «любовный потенциал» при помощи того, что Мейзел-Хесс называла «любовной игрой». Как объясняла Коллонтай, это не страдающая и не трагическая «большая любовь» (понятие, ис пользованное ею для названия одной из последних своих работ), не всепоглощающие взаимоотношения любовник-любовница, обычно понимаемые под «свободным союзом», - отношения, ко торые истощают силы любовников и разрушают личность жен щины. Это также не просто грубый, физический секс - вымыш ленный герой Санин, отмечала Коллонтай, оказался бы плохим партнером в «любовной игре». Скорее это «эротическая дружба», доведенная до искусства любви, которая «требует внимательно сти, чувственности, чуткого понимания и глубинного проникно вения в душу партнера, нежели вечных улыбок и роз». «Любов ная игра» допускает интенсивную и нежную страсть без порабо щения и уничтожения души своего партнера.
|
|
|
|
|
|
будущем, писала Коллонтай, «любовь, несомненно, станет человеческим культом». Не будет никакой страдающей любви, а только яркая, радостная, обогащающая жизнь любовь. Формы любви (говорила Мейзел-Хесс, а Коллонтай ее поддерживала) будут различны и ограничены лишь двумя соображениями: ника кого насилия над человечеством посредством кровнородствен ных браков и никаких соглашений, основанных на деньгах. Идеа лом будет моногамный союз, основанный на «большой любви», но поскольку человеческая душа станет более сложной, то неиз бежно возникнут различные вариации этого союза, включая «по
472
следовательную моногамию» и весь спектр сексуальных союзов и взаимоотношений. Все они предполагают «святость материнст ва», а также моральную и материальную заботу о матери и ребен ке со стороны общества1.
Второй, тесно связанной с первой, основной темой работ Кол лонтай тех лет по вопросам секса, была тема «новой женщины», содержащаяся в одноименном обзорном очерке 1913 г. Проана лизировав более двадцати рассказов и романов начала XX в., Коллонтай увидела появившийся в них новый женский тип - не замужняя женщина. Любой, писала она, может встретить его ре альных прототипов - женщин, одетых во все серое, днем находя щихся в конторах и на фабриках больших городов, а ночью - в своих крошечных комнатах; живущих одиноко, но работающих и свободных. Это были уверенные в себе «холостые девушки», жившие бок о бок с женщинами старого типа - слабовольными, зависимыми, обманутыми, брошенными, преданными. Это герои ни Жорж Санд, живущие среди Эмм Бовари. Коллонтай восхва ляла повесть Татьяны Щепкиной-Куперник «Одна из них», по тому что ее героиня (как и сама Коллонтай) оставила мужа, когда его присутствие стало мешать ее работе. Это была победа личности над любовью, победа, к которой Коллонтай стремилась большую часть своей взрослой жизни. Новая Женщина должна была восторжествовать над чувствами, продемонстрировать гиб кость, силу и твердость ума и при этом сохранить свою личность.
Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 271; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!