Природа худ творчества как обьект научного изучения.
Тв-во, деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее.
Стр-ра познавательных и худ концептов опред доминирующими в данных временных планах познавательными моделями, кот могут быть разными для писателя и читателя, интерпретирующего текст. В основном познавательные модели заимствуются кул-рой из научного знания и, напротив, наука черпает новые перспективы познания в метафорах культуры. Поэтому познавательные и худ концепты синкретичны. Связи в стр-ре худ концепта основаны на метафоре. Худ текст хар-ет объект описания полнее, чем, напр, научное повествование. Вплоть до первой четверти XX-го столетия худ дискурс гораздо ближе к норме научного дискурса, чем в конце нашего века, что отнюдь не мешало писателю применять в худ произв логические концепты, организующие научные модели познания, а ученому использовать худ метафоры в описании объектов научного знания. Это естественно следует из близости целей худ тв-ва и науки, "подобно мифам и космогоническим гипотезам, научная деятельность направлена прежде всего на то, чтобы понять природу мира, его структуру и место, занимаемое в нем человеком".
Источник идей, сила их влияния, глубина и характер самих идей - все это лишь предпосылки собственно худ творчества. Тем более что художник силен не только сознанием, но и подсознанием. Сложнейший симбиоз сознания, подсознания, глубинных структур психики, а также способы передачи этого симбиоза порождают целостное худ творение. Скопировать его невозможно, скопировать прием -очень просто. Стилистические находки быстро становятся всеобщим достоянием. И сами по себе заимствованные приемы еще нельзя считать печатью эпигонства. Если мы имеем дело с оригинальной личностью писателя, одаренного еще и творческим литературным талантом (способностью фиксировать «строй души» в специфических знаках), то его тв-во не воспринимается как вторичное, хотя следы влияния лит-ных учителей могут быть отчетливо ощутимы. Более того: писатель только тогда становится оригинальным, когда усвоит и переработает духовные традиции и пройдет хорошую литературную школу.
|
|
Худ возможности яз-а как осоновного средства создания образов в литературе.
Пожалуй, язык как ничто иное втягивает в культурное пространство, создает его и в этом смысле явл условной границей национального в литературе. Поскольку лит произв всегда существует на национальном языке, можно утверждать, что национальное в известном смысле явл имманентным свойством худ произв
Индустриальное общество, развитие городской культуры обозначили тенденцию нивелирования национальных различий в культуре вообще и в литературе в частности. Одно из направлений развития лит-ры характеризуется тем, что начинают создаваться произв все более наднациональные, вненациональные, космополитические (но отнюдь не более худ). Это направление имеет свои достижения, кот нельзя обойти вниманием - достаточно назвать имя того же Набокова «Природа» художественности такой лит-ры, ее материал и средства выразительности совсем иные. В принципе в безнациональной тенденции развития лит-ры есть своя логика. Духовность человека невозможно обмежевать ориентацией только на опред национальные образцы культуры. Однако духовность нельзя выразить вообще, вне конкретного лит языка. И в этом случае именно язык становится критерием отнесения писателей к той или иной национальной литературе. В высшей степени характерно, что когда Набоков был еще Сириным и писал на русском языке, он считался русским писателем (хотя и не примыкал к русской духовной традиции). Когда он уехал в США а стал писать на английском - стал американским писателем (хотя и американская духовная и лит-ная традиции ему были чужды).
|
|
Худ язык амбивалентен: он одновременно есть форма существования естественного языка и языка искусства. Причем функциональные особенности первого подчинены специфическим функциональным отношениям второго. Естественный язык, иначе говоря, будучи системой, сам становится элементом худ целостности.
|
|
Естественный язык - это особая знаковая система. Проблема в том, что язык изящной словесности, опираясь на естественный язык, функционирует как знаковая система иного порядка: как словесно-худ система. Отсюда следует, что лингвистический анализ худ текста адекватен знаковой системе естественного языка - и не более того; эстетический анализ - это анализ словесно-худ системы, где естественный язык с его нормативностью и упорядоченностью представляет лишь один из уровней сложнейшей худ информации.
Разные аспекты худ слова достаточно подробно изучаются в своих основных функциях в лит-вед и языкознании. Позволим себе лишь обратить внимание на ритм как особый стилевой уровень произв. Наиболее удачным представляется следующее определение ритма: это «организованность речевого движения, которое опирается на периодическую повторяемость отдельных элементов этою движения и охватывает закономерности членения на отдельные речевые единицы следования этих единиц друг за другом, их взаимного сопоставления и объединения их в высшие единства». Что же «непосредственно» влияет на литературу, что «ближе» всего к ней? Ведь не будем же мы изучать экономику, политику или социальную структуру общества для того, чтобы непосредственно из них выводить худ особенности произв искусства.
|
|
«Ближе» всего к литературе, по мнению Сакулина, оказывается «культурная среда», «культурный стиль» среды [67, 104]. За этими и им подобными терминами (направление, состояние умов, строй души, культурный тип и др.) так или иначе скрывается то, что точнее всего обозначается как личность и тип ее духовной ориентации, складывающийся из психологических, идеологических, собственно интеллектуальных компонентов. Нащупано главное звено - духовное измерение личности, составляющее вместе с другим звеном, литературой, органическую культурную спайку, к-ая не позволяет изолировать звенья, делает неадекватным их автономное рассмотрение.
Лит-ра обнаруживает свою социальную природу в том смысле, что явл способом духовной реализации личности - социального существа, «совокупности общественных отношений)). Вместе с тем лит-ра не может отказаться и от природы эстетической, поскольку искусство, будучи формой общественного сознания, есть форма сознания весьма специфическая. У лит-ры обнаруживается два лика, она оказывается двойной природы, амбивалентной. Органичное единство плана содержания и плана выражения стало означать не их взаимоотношения как тесно связанных, но различных субстанций, а стало подчеркивать, умозрительно вычленять разные аспекты одного, единого, целостного духовного образования.
При подобной постановке проблемы надо было не только не чуждаться чуть ли не мистического «всеединства)) и «трудной», но бесполезной философии искусств, но именно прояснять вопросы общие, находящиеся в ведении философии искусств с тем, чтобы точнее изучить вопросы частные, вопросы поэтики, к-ая числилась по ведомству литературоведения.
Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 179; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!