Героика (гармония социоцентрического типа).



 Героика характеризуется следующим соотношением ведущих для формирования миросозерцания противоречий: ГИ л АИ. Это условный знак гармонии при безусловной доминанте АИ. ГИ в личности не протес­туют, они «охотно» растворяются в АИ. Человек видит свое природное предназначение в том, чтобы служить АИ. Герой - это со цио центр истекая ориентация. В этом его личное достоинство, это не унижает, но возвышает его - и в собственных глазах, и в глазах общественного мнения. Для героя нет ничего выше служения долгу - как бы его ни понимали. Изменить этому предназначению -- значит изменить себе. Выделенный «ген герои­ки» всегда самотождествен. Если складываются такие общественно-исторические условия, для приспособления к которым неуместно ставить личное выше общественного, в этих случаях актуализируется героическое начало в людях. Герои Гомера, «Слова о полку Игореве», романов социа­листического реализма («Мать», «Как закалялась сталь»), многих произв Солженицына - «близнецы-братья». Это люди долга, самозабвенно ему служащие. Совесть героев - это авторитарная совесть. Жизнь героя принадлежит не ему, но Авторитету (судьбе, Богу, сословию, родине, на­ции и т. д. - социуму, но не личности). Поэтому герой постоянно соверша­ет подвиги - «богоугодные» поступки.Иногда героя считают образцовой, богатой, содержательной лично­стью. Это неверно по существу. Герой - это и есть почетная, приветствуе­мая обществом обезличенность, это культ отношений, в которых, так ска­зать, нет ничего личного. Герой черпает свою значимость только в социу­ме; без него герой превращается в ноль. Для героя хорошо прожить - зна­чит, раствориться в социуме без остатка, обезличиться. Отсутствие героя или даже его гибель ровным счетом ничего не меняют в мире, где глав­ным явл не герой, но то, что делает героя. Социум (АИ) не замечает потери бойца. Его место займут легионы других. Если личность принци­пиально незаменима, то герой вполне заменим, принципиально заменим. Он незаменим только в том смысле, что он может быть Очень Большим Героем - в количественном, но не в качественном отношении. Героика - это оптимальная, эстетически и духовно безупречная форма цельного, непротиворечивого (а значит, и неполноценного) типа личности. Бескомпромиссные герои и святые, по-своему привлекательные своим не ведающим сомнения фанатизмом, идеально соответствуют всем сверхза­дачам идеологии. Поэтому лучший идеолог - это герой.Ясно, что героика развивается, психологизируется (т. е. в известном смысле гуманизируется), меняются времена, меняя содержание Авторите­та, - словом, героика эволюционирует, усложняя и совершенствуя свои типы. Но формула героики при этом остается незыблемой.

20.Трагизм. ГИ АИ. Это оборотная сторона героики («продукт распада» героики). Авторитет еще незыблем, но уже появл осознание своего гуманистического предназначения. Для героя выбора нет, потому что нет альтернативы АИ. У трагического героя такая альтернатива появл. Он попадает в ситуацию выбора. Но трагедия заключается в том, что любой выбор не может принести герою гармонии. Его «Я» и «НЕ-Я» – расколоты. Убирая «Я» либо «НЕ-Я», герой не достигает искомой цельности, но разрушает свою личность. «Быть или не быть?» – только по форме может напоминать о возможности выхода из сложившейся ситуации. По существу, «быть» для трагического героя означает «не быть». Из трагического тупика нет выхода. В принципе, благополучно трагизм может разрешиться либо в гармонию героики, либо в личность совершенно нового типа: в личность, где ГИ преобладают над АИ. Однако стать героем – это в чем-то поступиться принципами, отказаться от части себя. Ромео, Гамлет, Федра, Катерина Кабанова, Базаров, Раскольников постигли такую истину, испытали такой уровень личной свободы, которого лучше не знать герою. Трагический персонаж, в отличие от героического, познает добро и зло. Он уже не может стать героем без нравственного ущерба. Трагическая личность обычно гибнет: для нее это единственный способ сохранить человеческое достоинство. Трагизм (по Есину) – это осознание утраты каких-то важных жизненных ценностей – человеческой жизни, социальной, национальной или личной свободы, возможности личного счастья. Объективной основой трагического литературоведы довольно часто считают неразрешимый характер того или иного жизненного конфликта. Но следует учесть следующее: первое условие трагического – закономерность этого конфликта, такая ситуация, когда с ее неразрешимостью нельзя мириться; второе – под неразрешимостью конфликта следует понимать невозможность его благополучного разрешения – оно непременно связано с жертвами, гибелью тех или иных гуманистических ценностей. (таков характер конфликта в «Маленьких трагедиях» Пушкина, «Грозе» Островского, «Белой гвардии» Булгакова).  Наиболее плодотворным для искусства становится такой трагический конфликт, когда неразрешимые противоречия – в душе героя, когда герой находится в ситуации свободного выбора между равно необходимыми, но взаимоисключающими друг друга ценностями («Гамлет» Шекспира, «Герой нашего времени», «Преступление и наказание», «Тихий Дон», «Падение» Камю, «Осквернитель праха» Фолкнера).

