Стадийно индивидуальные принципы обусловленности поведения персонажа



Природа обусловленности поведения героя во многом определяет эстетику худ систем, и отделяет античность от средневековья, средневековье от Возрождения, Возрождение от Просвещения и классицизма, классицизм от романтизма, романтизм от реализма. Конкретно-историческая сторона творческого метода, лежащего в основе худ систем, – принципы обусловленности поведения персонажа – это и есть идеология, к-ая предстает в духовно-эстетических категориях (пафос): идеология оценивается как героическая, сатирическая, трагическая, идиллическая, юмористическая, драматическая, ироническая. Одним из самых основных принципов познания мира – это обусловленность, управляющая поведением человека, определяющая подбор его ценностей. Природа обусловленности и составляет основу конкретно-исторической специфики метода. Именно эта сторона метода организует то, что мы традиционно называем тематикой и проблематикой. Именно природа обусловленности поведения человека определяет соотношение в структуре лит героя. Конструктивный принцип построения персонажа одновременно выражает и его личностную суть, эстетическое и этическое в худ структуре персонажа неразделимы. Следовательно, познать эстетическую сущность персонажа – означает познать его личностную сущность.Когда мы говорим о природе обусловленности поведения личности персонажа, то мы как бы забываем о личности автора. Ведь, внутренняя логика развития персонажа, особенно в реализме, как бы независима от воли и желания автора. Персонажи следуют логике характера даже вопреки авторской воле. Широко известны примеры «непослушания» героев: например, случай с пушкинской Татьяной, когда она, по словам автора, неожиданно для него «взяла и вышла замуж». Вместе с тем метод, реализующий концепцию личности, реализует личность не только персонажа, но и автора. Дело в том, что конкретно-историческая сторона метода включает в себя не просто принципы обусловленности поведения героя, но и принципы, воспроизведенные автором. Мы помним, что принципы поведения героя придуманы не автором, а подсказаны самой жизнью. Но для начала эти правила надо увидеть, осмыслить и воплотить; и сам отбор именно этого характера свидетельствует о приоритетах автора. Поэтому «обусловленность, управляющая поведением человека» относится к герою, за которым непременно стоит автор.

18. Творческий метод как целостное средство Основной стратегией худ типизации явля- ется метод в его двух ипостасях. Метод имеет отношение к самому сущностному ядру личности, это своеобразное "первое" проявление сущности личности или, если угодно, сущность второго порядка. Вначале необходимо устранить терминологическую неопределенность, из-за которой царит невообразимая путаница, и откорректировать объем содержания термина "метод". Чаще всего под методом разумеют принципы "практически-духовного освоения жизни", "принципы, на основе которых содержание реальной действительности претворяется в собственно худ содержание"*. В этом случае метод — конкретно-историческая, стадиально- индивидуальная сторона содержания, иначе говоря — исторически конкретные принципы типизации личности. Однако метод, как будет показано в дальнейшем, имеет и историко-типологическую сторону.Вопрос о творческом методе представляется гораздо более сложным по сравнению с тем, как он отражен в существующей литературе. В упоминавшейся уже монографии В. И. Тюпы речь, в основном, идет об историко- типологических (а не стадиальных) "модификациях худо- жественности" — таких как героика, сатира, трагизм, идил- лия, юмор, драматизм, ирония (комическая, трагическая, саркастическая, романтическая). И это совершенно справедливо: перед нами действительно трансисторические типы художественности ("модусы художественности", по авторской терминологии). Очень убедительно выводится "генетическая формула" "модусов", наследуемая авторами, направлениями, эпохами. Природа этого литературно- генетического кода обнаружена в различных соотноше- ниях "личного" и "сверхличного" (сохранена авторская терминология), кот при всем своем конкретном многообразии могут быть сведены к нескольким основным типам (героике, сатире и т. д.). Творческие методы – самая общая платформа, а не манифестированная программа (а с классицизма уже манифестированная). Диалектика худ.системы и творч.метода заключается во все более усложняющихся формах проявления последнего (особенно начиная с эпохи реализма). Методологическая творческая оснастка накапливается веками. Освоенные методы, приемы преломляются, модифицируются. Писатели XXв -реалисты, модернисты, постмодернисты- прошли школу и классицизма, и романтизма, и психологического реализма. Метод  – форма проявления и одновременно стратегия воплощения концепции личности, осн. стратегия худож. типизации. Метод воплощает концепцию личности, с 1 стор. посредством проблематики и тематики, организуя их на основе конкретно-истор. принципов обусловленности поведения личности и в свете определенной пафосной установки; с 2 стор. – п Три главных творческих принципа Георгия Товстоногова.
1. Отказываться от первой идеиПервый пришедший в голову замысел – штамп, от которого нужно избавляться.Первое видение чаще всего бывает банально, оно подвержено первому попавшемуся представлению и находится во власти штампа, потому что первое видение всегда лежит на поверхности.
2. Искать идеальное решениеНеобходимо сознательно не ограничивать фантазию возможностями реализации и поначалу думать только об идеальном решении«
3. Питать фантазию информацией. Единственный способ свернуть с пути банальных ассоциаций и фантазий – изучить реальную жизнь и в ней искать стимулы для воображения
Быт — это толчок, к-ый дается фантазии. Посредством иных по своей природе стратегий худ. типизации – рода, метажанра и, отчасти, жанра.


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 239; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!