Jus Suffragi, monthly organ of IWSA. 1918. March. P. 94. 41 страница



 

Антиподом является «крылатый Эрос». Концептуальная не­ определенность понятия не позволяет точно проанализировать его смысл, но на фоне его прозрачного определения некоторые очертания приобретают две формы. Первая - нежный эротизм «любовной игры». Вторая, которая практически вытесняет пер­ вую, - «любовь - товарищество», являвшееся высшей целью коммунистических рабочих. «Любовь в ее теперешнем виде, - писала Коллонтай, - это очень сложное состояние души, давно оторвавшееся от своего первоисточника - биологического ин­ стинкта воспроизводства и нередко ему противоречащая. Лю­ бовь - это конгломерат, сложное соединение из дружбы, страсти, материнской нежности, влюбленности, созвучности духа, жало­ сти, преклонения, привычки и многих других оттенков чувств и переживаний». Люди конфликтуют между собой, продолжала она, из-за того, что все они стремятся иметь работу, любимого, ребенка, быть членами коллектива, но самым бурным из всех конфликтов является стремление к взаимной любви двух людей противоположного пола. Это не означает дешевой измены или многочисленных интрижек буржуазной жизни; это подлинная и неизбежная черта жизни в эпоху растущего сближения людей и усложнения их психологии. «Должен ли рабочий опасаться и по­ давлять такие естественные чувства?» - спрашивала Коллонтай. Нет. В коллективе, «чем больше таких нитей протянуты от души к-душе, от сердца к сердцу, от ума к уму, тем прочнее внедряется


 

476


дух солидарности и легче осуществляется идеал рабочего клас­ са - товарищество и единство». Эгоизм и собственность, добав­ ляет Коллонтай, не могут служить основами для любви рабочих.

 

объятиях «любви - товарищества» (окончательной формы че­ ловеческой любви) они увидят красоту «многосторонности и многострунности крылатого Эроса», вне зависимости от того бу­ дет ли их любовь продолжительным союзом или же краткой свя­ зью. «В новом коллективистском по духу и эмоциям обществе, - начинается восторженная заключительная часть, - на фоне радо­ стного единения и товарищеского общения всех членов трудово­ го творческого коллектива Эрос займет почетное место, как пере­ живание приумножающее человеческую радость. Каков будет этот новый преображенный Эрос? Самая смелая фантазия бес­ сильна охватить его облик. Но ясно одно: чем крепче будет спая­ но новое человечество прочными узами солидарности, тем выше будет его духовно-душевная связь во всех областях жизни, твор­ чества, общения, тем меньше места останется для любви в совре­ менном смысле слова. Современная любовь, которая всегда гре­ шит тем, что поглощая мысли и чувства “любящих сердец”, вме­ сте с тем изолирует, выделяет любящую пару из коллектива, в котором интересы, задачи переплетены в густую сеть, станет не только излишней, но психологически неосуществимой. В этом новом мире признанная, нормальная и желательная форма обще­ ния полов будет, вероятно, покоится на здоровом, свободном, ес­ тественном (без извращений и излишеств) влечении полов, на преображенном Эросе»1.

 

Окончательное представление Коллонтай о любви свело во­ едино все ее ранние идеи. Пролетариат разработает свою собст­ венную мораль и не потерпит никакого вмешательства в нее или ее регулирования. Независимость женщин подтолкнет предста­ вителей обоих полов к тому, чтобы поставить секс на надлежа­ щее ему, второстепенное место в жизни. Грубый, физиологиче­ ский подход к сексу уступит место «крылатому Эросу» - обога­ щающему и захватывающему опыту эмоционального и физиче­ ского эротизма. Сексуальный кодекс коммунизма будет учиты­ вать все многообразие супружеских и несупружеских любовных


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 205; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!