 

Сатира.

Сатира - явление "редуци- рованного комизма". Второй источник сатиры - разложе- ние героики. В основе сатиры лежит все тот же героический идеал, но сатир герой не может ему соответствовать. Сат герой - преувеличенно героичен, "чересчур" герой для того, чтобы быть "просто героем". За героич проявлениями он скрывает свою неспособность быть им. Формула сатиры: ГИ<АИ. Сатира - карикатура на героя. Как часто случается с карикатурой, она высмеивает не сам идеал, а неоправданные на него претензии. Сатириче­ский смех поэтому очень серьезен - вплоть до того, что смеха в сатире может и вовсе не быть («Господах Головлевых»Салтыкова-Щедрина, «Смерти Ивана Ильича» Л. Н. Толстого). В связи с этим сати­ру часто трактуют как явление «редуцированного комизма». В духовном мире сатирического героя нет опоры, нет ниши для нравственного досто­инства: ГИ - в зародышевой стадии, АИ перестали быть святыней, так как эксплуатируются без должной серьезности, «всуе». Сатирический «мента­литет» уже граничит с ироническим складом ума, но его идеал - все же идеал героический. Неприкосновенность АИ часто приводит героев сати­ры если не к покаянию, то к саморазоблачению. Величайшие образцы са­тиры - сатирические комедии Мольера, «Ревизор» Гоголя. САТИРА — вид комического (см. «Эстетика»), отличающийся от других видов (юмора, иронии) резкостью обличения. С. при своем зарождении являлась определенным лирическим жанром. Она представляла собой стихотворение, часто значительное по объему, содержание к-рого заключало в себе насмешку над определенными лицами или событиями. С. как жанр возникла в римской лит-ре. Самое слово «С.» происходит от латинского названия мифических существ, насмешливых полубогов-полуживотных — сатиров. Филологически оно связано и со словом satura, означавшим в простонародьи блюдо мешанины, что указывало на смешение различных размеров (сатурнический стих, наряду с греческими размерами) и на присутсвие в С. самых разнообразных описаний 561всевозможных фактов и явлений в отличие от других лирических жанров, к-рые имели строго ограниченную и определенную область изображения. Римская С. дала свои наиболее высокие образцы в произвх Горация, Персия и особенно Ювенала. С течением времени С. утратила свое значение определенного жанра, как это произошло и с другими классическими жанрами (элегией, идиллей и пр.). Изоблачающая насмешка стала основным признаком С., определяющим ее основную сущность. Это свое назначенин С. выполняла при помощи разных лит-ых форм и жанров. Правда, всякий раз, когда возрождались в лит-ре формы античной лит-ры, возрождалась частично и старинная жанровая С. Так было напр. в русской лит-ре второй половины XVIII в., когда классическая форма С. была использована Кантемиром, Сумароковым и др. Но одновременно с ней существовали и сатирическая комедия и сатирические журналы с их фельетонами, карикатурами, рассказами и др.

ИДИЛЛИЯ

поэтический жанр, изображение мирной добродетельной сельской жизни на фоне прекрасной природы (идиллии Феокрита, Вергилия, И. Фосса, И. В. Гете). В переносном смысле — мирное беззаботное существование (обычно иронически). занимает центральное место среди вновь возникших пафосов. Идиллия – гармония внутриличностного мира, при кот оказывается возможным совместить АИ и ГИ.

Герои Толстого в «Войне и мире» в высшей степени диалектично решают проблемы «идиллической гармонии»: чем более они личности, тем более осознают они необходимость служить АИ, кот при этом не подавляют их, но, напротив, делают предельно чуткими в частной жизни.

