Jus Suffragi, monthly organ of IWSA. 1918. March. P. 94. 40 страница
474
форму, однако по-прежнему отсутствовало точное определение характера сексуальных отношений, длительности брака, прав и обязанностей его членов1.
течение следующих двух лет Коллонтай ничего не написала по сексуальному вопросу. Но Полине Виноградской она сказала, что при коммунизме брак не будет длительным союзом; в интер вью М.Харрисон из «Baltimore Sun» она выразила неприятие «се мьи» и заявила, что секс служит лишь для продолжения рода и не должен быть ничем ограничен. В печати же Коллонтай выска зывалась более скромно и осторожно. В книге о проституции (1921) она вновь описывает коммунистический брак. «В основу брачного общения ляжет здоровый инстинкт воспроизводства, окрашенный в чарующие краски юной влюбленности, в пылкие тона страсти, в мягкий цвет душевной гармонии и созвучности духа, или в ярко вспыхивающий, но за то и скоро гаснущий ого нек физиологического влечения». В лекционном курсе этого же года Коллонтай более подробно определила образ нового брака: допускался секс до брака, но отсутствовал статус незаконнорож денного, алименты и регулирование сексуальной жизни. Импро визированные комментарии к ее книге «Проституция и меры борьбы с ней» не оставляют сомнений в том, что с жизнью на стоящего коммуниста совместимы другие, отличные от супруже ских, отношения. «Интересы коллектива трудового не затрагива ются тем, что брак носит краткосрочный или длительный харак тер, что в основу положены любовь, страсть или даже преходя щее физическое влечение»2.
|
|
|
|
|
|
Ключ к пониманию взглядов Коллонтай на данную проблему дает ее последняя работа по вопросам сексуальной морали - «Дорогу крылатому Эросу» (1923), которая ярко описывает кон траст между плотской любовью (бескрылым Эросом) и величе ственной пролетарской любовью (крылатым Эросом). Вместе с тем эта работа является синтезом ранних представлений Коллон тай и итогом ее многолетних поисков подлинной коммунистиче ской морали. По иронии судьбы эта статья, хотя и стала одной из основных мишеней для нападок на Коллонтай, вполне опреде
|
|
ленно снимает с нее обвинения в пропаганде порочного
Семья и коммунистическое государство. М., 1918. С. 21; Schlesinger R. Family in the U.S.S.R. London, 1949. P. 68, 69. Полное, но весьма плохое английское изда ние: Communism and the Family. London, n.d.
2 Виноградская П. Памятные встречи. М., 1972. C. 53; Harrison M. Marooned in Moscow. N.Y., 1921. P. 79; Коллонтай AM. Положение женщины в эволюции хо зяйства. С. 188,191-192; Коллонтай AM . Проституция и меры борьбы с ней. М., 1921. С. 18,22.
475
сексуального поведения и цинизма и оказании пагубного влия ния на нравственную жизнь советской молодежи 1920-х гг. На протяжении всей работы Коллонтай беспощадно критикует вульгарную сексуальность, захватившую в свое время поколение Санина, а теперь вновь появившуюся в жизненной философии уже новой советской молодежи. Грубый, бездушный секс, писала Коллонтай, случайный, бесчувственный половой акт (то есть «бескрылый Эрос») являлся пережитком буржуазного общества. Однако в России, посреди жестокости революционного насилия, грохота битв и лихорадки Гражданской войны, он вновь возник среди тех воевавших героев и героинь, у которых не было време ни насладиться нежной любовью. Коллонтай не жалела слов для перечисления различных проявлений «бескрылого Эроса»; он был «инстинктом воспроизводства, неприкрашенным чарами любви», нездоровым удовлетворением сексуальной потребности ради нее самой, грубой похотью, быстрым удовольствием, «про стым обладанием» чьим-либо телом, просто развратом. И она не двусмысленно обвиняет его в пустой растрате сил, унижении души и враждебности к принципу сексуального равноправия.
Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 196; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!