Тип – это воплощение в персонаже какой-то одной черты, одного повторяющегося свойства.



Понятие «типизация» включает в себя процесс создания целостной картины мира, явл основой процесса творчества. Писатели осознают, что типическое есть не копия реальной действительности, а худ обобщение.

 

Специфика моделирующего(худ) сознания

Лит-ра  совмещает 2 способа позна­ния, присущих человеку, а именно: образно-интуитивный, базовой формой кот явл образы (символы), и абстрактно-логический (базовая фор­ма - понятия). Это значит, что непременным условием адекватного осмысле­ния лит-ры выступает способность к совмещению разных культурных яз-ов. И все же научная принципиальность требует недвусмысленной определенности; лит-ру в качестве продук­та моделирующего сознания можно познавать единственно при помощи сознания рефлектирующего. Иные пути постижения, такие как интуитив­ное вчувствование. сопереживание, явл всего лишь вспомогатель­ными моментами научного дискурса, и если вести речь об ответственной научной теории, то мы вынуждены, называя веши своими именами, ра­ционально-логически «обнимать необъятное»: познавать целостность как бесконечную системность, отдавая себе отчет в относительности такого познания. Худ тв-во- доминанта мышления смещена к образно-интуитивному полюсу . Познание худ творчества – к абстрактно-логическому.

Идеологическая природа эстетических отношений

Конкретно-историческая сторона творческого метода, лежащего в ос­нове худ систем, - принципы обусловленности поведения персонажа - есть не что иное, как идеология, к-ая оценивается в кате­гориях духовно-эстетических (генерализующая, родовая категория - па­фос); идеология оценивается как героическая, сатирическая, трагическая, идиллическая, юмористическая, драматическая, ироническая. Допустимы также всевозможные комбинации и сочетания видов пафосов - но с не­пременной эстетической и идеологической доминантой одного из них.

Итак, в искусстве мы имеем дело с идеологией и ее пафосной оценкой {утверждением либо отрицанием). Поскольку именно идеологически ут­верждаемая (или отрицаемая) концепция ценностей определяет эстетиче­ские особенности той или иной худ системы, можно сделать вывод о том, что искусство фиксирует, отражает различные духовно-исторические программы, порожденные общественными потребностями. Эти программы констатируют очередной момент некоего духовного рав­новесия с культурной средой, баланса и относительной гармонии как ре­зультат энергично предпринятых приспособительных мер: изжившие себя идеологемы устаревают, отбрасываются, а на смену им приходят новые идеологии с немереным оптимистическим потенциалом. Тогда-то и про­исходит обновление искусства, смена худ систем - и не толь­ко худ, конечно: идеологически обновляются и приводятся з идеологическое соответствие все грани общественного сознания.

Ясно, что люди предпочитают различные типы и виды искусства в за­висимости от собственной личностно-духовной ориентации. Феномен лю­бимого художника (писателя, композитора, живописца и т. д.) - это фено­мен пс ихо идеологической совместимости творца и «потребителя» искус­ства. Искусство представляет различные модели идеологического приспо­собления к реальности - в этом, и прежде всего в этом, заключена разгадка знаменитого, неоднократно описанного явления: эффекта катарсиса, или духовной терапии, сопровождающей восприятие искусства. Личность с очевидной наглядностью легко и просто убеждается в своей «правоте», в «истинности» избранной идеологической системы координат. Искусство может даже обратить в «иную веру», перевернуть представления о мире и т. п. Как никакой иной вид духовной деятельности искусство втягивает нас в культурное пространство, прописывает в нем, делает своим в облюбо­ванной культурной нише.

«Идеологическая» сторона худ метода явл своеоб­разным ключом к творчеству любого художника. Особенно актуален та­кой ключ в отношении представителей словесно-худ творче­ства, где идеология часто облечена в словесные формулы, максимально адекватные любой сколько-нибудь развитой идеологии (поскольку слово -инструмент мысли). Очень многие художники последовательно воплоща­ли устойчивое мироощущение, которое не претерпевало существенных изменений на протяжении всей творческой жизни; есть художники, про­шедшие в своем творчестве ряд этапов, каждый из которых отмечен сме­ной метода и стиля. Однако и в этих случаях можно говорить о приори­тетной идеологии, о мировоззренческой доминанте, наиболее продуктив­ной для данного типа творческой личности. Некот художники ассо­циируются с теми явлениями, изображению которых они посвятили свои произв, до такой степени, что становятся символами определенного отношения к этим явлениям, «именами нарицательными» («тоже мне Го­голь выискался»). Привычными, даже расхожими стали «эстетические» характеристики наподобие следующих: певец печали, сатирик, знаток на­родной жизни, юморист, сказочник, рыцарь «чистого искусства», автор героических (трагических и т. д.) произв, глашатай революции, просветитель, классицист, романтик, писатель-большевик, представитель потерянного поколения, родоначальник антиутопии - продолжать можно очень долго. Все это так или иначе явл идеологической маркировкой художника.