Гуманистическая идиллия - это гармония внутриличностного мира. при которой оказывается возможным совместить АИ и ГИ без ущерба для последних и без прежней афессивности первых (так как «иррациональный авторитет» уступает место «рациональному»). Именно в таком ключе сле­дует расшифровывать формулу АИ л ГИ. Частный человек, перестав быть нерассуждающим, нерефлектируюшим героем, чрезвычайно обога­тился, совместив в себе серьезное отношение к святыням героя и одно­временно критическое отношение к ним частного лица. Внутренний мир человека стал вмещать в себя АИ, поставленные на службу личности. Это оказалось возможным благодаря диалектически осознанным взаимоотно­шениям АИ и ГИ. Диалектика обнаружила несостоятельность героической однозначности и лишила трагедию свойственной ей безысходности.Идиллическая гармония представляет собой динамическое равновесие взаимоисключающих компонентов, и состав­ляющими ее могут быть все виды пафоса - организованные, однако, в духе подчинения «низших» ценностей рационально осознанным «выс­шим». В данном случае гармония - это организованность, разумная упо­рядоченность, единство противоположностей (а не иррациональный культ АИ, присущий героике). Если нижняя триада схемы (героика, трагизм, сатира) реализована в искусстве в бесчисленных вариантах, то с гуманистической идиллией дело обстоит значительно сложнее. Отчасти (и в разной степени) идиллическая стратегия воплощена в духовном мире некоторых героев романа-эпопеи «Война и мир» Л. Н. Толстого (имеются в виду прежде всего Петр Безу-хов, Наталья Ростова, Марья

Юмор.

Юмор герой (АИ ГИ) обладает избыточным стремлением к естественной чел заданности, а это всегда отклонение от общепринятых поведенческих норм, вызывающее смех. Но насмешка не столько отрицает, сколько утв юмор героя, отдавая должное его глубокой чел состоятельности.

Так же, как и в драматизме, в юморе ощутимо внутреннее тяготение к идиллическому идеалу. Оба этих пафоса – продукт распада идиллии. Юмор герой – симпатичный чудак. Это яркая, колоритная личность, наивно меряющая все мерками чел достоинства и не признающая условностей.

 

Драматизм.

Драм герой, в отл от трагич, не прямолинейно сталкивает, а гибко сочетает противоречия. Формула АИ ГИ у человека пока не хватает сил идти к самому себе, его еще держит авторитарная совесть, общ мнение. Но драм герой не ставит под сомнение свою гуманистическую ориентацию и в конце концов может победить свои сомнения. Трагич герой убежден в обратном, в том что АИ делают человека человеком, но натура берет свое, и он совершает грех, поддавшись естественному влечению сердца. «Драм грех» состоит в соблазне не отвечать за себя, переложить ответственность на авторитет. Перед драм героем, в отличие от трагич, стоит препятствие, кот он в принципе может преодолеть, но не находит в себе сил (или находит, побеждая свои сомнения). Драматичен пафос «Обломова», многих рассказов Чехова. «Гуманистические» пафосы часто функ=ют в тесном союзе с др пафосами.Что касается драматизма, ближайшего спутника и «родственника» идиллии, то здесь прецедентов вполне достаточно. Тяга к «материнскому» пафосу (к идиллии) лежит в основе драматизма. Драматический герой, в отличие от трагического, не прямолинейно сталкивает, а гибко сочетает противоречия, и потому драматизм не знает бесперспективности трагизма. Однако перспективу, «свет в конце тоннеля» надо отыскать, приложив к этому изрядную долю усилий. Формула драматизма АИ > ГИ говорит о том, что у человека пока не достает сил идти к самому себе, его «хватает за ноги» авторитарная со­весть, интериоризированное общественное мнение. Но драматический герой не ставит под сомнение свою гуманистическую ориентацию и в конце концов может победить свои сомнения. «Параллельный» трагиче­ский герой убежден в обратном, в том, что АИ делают человека челове­ком, но натура берет свое, и он совершает грех, поддавшись естественным влечениям сердца. «Драматический грех» состоит в соблазне не отвечать за себя, переложить ответственность на авторитет. Драматичность ситуа­ции и означает «беспросветное» состояние - но именно ситуативно, а не фатально беспросветное. Драматический герой в принципе знает, что ему следует делать. Счастливо разрешиться противоречия драматизма могут только в гуманистическую идиллию (всякое иное разрешение отдаляет драматический персонаж от счастливой развязки). Однако часто у него (по разным причинам) не хватает сил, чтобы достичь духовной вершины. Классический пример - Илья Ильич Обломов. Он сам сознательно отка­зывается от воплощения своей идиллической мечты: он знает, чего хочет, но не в силах это сделать. Кстати, концовка «Евгения Онегина» глубоко драматична.

26 . Проблема комического в литературе Еще одна модификация героического типа сознания - сатира. С са­тирой дело обстоит несколько сложнее, потому что она связана не толь­ко с проблемой героического, но и с проблемой комического. Комиче­ское (и в жизни, и в эстетике, и в худ творчестве) всегда возникает в результате несовпадения АИ и ГИ (злонамеренного, или трогательно-наивно/ о, или хладнокровно-циничного - это уже вопрос типологии комического). Сам факт несовпадения, как легко заметить, есть и в трагизме, и в драматизме. Однако характер и мотивы несовпаде­ния весьма специфичны. В сфере комического они нелепы, нелогичны, не­серьезны. Искажения трагизма и драматизма порождены серьезной и после­довательней логикой развития личности. Это противоречия, отражающие ответственный, судьбоносный поиск идеалов. На карту нередко ставятся жизнь и судьба. В типах комического (сатире, юморе, различных видах иро­нии) гармоническая цельность (или трагико-драматическая серьезность) разрушаются «нелепо»: подчеркиванием, выпячиванием тех сторон и отно­шений, кот и без того безраздельно доминируют. В основе комического лежат духовная диспропорция и дисбаланс. Комическое - первый источник сатиры. Второй —разложение героики.В основе сатиры, как это ни покажется странным, лежит все тот же героический идеал, но сатирический герой не может ему соответствовать. Сатирический герой преувеличенно героичен, «чересчур» герой для того, чтобы быть «обычным героем». За героиче­скими проявлениями он скрывает свою неспособность быть им.Прежде всего в глаза бросается то, что ирония авторитарная отличает­ся от гуманистической. На основе АИ возникло два вида иронии: комиче­ская и трагическая. Обе пафосные триады (одна с героическим центром, другая - с идиллическим) так или иначе серьезны. Однако существует и принципиально несерьезное отношение к АИ и ГИ. Сама «наплеватель­ская» формула комической (на другом своем полюсе превращающейся в трагическую) иронии - ГИ V АИ - говорит о том, что герой отвергает лю­бую позитивно продуктивную личностную идеологию и ориентацию. Идеология иронии деструктивна и в принципе не может быть конструк­тивной. Там, где появл хотя бы намек на конструктивность, ирония заканчивается, уступая место иному, серьезному подходу к духовным проблемам.Концепция иронической личности - и прежде всего комической иро­нии - человек телесный. А он конечен, смертен, поэтому его веселый и легкомысленный цинизм выражается в склонности к телесным удовольст­виям. Такая концепция личности зародилась в народных празднествах, фол ьклорно-кар навальный смех адекватно представляет комическо-ироническое мироощущение. Преимущественно этот вариант смеховой культуры исследовал М. М. Бахтин Комическая ирония,выросшая из сатиры, доминирует в поэзии ф. Вийона, новеллистике Бокаччо, творчестве Ф. Рабле. Знаменитая проза Ильфа и Петрова также явно тяготеет к комической иронии.

Стратегии худ типизации

Существует несколько стратегий худ типизации, без ко­торых невозможно воспроизвести созданную творческим воображением личность. Перечислим их: пафос (исгорико-типологическая сторона мето­да), принципы духовно-эстетического освоения жизни (конкретно-историческая сторона метода), род, метажанр.Основной стратегией худ типизации явл метод в его двух ипостасях. Метод имеет отношение к самому сущностному ядру лич­ности, это своеобразное «первое» проявление сущности личности или, если угодно, сущность второго порядка.

Эстетическое и духовное неразделимы. Духовное и есть суммарная характеристика того идеального содержания, которое непосредственно несут в себе образы искусства. Невозможно изъять из искусства ду­ховное начало и оставить нечто собственно эстетическое. Эстетиче­ское есть способ организации духовного. Если нет материала и нечего организовывать, то эстетическому качеству материала просто неотку­да будет взяться. Эстетическое не может существовать на манер улыб­ки Чеширского кота -■ само по себе, ни от чего не завися и ничего не выражая.Стратегии худ типизации, как мы убедились, напоминают подводную часть айсберга. Эти уровни, будучи факторами упорядочивания худ содержания, сами материально не воплощаются, они как бы скрыты в произв, но без них произв немыслимо. Без подоб­ного рода худ редукций - свести универсум к концепции лич­ности, а ее, в свою очередь, к нескольким аспектам - невозможно упорядо­чить универсум, представить его в свете худ концепции.Стратегии худ типизации служат механизмами опосредо­вания, кот далее организуют более низкие подсистемы поэтики. Ведь невозможно непосредственно передать концепцию личности через сюжет, деталь, лексику и т. д., минуя метод, род, метажанр. Внутренняя форма (т. е. незримые, идеальные уровни) есть постепенная последовательная кристаллизация духовного содержания, закрепляемого в конечном счете в форме внешней, чувственно воспринимаемой - в стиле.


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 222; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!