В нашем сознании закрепляется идеологически окрашенный имидж классиков, часто овеянный легендами и мифами. Вот некот примеры. Лермонтов - романтик, трагико-иронически оценивающий «порывы ду­ши» наиболее значительных своих героев. Гоголь — сатирик («Ревизор»), однако в лучших своих прозаических произвх («Шинель», «Мерт­вые души») он предстает куда более неоднозначным «судией», выставляя «бездушие» мира в трагико-ироническом свете. Тургенев, либерал и мис­тик, тщательно исследует сильные и слабые места передовых идеологий,персонифицируя их в ярких, противоречивых личностях своих персона­жей. Толстой активно развенчивает прагматически-рациональное начало в человеке, противопоставляя ему совестливую душу, трогательно непро­свещенную и этим спасшуюся (причем противоречия эти не схематизиро­ваны, а даны в живом единстве). Культ иррациональной души, Целостный анализ отвергает принцип идеологической зависимости исследователя, противопоставляя ему принцип объективного научного рассмотрения. Подчеркнем: речь идет не о творчестве и о произвх искусства, а об их рациональном, аналитическом рассмотрении. Худ тв-во и его соответствующая продукция или результат -идеологичны по определению; научный же анализ худ фено­менов - внеидеологичен по сути (а не по декларациям), по основопола­гающим исследовательским установкам.

Иронические стратегии худ типизации в XX веке стали идеологическим фундаментом для модернизма и постмодернизма. И в эстетическом, и в мироззренческом плане это стратегии, ведущие в нику­да. Тотальная ирония в постмодернизме закономерно привела к отрица­нию «Больших Идей» (ироническое выражение Набокова), затем к отри­цанию личности и, наконец, к формалистическому тупику.

 11. Стр-ра эстетического сознания.
Эстетическое сознание - одна из древнейших форм. В своем развитии в процессе исторического становления оно прошло путь от прахудожест-венного чувственно-эмоционального отражения явлений до сложнейшего эмоционально-интеллектуального воспроизв всей духовной пара­дигмы индивидуального (и общественного) сознания. Современное искус­ство полномочно ставить и решать практически все вопросы духовного самоопределения личности в мире. При этом эстетическое сознание не подменяет научное, а дополняет его.

Вертикаль:Эстетическое-нравственное-нравственное-религиозное-правовое-политичнское-экологическое-научное- философскоеГоризонталь: полюс психики -философское-научное-идеологизированное-обыденное-психологический уровень-отношения полюс сознания

Феномен взаимопроникновения форм общественного сознания друг в друга позволяет понять, почему небольшие худ произв могут стать «энциклопедиями жизни», почему они оперируют суммами смыслов. В то же время очевидна несводимость одной формы к другой, суверенность выделенных форм. Следует особо обратить внимание на то, что эстетическое сознание со­седствует с нравственным. Мир межличностных отношений актуален для искусства с момента его зарождения. Исследовать личность (главная задача искусства) - значит исследовать закономерности ее формирования. А фор­мируется личность всегда во взаимодействии с другими личностями. Для того чтобы адаптировать схему под задачи нашего исследования, обратимся к идее спектра, т. е. постепенного перехода от полюса к полю­су. Если вычленить (условно) эстетическое сознание и расположить внут­ри него основные виды искусства - по степени нарастания рационализма, точнее, разумного начала, - то мы получим следующую схему. Полюс психики------ прикладное искусство, танец, музыка, архитектура, скульптура, живопись, лит-ра------полюс сознания

Литературу как вид искусства также можно разложить в подобном же спектре: от лирики — к эпосу. Эпос, в свою очередь, также являет собой спектр, на одном полюсе которого лироэпические поэмы, на противоположном — философско-аналитическая проза. "Спектральному анализу" по различным исходным основаниям можно подвергнуть любое течение, направление, тенденцию.

ОСОБЕННОСТИ ЛИТ-РЫ КАК ВИДА ИСКУССТВА Во-первых, лит-ра глубоко раскрывает душу человека и воздействует на её. Лит-ра стремится сохранить внутренний мир человека, его духовность. Литературные памятники – это памятники словесного искусства, а слово, как мы говорили ранее, это носитель и хранитель духовности.Во-вторых, лит-ра всегда отражает морально-этические нормы жизни государства, эпохи, народа. В литературном произв решаются важные философские и социальные проблемы общества.В-третьих, главной особенностью лит-ры явл то, что образный язык произв соответствует нашему языку. И в то же время переносит нас в иной, созданный автором, нереальный мир. Сила мысли, заключенная в слове, помогает заглянуть в суть вещей и явлений жизни. Основной чертой лит-ры явл степень жизненности образов, героев, описываемых событий и действий. В-четвёртых, лит-ра явл главным видом искусства ёще и потому, что другие виды искусства имеют литературную основу: кино, телевидение, театр, балет, эстрада.


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 192; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!